Вот и осень... Тальники уже не зелеными, бурыми грядами темнеют по берегам; над ними с коротким просвистом крыльев проносятся последние, летящие на юг утки. Трава, кусты мокры от тающего иния. Мы тоже, как и природа меняемся. Зимой дорожим людьми, теплом, домом. Летом беззаботно, весело. Весной тревожно, тянет куда-то, зовет. Осенью грустно и хочется быть одному. На закрытие сезона ловли с лодки я собрался ехать один, прощаться, так прощаться. Из дома вышел в шесть утра, а куда ехать все еще не решил. Иду в гараж и думаю, куда всетаки поехать? Обратил глаза к небу ожидая особого, понятного мне одному знака, но безразличные к моей судьбе звезды молчали, с высокомерной отрешенностью мерцая в бесконечных просторах Вселенной. Не будучи религиозным я, наверное как и все рыбаки, суеверен. Верю в приметы. Все приметы показывали на то, что клева не будет. Даже кошка не перебежала дорогу. Вон и Иваныч, квалифицированный гаражный сторож, пьющий профессионально, поблажек себе не дающий — потому трезвым я его никогда не видел, вдруг сегодня оказывается трезв и встречает меня на улице, аж у ворот. Это уж точно, не к добру.

Еду. Еду на водохранилище. Перебираю в уме варианты с чего начать ловить? Накануне я целый час провел в магазине подбирая «нужную» по цвету, размеру, мягкости и тягучести приманку, доводя своими запросами продавца до нервного истощения и хронической икоты. Несчастный юноша-продавец перетаскал на прилавок все мягкие приманки которые имелись в магазине но при этом профессионально скалился и стойко держался до конца моего визита, подавляя в себе желание огреть меня подсаком по голове. А приманки-то я все же купил хорошие:). В конце концов, решаю, что нечего заморачиваться, надо применить стратегию нашего президента — главное ввязаться в бой, а там посмотрим.

Обана! На автопилоте свернул на мост через Обь, а ведь думал на залив поехать. Значит судьба, значит на большую воду, наверное в Боровое?

О чом думает одинокий водитель в ранние сумерки, когда все кошки серые? О разном. Я вот о том, что ближний свет отрегулировать надо, а то не видно ничего. Не хочется, конечно народ слепить, но каждая вторая встречная машина меня слепит, и ничего, совесть их насмерть не заела.

Не заметил как и поворот на Боровое проскочил. Вот это уже интересно. Куда меня автопилот несет? Дальше только Кирза и Спирино. В Кирзе по информации друзей не клюет, а в Спирино сейчас аншлаг, яблоку упасть некуда, все хотят чтоб и им повезло, как дамочке поймавшей сразу двух судаков тяжелее пяти килограмм. Нет, туда я не поеду. Впереди лесопосадки и знак «Пересечение с второстепенной дорогой». Нога сама нажала на тормоз, а рука переключетель повороток, левый замигал и я свернул на грунтовку. Не был я тут никогда, но перед глазами отчетливо нарисовался кусок лоции этого района: острова, протоки, банки, мели...

Участок ОВХ куда меня занесла судьба на закрытие сезона

Прикатил на берег. Все пространство, от берега до острова забито поднимающемся туманом, в утреннем сумраке похожем на опустившиеся к воде облака. Под ногами похрустывает промерзшая за ночь трава. Прохладно.

Утро туманное...
Прохладно

Накачиваю лодку а сам думаю: «Поперся я туда, не зная куда. Понятия не имею, что тут ловиться. И задача у меня, как у того Ивана-дурака — найти то, не знаю что. Иван хоть и был дураком, но с ней справился, я надеюсь и мне повезет». Лодку снарядил, приманку привязал. А все же интересно, почему на рыбалке, всегда привязываю сначала именно эту приманку, зеленую, а не черную, например? Может все дело в самовнушении? Читаешь постоянно на всех рыболовных сайтах, что ловит такой-то цвет, а такой-то никогда не упоминается, и это в голове откладывается незаметно приводя к эффекту плацебо. Уже занес ногу над бортом, вспомнил, что забыл жилет в машине, вернулся. Плохая примета, но тут уж нужно выбирать, ведь человек забывший об осторожности, мертв, даже если он еще не знает об этом. Без жилета на большой воде нельзя.

