Я уже неоднократно писал, как мне надоели люди со своим вопросом: «Зачем ты отпускаешь рыбу?». Раздражает даже не сам вопрос, а то, что люди смотрят на тебя круглыми удивленными глазами, словно на инопланетянина и задают его. Самое интересное, что меня не понимают многие родные и некоторые друзья, которые в общем-то мне дороги… Вот я и решил написать эту статью, где расскажу, как я пришел к принципу «поймал-отпусти», почему я считаю его правильным, и когда делаю исключения. Напишу ссылку на статью на визитках Фиш-Хука, и буду давать всем тем, кто будет меня спрашивать, почему я отпускаю рыбу.

Было время, когда принцип поймал-отпусти был для меня неприемлем. Не отпускал рыбу, даже самую маленькую. Щучки по 150-300 грамм аккуратно укладывались в пакет и неслись домой. Иногда их жарил, иногда варил уху. Но в большинстве случаев, отдавал котам и собакам. Мыслей отпустить рыбу не возникало, ведь так хотелось похватать перед родными и другими рыболовами, которые были со мной на водоеме. Мол, смотрите, сколько я поймал! Рыбачил я в основном с такими же пацанятами как и сам. На берегу встречались и другие рыболовы (поплавочники и спиннингисты), но никому даже в голову не приходило научить подрастающее поколение принципу «поймал-отпусти». Просто потому, что сами они его никогда не соблюдали. У всех коты, собаки, жены и жадность.

Первый раз о принципе поймал-отпусти я узнал из журнала «Рыболов Профи». Тогда это было новое издание, куда писали многие Харьковские рыболовы-спортсмены. Я читал о новой для меня рыбалке — спортивной. Продвинутые спиннингисты писали о снастях, о приманках, о том, как ловят рыбу в городских водоемах, участвуют в соревнованиях и фестивалях. Все, что было написано в статьях, подтверждалось фотографиями. Признаться честно, они меня завораживали. Молодые ребята в специальной рыболовной одежде, у всех снасти, которых я ни разу даже не видел на прилавках рыболовных магазинов в своем провинциальном городке. В арсенале куча всяких приманок, которые тоже были для меня диковинкой. Они ловили много рыбы практически везде, где есть вода. Они решали сложные задачи по подбору ключика к рыбе. Пойманную рыбу всегда отпускали, когда удовлетворяли спортивный интерес. Делали это для того, чтобы рыбы было много. Я смотрел эти фото, читал статьи и мне хотелось тоже стать спортсменом. Уже через пару лет у меня появился ультралайт, и я начал ловить на микроджиг. Начал периодически отпускать рыбу, как истинный рыболов-спортсмен. Но все, же больше брал, чем отпускал…

Позже все случилось, как хотел — я поступил учиться в Харьков. Только вот ехал я в него не учиться, а ловить рыбу. Без преувеличения можно сказать, что Харьков — столица спортивного спиннинга. Этот город открывал новые возможности, которыми я воспользовался. Уже через полгода у меня появилось достаточно много знакомых и я первый раз поехал на рыбалку со спортсменами. Самым знаменательным для меня было то, что я рыбачил с теми людьми, по статьям которых учился ловить рыбу. Ребята ловили первоклассно, но… На протяжении всей рыбалки они брали всю рыбу подряд! Даже окуньков грамм по 30-40. А ведь писали, что отпускают. Т.к. авторитете их был непоколебим, я решил, что так и надо: на обычных рыбалках брать рыбу, утаивая этот факт от общественности, ну а на соревнованиях действовать по системе «ноу килл». Короче говоря, я брал всю рыбу подряд и не заморачивался. И это продолжалось долго. И никто меня ни разу не упрекнул.

Когда я начал писать, я все еще греб всю рыбу подряд. Стыдно признавать, что иногда врал и писал, что рыбу отпустил, хотя на самом деле, жрал полукилограммовых шнурков за своим кухонным столом. Когда увидел, что статьи мои читают люди, стало стыдно. Начал отпускать откровенно мелкую рыбу. Но что-то более-менее крупное брал. Только уже писал честно, что рыбу взял. Начал замечать, что когда я отпускаю рыбу, чувствую моральное удовлетворение. Стал отпускать все чаще и чаще. Мне это нравилось, пришло понимание, зачем я это делаю. Пошатнулся авторитет тех самых спортсменов, с которыми я поехал на рыбалку. Понял, что поступали они мерзко, не по совести…

Не забуду, как привез домой щуку на 1,5 кг, пойманную на Северском Донце. Потрошил ее в ванной. Резал поблекшее безжизненное рыбье тело ножом. Доставая кишки и жабры, смывал их в унитаз. В голове прокручивал борьбу с зубастым противником. Щука сопротивлялась отчаянно, сделала красивую свечу. Я достал ее на берег и долго любовался ее ярким окрасом. Смотреть на только что пойманную рыбу было приятно, я получал эстетическое удовольствие. Взгляд на разделанную тушку в пластмассовом тазике вызывал лишь какую-то непонятную горечь. Подумал, что лучше бы отпустил хищницу, которая подарила мне красивые моменты вываживания. Этот случай стал переломным для меня. Я начал отпускать рыбу в 90% случаев. И живу теперь в гармонии со своим внутренним миром, потому что точно знаю, что делаю все правильно.

А что же это за 10% исключений? Иногда я все-таки беру рыбу. Во-первых, когда просто хочется поесть рыбы. Покупать ее я никогда не буду. Позиция довольно простая: не хочу выручать долбаных браконьеров. А вы думали, что все щуки и судаки со стихийных рынков и вполне цивильных прилавков — это рыба, выловленная на специальных ставках? Если это так, то вы очень наивны. Так же я беру рыбу, если ловлю на платниках. Идет на корм моим животным, а так же ко мне на стол. Платник есть платник… Хотя последняя поездка на платный водоем показала, что, наверное, в скором времени, буду соблюдать принцип «поймал-отпусти» всегда и везде. Рыбу начал брать уже спустя несколько часов рыбалки. До этого безжалостно топил.

Вот так вот я прошел свой путь от невежды до настоящего Рыболова. Какие можно сделать выводы? Оглядываясь назад, мне стало ясно, что пример ближнего не является этакой «волшебной таблеткой». Важно, чтобы каждый сам для себя понял, почему нужно отпускать рыбу. Тогда не будет давить жаба, и процесс отпускания будет в радость.