Весной размер приманки не смущает жереха, это может быть колебалка размером с уклейку.

Каждая встреча с этой красивой сильной рыбой мне приносит что-то новое в копилку знаний. Казалось бы, все просто бери кастмастер, и бросай в сторону характерных всплесков. Ан нет. Не каждый кастмастер ему нравится, приходится подбирать размер, цвет, проводку. Но стоит сменить приманку и дело идет на лад. Лет несколько назад приехали мы, как обычно в июне, в самый сезон вылета мошкары под Ахтубинск, и расположились лагерем из палаток в тени деревьев. Июнь, это самое благодатное время, сейчас объясню почему. Во-первых, мошка сдерживает напор рыбаков — отдыхающих и базы полупустые. То есть меньше конкурентов на реке. Во-вторых, это шанс поймать после весеннего запрета именно крупного хищника, который занял самые перспективные места. Он позже будет выбит ордами жадных рыбаков заготовителей, но сейчас самое время побороться с ним, чтобы отпустить обратно в родную стихию. На еду хватит и одной рыбы, завтра будет поймана другая.

Размер приманки должен соответствовать потенциальной добыче.

И вот в первый же день, когда мы вернулись с воды и причалили к берегу, мимо нас проплыла лодка соседа по стоянке. Он посмотрел на нашу щуку и гордо показал двух рыбин жереха с язем. При этом добавил, что в это время никто тут не ловит жереха, только он. Потому что он местный, знает еще от дедов все повадки этой рыбы и у него есть супер секретная блесна, от которой рыба без ума. Снисходительно посмотрел на нас, но показывать ее даже не стал. Это был вызов нашему опыту, мастерству и находчивости.

Во время массовой охоты хищники разных видов часто орудуют вместе.

Действительно, наши приманки жерех игнорировал. Причина была очевидна. Массовый малек, объект его пищевого интереса был размером в две трети спички (малька мы нашли в надутых брюшках пойманных окуней), и мы пошли на уменьшение размера наших приманок. Сразу появился дисбаланс в размере-весе приманки и дальности заброса. Всплески мы видели, но все они вне досягаемости наших возможностей. Близок локоток, а не укусишь. Да и рыба в это время не роится котлом, найти две три особи, а тем более попасть им под нос было непросто. Пробовали заходить выше песчаной излучины, на отмели которой собирался малек и за ним со временем подтягивались голодные пастухи. Начинался пир, и мы пробовали сплавляться по течению к нему. Но все равно, рыба нас не подпускала. Задача была проста, как трусы из марли, найти ключик и поймать первого. Но именно этот вопрос у нас и не получался. Ставили узкие колебалки, вертушки с утяжеленным сердечником, трехгранки, мелкие попперы. Чтобы не пугал цвет плетенки, привязали флюорокарбоновые поводки, но этого было недостаточно.

Конаковская шоколадка от Михаила Пинаева.

В очередной раз перебирая коробки с арсеналом снастей в поисках очередной подходящей приманки, мне на глаза попалась шоколадка Михаила Пинаева. Мой давний товарищ и соратник по рыбалке, выйдя на пенсию, переехал в Конаково поближе к большой воде и тут стал экспериментировать в изготовлении различных блесен, как зимних для окуней, так и летних для жереха. И скоро стал там известным всем рыболовам просто — дядей Мишей. Когда я приезжал к нему в гости, он вел нас на рыбалку на слив местной ГРЭС, где в бурлящих теплых водах ниже дамбы местные ловили судака и жереха. Перед этой поездкой, зная, что мы едем ловить за Волгоград в том числе и жереха отсыпал мне от души, по-братски, своих «вкусняшек». «Кольца и крючки поставишь на месте», — добавил он на прощанье. Особенность авторских блесен всегда содержит кусочек души самого человека. Ведь он подбирал форму, вес игру своей приманки под конкретную рыбу, как правило, на ближайшем к дому водоеме. Особенность этих блесен в том, что они паяные из двух половинок — крышки и донышка. Одна половинка может быть латунная, другая серебряная или обе из одного и того же материала. Но самое главное у него подобран размерный ряд из нескольких позиций. Первый жерех и последующие были взяты на серебряные блесны размером с две третьих спички. Латунные он почему-то игнорировал. К вечеру у нас было на двоих с товарищем пять жерехов. Я специально поманил местного рыболова оценить наш улов. «На что?» — раскрыл он широко глаза, только и сумел произнести он. Я кивнул на наши спиннинги оснащенные этими шоколадками. «Подари!» — было его второе слово. Тут вмешался мой товарищ: — «Ты свою блесну даже не показал, а тут сразу подари. Простой ты, как изгиб в канализации.» Он сразу полез в свои снасти и показал самоделку такого же размера, выточенную из ручки чайной ложки с напаянным кусочком олова для огрузки. Вид его блесны поскромнее, но рыбу ловит, и это главное. Дарить ему мы ничего не стали, но почти каждый день мерялись жерехами, самого крупного из которых мы специально держали в садке, чтобы при нем выпустить обратно. Рассказали, конечно, как называется, где приобрести. Пусть и ему повезет еще раз гордыню потешить.

