«Отпуск, это когда покупают шорты и панаму, а не тогда когда покупают обои и ламинат»

Эпизод V — Сула, день I

Утро. Я проснулся как всегда ровно в 6-00, вернее не я проснулся, а меня разбудил мой организм. Мой гостеприимный хозяин, тоже поднялся вместе со мной. Сегодня нам рано не удастся выехать на рыбалку, Юре нужно решить пару вопросов по работе. Но пока он будет решать свои вопросы, вопросы проживания на р. Сула, на мне лежит обязанность перебрать все снасти (и мои и его), подготовить свежих поводков из флюорокарбона, перебрать и вымыть рыбацкую посуду, перебрать продукты. Вся эта работа мне доставляет большое удовольствие, долгими зимними вечерами, я очень часто достаю свой рыбацкий скарб и с благоговением перебираю каждый воблер, вспоминая где, как, и кого, я поймал на него, провожу ТО катушками и спиннингам, так что мне это все знакомо.

К 10-00 у меня было все готово и аккуратной кучкой, наши средства получения кайфа были сложены в прихожей, а тут и Юра подъехал. Я как боевой конь был готов, пуская пар из ноздрей и бил копытом по земле! Загрузить все в машину, нам хватило ровно пять минут. И в путь… Долгожданный и радостный путь! Джигит уверенно вел нашего железного коня по прекрасным улицам г. Полтавы, к нашей цели! Кстати, очень понравилось и очень впечатлило количество различных храмов, часовенок и церквушек на Полтавской земле. на Луганщине, это только начинается, а тут…

Выехав на трассу, по направлению к нашей столице, мой, прекрасно знающий родную землю, гид рассказывал мне про достопримечательности Полтавщины, о проезжаемых нами городах и селах. У каждого из них есть своя история, свои традиции, своя самобытность, но всех их объединяет чистота, порядок и колорит…

Радует множество встречаемых по дороге ручьев и речушек. У себя дома, именно на таких речушках, я и пытаюсь ловить рыбу. На вопрос, Юре: " — А тут рыба есть? А тут? А тут?", — он мне отвечал: " — Не знаю, её тут почти никто не ловит, да и зачем, если есть Днепр, Сула, Псел… Ворскла, в конце, концов!". Да уж, действительно, что тут можно добавить?

Все также, я не пропускал ни одного встречающегося на пути храма, эти красивейшие строения, будили во мне память моих предков, гордость, что я причастен к этой культуре и вере…

Примерно на полпути к цели нашей поездки, мы остановились чтобы «накормить» нашего железного коня. Пока Юрий, заправлял авто газом, меня послал с пятилитровой пластиковой канистрой, залить бензина для мотора… Я ему сразу сказал, что мол с пластмассовой канистрой не пойду — не дадут. Но он был убедителен… В итоге я оказался прав: — безголосый оператор АЗС, долго и беззвучно широко раскрывая рот артикулируя (у него оказался сорван голос… и я догадываюсь почему) и яростно размахивая руками, пытался мне объяснить, что в пластик бензина не даст, я же сделал вид что не понимаю, сунул деньги в окошки и пошел к колонке. Сняв «пистолет», сунул его в горлышко канистры и стал ждать… минут пять оператор видно мучился, потом включил колонку!

Остаток пути р. Сула, мы проехали довольно быстро и без стоящих внимания ситуаций. И вот мы почти у цели! Как в былинных сказаниях мы стоим перед выбором: налево поедешь, денег лишишься, на право поедешь, спокойная жизнь, прямо поедешь, в дорожный знак упрешься…

Но поехали мы на р. Сула! И вот, спустя минут двадцать, я уже вижу воду… чувствую в руках и ногах приятный мандраж… Думаю, каждый увлеченный рыболов поймет о чем я говорю! И вот настал долгожданный момент, я стою на берегу замечательной реки Сула!

Река Сула, является левым притоком Днепра. И речка-то не чета моим ручейкам, ширина и просторы однозначно захватывают дух, не Днепровские просторы, но место где можно развернуться однозначно есть! Песчаный берег позволяет без труда спустить на воду лодку, набегающие на берег волны, взбивают у моих ног седую пену. Сула явно не радушно меня встречает. Пронзительный холодный ветер, низкие тяжелые тучи не предвещали легкой рыбалки. Погодка явно испортилась, чувствуется приближение матушки-зимы. Но я, по-детски радуюсь, что я здесь! Летаю в призрачных облаках наслаждения рыбалкой…

На землю меня вернул, мой напарник: — Алле, Серега, ты тут до вечера будешь стоять с блаженной улыбкой? Пора снасти собирать, день короткий и времени для рыбалки у нас осталось мало! Я обернулся и увидел, что Юра уже полным ходом занимается подготовкой нашего «корабля».

