Чемпионат России 2017 года по ловле рыбы спиннингом с лодок, прошедший в первых числах октября на Волгоградском водохранилище в окрестностях города Саратов (туристическая база «Подсолнух» и прилегающая акватория в 22 квадратных километра), собрал 42 команды (соответственно, 84 экипажа и 168 спортсменов) из многочисленных регионов Российской Федерации.

Готовиться к чемпионату наша команда «Одиссей», представлявшая Ставропольский край, начала задолго до его проведения, так как никто из нас в тех местах никогда не ловил. В интернете мы изучали историю проведения рыболовно-спортивных мероприятий, читали отчеты о рыбалках и обсуждения на форумах. Перелопатив много разнообразной информации, мы понимали, что нас ожидают как разноплановые джиговые места, так и большое количество заросших мелководных участков, где обитает щука. Пока не закрыли зону соревнований, мы решили организовать экспедицию для ознакомления с водоемом, и благодаря финансовой поддержке «Мира рыболова» экипаж Тополов — Мадюкин немногим более чем за две недели отправился на предварительную тренировку.

Знакомясь с водоемом, мы много передвигались и пытались заглянуть в каждый уголок. На мелководьях щука исправно реагировала на колеблющиеся блесны, но размер ее оставлял желать лучшего. Было ясно, что в траве уловы во время чемпионата в среднем будут составлять 8–10 килограммов и только при наличии «бонусов» можно будет рассчитывать на 15 килограммов. Тугорослая «травянка» не могла конкурировать с «рельефной» рыбой, уловы которой могли достигать 20–30 килограммов. С наскока на рельефе нам не удалось найти рыбу, и поиск джиговой щуки было решено отложить до тренировок непосредственно перед чемпионатом. На предварительной же тренировке были определены приманки, на которые щука реагировала лучше всего — это были колеблющиеся блесны Kuusamo Räsänen.

Когда рыба переставала обращать внимание на «железо», воблер Jackall Magallon на легком твичинге оживлял щуку, и она с новой силой начинала хватать искусственные приманки.

Во время предварительной тренировки было еще по-летнему тепло, травяные заросли изобиловали кормом; щука держалась в камышовых плавнях, и основная ловля проходила возле уреза камыша, но в пик активности «травянка» охотилась на расстоянии до десяти метров от мест стоянок.

Двухнедельный «период тишины» пролетел быстро, закончились последние сборы, и вот уже рано утром 1 октября команда Ставропольского края выдвигается на Чемпионат России. Два автопоезда стремительно движутся по автодороге Е40 в сторону Саратова. Экипаж Кривцов — Чепуштанов буксирует «Волжанку Legend Fish 46» с семидесятисильным мотором (общая масса — немногим менее полутонны) автомобилем Hyundai Accent, а экипаж Тополов — Мадюкин за ними тащит пикапом L200 рыболовную «Волжанку» на прицепе «Атлетик».

Честно сказать, Волгоградская область в свое время запомнилась ужасным состоянием автомагистралей, но теперь нас порадовали новые шоссе, и через десять часов наши автомобили вкатились на территорию туристической базы «Подсолнух».

В этот раз чемпионат представлял собой настоящий «рыболовный марафон»: пять тренировочных дней и два соревновательных. Целая неделя поиска рыбы и тактической работы, именно работы, чтобы по окончании тренировок принять единственно правильное решение. График у нас был напряженный, так как на этой акватории мы выступали впервые. Разместившись в гостинице, поужинали и рано легли спать, чтобы отдохнуть после дороги, набраться сил перед «марафоном», и встали не так рано. Но к десяти утра наши «волжанки» уже стояли у причала.

Для тренировочного процесса было приготовлено пять удилищ разного типа: два Norstream Dynamic III DYS-682MMH (твичинговые); ART Custom Rods MBR 705-1, собранное на бланке North Fork (джигово-твичинговое); Norstream Dynamic F1 DYFS-762M (джигово-твичинговое) и Norstream Gravity GRS-812M (джиговое). Эти модели полностью перекрывали диапазон наших потребностей по проводке приманок и были способны справиться с крупным трофеем как при джиговой ловле, так и при ловле на заросших мелководьях.

