Недавно на речках были замечены первые ласточки осени, с угрюмым и задумчивым видом таскающие за лодкой всякие непотребства в надежде поймать щуку. Поскольку она, щука, по всем правилам рыболовства уже должна жрать в три горла — только бросай. Вот только щука об этой своей обязанности не знает и на излишнюю романтизацию осени реагирует не так, как хочется многим из нас.

Я уже отмечал, что осенний жор хоть и вполне реальное явление, но не настолько яркое и повсеместное, чтоб его можно было выставить ориентиром и как-то всерьёз к нему готовиться.

Теория

Единственное, что известно точно — это полные или частичные смены центров щучьей активности. Кто плотно ловит щук в течение всего года на ограниченном количестве водоёмов, наверняка обратил внимание, что в разное время года щука лучше ловится в определённых местах. При этом такие «определённые места» далеко не всегда по своей структуре отличаются от прочих. Грубый пример. Есть два внешне одинаковых участка, но в разное время они населены щукой не одинаково. Один из них лучше работает весной и летом, а другой осенью и зимой.

Обыкновенно, в какой-то момент щуки уходят чуть глубже. Это связано с производством икры, которую в начале изготовления желательно хранить при относительно низких температурах. Возможно, это одна из причин, почему на отдельных водоёмах щуки уходят не на глубину, а на меляки. Конечно, на мелких местах температура воды как правило выше, но бывают исключения. Как и бывают исключения среди щук.

При этом щуки не меняют позиции мгновенно. В случайный день можно попасть на ситуацию, когда поимки происходят в неожиданных местах. В неожиданных в принципе, а не в рамках сезона или водоёма. Это лучше всего заметно на маленьких речках, где такими неожиданными местами оказываются перекаты и длинные мелководные прогоны.

В прудах чуть сложнее из-за более равномерного распределения рыб по площадям. Но и здесь нередки интересные ситуации. Скажем, вчера щука была поймана на каком-либо визуально перспективном участке, а сегодня её там нет. Но при этом она обнаруживается на некотором удалении от «горячей» точки, причём вовсе необязательно, что её нахождение привязано к какой-то другой аномалии — щука может просто «висеть» в полводы над абсолютно ровным и чистым дном. Это значит, что конкретная щука находится в процессе перемещения.

Однако в некоторых водоёмах щуки до последнего привязаны к летним участкам. Просидевшие в траве щуки, равно как их родственницы, зависающие в открытой воде, не меняют мест. Таких водоёмов немного. Зато в любом произвольном водоёме хватает щук, которые не спешат что-то менять. В каком-то смысле эти исключительные и сравнительно редкие щуки могут стать спасением провальной рыбалки. Ведь чем искать мигрирующую щуку не пойми где с непредсказуемым результатом, проще сделать на пару десятков забросов больше на известных летне-осенних точках.

Практика

Характерной особенностью этих двух «видов» щук является разница в восприятии типов приманок и их подачи. Например, тех щук, что не ушли с меляков можно вполне успешно ловить на поверхностые приманки до первого льда. До самого последнего лопуха эти щуки будут сидеть в остатках растительности и периодически поглядывать на поверхность. Да, в это время топвотерная рыбалка далеко не такая динамичная и зрелищная, как летом, но всё же попробовать её стоит. Однако, делать это лучше всего ближе к вечеру. А если этот вечер выпадает на солнечный день, слабый ветерок или штиль, то шансы поймать щуку на несезонную приманку очень велики.

Впрочем, это можно сделать и в дождь с ветром, но в этом случае необходимо запастись терпением и желательно знать точки, где щука точно есть. Потому что даже при идеальной погоде и активности «травяной» щуки около поверхности, те рыбы, что стоят на чистом — реагировать на топвотер не будут. Даже если эти щуки стоят всего в метре-полутора от поверхности.

А терпение нужно для того, чтобы выдерживать более длинные паузы между плюхами поппера или галсами уокера: щука сейчас более заторможена и далеко не сразу решается на атаку. Потому паузы в несколько секунд (иногда пара минут) очень важны, даже если глубина в месте ловли не превышает метра.

