О том, что народ ловит рыбу со льда, после того как, спали морозы за тридцать градусов, я слышу уже две или три недели, но все ни как не мог вырваться. Позор мне, в этот сезон твердой воды я еще ни разу не был на льду. Кто-то ловит со льда плотву, не крупную, но довольно весело. Кто-то ловит окуня, тоже в принципе размер не велик. У жерличников, дела немного хуже. А кто-то ловит карася со льда, да да, унас не плохо ловится карась зимой, вопреки учению Сабанеева Л. П. Но все эти рыбаки не дома, не давят диван и не сверлят взглядом телевизор. Счастливые.

В пятницу, созвонившись с Серегой, в ультимативной форме, предлагаю съездить на лед. Серега пытается мне возражать, мол, я ни разу в жизни не ловил со льда, холодно, сыро, да и снастей у него нет. Но я, как многие знают, умею быть убедительным. Серега соглашается. Предлагаю выехать на пруд расположенный не далеко от поселка, но в России. Из рыбы там имеется плотва, окунь, щука, ерш. Тактику предлагаю следующую: ловим плотву, параллельно ставим жерлицы на щуку. На том и порешили, назначив выезд на воскресенье.

В субботу, в обеденное время, раздается звонок. Серега возбужденным голосом, рассказывает мне, что кто-то, на пруду под названием Белый, в соседнем районе, наловил карася, аж 16 килограмм. Объясняю напарнику свою позицию — это платник, на платники я принципиально не езжу, потому как, не вижу справедливости в том, что бы платить деньги за карася, которого в этот водоем ни кто не запускал. Серега начинает приводить какие-то доводы, совершенно лишенные смысла, но я вижу, что спорить себе — дороже. Соглашаюсь.
Субботний вечер был посвящен настраиванию удочек для ловли карася со льда, в закрытом водоеме, где нет течения. Для этой ловли я применяю два варианта удочек.

Первый вариант, это стационарная зимняя удочка, по типу «кобылка», имеющая запас лески диаметром 0,08 мм или 0,1 мм, длинной метров 15, оснащенная поплавком и некрупной мормышкой, называю я их «поплавчанки». Соотношение системы поплавок-мормышка подбираю так, чтобы скорость погружения поплавка составляла 2-3 см в секунду, в общем, чем медленнее — тем лучше. При такой огрузке, поплавок компенсирует вес мормышки и карась пробуя насадку, веса мормышки не чувствует, соответственно надежнее берет наживку. Поклевка регистрируется по подъему или уходу в глубину поплавка. Мормышка в этом случае, всегда лежит на дне. Как вариант, когда карась питается не со дна, можно привязать на основной леске, короткий поводок с мелким крючком, на расстоянии 10-15 см от мормышки. Но я такие оснастки не люблю, путаются, за нижнюю кромку льда цепляются, случаются потери рыбы именно из-за этого поводка, меня это раздражает.
Вот для таких случаев, есть у меня второй вариант удочки.

Второй вариант, это стационарная удочка, фабричного производства со встроенной катушкой, имеющая такую же, как и в первом варианте, леску, но оснащенную кивком и мормышкой, называю я их «кивковки». Соотношение системы кивок-мормышка подбираю так, чтобы скорость подъема кивка при подъеме мормышки, составляла 3-4 см в секунду. В этом случае, кивок компенсирует вес мормышки. Регистрация поклевки происходит по подъему или по опусканию кивка. Мормышка в данном варианте висит в 10-15 см от дна. Как вариант, когда карась очень осторожный, можно вместо мормышки, использовать обычный мелкий крючок, а на расстоянии 10-15 см закрепить дробинку. Но я и такие оснастки не люблю — как правило, в этом случае карась очень глубоко заглатывает крючок, и вытащить его очень тяжело, теряется время, и тоже раздражает.

В общем, коротая время, собрал я четыре удочки для себя, две поплавчанки и две кивковки, и три поплавчанки для Сереги, с поплавком учиться проще.