После короткого совещания и представления зоны турнира экипажу Кривцов — Чепуштанов ребята все же предпочли провести свободную тренировку и ознакомиться с акваторией самостоятельно. Мы же с Василием решили не выходить в наработанные точки, а заняться поиском рыбы в неизученных местах. На мелководьях в этот день щука еще активно интересовалась колеблющимися блеснами, но ее интерес к быстро движущимся приманкам снижался с каждым днем). Наш второй экипаж, знакомясь с нравами волжской щуки, на мелководьях ловил ее бессистемно; им даже удалось поймать джиговую рыбу, правда, некрупную.

Вечер после тренировки мы провели вечером «дома», то есть в коттедже, где жили вместе с вологодскими «легионерами». Наш «домашний очаг» был похож на улей; как мотыльки слетаются на свет, так шли к нам гости, и вечерами было шумно. Это на воде мы соперники, а на берегу — друзья. Сидя за столом, мы ужинали, пили чай, точили крючки, делились с друзьями новостями, радостями и печалями. Чуть ли не каждый гость приносил очередную утку о поимке щуки «величиной с ногу». В действительности, «джиговые рыбы», конечно, попадались, и во время соревнований кому-то должны были «ввалиться бонусы» (забегая вперед, скажу, что в первом туре так и получилось). В завершение каждого вечера тыкали пальцами в карту, делились впечатлениями о прошедшей тренировке.

Поскольку интерес к колеблющимся блеснам у щуки стал пропадать, на следующий день оба экипажа были заняты мелководьями и подбором приманок. Jackall Magallon был неоспоримым лидером, щука жадно атаковала его, и практически каждый раз примака оказывалась у нее глубоко в пасти.

На рыболовной палубе «Волжанки» были раскрыты многочисленные коробки с поверхностными приманками, но в данной ситуации по реализации с Magallon' ом не мог поспорить ни один воблер. Зато в процессе тренировки была найдена еще одна приманка, которая не оставляла равнодушной щуку, и это была вращающаяся блесна Mepps Lusox №3.

В конце второго тренировочного дня мы заметили, что все спортсмены игнорируют один из участков акватории, и появилась мысль, что полезно иметь укромное, никого не интересующее место с рыбой. Этот участок, местами сильно заросший роголистником, имел глубину 0,2–1,5 метра. Предчувствие нас не подвело, там, действительно, оказалось немало рыбы, но и браконьерских сетей стояло множество. Осмотревшись, мы с Василием поспешили удалиться, решив на следующий день провести «зачистку».

На берегу нас ждали новые сплетни о поимках крупных рыб; таких «новостей было не счесть», и разлетались они очень быстро. Нас этим было не пронять, мы занимались своим делом, но очередной день было решено посвятить джигу. Предварительная тренировка дала команде общее представление о рельефе водоема, но утром третьего дня экипажи начали тренировку по собственному «свободному» плану. За этот день было «перепахано» немало интересных мест, но результат был неутешительным. Экипаж Кривцов — Чепуштанов сумел поймать одну джиговую рыбу весом около килограмма, а Тополов с Мадюкиным закончили день с нулем. В конце дня мы с Василием в порядке подготовки поля битвы очистили «укромное место» от браконьерских снастей. В этот вечер мы выдрали больше десятка пятидесятиметровых сетей, на каждой из которых были бирки: Иванов, Петров, Сидоров и еще кто-то, уже не помню. «Респект» рыбоохране, ее работа в том месте поставлена на широкую ногу, и все это на деньги налогоплательщиков.

Вечером за кружкой чая было решено, что четвертый тренировочный день каждый экипаж проведет по собственной программе, как он посчитает нужным. Ребята грезили поимкой «толстой рыбы», а мы с Василием верили в траву. Каждый член команды готов был лечь костьми ради общего дела, и для подведения итогов тренировочных дней нам нужно было собрать как можно больше фактов.

