Мастер камуфляжа.

Все, как обычно началось с мечты. Однажды моя жена за месяц полтора до дня рождения как-то среди общего разговора спросила: «Есть ли у тебя мечта?» У каждого из нас она есть и не одна. С какой начать? «Ты в разных местах был, ловил рыбу тоже разную, а какую бы хотелось еще поймать?» — продолжала она. «Змееголова!» — не задумываясь ответил я, и разговор перетек в другое русло. Но, как оказалось, за моей спиной или на небесах завертелись какие-то шестереночки, защелкали неслышные релюшки и наверняка замигали невидимые мной шильдики которые направляют маршрут линии судьбы в то или иное русло. То есть процесс пошел, только я об этом узнал, лишь за неделю до отправки. Она сказала — «Ничего не планируй, все решено, мы летим в Ташкент на пять дней. Тебе в ближайшее время позвонит человек, он поможет там организовать рыбалку на змееголова.» И дальше все как в рекламе — Мечты сбываются. Мне позвонил Сергей Лысенко, знаменитый и опытный змееголов Ташкента, да что там Ташкента — Узбекистана, я бы назвал. Он сказал что надо прикупить для этой поездки по снастям.

Плов — всему голова!

Гость на востоке — это не просто дорогой тебе человек, это посланник аллаха. После прилета, едва мы оставили вещи в гостинице, нас привези в какое-то культовое место по приготовлению плова. К моему сожалению, мы так были потрясены увиденным, что название и адрес не спросили. Плов в Узбекистане — больше, чем просто блюдо, это, скорее, культ. Ни одна свадьба или торжественное мероприятие, не проходит здесь без плова. На подходе гора дров из арчи, как нам сказали. Все традиционно, поэтому вкусно. Не смотря на достаточно раннее утро, тут вовсю кипела работа. Из одних огромных котлов добирали остатки плова, в других готовились новые блюда, где даже рис по размеру и цвету отличался.

Здесь собраны лучшие мастера по приготовлению плова из разных мест страны.

Когда перед нами поставили по огромной тарелке плова, я сказал, что столько не съем, и подумал такую красоту нужно сфотографировать. Но вспомнил о фотоаппарате на коленях, только когда тарелка опустела. Зато я поднялся на балкон, и оттуда запечатлел эту туристическую Мекку. Тут же за столом наметили план. «Что ты хотел бы здесь половить?» — был главный вопрос. Я начал перечислять, загибая пальцы — змееголова, красноперого жереха эндемика Аральских рек и невиданную мною трегубку. Трегубка, это самое простое, можем с нее и начать, и мы быстренько заехали за снастями, и отправились в путь.

Когда мы пришли сюда было занято два или три столика, а через час все места были заняты.

Солнце уже клонилось к закату, когда мы по перемычкам рисовых чеков под громкие трели лягушек спустились к небольшой речке шириной метров двадцать из сплошных перекатов. Два Сергея поставили мелкие колебалки и разошлись в разные стороны, оставив гостям, видимо лучшее место. Через пять минут один из них крикнул — «Есть», и его лайтовый спиннинг начал кивать вершинкой в воду. Еще через полминуты в руке затрепетала первая рыбка.

Трегубка, как я понял, тут занимает нишу нашего голавля.
Моей первой рыбой бал вот такой судачок с глубины 20-30 см! Я глазам не поверил.
Верхняя губа у нее имеет две дольки и ложбинку для выступа нижней челюсти. Поэтому и трегубка. Из этой пасти выхода нет.

Я около получаса менял приманки, пока нашел востребованную, и то первой рыбой был судачок из-под нависших кустов дальнего берега. А ребята продолжали таскать бойких рыбешек, только для того, чтобы после моей фотографии отпустить обратно. Но вот и я записал в свою коллекцию трофеев новый вид.