Золото с алым — тоже его любимый цвет.
В этот раз именно золото его прельщало.

Однажды ранней весной мы были за Астраханью в дельте рукавов в поисках жереха. На удивление в этот выезд он предпочитал чаще всего золото изредка никель или серебро. Что тут является ключевым моментом для поклевки мутная вода, освещение, отсутствие сильных бликов пока осталось тайной. Вернее, шарадой или кроссвордом для разгадывания в следующий раз.

Старый надежный дедовский кораблик — отдельная тема по жереху.

Еще один вариант ловли жереха на натуральную насадку. При мне сосед по берегу ловил на бомбарду с подсадкой малька и вполне азартно. М подача дальняя и поклевка азартная. Мой товарищ с детства ловит на кораблик с подсадкой майского жука, стрекозы и искусственных мушек. Но тут, думаю тема больше для голавля, хотя жерех насекомых атакует регулярно, но без удара, как малька, а тихим чмоком. На раскатах Волги я наблюдал, как после вылета поденки многие виды рыб, включая леща подбирали ее с поверхности. И жерех не исключение в очереди лакомок. А поденка там с мизинец размером.

Поденки разных видов просто манна с небес для рыбы. Про клев можно забыть.

На малых речках средней полосы жерех часто попадается при ловле голавля на разноцветные мини колебалки. Что они имитируют — раненую рыбку, насекомое, не важно. Главное быть готовым к такому бонусу и не форсировать события при вываживании.

Двухкилограммовый трофей на ультралайт, где глубина максимум по пояс.

И конечно, я не мог не рассказать про попперы с опушкой в виде пряди белой шерсти или белой шерсти с серебристым люрексом на хвостовом тройнике. Всем известно, как жерех уважает оснастку в виде пряди белой козьей шерсти впереди блесны. Не менее важна подобный элемент и на тройнике. Дело в том, что на течении во время проводки мех немного пульсирует, шевелит кончиками прядей, что привлекает жереха. Но несколько реализованных поклевок на поппер во время его сплава к котлу и ниже его доказывают, что важен не столько бульканье и рысканье этой приманки. Минимальная анимация битого малька в виде шевелений шерстинок при качке на волне вполне достаточна для атаки этого хищника. Но в первую очередь играет размер приманки. С крупными попперами у меня не получалось это повторить.

Поппер Yo-Zuri 3D 65 мм, 7,0гр — одна из удачных моделей по весу и длине.
На Московской выставке нашел белорусских производителей приманок для жереха Assius. Этот двойник с шерстью от них.
Пилькеры отличная замена кастмастерам.

И еще хотелось рассказать про тактику ловли. Был случай, когда мы никак не могли докинуть до котла, сплавиться к нему, осторожная рыба разбегалась при нашем приближении. И мы с другом решили сломать ситуацию. Издали на полной скорости врезались в место котла и делали пару тройку забросов. Вы не поверите, это, работает! Несколько раз так делали и каждый раз вознаграждением были одна, две рыбы. Потому что любая рыбалка это всегда маленькое или большое открытие.