Утром четвертого дня погода ломалась на глазах, с юга раздувался свежий упористый ветерок. Виталий и Максим предпочли смешанную тренировку «джиг — трава», и в тот день им все же удалось поймать неплохого судака.

Мы же с Василием выбрали «траву». В тот день в сорок шестой «Волжанке» мы были втроем, с нами был судья Александр Круковский. Саше было интересно, как мы тренируемся, как работаем шакаловским «Магаллоном» на «меляке», о котором рассказывали тем, кто нас хотел слышать в вечерних беседах. Спозаранку мы скрылись от глаз соперников в одном из заливов и стали сплавом облавливать мелководье, где и наткнулись на приличную концентрацию рыбы. Щука стояла в окнах на большом расстоянии от камышовых плавней. Мы не пытались поймать рыбу, лодку быстро подгоняла свежая волна, но щуки одна за другой взаглот хватали «Магаллона» и его младшего брата «Tiny Magallon».

Круковский быстро подхватил ритм легкого твичинга и сумел поймать свою щуку. За один скоростной проход мы поймали достаточное количество рыбы. Поклевок было много. При установке лодки на якорь и тщательном облове места можно было легко «закрыться» зачетной рыбой в течении часа. Это было важно для принятия решения о наших действиях в туре, но впереди был еще один тренировочный день и нам нужно было взвесить все за и против. Кстати, браконьеры не унимались, и мы уничтожили еще несколько сетей.

У нас оставалась еще одна официальная тренировка, и вечером, готовя удилища к турам, Максим Чепуштанов обеими руками вцепился в North Fork: «Я смогу поймать только этим!».

С улыбкой на лице мне пришлось уступить ему удилище и на официальную тренировку, и на дни самих соревнований. Еще раз внимательно осмотрев бланки и кольца, мы приготовили пару унцовых шестьсот восемьдесят вторых Norstream Dynamic III, семьсот шестьдесят второй Norstream Dynamyc F1 и восемьсот двенадцатый Norstream Gravity, укомплектовав их катушками со шнурами #1.2 Line System Ento Kago PE и Norstream Absolute Game. Почему наш с Василием выбор пал именно на третьи «Динамики» до унции? Дело в том, что, как показали тренировки, заросшие отмели и косы были более предсказуемы, а на них, разумеется, ловить следовало рывковыми приманками. Применять F1 и Gravity предполагалось при «доборе» рыбы разнообразными приманками. Этим вечером мы долго не спали, но решили не досаждать друг друга разбором прошедших тренировок; выводы было решено перенести на следующий вечер.

К утру пятого дня южный ветер набрал силу и при порывах достигал 15–18 м/сек. На официальной тренировке больше катались, просматривая зону. С коренной Волги накатывала крепкая волна, но для «Волжанки Legend Fish 46» это волнение не было критичным, лодка без труда проходила волну за волной на полном газу и легко маневрировала в штормовых условиях. Волжская волна поднимала муть на мелководных косах и гнала ее в заливы, где были перспективные места. Появились сомнения: если ветер не стихнет и вода станет очень мутной, то рыба может сместиться или просто отстаиваться до прихода лучших времен. Мы с Василием предположили, что при такой обстановке может проявить себя глубинная рыба, а с мелководьями могут возникнуть проблемы. Однако, покатавшись по тихим заводям и поймав несколько щук, в десять часов мы уже пришвартовали лодку к причалу. Виталий с Максимом еще долго тренировались, а мы тем самым временем готовили нашу лодку к первому туру.

В ночь перед первым туром метеорологи прогнозировали шквалистый ветер со скоростью более двадцати метров в секунду, но в первые утренние часы буря должна была стихнуть, и по завершении официальной тренировки на совещании капитанов команд судейской бригадой было решено перенести старт на 10.00 (шаг навстречу участникам чемпионата) и не запирать соревнующихся в запасной зоне; судьи, большей частью тоже спортсмены, понимали, что стесненные условия не пошли бы участникам на пользу.

