Воспоминания о рыбалке в северной Карелии на одном из красивейших озер с русским названием Пяозеро. На островах много черники, брусники, грибов, комаров. Но главное... Рыбалка в этих местах незабываемая.

В этом году Карелия горит, а буквально недавно была такая красота, что плотно заселенная Европа может только рыдать тихонько в стороне.
Возьму сома и парочку лещей...
Естественно горячего копченья.
К ушице судака, налима и язей,
Плотвичек к пиву и для вдохновенья.
Я с радостью скупил бы оптом всё,
Речную рыбу очень уважаю,
Но к сожаленью, денег столько нет
И времени для жизни не хватает...
Скорее, туда, где ждут кормильцев голодные мошка, комары, а рыба плещется от нетерпенья встречи с нами.

Началось все как обычно. Друзья предложили заполнить пустующее место в обойме экипажа, что один патрон укатился на Черное море с семьей, но не гоже хорошему месту пустовать. И вот мы в пути. Часть экипажа поехала на поезде, другая везла лодки, загруженные скарбом и снастями. И все начиналось отлично, как обычно. Байки, свежие анекдоты, случаи из жизни и последних рыбалок, пока где-то на полпути ось прицепа не стала задевать кочки на дороге.

Если при подготовке к рыбалке или по пути к ней происходит косяк, значит, рыбалка будет суперская...

У нас есть примета «Если при подготовке к рыбалке или по пути к ней происходит косяк, значит, рыбалка будет суперская...» Хуже когда все идет, как по маслу. Тут держи ухо востро. Нежданчик навернёт в самый неподходящий момент. А так, все путём. Ну, неприятно немного. Ну, бензин на исходе. Ну, бьется дышло о кочки, Ну, спать и есть хочется, да так, что и рюмочку пропустить было бы не плохо с устатку. А надо найти сервис или деревенского рукодельника, который бы приварил наши цацки. Волнения были, но все разрулилось в конце концов. Прицеп отпрягли, пару членов экспедиции превратились в часовых, а машина метнулась по дороге в поисках решения проблем. Утром все было на мази.

В назначенное время в назначенном месте все члены экспедиции и местный лоцман собрались в точке Х.
Через какое-то время мы высадились на одном из островов, который станет пристанищем, утомленных цивилизацией путников.

Быстренько, как только можем разгружаем лодки, разбиваем лагерь из нескольких палаток, перекус на скорую руку остатками бутербродов и скорее на воду, чтобы поймать заветного хариуса, сига, окуня, щуку, налима, палию, кумжу или еще что-либо, что бог пошлет.

Ловили мы на каменных свалах в глубину. Места перспективные, но...
Первыми трофеями оказались среднего размера окуни.
В принципе нормально, для вечерней ушицы подойдут и они.

Решили сменить блесну на воблер и пройтись на лодках вокруг островов, попадающихся на пути, облавливая каждую косу, каждую заводь, края вокруг коряжников. И это принесло желаемый результат. Первыми кто оценил смену тактики были щуки. И размер подходящий, откровенных шнурков не было, видимо, они сами прятались от более крупных каннибалов. Через пару — тройку часов мы с компаньоном в лагере приготовили всем участникам по большой тарелке жаренного щучьего филе. Про гарнир к нему никто и не заикнулся.

Даже поводок в торопях не привязали, но все обошлось.
Северные щуки в отличие от желтоглазых Волжских из-под Волгограда и Астрахани все как одна кареглазые.

Кстати, Пяозеро это часть Кумского водохранилища. В нынешнем виде оно существует с 1966 года, тогда в результате постройки плотины на р. Кума, уровень воды в среднем поднялся на 9 м, что привело, в том числе, к затоплению нескольких близлежащих деревень, жители которых были переселены в другие посёлки. По сравнению с соседним Топозером, средняя глубина на Пяозере больше, а вода летом теплее. Максимальная глубина, если верить эхолоту 49 метров. Но рыбы на дне он не увидел, вся стояла в половине и выше. По приезду окунулся в Википедию, она утверждает, что топоним названия финского происхождения. Пяаярви состоит из слов пя́а (фин. pää) — голова и я́рви (фин. järvi) — озеро. Эти слова совпадают по лексическому значению с северным диалектом карельского языка. Таким образом Пяаярви или Пяозеро означает головное, главное озеро, куда впадает большинство рек. Тем оно и интересно рыболовам. Местный житель рассказал, что о времена СССР, когда он был подростком, на нем ставили вертикально сети для промысловой ловли сига. Сиг достигает веса выше килограмма, и у всех рыб был вспорот живот от разницы давления, как объяснял его отец. Сига местные сейчас ловят только зимой на косах. Клюет он не всех, а только у тех, у кого дома водятся рыжие тараканы. Допускаю, что таракан похож на большого бокоплава. И я пробовал насаживать различные имитации из моей нахлыстовой коллекции мух и стримеров и ловил в отвес на глубинах до 20 метров, но все безрезультатно. А когда вернулся в лагерь, мужики радостно хвастались своим трофеем.

Они поймали местную кумжу и не мелкую.
Несколько дней мы лакомились малосолом из той кумжи под чашечку утреннего кофе.
Вкус, действительно, выше всяких похвал.

