Долго мы с женой ждали этого сплава, можно сказать, с прошлого сезона. Ведь в прошлый раз, из-за поломки мотора, у нас не получилось завершить сплав в намеченном месте. Мы не смогли дойти до города Серафимович.

Теперь же, мы решили взять реванш и добраться до Серафима, но при этом изменили маршрут. Если раньше мы сплавлялись от станицы Вёшенская, то теперь мы отправляемся в путь почти из дома, из нашей станицы. Длина маршрута при этом не изменилась и уложилась в круглую цифру — 100 км.

При таком варианте половина маршрута будет проходить по Хопру, затем — Дон, заход в устье Медведицы, опять — Дон, и — Серафимович.

Всё готово к отъезду. Основные вещи были загружены ещё с вечера. Но сколько же барахла! И как мы всё это будем умещать в лодки? Когда сплавлялись из Урюпинска, нас в машине было пятеро, в ведущей лодке сидело 4 человека. Теперь нас женой двое, но вещей стало ещё больше! И это притом что мы забыли магнитолу, шампура для шашлыка, и кое-что ещё по-мелочи. Но тогда мы об этом не знали. Открылось это только на первой ночёвке.
Путь к месту сплава.
Почтарский луг. Когда-то здесь проходили станичные ярмарки и праздники. Потом какому-то деятелю пришла в голову идея вспахать луг. Прошло уже много десятков лет, а луг толком ещё не восстановился. В сильный разлив этот луг заливается…
… и выглядит примерно так.
Может взять соломки с собой, чтобы спалось мягче на стоянках?
Вот мы и на месте старта. Прощальное фото, и мы расстаёмся с сыном.
Теперь — в путь!
Мы только отошли от места старта, а Ольга уже успела вытащить окунька, тем самым открыв рыбалку на сплаве.
Небольшая остановка у Гремячего, чтобы искупаться, перекусить и размяться.
Как же мне нравятся песчаные пляжи Хопра! Островки пустыни в оазисе реки!
Вот и мой первый голавлик!
Случалось и такое, когда голавлики цеплялись одновременно и у меня, и у Ольги.
Рыбачить удавалось только в таких местах, которые были в излучинах Хопра и защищены от ветра. На открытых для ветров участках, волны были такие, что захлёстывали лодку. Из-за этого приходилось пропускать весьма интересные и рыбные места.
Подошли к хутору Остроухов. Это останки паромной переправы через Хопёр. Вообще-то хутором его назвать сложно, он слишком большой для этого, но раньше было так: если есть церковь — станица, нет церкви — хутор.
На берегу появилась часовня, совсем недавно её не было. Сам хутор расположен не на берегу, а чуть дальше. С реки его не видно.

Следующий населённый пункт, это станица Букановская. Здесь ежегодно проходит праздник: «Хопёрские зори Михаила Шолохова». Именно в этой станице, 11 января 1924 года, Михаил Шолохов и Мария Громославская венчались в Покровской церкви. А зарегистрировались они в Подтёлковском ЗАГСе, в станице Кумылженская. Тогда район назывался не Кумылженский, а Подтёлковский.

Михаил и Мария Шолоховы. Источник фото: sholokhov.ru

Они прожили вместе целых 60 лет, и дожили до бриллиантовой свадьбы. И на протяжении всего этого времени были вместе: в творчестве, на охоте, на рыбалке… Это о таких браках говорят, что они заключаются на небесах.

Вот по таким, знаменитым местам мы имеем удовольствие путешествовать!
А на первую свою ночёвку мы остановились у Шолоховской ямы. Это место где любил рыбачить писатель.

