Коллеги, внес правку! В статье ошибочные данные по взвешиванию элементов. Пояснение в последнем абзаце (в конце статьи).

С момента покупки нового мультипликатора (https://www.fish-...-bfs-xg-1/) прошло уже достаточно много времени, однако запланированный пошагово сфотографированный и представленный на суд общественности тюнинг катушки так и не состоялся в силу различных причин. Поэтому исправляю свою ошибку и возвращаюсь к данной теме.

В предверии увеличения таможенных сборов (которое обещало наше правительство в начале 2014) я заказал все, что было нужно для максимальной адаптации нового Альдебарана к УЛ приманкам (из того ассортимента, который был на рынке по состоянию на январь 2014 года):

  • Shimano Aldebaran BFS XG-L — сам мультипликатор;
  • Avail Microcast ALD1224R spool, gun-metal — новая шпуля;
  • ZPI SIC ball bearing kit3x10x4,3x10x4 — комплект подшипников;
  • Studio composite RC-SC 90 Shimano Carbon knobs, Gunmetal — карбоновая ручка с карбоновыми же кнобами.

После приезда всего этого комплекта в силу определенных жизненных обстоятельств сам тюнинг был отложен до лучших времен с намерением тщательно все сфотографировать и выложить поэтапный процесс с контролем веса и состояний катушки. Однако не получилось. Первая рыбалка наметилась спонтанно и пришлось «тюнинговать» мульт практически на коленках и без съемки и толком без нормального инструмента.
Исправляюсь и описываю те грабли, на которые наступил я лично. Заодно этот вариант обзора получится более осмысленным, поскольку катушка уже прошла начальные полевые испытания в комплекте с «ультралайтовым» кастингом https://www.fish-...77-8-86-1/ (который по факту вышел не таким уж и УЛ, как хотелось бы).

Первоначальное состояние катушки

По заявлению производителя в стоковом исполнении катушка предназначена для комфортной работы с приманками начиная от 2,5 граммов. Этому должны способствовать:

  • 8 точечный центробежный тормоз;
  • «сверхлегкая» шпуля из магниевого сплава (по данным взвешивания без центробега 9,86 гр);
  • Передаточное отношение 8.0:1;
  • Легкий магниевый корпус;
  • Бронзовая передача;
  • 80 мм перфорированная рукоятка;
  • 9+1 подшипник.
  • Вес катушки — 145 гр (запомним это число).

Писать про стандартную маркетинговую лабуду с приставками «мощная», «компактная», «сверхлегкие» и «суперустойчивые» я не буду, все это нам не интересно.
Отмечу лишь, что на стоковом варианте подшипники стоят (судя по виду) полностью аналогичные Aldebaran Mg7 (я имею ввиду материалы), т. е. смысл поменять их на что-то подороже был.

Подшипники BFS XG — особенность первая

Для тех, кто захочет пойти по моему пути особо отмечу: на BFS опорные подшипники шпули РАЗНОРАЗМЕРНЫЕ.
На момент заказа катушки и набора для её дальнейшего тюнинга я этого не знал, полагая, что как и на Mg7 опорные подшипники одинаковы. А хитрые продавцы (что вроде бы не свойственно японцам) продают комплекты одноразмерных подшипников без каких либо оговорок. Справедливости ради нужно признать, что уже получив весь комплект на руки и заглянув в недра катушки, я полез выяснять на сайте продавцов как такое может быть и обнаружил, что они совершенно спокойно продают как правильный, так и неправильный комплекты, но указывают типоразмеры подшипников в обоих. Т. е. заказал одноразмерный комплект — сам виноват, мол мы-то честно написали что в него входит. В общем, опорных подшипников шпули у BFS два, один 3x7x3, второй 3x10x4.

Подшипники BFS XG — особенность вторая

В отличие от Aldebaran Mg7, у BFS на шпуле уже установлен подшипник. Без специального инструмента для распиновки снимать подшипник не советую. Обороты в мультах высокие и любое повреждение оси пользы ей не принесет. Есть варианты изготовления инструмента в домашних условиях (выпиливанием паза в плоскогубцах), но это тоже не идеальное решение, поскольку запресованный пин в оси сидит с такой посадкой, что при небольшом перекосе и довольно незначительном усилии начинает гнуться и закусывать металл. Лучше все же специализированный инструмент.

Перед новым годом решился на подарок себе и заказал у Бокы вот такую вот штуку с Амазона (не рекламирую, вариант не идеальный, лично мне не нравится качество сборки, но лучше, чем ничего):

Инструмент для установки и демонтажа пинов с осей

Таким образом, отсутствие полного комплекта подшипников для тюнинга привело к тому, что до этого этапа я дошел с замененной шпулей (на которую был переброшен центробег со стоковой пули), одним замененным подшипником и новой ручкой.

Дал ли первоначальный «тюнинг» результат? Сложно сказать. Если на Mg7 замена шпули и подшипников разительно сказалась на расширении диапазона забрасываемых весов и дальности их полета, то на BFS XG такого эффекта я не почувствовал. Предполагаю, что он обусловлен не полной заменой стоковых подшипников, да и (если верить производителю) стоковый вариант должен был отличатся по нижнему тесту от тюнингованного всего на полграмма, а это уже не такая большая разница.