Да, да чего-то меня закрутило… и я бодро стал собирать свои и Юркины снасти, как я уже писал, каждый занимается тем, что отлично знает и умеет. В принципе для меня не составит труда подготовить лодку, но времени на это ушло бы больше, а сейчас дорога каждая минута. В общем, пока Юра подготовил лодку, спустил её на воду и установил мотор, я собрал спиннинги, подготовил ящики с приманками… и накрыл на стол! Кстати говоря, плова накануне у меня получилось больше чем мы смоги съесть вечером, поэтому обед и ужин нам был обеспечен, да еще и кастрюля с окунями под томатным соусом, которую Юра запретил есть сегодня, завтра, на воде еще раз проверим мои суеверия! Итак прошу, Юрий Викторович, к столу, принять по псят «за приехало»…

Быстрый перекус, укладка рыболовного снаряжения в лодку и мы готовы выйти на встречу новым ощущениям…

Действительно просторы Сулы впечатляют и я только мог с ужасом представить как здесь рыбачить не имея мотора и шаркаться на веслах… полдня в одну сторону, полдня в другую… особенно коротким октябрьским днем. А Юрчик, просто балдел, от моего ошалелого вида, но уверенно рулил туда, куда надо, что для меня было полной интригой…

Не выпуская фотоаппарат из рук, я крутился во все стороны и фотографировал и фотографировал… только за десять минут пока мы шли к месту рыбалки я сделал боле 50 фотографий, причем когда фотографировал, кричал моему капитану: — Юра вон там место для ловли щуки, нет, нет вот там… или вон там! Мои глаза жадно пытались охватить необъятные просторы Сулы, её заливчики, протоки и болотца. А Юрка только посмеивался и уверенно шел к только ему, известным местам. По следам на камышовых стенах было видно, что воды тут было больше почти на метр, а то и больше! А сейчас на отмелях было меньше метра, где мы с трудом проходили на моторе…

И вот на одном из поворотов реки, я увидел чудеснейшую картину… Огромная стая разноплановых, летающих обитателей этих вод. Ну чем не программа Н. Дроздова «В мире животных»? Тут были и чайки и бакланы и белые цапли, даже совсем недалеко стая лебедей голов в десять, что меня очень сильно удивило, зная непримиримую натуру этих величавых птиц к соседям.

Юра сбавил ход и отдал команду готовить якорь — мы прибыли на одну из ямок. Заякорились под берегом, перед остатками кувшинки и я, конечно же, сразу взялся за свой спиннинговый комплект. Установили на снасть Сквад80 от Шакала, пяток проводок — пусто, потом поменял, его на КУМО 115 от Усами, тоже пять забросов и ничего. Юрка же не изменяя своему амплуа, взялся за джиг. Но у него тоже молчок. Меняем место и движемся дальше, на следующую ямку. По пути встречаем тролингистов, молча обмениваемся жестами (я поживаю плечами, ребята разводят руки), из который становиться понятно — дела нет! Устанавливаем лодку напротив одного из заливчиков. Делаю заброс в заливчик Х-РАПа 10 см и понимаю, что там для него слишком мелко, меняю на Беби бустер, пяток забросов и полный пролет… Да, погодка явно внесла свои коррективы в нашу рыбалку. Юра тоже недоумевает… А потом выдает: — не может быть, что бы я на Суле, окуня не нашел! И он это делает, да как красиво! Кстати этого окуня он ловит на презентованный мною трех дюймовый LIVE IMPACT от Кейтеча на трех граммовом ушастике! Не плохой полосатик!

Видя такое дело, я не смог удержаться и взял в руки свой ELITE JIG MASTER с тестом 2-12 грамм от Salmo, ставлю на него трех-дюймовый SWING IMPACT от Кейтеча и делаю заброс в глубину. Падение приманки на пяти граммовом ушастике, при глубине 7 метров, мне показалось вечностью. Но вот кончик спиннинга четко отработал касание дна, но на долю секунды раньше я это почувствовал рукой. Да, этот прутик как нельзя правильно заточен под джиг. На Днепре мне это не удалось понять, так как в нужный момент я его оставил на базе, а вот теперь я это понял. Данный спиннинг у меня пролежал без дел почти три года и только в этом году он начал раскрывать свои возможности, но это заслуживает отдельного разговора, и думаю, что зимой у меня будет время для написания обзора по этому инструменту.

