Такого теплого декабря в низовьях Дона еще не было на моей памяти. Зима явно где-то заблудилась, и невольно складывается впечатление, что осень, игнорируя холода, плавно перейдет в весну. Рано или поздно, природа все-таки возьмет свое, матушка зима вероломно ворвется на южную землю с сильными ветрами, снегопадами и морозами. Ну а пока осень продолжается, и первые числа января Дед Мороз будит месить грязь в резиновых сапогах. Да, нынешний декабрь похож на зебру, только черных полос на белом фоне из-за шквалистого прохождения циклонов больше, и они толще.

Отслеживая метеорологический прогноз на предстоящие выходные, я всю неделю наблюдал, как синоптики предсказывали теплую, пасмурную погоду с умеренным ветром, но с резким скачком атмосферного давления вверх. Изменения давления никогда не способствуют высокой активности рыбы, ей нужна стабильность, и тогда уж не столь важно, низкое стоит давление или высокое. В итоге, я решил пропустить субботний день и выехать на Северский Донец в воскресенье. Компаньона долго искать не пришлось, более того, он сам меня нашел. В один из вечеров зазвонил телефон, и я услышал голос старинного товарища. Евгений в очередной раз просил меня о совместной рыбалке, и его просьба оказалась как никогда кстати. Хотя я и рыбачу очень часто в одиночестве, но вдвоем все же веселее и в дороге, и на берегу. А к концу недели к нам решил присоединиться Юрий, тоже рыболов до мозга костей.

И вот ранним воскресным утром сошлись звезды — и развалились в креслах моего автомобиля: мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе Евгений Вольных, призер Кубка мира, чемпионата СССР и многих международных турниров, ведущий активный образ жизни и увлеченный охотой и рыбалкой, и мастер спорта по рыбной ловле Юрий Чумаченко, неоднократный призер Кубков России и многократный чемпион Ростовской области, который даже в часы низкой активности рыбы, разобравшись в ситуации, все-таки не остается без улова. За разговорами сто двадцать километров пути пролетели незаметно, и еще затемно мы достигли цели, где встретили компанию рыболов с Александром Круковским, тоже решившую провести воскресный день на Северском Донце.

Собрав снасти, мы направились к воде, преодолевая крутой спуск с утеса. В руках у меня были удилища Norstream Flagman FLS3-662M и Norstream Experience EXS-802MML. «Флагманом», который предназначался для Евгения, мне доводилось на Северском Донце ловить судака джигом в коряжнике и над каменистым дном, а на Маныче — твичить уокеры, воблеры и попперы. Эта модель позиционируется как универсальная, имеет средне-быстрый строй и приличную тактильную чувствительность, которая позволяет ловить рыбу ночью. Он одинаково хорошо твичит и джигует, подходит для ловли на «железо» и на крэнки. Почему я выбрал для Евгения именно это короткое удилище? За долгие годы знакомства с ним на рыбалку мы вместе выехали впервые, и я не знал, насколько хорошо у него поставлен заброс, а ловля-то предполагалась в стесненных условиях, на узкой полоске берега под нависающими кустарниками.

Восемьсот второй Experience (4–18 г), новинка 2017 года, собранный на высококачественном бланке и уже успевший пройти Крым и рым, был приготовлен для деликатной подачи легких приманок. Дело в том, что щука, которую мы собирались ловить, зимой при неустойчивой погоде неохотно берет на перетяжеленные, быстро движущиеся приманки или даже полностью их игнорирует. Куда эффективнее приманки легкие, уверенно работать с которыми позволяет высокая чувствительность удилищ Norstream Experience.

Еще по дороге мы обсуждали условия ловли и состояние рыбы в короткие декабрьские дни, предполагая, что рыбалка будет сложной, особенно для Евгения, которому предстояло научиться переносить периоды бесклевья, терпеливо и хладнокровно выжидая всплеска активности рыбы.

Юрий Чумаченко приготовил удилище Norstream Stage SG-76L (3-21 г). Юрий, отлично разбирающийся в «норстримах», — большой поклонник «старых стейджей», которые давно сняты с производства и которые он разыскивает по рыболовным барахолкам.

На берег мы вышли, когда начало светать. Торопиться было некуда, ведь в зимнее время ранние поклевки — редкость, а вот когда все кругом наполнится светом, нужно быть готовым к атаке хищницы. Пожевав домашнего сала с поджаренным хлебом и запив чаем, мы взялись за спиннинги.