Ночь перед рыбалкой, длилась вечно. Пытался поспать, удалось вздремнуть не более полутора часа. Оголодавший до эмоций без рыбалки мозг, рисовал картины поклевок с пляшущими поплавками, бурного вываживания огромных рыб, необъятные ледяные просторы. Уверен, что каждый рыбак, читающий эти строки, меня понимает.

Серега подъехал к подъезду моего дома вовремя. Погодка радовала. Густой туман, который опустился на землю с вечера, к утру развеялся, температура воздуха чуть выше ноля, ветра нет, давление почти стабильное. Быстрая погрузка небольшого рыбацкого скарба и мы в пути, благо, что таможню в это раз, мы не пересекаем.

Расстояние до водоема, всего каких-то 40 км, дорога пролетела почти мгновенно, и вот мы у пруда. Подъездов к берегу водоема нет, но замечаем несколько машин, таких же увлеченных рыбаков как и мы, припаркованных в стороне от дороги. Выбираем местечко парковки и останавливаемся. Светает. Легкая дымка негустого тумана, зовет, быстрее отправится на лед. Пока разгружаемся, замечаю группу рыболовов идущих по направлению к месту ловли. Идти туда чуть более километра, да это ерунда. Вещей у нас не много. У меня ящик рыбацкий, бур, да сумка с термосом и тормозком. У Сереги вообще, стульчик и ведро.

Пробираясь по дорожке, проложенной рыбаками, через кусты терновника и зарослей камыша, замечаю, что дорога назад будет лежать через грязь, потому как за день оттает еще сильнее, но это будет потом. Спустившись с прибрежного холма, мы, наконец-то на льду. Впервые, за долгие годы моей рыбацкой жизни, я оказался на льду первый раз в сезоне в середине февраля... Старею, наверное. Вдалеке виднеется скопление рыбаков, нам туда.

Подошли к основной группе рыбаков. Осмотрелись. Замечаю возле одного из рыбаков, кучку из десятка карасей, грамм по 100-150 — значит проклевывает. В самую гущу, этого рыбацкого «базара» лезть не стали, выбрали место, метров десять в стороне от толпы, ближе к середине пруда, и принялись сверлить лунки. Старенький, повидавший на своем веку немало водоемов и различного льда, «ленинградский» бур, оснащенный новенькими барнаульскими ножами, весело и не принужденно вгрызался в лед. Вопреки моим страхам, после месяца морозов под тридцать градусов, толщина льда оказалась всего сантиметров тридцать-тридцать пять. Это радует, быстрее вода откроется!

Показывая и рассказывая напарнику, как нужно сверлить лед и как не нужно, что нельзя делать с буром, я просверлил для себя пять лунок. Отдал Сереге бур. Ревностно и внимательно понаблюдал, как он просверлил для себя первую лунку, и вернулся к своим лункам.

Просверлил я пять лунок в следующем порядке — четыре лунки полукругом, для удочек, и одну по центру, прямо там, где будет стоять ящик, эта лунка для прикормки. За время рыбалок заметил, что если прикормку сыпать прямо в лунку, то на прикормку собирается много мелкого карася и мелкой рыбы — уклейка, плотва, ерш. Если же прикормочная лунка находится в стороне, то в рабочих лунках проклевывает более крупная рыба.

Очистив лунки от ледяной крошки, засыпал в прикормочную лунку прикормку, много не сыплю, зима не лето, и много прикормки может только навредить. Глубина в этом месте не большая, около двух метров, поэтому кормушку не применяю, и прямо в лунку опускаю два не плотных шара прикормки, величиной с крупный грецкий орех. В качестве прикормки использую мелкодисперсный подсолнечный жмых (макуху), перемешанный с овсяными хлопьями, которые перемолоты в кофемолке, в соотношении 2 (макуха) : 1 (овсянка). Закончив свои приготовления, подошел к Сереге, критично осмотрел его рабочее место — нормально, толковый ученик!

Подошел собиратель дани, стребовал с нас по полтиннику, и убыл далее пополнять свой кошелек. Мы не сопротивлялись и спокойно расстались с деньгами, знали же куда едем, и что почем. Но были и ярые искатели справедливости, которые до хрипоты в горле, пытались доказать, что деньги собираются незаконно, закончился этот спор милицией, кто победил мне не известно, но эти рыбаки собрались и уехали.