Рот оказался маловат для моей блесны, а крючок свое дело сделал.
Сергей, организатор рыбалки всю рыбу ловил только беткастингом.
Как я понял судачки тут стоят в ложбинках дна вместе с трегубкой.
Эта рыба из Амура прилетела сюда в 70-е годы балластом вместе с белым амуром и толстолобом, которыми заселяли местные водоемы для борьбы с растительностью.

Из ВИКИПЕДИИ:

«Трегубка, троегуб (лат. Opsariichthys uncirostris) — вид лучепёрых рыб семейства карповых. Выделяют три подвида. Вид широко распространён от бассейна Амура до Южного Китая и острова Хайнань. Встречается в реках Корейского полуострова и Японии. Был занесён в воды Туркмении и Узбекистана, где акклиматизировался. На территории России обитает подвид O. uncirostris amurensis — амурская трегубка — иногда выделяемый в самостоятельный вид O. bidens. Он обычен в Уссури и реках бассейна озера Ханка; встречается также в русле Амура. Промыслового значения не имеет. Молодь чаще встречается в разливах, где кормится зоопланктоном и наземными насекомыми, а позднее начинает поедать мелких мальков рыб. Достигнув десятисантиметровой длины, трегубки начинают питаться исключительно рыбой. Будучи хищником, может поедать молодь других рыб, однако из-за невысокой численности серьёзного влияния на популяции не оказывает»
И все-таки какая интересная форма пасти.

Любимым делом мы занимались, пока солнце не село. И главным якорем был я, уж очень хотел поймать что-нибудь повесомее. Ребята уже снасти смотали и ждали, пока я со словами еще один разочек, вот последний, и самый последний... Не мне вам объяснять... А нас уже ждал накрытый стол в одном из национальных ресторанов города.

Какой длинный анальный плавник.
Самцы в период нереста окрашены более ярко, на голове у них образуются роговидные бугорки, на теле появляется «жемчужная сыпь.

И уже в полных сумерках мы добрались до указанного ресторана, чтобы разделить со старыми друзьями торжественную трапезу. Я не оговорился, именно со старыми друзьями, потому что после нескольких минут общения ты понимаешь, что эти родственные души знал очень давно, просто пока не довелось с ними встретиться. А новыми бывают только враги.

Вечер наполнил воздух громким оркестром из щебета цикад, певчих кузнечиков, лягушек и каких-то птиц. Да еще и рыба постоянно клевала. Красота!
Быстренько, под рис овощи и мясо наметили планы на ближайшие дни...
... и запили чаем и птичкой из Дути фри...

Выехали из гостиницы еще затемно, чтобы успеть дорогой полюбоваться местными красотами и достопримечательностями. Здесь аист кормит сою малышню, а между веток гнезда в нижнем ярусе поселились воробьи. У нас в средней полосе, я такого симбиоза не наблюдал.

Воробьиная колония заткнула все щели между ветками сухой травой. И еще носят и носят.

По дороге попался памятник первым колхозникам, когда на смену ослику и лошадке пришел стальной конь. Он был на ТРЕХ!!! колесах. Я упросил одного из Сергеев оседлать этого коня, чтобы сделать фото, как суровые местные мужики отправляются на рыбалку. Но обойдя его, а потом приехав в Москву, так и не нашел ответ, какой из заводов выпускал подобную чудо технику.

И ведь обходились первые трактора без покрышек и гусениц.
Судя по лысому ободу переднего колеса, грязи тут не боятся.
ВТЗ — В? -какой Тракторный Завод это чудо выпускал? Волгоградский? Владимирский?

Первым водоёмом оказалась небольшая канавка, где местные рыбаки ловили на живых лягушек небольших змееголовчиков методом шлепанья ими по поверхности или неглубокого окунания. Типа «лягушанинг- тараканинг» в окнах растительности в отвес, но на лягушку за спину. А рыбехи выскакивали и хватали мягкую плоть. Делали паузу и подсечку — все легко и просто. Я так ротанов в детстве ловил, на боковой кивок, тоже в окнах травы, только на червя и со дня.