Для себя зафиксировал по итогам сезона 2014 такой результат: блесны весом 2.6 гр более-менее комфортно на (новом) нанофиле от беркли летели на 30-35 оборотов ручки, чего и было более чем достаточно в большинстве случаев. Но оставалось ощущение того, что из катушки выжато не все, что можно. Далеко не все.

Комплект для тюнинга (подход №2)

К сезону 2015 года заказан следующий комплект:

  • Avail Microcast ALD1218TR spool, Black — новая сверхлегкая шпуля;
  • Shimano Bait caster reel bag — чехол для BFS, поскольку в штатной поставке его уже не кладут;
  • Hedgehog Studio Air bearing kit 730AIR-1030AIR, 3x7x3, 3x10x4 — комплект подшипников;
  • Hedgehog Alchemy oil — масло для высокоскоростных подшипников.

Чистка и тюнинг

Действующие лица Улыбающийся

На последней рыбалке 2014 года, оба альдебарана были подвержены жестокому испытанию ловли на пруду, покрытому пухом. Соответственно тюнингом нужно было заниматься после полной разборки, чистки и смазки.
Ну а раз уж чистить оба мульта, да и гибридных подшипников набиралось на два полных комплекта, то было принято решение тюнинговать все по-максимуму.

Кстати, на фото бензин для зажигалок (вполне себе заменитель Калоши).

Процесс чистки Aldebaran Mg7 без лишних слов (благо мульты просты в обслуживании).

Практически полная разборка Aldebaran Mg7

Так выглядели глазки лесоукладывателей после «пуховой» рыбалки

Пока все без исключения подшипники пошли отмакать

... чистим кисточкой все труднодоступные места, потом ватными палочками, смоченными в бензине, ну а потом все протираем начисто

Итогом получаем чистый первый мульт полностью на гибридных подшипниках (кроме низкооборотистых подшипников на оси ручки)

Густая абушная смазка в передачи, шимановское родное масло в низкооборотные узлы и масло для гибридов.

По факту полной чистки и смазки был приятно удивлен. Видео не делал, но вот для сравнения работа со штатной шпулей:

Примерно после таких роликов я первый альдебаран покупал Улыбающийся Так вот, вариант с юмеевской шпулей на гибридах после чистки и смазки с этим видео не сравнить Веселый

Вдоволь наигравшись с «лайтовым» мультом, переходим к УЛ Aldebaran BFS XG.

Ручка заменена сразу после покупки, на шпуле нанофил от беркли

Для сравнения взвешивание стоковой ручки в сборе (с гайкодержателем) из стали и тюнинговой (углеволокно).

Стоковая ручка в сборе

Тюнинговая ручка

Шпули Aldebaran BFS XG слева-направо:

Шпули Aldebaran BFS XG

  • Стоковая;
  • Avail Microcast Spool (тюнинговый вариант, который предлагался в начале 14 года);
  • Avail Microcast Spool ALD1218TR (вышла в конце 14 года).

Они же сверху вниз

Вес родной шпули без тормозной звездочки (она перенесена на Avail Microcast Spool, их поставляли без тормозов)

Avail Microcast Spool

Avail Microcast Spool ALD1218TR

Как и Mg7, BFS XG прост в обслуживании, и конструктивно они очень похожи. В BFS XG конструктивно облегчены некоторые элементы.

BFS XG также удалось собрать после полной разборки обратно без лишних деталей Улыбающийся

Под занавес взвешивание. Разница с вариантом «из коробки» — почти 50 граммов (а это треть веса).

Разумеется, никакой гонки за уменьшением общего веса не было. Замена ручки — скорее понты, на работу мульта не сильно влияет. Но раз уж сходить с ума — то по полной...
Как после этих манипуляций будут вести себя катушки — вопрос для теплых испытаний. В любом случае, дальнейший тюнинг обоих альдебаранов уже невозможен ввиду отсутствия каких-либо тюнинговых узлов, которые еще не были бы установлены Улыбающийся

UPD. 12.10.2016 К моему огромному сожалению, замеры веса в статье все же оказались катастрофически неверными. Подозрения закрались после знакомства с BFS альдебараном от KTF, который по спецификации весит 134 грамма. С момента появления подозрений до момента покупки новых весов ввиду высокой загруженности прошел не один месяц, но истина восстановлена. Вес тюнингованной катушки с заполненной флюром шпулей составил 142,40 гр. Со снятой шпулей 133,00 гр.
А фокус состоял в том, что старые весы корректно показывали вес примерно до 10 грамм, все, что выше измерялось с нарастающей погрешностью. Китайцы поглумились...
Намеренно не правлю статью (кроме вступительного абзаца) и приношу извинения всем, кого мог ввести в заблуждение.
Не могу сказать, что меня сильно расстроил факт ошибки, поскольку тюнинг явно имел смысл (исходя из эксплуатационных качеств того, что получилось), но ошибку признать обязан.