Вернувшись к своим лункам, достал удочки. Отрегулировал глубину спуска, на поплавчанках выставив поплавки так, чтобы они были под водой на глубине 3-4 см, а на кивковках так, чтобы мормышка висела на высоте 10-12 см от дна. Наживил крючки мормышек мотылем, надевая по три-четыре личинки на крючок. Запустил все четыре удочки в лунки. Слева установил коробку с прикормкой, а на ней коробочку с мотылем, черпак, справа, для очистки лунок и пакет для рыбы.

Когда все было готово, осмотрел свое рабочее место и остался доволен, к сумасшедшему клеву готов! Неспешно закурил, сделал затяжку горьковатого дыма, и уставился взглядом на поплавки и кивки. Первая поклевка произошла минут через десять, и я её добросовестно прозевал. Поплавок уверенно всплыл, лег на поверхность воды, на секунду замер и снова ушел под воду, я схватил удочку, подсек, но — увы. Вытащил оснастку, осмотрел наживку, и, убедившись в её целостности, снова запустил в лунку. К следующей поклевке я был готов. Поплавок чуть вздрогнул, пошел в сторону, и короткими рывками стал подниматься вверх, я делаю короткую, только лишь кистью, подсечку, и чувствую на том конце лески сопротивление рыбы. Отбрасываю сторону удильник, и двумя пальцами вываживаю первого в этом году карася. Вот он, момент истины!

Минут через пятнадцать, произошла вторая поклевка, только уже на удочку с кивком, короткая подсечка и очередной карасик у моих ног. Подсадив свежего мотыля на крючок мормышки, запускаю снасть обратно в лунку.

Серега тем временем, пытается подсечь рыбу, но он что-то делает не так, ругается. Подхожу к нему, встаю в стороне, чуть сзади, дожидаюсь поклевки, корректирую его действия. Радость моего напарника, при поимке рыбы, меня всегда веселила, каждая рыба для него как первая, но это было по открытой воде. Радость, которую Серега проявлял при поимке своего первого зимнего карася, да и вообще первой зимней рыбки, была настолько искренней, по-детски яркой и полна эмоций, а мне тоже приятно, ведь это я его научил.

Вернулся к своим лункам. Глянул на часы, время 9-00, по опыту знаю, сейчас клев, должен прекратится. Так и получилось. В течении часа, не увидав ни одной поклевки, пошел искать новое место, где можно пробурить лунки, при этом присматриваясь кто что ловит, и на какой глубине. Проходя мимо одного рыбака, заметил возле него большую кучу карасей, пройдя дальше, и обернувшись, был удивлен, что это женщина! Она лихо тягала из лунок одного за другим мерных карасиков, при том, что вокруг, обурившие её мужики, тихо посапывали, уставившись в свои «мертвые» поплавки. Но это не важно, а важно то, что я заметил — глубина, где рыбачка тягала карасей, составлял чуть больше метра, это важно.

Чем хороши длительные оттепели, так это тем, что очень много свободных чистых лунок, оставшихся от рыбаков в прошлые дни. Используя это, я взял одну удочку и пошел искать глубины порядка метра, и совсем скоро нашел такое место. Опустив снасть в лунку, закурил, но не успел сделать затяжку, как поплавок уверенно пополз вверх, подсечка, и очередной карась у меня в руках.

Перехожу на новое место, запускаю снасть, не кормлю. Поклевки себя долго ждать не заставляют, и очередной карасик у меня в активе. Тихонько зову Серегу переместиться ко мне. Товарищ проинструктирован о сдерживании эмоций, о том, что не нужно интенсивно махать руками при вываживании рыбы, о том, что не стоит разбрасывать рыбу вокруг себя, дабы не привлечь «поджопников». Не торопясь, без лишней суеты, он перемещается ко мне. В течении часа, на новом месте мы поймали по десятку карасей и клев снова затих, видно что-то карасю не нравится, или он постоянно перемещается по водоему. Решаю попробовать обмануть рыбу, внести изменения в наживку. Снимаю старого мотыля, а на его место одеваю одну личинку опарыша, и сверху три-четыре личинки мотыля. Порой это помогает.

