Я специально порылся в архиве фотографий и нашел фотографии с озера Аршан-Зельмень (на границе Волгоградской области и Калмыкии), которые датируются 2011 годом.

Кстати сказать, через два года озеро обмелело и сазан уже не ловился.

То есть, прошло ровно 10 лет. Именно на той рыбалке я случайно подобрал правильный рисунок игры мормышкой и начал ловить сазанчиков наравне с теми, кто ловил на поплавочные удочки.

Дима первым начал ловить...

Не без гордости скажу, что у товарища было 4 или 5 удочек, а я ловил одной безмотылкой. Больше того, он ловил на одном хорошо прикормленном месте, а я ходил по водоему и то там, то здесь уговаривал рыжих. Сазанчики были небольшие. Но на безмотылку! Это было для меня и откровением и, эдакой, эйфорией что ли.

Пошла руда!

Проводку я подобрал случайно. Просто сидел и думал, где бы еще просверлить лунку? От ловли сазанов я отказался, потому как на мои удочки он клевать не хотел категорически. У товарища ловился, а у меня нет. Я плюнул на это дело и стал просто гулять по озеру в поисках плотвы. Кстати сказать, плотва там ловилась вполне приличного размера. Но редко. Ну и рельефа, как такового не было. Так вот, пока пребывал в задумчивости, краем глаза заметил, что кивок как-то странно тормознул, будто мормышка попала в какой-то кисель. Так был пойман первый сазанчик.

Первый сазанчик на мормышку «Муравей»

А дальше я начал более пристально вникать в медленность колебаний и в очень медленный подъем и опускание. Чаще всего поклевки происходили около самого дна. То кивок чуть раньше дна коснется, то еле заметно тормознет — сразу нужна короткая подсечка. Не подсек — дальше уговаривай. Надо сказать, что глубины на озере никакой не было. Максимум 1.5 метра и глубина везде почти одинаковая. Мне тогда показалось, что просто сазана тут расплодилось великое множество — это основная причина его клева зимой.

Плотва вламывалась нарядная!

Примерно через три года на своем «домашнем» озере нам с товарищем сначала начал попадаться карась. Я еще отвлекался на жерлицы, бегал по водоему… А он целенаправленно ловил карасей. И вдруг, бах — ему попадается сазанчик! И мы с ним вспомнили про Аршан-Зельмень, где были вдвоем. Это он снимал на видео ту рыбалку. А ну-ка, что если вспомнить, как я там ловил? И вот тут это случилось! Именно на сазанью прводку сазанчики стали попадаться чаще! Караси нас уже больше нервировали, чем радовали. Правда, поклевок сазана было больше. Все так же: ленивое шевеление чертиком около дна. Кивок или разгибается вверх, либо четко загибается вниз. Правда, и сазанчики были крупнее калмыцких.

И глубина была около 5-6 метров. Это был резкий свал в яму. Когда-то давно я нащупал на этом свале коряжку, около которой ловились приличные окуни. В этот раз вокруг этой коряжки тусовались сазаны.

Первая поклевка у меня — не засек.

Не буду подробно описывать сазанью проводку. Это хорошо видно на видео. То, что мы достаточно высоко поднимаем приманку от дна — на самом деле не так. Мы сидим на свале, вдоль которого плавали сазаны. Наши чертики качаются вдоль этого свала при медленном подъеме, иногда касаясь бровки. Где черт встретит сазана — интрига. Иногда стоит пробурить лунку буквально в 20 см рядом и в ней поклевок может быть в разы больше. Кто такую лунку нашел — тому повезло.

Не все так просто!