Оттолкнул лодку от берега, дернул стартер, мотор заурчал. Минуту подержал на прогреве, ткнул подсос на место, мотор тут же заглох. Дернул опять. Завелся. Убрал подсос, заглох. Интересно... Еще раз, все повторилось. Попробовал не убрать подсос, а открыть на полную, опять заглох. «Не беда — думаю, — и на половину открытом подсосе можно поездить». Прибавил газ и мотор заглох. И так еще раз пять. А меня потихоньку относит от берега. Понимаю, что нужно бы возвращаться на берег, но я с упорством Ленина, жующего пятую хлебную чернильницу, продолжаю дергать стартер, и пытаться вывести мотор на нормальные обороты. Эхолот уже показывает глубину 5 метров и даже небольшой свал. Бросил якорь, решил, что нужно фильтр на карбюраторе проверить. Копался долго, неудобно японцы болты расположили. Оказалось все там в порядке, но мотор работать не хочет. Хоть я и убежденный атеист, но иногда и мне хочется верить в то, что молитва — не просто набор слов, что неким непостижимым образом она способна повлиять на ход событий. Я сделал глубокий вдох и попросил бога или дьявола, судьбу или высшие силы — любого, кто меня слышит, сделать так, чтоб мотор заработал нормально. Увы! «Есть много, друг Горацио, что не известно нашим мудрецам»... пришло мне в голову и я решил больше не ломать голову, не сбивать руки, а попробовать поймать где-то тут, прямо где судьба остановила.

Обловил доступный для заброса сектор — не клюет. Не иначе сегодня сильные магнитные бури и лунное затмение в придачу, раз весь негатив в кучу.
Поднял мотор, опустил весла в воду и...
— Эх ты, Обь, мать-река, Широка и глубока,
Ай-да, да ай-да, ай-да, да ай-да,
Широка и глубока.
Эй, ухнем! Эй, ухнем! Еще разик, еще раз!
Эй, ухнем! Эй, ухнем!

На дне эхолот обнаружил «гребенку», встал. Взмахнул над головой спиннингом, запустил мелькнувшую, на уже давно поднявшемся солнце, приманку под углом к этой самой «гребенке». Не успел смотать и трех метров шнура, как мягко вращающаяся катушка осеклась. Судак! Только он живоглот, схватив клыкастой пастью за крючок, сразу же устремляется вниз, ко дну. Но рыбак-то всегда сильнее и вот колючая спина показалась на поверхности и, лишившись надежной опоры, судак потерял всякую способность к сопротивлению и борьбе — тащу, как палку, волоку по поверхности рыбину с открытой пастью и думаю: «Да, это не благородные рыбы: ленок, таймень. Те держаться за воду до последнего мгновения, пока в лодку не поднимешь, сопротивляются, бьются не на живот, а на смерть». Вот и первый, прогонистый, в поперечных коричневых полосах судак шлепнулся на дно контейнера.
— С почином тебя, рыбачек! — Поздравил я сам себя.
Еще два часа обкидывал перспективные места, но поймал еще только окуня и трёх судачков, а потом и вовсе замерло всё.

Улов

На очередном забросе приманка села на зацепе. Тянется, но очень тяжело. Накручиваю шнур на руку, тяну. Оказалась сеть. В целом сеть для рыбы вещь безвредная. Если сеть калибрована, если ячея крупная, рыба свозь нее свободно идет, а если, наоборот, слишком мелкая, рыба от нее, как от стенки отскакивает. А запутывается только та что точно по размеру. Другое дело нельзя сети бросать или упускать — вот тогда уже она погибель всему живому, что в ОВХ. Рыба, та, что в неё попалась, сдохнув, начинает разлагаться и, пожирая кислород из воды убивает в округе всё, что дышит. И этот плавучий гроб носиться по воде, набиваясь до отказа все новыми и новыми жертвами. Похожа эта сеть имеет хозяина, чистая, рыбы в ней не видно. Отцепил приманку и решил грести к берегу.
Солнце уже высоко, светит но как-то и не греет совсем.

Осенний день на ОВХ

Пока лодка сушится перебираю в памяти все рыбалки этого сезона и оторопь берет — сплошное невезение. На первой, на открытие сезона, привязались инспектора с протоколом за нарушение Водного кодекса РФ — заезд в водоохраною зону на автотранспорте. Штраф не хилый за это 4000 рублей. Пришлось прибегнуть к «телефонному праву», но нервы-то все рано потрепали и праздник подпортили. На второй рыбалке, проколол лодку. Прокол обнаружил в двух верстах от берега во время хорошего клева окуня. Пришлось идти на берег, клеит лодку. На третьей рыбалке, очень далеко от берега обнаружилась неисправность мотора, воду помпа перестала гнать. До берега друг притащил на буксире. На пятой прежде чем я успел выйти на воду разыгрался шторм, который не стихал трое суток. На седьмой сломался эхолот. А уж по мелочам... Чего только не случалось! Что за год! Для меня, по правде говоря, это загадка почище Бермудского треугольника. Вот и сегодня, закрытие сезона и такая неприятность с мотором...

Но были же и счастливые дни на рыбалке! И они компенсируют все неудачи сезона. И вообще, какие наши годы. Верю, что будут еще много удачных рыбалок!

С внуком

Всем удачи!