Помогло и в этот раз. Клев сразу активизировался, и карасик снова начал радовать своими поклевками. Но не у всех рыбаков было все так радужно, как у нас с Серегой. Некоторые постоянно перемешались, пробуя ловить по многочисленным старым лункам, некоторые мирно дремали, над лунками, и своим храпом разгоняя назойливых ворон. Мне стало жарко, на улице тепло, безветренно, а я постоянно в движении, так как поплавки с кивками, то и дело оповещали меня об очередном подходе рыбы, я снял бушлат, и стало немного легче. Клев конечно не «как из пулемета», но мне заснуть рыба не давала.

От того утреннего «базара», который мы увидели утром, к 12-00 часам, почти не осталось и следа. Вернее народ-то остался тот же, но он рассредоточился по всему водоему в поисках своего карасиного счастья. Некоторые пытались ловить окуня. Это я только сейчас узнал, что на этом пруду немало крупного окуня. Со слов завсегдатаев этого пруда, основные экземпляры матросов, в уловах, достигают веса в 300-400 грамм, но регулярно попадаются особи и по 800-1000 грамм, вот это я опростоволосился, сознательно накануне, выложил балансиры, блесны, чертики и прочую окуневую снарягу. Наука на будущее, ведь много места не занимают и есть, не просят. Увидав представителя администрации водоема, Серега, пошел спросил его о ловле окуня. Оказывается окуня можно ловить бесплатно, а это тема для размышления на следующие выходные. Да и летом со слов «собирателя дани», ловля окуня спиннингом будет бесплатна, они будут только благодарны за вылов «сорной» рыбы!

В общем, сидим мы с Серегой, в центре движущейся массы, человеков с удочками, и потихоньку тягаем своих карасиков.

К 13-00 клев снова стал затихать. Серега, уже освоился с зимней ловлей полностью, и с лихой бравадой выдергивал рыбу из подо льда. Должен признать, хватка рыбацкая у него отличная и учится быстро! После очередного карася, напарник, глянув себе в ведро, и в мой пакет с рыбой, предлагает еще часик, и собираться домой.

В очередной раз соглашаюсь. Клев действительно пошел на убыль, и до его возобновления пройдет еще как минимум 2-3 часа. Рыбки мы подловили, и на пару-тройку сковородок есть у каждого, оскомину по рыбалке сбили, подышали свежим воздухом, на людей посмотрели. В общем, рыбалка удалась.

Как я и предполагал, за оставшийся час мы с Серегой, поймали по паре карасей. Время собираться домой.

Собрали снасти, уложили все в ящик, пересчитали каждый свой улов. У меня получилось 37 карасей, а у напарника 29 карасей. Вроде бы и не плохо, но согласитесь, отдавать полтинник за такую рыбу, по крайней мере, жалко. Меня например, «жаба» душит. Не из-за денег, нет, а из-за несправедливости по отношению к нам, простому рыбацкому люду. Я понимаю, когда берутся деньги за обустроенный водоем. Когда оборудованы прекрасные подъезды к воде, с наличием мест парковки для автомобилей, удобных вымосток, чистой территорией, предоставлением мангалов и дров для костра, когда в водоеме есть в наличии много крупной рыбы, запущенной администрацией водоема, я с удовольствием бы заплатил за свой комфортный отдых. А тут карась, который живет в этом пруду испокон веков, не смотря на все усилия людей его истребить, и гору мусора, как на льду, так и по берегам. И я понимаю и поддерживаю, тех рыбаков, которые спорили с администрацией, но, увы, живем мы в таком государстве. Вы уж извините меня, за такое окончание отчета, но из песни слов не выбросишь.
А рыба есть, она не может не есть, впрочем как и мы, рыбу!

Всем правильным рыбакам ни хвоста, ни чешуи!

С уважением, Сергей Соловьев!