Со временем. Мы с товарищами переоснастились. Поставили более толстую леску. Я сейчас ловлю на 0.2 мм. Это разумный минимум. При более толстой леске теряется чувствительность и более смелое вываживание уже сказывается на разогнутых или обломанных крючках

О чертях. На первых рыбалках я вынужденно экспериментировал. У черта обламывался один крючок за другим. Ловилось и на два крючка и даже на один. В принципе, меня это не удивило. Я ведь и в Калмыкии ловил на мормышку «Муравей» — и на него лучше ловилось, чем на чертика. Скорее так, на чертика я просто «уперся рогом» и поймал. На мормышку поклевок было больше. Ну так вот, во время экспериментов я заметил, что реализация поклевок уменьшается прямо пропорционально количеству крючков. С тех пор я и не экспериментирую. Мы нашли мастера, который начал изготавливать чертей специально для ловли сазана. (Все тот же Немарк) Пару лет подбирали правильные крючки — тонкие и прочные, которые не ломаются, а разгибаются при очень большом усилии (на гране обрыва лески 0.2 мм). Но надо отметить, что начинали мы ловить сазана на классических чертей и на лески 0.1 — 0.13 мм.

Крючки Mottomo Round — тонкие, крепкие, острые.

Теперь о том, что творится под водой

Пока у меня не было подводной камеры Calypso, все происходящее под водой нам рисовало наше воображение. Первое, что мне рисовалось — это сазаны расчищают место для зимовки, а чертик им мешает. Они вынуждены брать его в рот и тут же выплевывать. Именно так выглядели нереализованные поклевки. Не успел подсечь — досвидос. Ну и на одних и тех же лунках сазаны переставали брать чертей в рот, а норовили отделаться крупной чешуёй. Почему? Видимо, как мы полагали, они таки вырывали какие-то углубления в бровке и туда набивались. Нашим приманкам лишь доставались шевеления хвостами. А за хвост сазана поймать ну очень сложно. А тем более втащить в лунку.

Мы как астрономы. Сначала этот карниз придумали, а потом только нашли и увидели :)

Первое, что показала камера — это сазаны зимой не спят. Однозначно они сбиваются в группы и медленно плавают в каком-то месте. Сейчас мы знаем таких три типа. Это под корягами, где они вместе с сомятами трутся.

На 36 секунде сазан что-то подобрал со дна...

Вдоль бровок, где таки прячутся под сооруженным ими карнизом. А еще для нас было откровением, что сазан может зимовать не только на большой глубине. Однажды мы его ловили на 2-х метрах буквально в пяти метрах от берега.

А ведь просто ушли к берегу, чтобы ветер наш газовый гриль не задувал.

Ну и самое важное, что мы поняли, для поиска сазанов необходимо знать водоемов досконально. Для этого требуется 2-3 года ловли как спиннингом, так и со льда. Чтобы потом, по первому льду более точно бурить лунки в поиске рыжего. Сейчас мы уже нашли 7 таких мест на двух разных водоемах. Забиты точки в навигаторах.

Вынужденно шифруемся от других рыболовов. Тащим рыбу без суеты, спиной к другим рыболовам.

И, кстати говоря, это не гарантирует, что мы его поймаем там. Мы как грибники, проверяем наработанные точки, затем ищем новые. Чаще всего именно поиск приносит желаемый результат.

Вы заметили сколько лунок вокруг? Это все поиски...

Неплохой такой...

Последнее, что я хочу сказать — всего лишь два раза нам удалось поймать по одному сазанчику после Нового года. С утолщением льда сазан почему-то перестает нам попадаться. Но, если честно, мы особо и не пытаемся его тревожить. Пусть спит. Да и в трубу толстого льда заводить эту махину весьма проблематично. Зачем мучить животное? Пусть себе спит…

Уснул... :)

Однажды был год, когда лед встал только после Нового года. Мы тогда на троих поймали только одного. Мы втроем убили половину дня. Уперлись, что называется, и поймали. Наверное с тех пор перестали охотиться за ними после Нового года.

Ведь, к этому времени уже встают серьезные водоемы, замерзают водохранилища, Дон и Ахтуба, наступает пора ловли судака. Так что, ловля сазана по первому льду — для нас чисто праздник перволедья, который уже попахивает мандаринами Нового года.

Всех с Новым годом!