Вечером фишки по карте уже не двигали. У нас было несколько мелководных мест с высокой концентрацией рыбы, которые решили оставить на всякий случай, а первый день отыграть на одной площадке двумя экипажами. Утром решили сделать ход конем и начать ловлю с близлежащих мест, недалеко от старта.

Вечером разыгрался настоящий шторм с ветром 21 м/сек, который гудел в проводах и кронах деревьев. Утро перед стартом было долгим и беспокойным. Планы на тур решили не менять, а в случае форс-мажора действовать по обстановке. К десяти часам команда была на старте и готова была ринуться в бой, но жребий был не совсем удачен: экипаж Тополов — Мадюкин стартовал где-то в середине, а Кривцов — Чепуштанов и вовсе в последних рядах. Старт получился не быстрым, экипажи, проходя по коридору, стартовали поодиночке.

Начав ловлю с камышовых плавней, мы их вскоре покинули, успев поймать пять рыб, которые, хотя и были зачетными, не отличались большим размером. Виталий с Максимом немного отставали, но, не стоя на месте, «шерстили» камышовые джунгли. А нас с Василием в это время «Волжанка» несла к заветному местечку. При подходе к нему мы обнаружили, что вода сильно замутнена, и забеспокоились, но волнения наши оказались напрасными: чем ближе мы приближались к камышовой стенке, тем вода становилась светлее. Стали ловить сплавом, прошли более ста метров, и в шестидесяти метрах от камышовых плавней над ковром травы увидели первую поклевку.

Встав на якорь, мы приступили к тщательному облову участка. Трава поднималась здесь высоко, и мы использовали воблеры Jackall Tiny Magallon, которые рыба атаковала на каждой третьей-пятой проводке. Через некоторое время мы приблизились к камышу на дистанцию заброса и обнаружили, что там уже есть возможность ловить на большой Magallon и на Mepps Lusox. Щуки одна за другой выходили из камыша, и если они промахивались по «Магаллону», мы тут же добирали их вращающейся блесной.

Ловля получалась ошеломляюще скоростной, и вскоре нами был вызван второй экипаж. Пока сорок шестая «Волжанка» под семидесятым мотором на всех парах несла коллег с другого конца зоны к нашему месту, мы с Василием успели поймать еще несколько рыб. Виталий с Максимом быстро «закрылись» здесь рыбой и теперь питали тщетные надежды на поимку «джигового бонуса», но через некоторое время все же продолжили ловлю на мелководье и до конца тура успели поймать еще несколько щучек, из которых можно было выбрать что-то для взвешивания. Мы же с Василием, подготавливая места ко второму туру, немного укрупнились.

На взвешивании в тот день присутствовала джиговая рыба, с которой наши уловы не могли конкурировать, а у некоторых экипажей были и «травяные» бонусы. По результатам взвешивания экипаж Тополов — Мадюкин занял девятое, а Кривцов — Чепуштанов — четырнадцатое место в турнирной таблице, и по промежуточному результату команда Ставропольского края вышла на третье место. Неплохо! Команда у нас с историей, и командная игра всегда была для нас превыше всего.

Вечернее совещание было нервным, все понимали, что мы в шаге от пьедестала и что завтра нам нужно отыграть так же стабильно, причем результат должен быть выше сегодняшнего. А на завтра обещали штиль, так что джиг мог и не сработать. Наконец, на базе «Подсолнух» воцарилась тишина. Команды готовились ко второму туру, и двор опустел.

На рассвете, сложив руки в единый кулак, мы пожелали друг другу успеха. Все шло, как по накатанной дорожке, наши «волжанки» несли нас к заветному месту, где мы вчера успешно отловились командой, но там нас ждал неприятный сюрприз: после нескольких забросов выяснилось, что вдоль камыша стоит сеть. Еще ночью ветер стих, уровень воды упал сантиметров на 30–40, и рыба, инстинктивно ринувшаяся из плавней, уткнулась в браконьерскую снасть. Нашему негодованию не было предела!

