А что ноябрь? Сезон умер, да здравствует сезон! Все, как с любой меняющей одна другую, рыболовные темы, только успевай подстраиваться. Пропустить начало месяца, под названием «перволёдок», потом ровно год ждать придётся. Тысячи людей ждут не дождутся, отвечаю за слово «тысячи». Раньше всё выглядело очень наглядно. С утра в электричку не залезть — все с бурами. Направления Бердск-Искитим-Черепаново выбрасывали на станциях Морозово-Сельская толпы людей. Так вот, когда последние спускались с железнодорожной насыпи, приняв для настроения, первые уже сходили на лёд Бердского залива. Длинная такая цепочка в колонну по одному. Как на защиту Москвы. Целая армия. На сельской всегда поражал природный феномен, загадка для уфологов. Там, между деревней и прибрежным леском, возле плотно натоптанной тропы, стояла одинокая лиственница. Так вот везде вокруг снег ослепительно белый, а вокруг неё — жёлтый. Каждый считал своим долгом отметиться.

Сейчас все пересели с электричек на автомобили. И освоили много новых мест. Кто-то ловит щук на балансир, кто-то судака на блесны, кто-то гоняет окуня по Обскому морю, кто-то сидит там же на крупную плотву с хитрым прикормом (сухой квас). Интересно ловить расплодившегося ротана. Всего не перечислить. Мне, когда один, всегда нравилось ловить крупного обского окуня со стационарной кормушкой. Все серьезные обские дела зимой (в море маленько по-другому) делаются с мормышем.

Стационарная кормушка для окуня (из весла от моторной лодки) и туесок для хранения мормыша (из старого валенка). Диаметр отверстий для мормыша — 6 мм. Внутри свинец.

Придя на место, метрах в 15-20 выше кучки людей, один из которых явно что-то поймал, делаются две лунки вдоль течения на расстоянии 1,5 метра. В верхнюю опускается кормушка с мормышем. Тот потихоньку, по одному, начинает сочиться в сторону мужиков. Если утро понедельника и никого нет ориентируешься по воскресным лункам. Картина читается как на ладони — буришься чуть выше, метрах в десяти, лунку с кормушкой присыпаешь посильнее, чтобы не промерзла. Возле нижней, рабочей, оставляешь бугорок крошева от бура, чтобы затенить, когда окунь попадется. Рыба осторожная, леска 0,1. Мормышка — вытянутый вольфрам. Мормыш наживляется один, спинкой кверху, лапками обнимает овсинку, усики по обе стороны от лески. Если сбило — надо поправить, это не на Чанах, это в центре города.

Минут через 15-20, как кормушка запущена, начинаются первые осторожные поклёвки — кивок толчком пригибается на 2-3 мм. До этого удочка стоит неподвижно, игра мормышкой почти отсутствует. После мягкой подсечки иногда рвет леску сразу. Все слишком близко — глубина до 1,2 метра, с более сильным течением — 1,5. Болт на удочке не затягиваешь, даёшь запас лески чтобы «пободаться». Движением ноги затеняешь лунку крошевом, выглаживаешь через пальцы — фрикцион своего рода. Потом вода в лунке приподымается и из крошева появляется окунёвая рожа, одна голова размером с тех окуней, что ловят на мотыля. Берешь рукой прямо в лунке, леска для таких «кабанов» эфемерна. За рыбалку удается поймать от 4 до 11 рыб, но приличных размеров. И на трамвай!

У перволёдка есть свои особенности. За свою «карьеру» я проваливался 9 раз, не считая мелководий, по серьезному. Вылетал, как правило, пробкой за три секунды. И, кроме одного случая, продолжал рыбачить. Поделюсь опытом. Может спасу 9 жизней — медаль дадут.

Это был предпоследний случай. Произошло всё, как всегда неожиданно и непредсказуемо. Приехали толпой человек 30 на рейтинговые соревнования (ОП «52 км»). Разбили зону, веревки с красными флажками. Вешняков (тяжелее меня) отошёл в сторону, вернулся. Я по его следам — и улетел сразу по шею. Раньше спасал пуховик, в нем не утонешь выше пояса, а тут ледок сантиметра два. Как сейчас в глазах стоит. Дальше как обычно: лёгкая фиксация на пальцах, чуть вперёд и сразу на спину. Ноги, по закону физики, взлетели выше головы. Правую на лёд, левую через неё, откатился, встал. Никто вокруг ничего не заметил. И лишь один спросил: «Ты что провалился?». Струйка холодной-холодной воды успела попасть за шиворот, в районе горла. И в левый, плохо затянутый, бахил. Сережа Сушков достал запасной шерстяной носок (таскает же с собой, молодой, а умный). Ледок на каландрированном капроне сразу взялся корочкой (-21 С) и быстро осыпался. Посмотрев на полынью, осторожно смотали веревки и ушли соревноваться на 1,5 км ниже по течению, подальше от теплых стоков Бердского совхоза. Отловил спокойно два тура, разогрелся. По суммарным итогам рейтингов стал вторым после Володи Абрамова и в феврале поехал «на Россию», в Чебоксары.

Самодельный пуховик — гарантия безопасности по перволёдку.

Как в джиу джитсу бывает лишь один прием уйти от опасности, так и провалившись под лёд выбор небольшой. Все остальные попытки не верны. Либо повезло, либо гибель. Все упражнение делается без пауз.

Что касается спиннинга, то все зависит от погоды. Это и в октябре, а в ноябре тем более. Один год было удивительно тепло — пасмурно и все время плюсовые температуры. Поднял потолки в старой бане, перестелил крышу, а по вечерам на Обь. Ловили две недели ноября на «классику», как в апреле. Клёв начинался в поздних сумерках и усиливался в первые два часа ночи. Раз была даже щука на 1,6 кг., а так — судак.

Если катушка попадала в воду, то всю зиму ржавчина в ней будет чувствовать себя вольготно, как мыши на элеваторе. Заполонит всё, что сможет. Смазки с водой переродятся в солярный клей, потом в мармелад, а к весне в пластилин. Надо хотя бы вскрыть, просушить и прокапать. Бывает, чтобы отрыбачить 20 минут нужно готовиться дня два, а тут целая зима впереди. Сам бог велел использовать это для подготовки и экономии летнего времени. Начать можно с катушек.