Но, я что то отвлекся от рыбалки на Суле. Проводка классическим джигом (подмотка — пауза), результата не принесла, в то время как Юрка, достал второго полосатика… окунь тут присутствует и приманка ему нравится, значить я что-то делаю не так. Закурив и сделав вид что наслаждаюсь дымом сигареты, я стал украдкой подсматривать, как работает спиннингом настоящий Джигит! Описать его работу удилищем я пока не берусь, уж слишком мало опыта у меня в джиге, но мне показалось, что его проводка составляет серию хаотичных рывочков, микро подергиваний, потряхивание бланком на паузах… В общем, какая-то белиберда! Но я попробовал повторить те движения которые я увидел… блин и у меня получилось, где-то на половине проводке я почувствовал, что мою приманку кто-то щиплет, пытается замедлить её движение, по науке делаю паузу в пару секунд подсечка… И ЕСТЬ! Я чувствую на том конце шнура упругое сопротивление… я уже понимаю, что на крючке окунь!

Потом началась потеха, на каждом забросе была поклевка, но окунь был осторожен и привередлив и приходилось его буквально заманивать игрой… Ха, это было чем-то похоже на ловлю окуня зимой, на одну и туже игру, можно поймать с одной лунки пару окуней… И пока не поменяешь игру мормышки поклевки не увидеть. Но стоит изменить скорость, амплитуду… И сразу следует поклевка! Вот тут точно так же получалось… Блин, это было так интересно! В общем, я не помню с каким счетом, но в первый день рыбалки на Суле, я все таки «победил» Джигита, его же оружием! Спасибо, огромное, Юрий Викторович, за науку!!!

Вечерело. Ветер утих, тучи растянуло и на горизонте появился кроваво-красный закат… На небе довольно высоко появился полумесяц луны, отражающийся в спокойной холодной воде. Мы стали собираться на берег и вот тут я пожалел, что не взял с собой в лодку бушлат… на ночь явно будет морозец…

На берегу, мы оперативно сложили лодку, в авто, не разбирая, уложили спиннинги и ящики с приманкой и двинулись на базу, где Юрий договорился о ночлеге, а до нее 30 км… На базу приехали уже по-темному, вызвонили администратора, нас ожидали… Базу описывать не буду, ибо уже было темно и что-то качественно рассмотреть не было возможности, но предоставленный нам домик, был вполне жилой. Четыре хороших кровати с чистым бельем и плотными теплыми одеялами. Столик, четыре стула, шкаф для одежды. Скромно, ничего лишнего и главное чисто! Но в комнате было прохладно, поэтому мы установили, предусмотрительно взятый Юрой, масляный радиатор и через час у нас был «Ташкент»…

Кухня с газовой плитой располагалась в другом домике, но совсем рядом, это нам позволило разогреть оставшийся плов, заварить горячего чаю… и после трудового и приятного дня, мы наконец, сели за стол. Скудная, но горячая и питательная пища, тепло радиатора, да 100 грамм боевых, сделали свое дело… В разговоре наши языки перестали нас слушаться, веки начали закрываться…

— Пошли спать, Юра! Лучше завтра встанем по-раньше! Юра не возражал. Выключая свет, я с усмешкой глянул на чуть начатую бутылку водки… Да, такого давно не было, чтобы на рыбалке, ложился спать, а на столе почти полная бутылка водки… Устали!

Эпизод VI — Сула, день II

Проснулся я еще затемно, попытался разбудить дружка… Он явно не хотел вставать! Ладно пусть подрыхнет, а я пока соберу наши пожитки и приготовлю ему чай в постель… С квадратными бубликами! Когда было все готово Юрчик, проснулся… А мне приятно делать людям, пусть маленькое, но добро.