Продолжать ловлю здесь не имело смысла. Перебрались мы было на близлежащее рыбное место, которое пришлось делить с одним из экипажей соперников, но соперничество на мелководной точке — это не дело, частые передвижения нескольких лодок пугают рыбу. Потратили мы на все это около часа… В общем, утро получилось провальным. У нашего второго экипажа — три рыбы, у нас с Василием — четыре. Катастрофа!

Оставив Виталия с Максимом добивать точку, мы ушли в поиск. Перемещаясь по акватории, мы заглядывали в заливы и на отмели; очень много было мест с мутной водой. Кривцов с Чепуштановым тоже начали поиск. Время подходило уже к середине тура, когда «Волжанка» под пятьдесят вторым номером зашла в один из заливов, где у нас еще на предварительной тренировке была отмечена точка. И тут мы с первого заброса ловим щуку. Потом еще одну. Понимая, что не достаем до рыбы, мы с Мадюкиным входим в хвост залива, отбитый редким камышом, и устанавливаем лодку посередине зеркала чистой воды. Место тут заросшее; время от времени рыба выходит из зарослей травы посмотреть на происходящее и жадно атакует «Магаллона».

Погода стоит безветренная. Решив использовать неогруженный Lusox, Василий взял в руки Gravity GRS-812M и засомневался было, что блесна полетит, но при забросе прогрузившийся бланк удилища катапультировал приманку на приличное расстояние, и щука не заставила себя долго ждать, тут же атаковав «Меппс».

Ловля была очень напряженной. Виталий с Максимом рыскали где-то неподалеку, и мы решили провести рокировку. Оставив ребят в заливе, мы с Василием занялись поиском мест на случай форс-мажора; через некоторое время второй экипаж сообщил, что они загрузили в лавел двух щук и еще были выходы на Magallon. Вскоре неподалеку было найдено место с активной рыбой, и, оставив его, мы с Василием решили попытаться «укрупниться», что нам и удалось. Правда, рыба приличного размера попадалась не так часто, и приходилось немало перемещаться, чтобы поймать что-либо стоящее.
После очередного сеанса связи у нас немного приподнялось настроение: у ребят было уже восемь приличных рыб.

До финиша мы с Василием решили больше не отвлекать Виталия и Максима от ловли и в поисках счастья странствовали по камышовым дебрям.
Для меня взвешивание прошло скомканно, этим вопросом занимались Максим с Василием, а мы с Виталием слиповали катера и собирали снасти. Урывками до нас доходили сведения об уловах, говорили, что джиг во втором туре не сработал, да и многие лидеры провалились. Экипаж Каламацкого выступил сильно, но другой экипаж из Краснодара оказался не на высоте, и я понимал, что мы их обошли в командном зачете, но подведения итогов еще не было, поэтому делать какие-то выводы было рано.

Через некоторое время, когда я уже зачехлял лодку, ко мне подошли ребята и стали поздравлять с «золотом», кто-то сказал, что мы с Василием третьи в личном зачете; от волнения у меня покатились слезы. Тяжело, очень тяжело, в психологическом плане, дался мне этот чемпионат, да, впрочем, и всей нашей команде.

В заключение, хочу поблагодарить всех членов команды за слаженную игру; Василия Мадюкина — за понимание, трудолюбие и самоотверженность, Виталия Кривцова и Максима Чепуштанова — за терпение, настойчивость и стремление к победе в любых ситуациях. Вы — настоящая команда!
Благодарю людей, которые верили в нас, болели и поддерживали нас в трудную минуту.
Благодарю компанию Абсолют Марин (г. Самара) с торговой маркой «Волжанка», компанию «Мир рыболова» (г. Москва) с торговыми марками Norstream, Jackall, за то что они весь этот год были с нами, за огромное терпение, за техническую и финансовую поддержку.
Благодарю Федерацию любительского и спортивного рыболовства Ставропольского края за оказанное доверие.
Благодарю Федерацию рыболовного спорта Саратовской области за отличную подготовку Чемпионата России.

Поздравляю всех призеров Чемпионата и говорю спасибо за честную и сильную игру.