Юрий в первые пару часов был занят ловлей судака, которая ему удавалась. Подавая приманку с трехграммовым грузилом к подножию свала, он вел ее длинной ступенькой. Подолгу паря в толще воды, приманка метр за метром поднималась вверх по свалу и привлекала судаков.

Мы же с Евгением, обосновавшись на щучьих местах, обратились к тактике выжидания и передвигались по двухсотметровому участку, подолгу облизывая каждый метр дна. Вот я встал у изголовья небольшой косы; приманка сначала заползает на косу, а потом уходит на глубину. Это заметно по длине ступеньки: при входе джига на косу ступенька становится короче, и джиг порой начинает пахать щебенистое дно. Чтобы стабилизировать длину ступеньки, приходится производить забросы немного ниже по течению, и тогда сравнительно толстый (#1.2) шнур, паруся на течении, дольше удерживает в толще воды приманку Jackall I Shad Tail 3.8″, оснащенную крючком Owner Worm 5100-101 #1 и грузилом 8 г.

На одной из проводок вершинка Experience содрогнулась. В зимнее время, как правило, каким бы звонким ни было удилище, оно не передает деликатные поклевки, поэтому приходится внимательно следить за тюльпаном. Но эта поклевка хотя и была осторожной, но пронизала бланк удилища от вершины до рукояти. При подсечке почувствовалось, что I Shad Tail схватила рыба достойного размера.

Щука ожесточено сопротивлялась, и через удилище я ощущал рукой, как она утыкалась рылом в дно, пахала гальку: хррр, хррр...

На поиски следующей активной рыбы ушло немало времени. Мы предполагали, что в связи с нестабильной погодой рыбалка будет непростой, и в конечном итоге так оно и получилось. На одном из участков реки русло становилось мельче, I Shad Tail 3,8″ с восемью граммами практически не отрывался от дна, и я стал подбирать новое сочетание приманки и груза, добиваясь эффекта планирования. При этом я наткнулся на уже оснащенный хвостатый твистер с шестиграммовым грузилом, на который и вскоре была поймана очередная рыба.

С низовьев реки дул умеренный ветер, но временами его порывы вытягивали леску в дугу. Не то чтобы это сильно мешало ловле, но все же… После того как я вернулся на то место, где была поймана первая рыба, щука осторожно атаковала приманку, когда шакаловский виброхвост зашел на косу и дуга лески была особенно велика. В этот момент я разговаривал с проходившим мимо рыболовом и потерял вершинку спиннинга из виду, но перед подмоткой вновь кинул взгляд на тюльпан и заметил, как леска упала на воду. Подсечка ничего не дала. Щука, ухватив приманку, ринулась в берег, мощно уперлась и, совершив несколько рывков, сошла.

Тем временем Юрий, бродивший по берегу неподалеку, подсек трофейную рыбу, и его семьдесят шестой Stage, на первый взгляд деликатный, уверенно и быстро с нею справился. Как потом выяснилось, зубастая не устояла перед высокочастотной игрой I Shad Tail 3,8″.

К сожалению, клев сошел на нет столь же внезапно, как и начался. Бесклевье было заметно и по другим рыболовам, которые, не понимая сути сложившейся ситуации (рыба оставалась на местах, но скачок атмосферного давления снизил ее активность), бродили по каменистому берегу. Наша же тактика выжидания себя оправдала. Подолгу облавливая места дислокации щуки, мы иногда добивались поклевок.

В этот день рыбе явно не хватало решительности и активности, большей частью она стояла на месте — практически каждая пойманная щука была густо покрыта пиявками. К концу дня Юрий вновь решил попробовать себя в ловле судака. Щука к тому времени вовсе впала в оцепенение, но все же еще несколько штук нам удалось поймать.

Не дождавшись вечернего выхода, мы закончили рыбалку, поднялись по круче к автомобилю и, собрав снасти, отправились домой. На обратном пути мои компаньоны, надышавшиеся свежим воздухом, были немногословны, дремали и очнулись только на подъезде к Новочеркасску. Что ж, в этот день «звезды сошлись» не только в нашей компании, но, по всей видимости, и на небе, так как рыба даже в такую неудачную погоду оказалась к нам благосклонной.