Отвлекусь на быт. Жили мы в палатках, уху готовили традиционно на костре, а остальное для быстроты и экологичности на газовой плитке.

Палатка кухня.
Была быстросборная палатка баня.
Поднял ее, отставил в сторону, натопил вот какую печь, удалил угли, накрыл палаткой и поддавай парку.
И успевай только в озеро и обратно под купол нырять.
На одном острове нашли вот такой остов походной бани байдарочников. Поставил полиэтиленовый полог и вуаля. Наша получше будет.

К ловле окуня и щуки мы возвращались не раз. Но интересно было поймать именно кумжу. Оказывается парни имели опыт ловли ее на озерах. Оснастка на катере в виде даунриггера и прибамбасов к нему была. Эхолот показывает рыбу, далее следует подобрать глубину проводки, скорость движения и самое главное тот самый воблер, который нравится рыбе по всем параметрам.

Пока подбирали тот самый воблер, ловили щуку с 10 и даже 15 метров. Думаю, она там паста сига, стаи которого показывал эхолот.
Рыбы много, но кто из них кумжа — вопрос.
Вот и нам повезло. Выстрелила вершинка спиннинга и фрикцион запел.
Далее дело рыбацкой сноровки и техники.
Самыми востребованными оказались воблеры с откидывающейся лопаткой. Название не пишу, чтобы не считалось рекламой.
Далее несколько кадров, и если рыба не поранила жабры она обретала свободу.

Самое интересное было впереди. Играя глубиной, в поисках рыбы, мы обнаружили одну закономерность. На глубинах ниже 20 метров начала попадаться палия. Это арктический голец тоже с красным мясом, обитает во многих озерах Швеции, Финляндии, южной Норвегии. На территории России обитает в Ладожском и Онежском, Пальозере, Топозере, Пяозере, Сегозере и других озёрах в Северной Карелии. Крупных особей не было. То ли нам не повезло, то ли он не вырастает до огромных размеров, то ли статистика из пяти рыб оказалась недостаточной. Учитывая ее редкость и краснокнижность, все особи были выпущены.

У него и окрас шкуры совсем другой.
И расцветки приманок он предпочитал ближе к синим и фиолетовым.
Светлые тона он игнорировал, зато при погружении эти воблеры атаковал окунь.

Рыбалка на троллинг добычлива, но меня она не сильно увлекает, и на нижней Волге и тут. На следующий день я взял одноместную лодку и решил половить дорожкой вдоль каменных кос уходящих в глубину. Ну должна там быть моя кумжа, сердцем чувствую. Единственный минус телефон на воде не берет. Если что со мной случится — бензин кончится, мотор заглохнет, винты об камни на мели обрублю и т. д. Найти меня будет не просто. Поэтому я выбрал для облова большой перспективный остров, со свалами на глубину, где на берегу виднелась такая печка. Она мне замерзнуть не даст, а сковорода у входа обеспечит минимальными деликатесами. Если наловлю.

Суда по фундаментальности строения ей не один десяток лет.

От лагеря я ушел далеко. Пока подбирал тонущие воблеры и мою скорость гребли на веслах, с целью экономии бензина, первыми трофеями было несколько крупных щук. Они тоже ожидали свою жертву в тени каменных свалов.

Грести и фотографировать было неудобно, но если эта рыба сорвется, это ее шанс на победу.
А виды за островом в сторону мелководья открываются красивейшие.
Рыбу тут взяли два дня спустя, на закате и всего одну.
Долгожданная поклевка конопатой.

Но однажды на тысячном забросе на одном свале на глубину поклевка конопатой произошла. Решил сделать красивую фотосессию, бросил весла, подмотал поближе, зафиксировал спиннинг между ног, навел фокус, едва щелкнул и рыба сошла. Я причалил к берегу и решил обловить интересный свал с огромной щелью между камнями на тяжелую вертушку. Задумка проста. Забросить вертушку подальше в темную пасть расщелины, дать ей упасть на дно, выдержать паузу и поддернув начать выматывать. Казалось бы, все просто. Сделал максимальный заброс, сколько уж она падала я не считал. Это не джигголовка, которая мигнет вершинкой — готова я на дне. Выждал какое-то время, выбрал слабину, поддернул несколько раз, чтобы вертушка наверняка завелась и вот он зацеп. Стал натягивать и шнур пошел в сторону, а вершинка начала отыгрывать рывки рыбы. Наверняка опять щука...

Оказалась палия и взяла в самую глотку, сам не поверил. Пришлось взять в лагерь, чтобы убедить компаньонов в подобных чудесах.
Будет долго Карелия сниться...
Корни и пеньки затопленных деревьев до сих пор с удовольствием молчаливо принимают подарки от спиннингистов.

Очень захотелось попасть сюда зимой, чтобы со льда повторить летние успехи. Можно и тараканов найти и привезти из какого-нибудь неопрятной забегаловки, чтобы сига половить. И тост за то, чтобы мечты сбывались подняли. Но осталось только самое малое. Собрать и упаковать лагерь, очистить берег от чужого мусора, упаковать в пакеты вместе с нашим и проститься с благодатным озером Пя.

Скорее всего тут ночевали байдарочники. Место для еды в лодках есть, а вот для мусора почему-то нет. Взяли с собой ржавые раритеты.
Рыбалка под кисеёй дождя была самая добычливая.