Применительно к попперной рыбалке сейчас имеет значение то, насколько близко проходит приманка к месту стоянки щуки. Уже нет такого, когда щука вылетает за топвотером с десяти метров, потому важно ловить не просто вдоль травы, но непосредственно в самой гуще лопухов. Тем более, сейчас это сделать просто: часть кубышек отмерла и лопухи расположены в большей массе отдельно друг от друга. Вот как раз в этих маленьких проходах и стоит подавать топвотер.

Но более динамичная рыбалка будет со спиннербейтом или крупной неогруженной резиной на офсетнике. Пролавливать топвотером границу травы можно, но в целом здесь больший результат будет с воблерами. Связано это с тем, что на некоторых водоёмах сразу по границе травы проходит более-менее чёткий свал в глубину. А в этих местах щука чаще всего располагается в нижней трети воды, ближе ко дну.

С воблерами как всегда просто и сложно. Простота в том, что щука сейчас начинает выходить на чистые пространства и взять её там воблером не составит особого труда. То же самое касается и пролавливания границы лопухов и свала. А сложность представляет подбор модели воблера. Причём не столько в плане геометрии, но заглубления.

Выше я отметил, что мигрирующие щуки очень часто обнаруживаются в стороне от какой-либо аномалии в подвешенном состоянии. Например, рыба может висеть над глубокой ямой в полутора-двух метрах от поверхности. Казалось бы, если яма, то применение джига более оправдано. В крайнем случае — глубоководные воблеры. Но главным препятствием для джига и всего, что идёт близко ко дну, является особенность щучьего зрения и прочих охотничьих чувств. Щука видит и слышит объекты только перед собой, по бокам и сверху. То есть то, что проходит ниже неё — она не заметит. Именно поэтому получается собрать мелководным воблером щуку с ямы, в то время как с джигом можно остаться без поклёвки.

Таким образом, оптимальный рабочий горизонт воблера будет колебаться в промежутке 1,2-2 метра, редко больше. Но даже с приманками, работающими на двух метрах, могут быть проблемы на средней и конечной стадии проводки. Отчасти решить этот вопрос можно использованием воблеров с небольшой положительной плавучестью, давая тем всплывать во время паузы. Ко всему прочему, медленная скорость всплытия часто нравится щуке не меньше, чем чистое зависание приманки.
Хорошо, если воблер можно заставить играть на месте через применение тухлого твича. Это такая рывковая проводка без рывков и без проводки. Здесь нужно приловчиться сделать так, чтоб воблер шевелил головой, но практически не двигался вперёд. Звучит сложно, но решаемо — достаточно подобрать нужную амплитуду движений спиннингом.

Такой прием бывает полезен и в самом конце проводки, но и не лишним бывает сделать несколько пошевеливаний во время паузы. В первом случае он ориентирован на щуку, которая пристроилась за воблером и не решается на атаку, либо на ту рыбу, что стоит на ближней бровке. А второй срабатывает своего рода стимулом для подъёма щуки из глубины. Фактически, любой воблер в теории может поднять щуку, но на практике мы очень мало знаем о механизме подъёма щук за приманкой. Однако в обоих случаях воблер должен быть или суспендером, или слабо плавающим.

Тем не менее, когда щука стоит на большой глубине и очень неохотно поднимается за застывшим воблером, стоит попробовать ту приманку, что имеет слабую отрицательную плавучесть.

С джигом сейчас дела обстоят очень неоднозначно: с одной стороны, щука уже должна реагировать на джиг (и где-то реагирует), но с другой — всё ещё висит в толще. В этом случае выручает пелагический джиггинг. Эта та же самая ступенька, но без касания дна. Конечно, для медленного падения нужно подобрать груз поменьше, но если отойти от классических чебурашек, то можно найти кое-что интересное. Например, грузила в форме планера. При равном весе, такой груз позволяет существенно замедлить продвижение приманки вниз, причём без потери в дальности заброса.

Ну и здесь неплохо справляются свимы, как нечто среднее между джигом и воблером. В каком-то смысле с ними даже проще, ведь они медленные, летучие и техничные. Мы можем подбирать огрузку очень детально в рамках одной модели приманки. Ну и рисунок проводки тоже выходит максимально управляемым, что здорово экономит время. И вместо перебора бесконечных приманок можно заняться перебором бесконечных мест.