Два шага от аула и вот она рыбалка на арыке.
Размер невелик, с гигантского ротана.
Зато у каждого рыбака по такому кукану.
Наш первый водоем выглядел так.

Пока я приноровился к мульту, к резкости заброса, отрегулировал центробежный тормоз получил пару небольших перебежек в виде бороды на старте заброса. А потом пошло все по маслу, стоило настроить колодки торможения через одну. Если при забросе придержать большой палец в пяти миллиметрах от шнура, то разматывающиеся петли сами притормаживают о подушечку и бороды нет. Не совсем грамотно, скажут опытные бейткастеры, но это было начало пути. При смене веса приманки приходилось заново производить регулировку. Но как в этом заросшем травой болотце найти рыбу. Сергей после заброса быстро сматывал катушку, и лягушка у него неслась едва касаясь воды. Стоянка обнаруживалась всплеском, рыбы, когда лягушка пронеслась над его окошком. Я присмотрелся. Рыба сама показывала места стоянки регулярно всплывая за глотком воздуха и погружаясь обратно в одном и том же окне. Далее ее нужно было соблазнить проходящей лягушкой, то в развалку, то маленькими прыжками, то просто остановившись на открытом блюдце и нагло покачиваясь, но не сдвигаясь с места. То есть найти ту анимацию при которой нервы змееподобного не выдержат. И вот, при очередном выступлении послышался еле слышный «чпок» и лягушка пропала. Я сделал резкую подсечку и мимо. Оказывается, надо ждать. Змееголов при атаке прикусывает жертву мощными челюстями и душит ее. Просечь его костяные челюсти не возможно, получается только вырвать приманку. И только через две три минуты он начинает ее заглатывать, одновременно прячась поглубже в траву. В этот день я получил только опыт общения с ним и советы моего опытного товарища, который регулярно ловил некрупных рыб, тут же отпуская их обратно.

Мой первый змей-башка.

Но на следующий день, на другом озере, но уже с лодки я сделал это. Новая рыба моей мечты расширила видовую коллекцию трофеев. Осталось только укрупнять вес в этой таблице видов рыб и их размеров, которую держит в голове каждый рыболов. Пока я его аккуратно отцепил, а разжать руками эти челюсти не возможно, пока сфотографировал его без крючка, он терпел. Но едва я взял его за туловище чтобы получше приблизить к камере, эта слизкая бестия угрем прошла между пальцев.

За полминуты до свободы.
Щетка мелких зубов по верхней челюсти и тонкие иголки снизу. Называется береги палец.
Моя жена ловила с катушкой мясорубкой тоже была с рыбой.
В этот день все обрыбились, но вес был не трофейный.
На следующий день мы упорно искали красноперого аральского жереха. А он нас избегал, игнорируя все приманки.

В заключительный день мы объехали еще несколько водоемов. У нас с женой, начинающих ловцов змееловов, в активе были обычные шустрые шнурки. А Сергей укрупнялся с каждым разом, подбирая нужный размер, цвет и анимацию проводки. У него несколько коробок, набитые различными лягушками. А какие он делал паузы, зная, что осторожная рыба пристально изучает это нечто с отрезанными лапками… Станиславский бы нервно курил в стороне. Но итог борьбы опыта и надежды запечатлела неподкупная фотокамера.

Явный закилошник.
Этот был явно под пять килограммов.
Тут без специнструмента с фиксатором делать нечего.
Пасть из страшных снов лягушек.
Из этого своего трофея Сергей приготовил замечательный сугудай и угостил им всех гостей за праздничным столом на моем дне рождения.
На последок нам осталось насладиться колоритом из восточных сказок.
Запечатлеть их на память...
Посетить сувенирные лавки мастеров резьбы по дереву, чеканки и гончарного искусства.
И сказать огромное спасибо всем причастным, кто устроил нам такой шикарный тур за рыбой моей мечты.

Когда одна мечта сбывается, мы, рыболовы, тут же придумаем себе новую.
А иначе как же дальше жить?
Без мечты...