Выйдя на улицу, я обнаружил, что температура воздуха явно не выше нуля, на траве присутствовала изморозь и замерзло стекло авто. Через десять минут был готов и Юра. Выехали с базы еще затемно, но на место рыбалки прибыли когда уже рассвело… Быстро светает… Сула сегодня была более благосклонна к нам, но холодно и, видимо, будет дождь. Четко и быстро мы подготовили наше плавсредство, собрали снасти и в путь…

Чтобы показать мне новые места, и увеличить акваторию облова Сулы, Юра предлагает пройти до крайней точки тролингом, а потом медленно возвращаться назад, облавливая все перспективные места. Так и сделали. Юрчик поставил Хардкора 1 от Юзури, а я Куракина от Усами… и поехали! Под медленный и монотонный рокот мотора мы продвигались к намеченной цели, отчетливо ощущая вибрацию воблера спиннингом Exclusive Twitch Special, это конечно не его стихия, но и с этой задачей он справился с успехом. Время от времени воблер чиркал дно, иногда цепляя на крючки подводную растительность, но вот я почувствовал, какое-то невнятное подергивание на том конце шнура… блин, опять наверное травы хапнул на крючки, Юра останавливается, а я выматываю снасть… ни фига себе вот это воблер, на него даже такая бель бросается. Кстати, чабачок правильно засекся ртом за крючок…

Часам к девяти мы достигли нашей цели и Юра констатировал, что с этой ямки мы и начнем рыбалку, эхолот показывал почти восемь метров. Начинал накрапывать мелкий и неприятный дождик. Здесь, на ямке, уже присутствовал рыбачок — дед (вернее, старый мудак), который пытался ловить рыбу на джиг. Что бы ему не мешать, мы прошли противоположным берегом и заякорились на входе в заливчик. Я поставил на Exclusive Twitch Special, Сквада80 от Шакала и стал облавливать прилегающее мелководье, а Юрчик… Достал кастрюлю с тушеными окунями и снова начал, издеваться надо мной, поедая рыбу и подшучивая!

Ох и холодно сегодня, я вспоминаю о недопитой бутылке водки, предусмотрительно взятой с собой в лодку… — Юра, а не согреться ли нам? Спрашиваю я напарника, потом разворачиваюсь к нему, кладу в сторону спиннинг и достаю заветный пузырек! — Блин, ну ты молодец, я тоже замерз, и 100 грамм для согрева не помешают…, — отвечает он с улыбкой на лице! Я понял, что примета теперь сработает, рыбу-то мы с Днепра, привезли… И ни чего другого как выпить водки не остается!

Теперь мы оба ели рыбу. Пол часа мы отдали обеду, и когда последняя рыбеха была съедена, мы начали рыбалку. Снялись с якоря и перешли на выход из ямы, причем встав на якорь параллельно с рыбачившим дедом.

Я поставил Грубера от Фокса на десяти граммовом ушастике и только хотел сделать первый заброс, как услышал высказанные «соседом» по ямке в мою строну слова : — Ну, ты, куда собрался, мудак, бросать? Ты что не видишь, что я тут рыбачу! Я, честно говоря, просто опешил! И был в растерянности от такого хамства, а дед продолжал: — От вас, скотов, на Суле, рыбы не осталось, понаедет, тут всяких пид..сов, ловить негде! За такие слова, был бы дед по-моложе, мог бы однозначно схлопотать, но, я и Юра возраст уважаем! Вот это раздача, Юрка вспылил, но довольно вежливо, начал объяснять, что мы ему мешать не будем, тем более что, даже между лодками расстояние составляет метров 40, а забросы необходимо делать в сторону ямы. Но дед, все равно нес на нас грязь и обзывал матом.

— Юра пошли от суда, на другую ямку, с хамлом, хамством нельзя воевать!

Я поднял якорь. Юра завел мотор и мы подошли к этому старому мудаку, я его сфотографировал на «долгую память» и обратил внимание на садок, в которым плавало вверх брюхом тройка судаков… вернее это были не судаки, а детеныши грамм по 300-400… Перекрикивая мотор, я сказал деду:

— Если ты старый, до такого преклонного возраста не понял, кто из нас мудак, и куда подевалась рыба из Сулы, то мне тебя жаль!

С этими словами мы удалились, оставив «хозяина», наедине с его личными проблемами! Если кто встретит — передавайте привет!

Уж простите меня за эмоциональность, но зацепило!!! Настроение было испорчено…., но не рыбалка,Перейдя на другую ямку, и выставившись по эхолоту на бровочке, я продолжаю упираться в джиг, однако пяток забросов Грубера от Фокса результата не приносят, меняю приманку и ставлю трех с половиной дюймового SWING IMPACT от Кейтеча, и на третьем забросе метрах в десяти чувствую четкую поклевку, удар, и яростное сопротивление !!! Сомнений ни каких, на крючке щука, приятное вываживание и околокилушная щучка у меня в руках!!! Есть, разловлена Сула и щукой!!!

Эта ямка нам больше не приносит поклевок и мы движемся дальше (назад, по направлению к стоянке авто). На очередной ямке, предлагаю Юре попробовать твичинг, воблером минноу Сквадом80 от Шакала. Тем более что его Флаер от Энкора, по моему мнению, прекрасно подходит для такой рыбалки. Юрчик, конечно с удовольствием соглашается. В общем, даю ему своего Сквада, он его ставит и делает заброс вдоль кувшинки, первая проводка была пустая, да и огрехи в проводке присутствовали, подсказав, юному твичингисту, что не так и как нужно, предложил ему теперь самому осваивать этот вид проводок воблеров. Я же вернулся к джигованию, но каково было мое удивление, когда спустя секунд тридцать, я услышал за спиной плеск рыбы! Вот так вам всем! На втором забросе, вдоль кувшинки, Джигит, поймал щуку на воблер минноу проводимый методом твичинг! Радости его не было предела, он назвал Сквада80, самым лучшим воблером в мире… После таких слов, я не смог не подарить, ему этого, первого обрыбленного минноу!

По охав и по ахав, поаплодировав напарнику, я поднял якорь и мы пошли искать новое место, вернее чего его искать, Юра и так там все знает! Я попытался поумничать и заставил его зайти в один из заливчиков, обильно заросших травой и кувшинкой и погонял там поверхностники и мелководные минноу, но почти часовое полоскание своего арсенала результата не принесли. Да поздновато для щуки на глубинах менее метра… Хотя в моей практике, бывали случаи поимки хороших щук в ноябре, перед самым ледоставом на глубине до полу метра… но это скорее исключение, чем правило! Вернулись на основное русло и заякорились на очередной ямке, мимо прошли тролингисты, в короткой беседе выясняется что у ни по нулям… Это радует, мы-то уже с рыбой! Увлекшись джигом, я про воблеры как-то и забыл, а вот Юра наоборот не выпускал спиннинг из рук стараясь как можно ближе сделать заброс к краю кувшинки и провести по самой кромке границы с чистой водой… И снова Сквад80, сделал свое дело, на этот раз он соблазнил щучку около полутора килограмм… предела радости Юрчика не существовало в тот момент! Я вспомнил Днепр, как он хладнокровно смотрел на то, как я ловлю окуней на джиг, и как радовался им я… А вот теперь мне смешно как он радуется щуке пойманной на минноу методом твич! Каждому свое и мы друг у друга за это время кое-чему научились! И в подтверждение этой мысли я нащупываю стайку окуней и одного за другим, парочку вытаскиваю из воды!

Дальше в течении часа, поменяв пару мест, мы поклевок не увидели, хотя на одном из них не обошлось и без казусов… на очередной проводке я почувствовал легкие пощипывания приманки, сделал как учил учитель паузу, подсек… Да что за фигня! То, что рыба есть я был уверен, но какое-то не понятно сопротивление… Когда вытащил добычу мы с Юрой долго смеялись! Кейтеч ловит ВСЕ!!!

Как он умудрился засосать крючок свои маленьким ртом, я до сих пор не пойму… но факты упрямая вещь! День катился к закату, начинало смеркаться, и мы решили выдвигаться к берегу, тем более программа разловить Сулу, нами выполнена, места Юра мне показал, с рекой познакомил! Замечательные, просто шикарные места. Я могу только представить как тут прекрасно летом или в начале осени.

Хочу попасть сюда в середине августа, конце сентября! Уверен, тут будет просто праздник для твичингиста! А рыба есть, она не может не есть!!! И ту, что сегодня ела, теперь будем, есть мы!

Ну вот и все, моим Сулинским приключениям подошел конец. Я благодарен Юре, погоде, реке за то, что они доставили мне море приятных моментов, что они предоставили мне возможность познать новое и интересное! Ну а отдельным рыбакам, особое «спасибо», хай вам щастить! Сборы проходили по уже отработанной схеме, Юра занимается лодкой, я снастями… и общий улов нужно запечатлеть для памяти!

Дорога домой, пролетела как одно мгновению. Быстрый короткий ужин, и спать! Завтра Юра мне обещал экскурсию по Полтаве, люблю я этот прекрасный город! А потом, очередные приключения на р. Псел! На этом, я заканчиваю вторую часть, трилогии о своих Полтавских каникулах. Всем ни хвоста, ни чешуи! Продолжение следует.

С уважением Сергей Соловьев!