Где-то здесь рыбачил М. Шолохов. Здесь мы и заночевали.
Уха почти готова.
Наш скромный ужин.
Утром, позавтракав, мы продолжили свой сплав, совмещая его с рыбалкой.
Голавлики продолжают радовать.
Голавликам очень нравился Ольгин Юзурик, и ей было очень жаль, когда он навечно упокоился в корягах. Не удалось достать его отцепом: с двумя лодками, при ветре, да на течении это было не реально.
На протяжении всего сплава нам встречались туристы на байдарках. С некоторыми, какое-то время, мы шли почти параллельно, то обгоняли их, то отставали. С некоторыми знакомились, общались. Интересно же!
А этого судачка Ольга поймала на подаренный Мишей (Allerdings) воблер Titan Crank — 56. Миша, один из твоих воблеров Ольгой разловлен! Титановому кренку — титанового судачка! И это не единственный трофей воблера за этот сплав.
Оставив станицу Букановскую позади, мы причаливаем к очередному пляжу для разминки и водных процедур, ну и, пофоткаться.
Такой простор и мы — одни.
Но интересное всё — впереди!
Пейзаж. А на небе — ни облачка!
Именно так должна выглядеть счастливая рыбачка-жена!
Кто-кто в норке этой живёт? Кто-кто в такой крупной живёт?
Это уже настоящая норка, живая и любопытная. Долго нас провожала вдоль берега.
Ну, тут понятно, чья коммуналка.

Постепенно мы подобрались до устья Хопра. Ольга уже видела этот перекрёсток рек, но тогда она его видела со стороны Дона, во время путешествия из Вёшек. А вот из Хопра в Дон, она входит впервые.

Заночевать мы решили на Хопре, с видом на Дон. Мы уже собирались пристать к берегу, как увидели, что со стороны Дона, на огромной скорости к нам несётся катер. В катере два сотрудника МЧС. Подойдя метров на тридцать, катер сбросил скорость, и один из сотрудников показал на свой спас-жилет, мол: а где ваши жилеты? Ольга крикнула, что у нас жилеты есть, и показала на буксируемую лодку. Катер двигался к нам, но вдруг резко повернул и помчался вверх по Хопру. Почему-то у них пропал интерес к нам.

Пристав к берегу, мы выгрузили вещи, вытянули лодки и занялись своими делами: Ольга готовила ужин, я ставил палатку, качал матрас, готовил освещение. Костёр разводить не стали: МЧС не дремлет, всё-таки здесь оживлённый, речной перекрёсток. Мы обошлись газовой плиткой.

Как же красив Хопёр в лучах заходящего солнца!
А ежевика ещё не поспела.
Наше Хопёро-Донское поселение. Где находится наш лагерь, это — Хопёр, А слева, вдали, это уже — Дон.
На этот раз наш скромный ужин состоял из шашлычка, и…
… яичницы с колбасой. Всё это дополнил салатик и прочее. Правда, шашлык Ольга жарила не на шампурах и углях, а на сковороде и плитке. Но ведь на природе даже зажаренная горбушка хлеба с салом — уже деликатес!
Ужин с видом на Хопёр!
С добрым утром!
Моя рыбачка слегка «поджарилась» на знойном солнце, а я ведь предупреждал её!
Недолгие сборы, спуск лодок, погрузка скарба, и вот мы выходим в Дон.
А спас-жилеты мы уже взяли в нашу лодку, и были они с нами до конца маршрута. Ну, мало ли что!

Мы переплыли Дон и причалили в том месте, где останавливались на прошлом сплаве. Там большой пляж и идеальное место чтобы поплавать.
Когда бродил по мелководью, то обратил внимание на маленький, знакомый предмет в воде. Я поднял его, предмет оказался пулей.

Сколько же она здесь пролежала, пока я не обнаружил её?
Дома я показал пулю своему знакомому. Он не только охотник, но и отлично разбирается в стрелковом оружии, профессия такая. Он заключил, что пуля от трёхлинейной винтовки Мосина, в мельхиоровой оболочке. Сказал, что если я её почищу и отшлифую, то она станет не жёлтая, как современные пули, а белая. Но я чистить не стал, оставил как есть. Буду хранить как талисман, в память о сплаве.
На пуле хорошо видны четыре канавки от нарезов ствола, это значит, пуля не извлечена из гильзы, а была выстрелена из оружия. Но сама пуля не деформирована, видимо, препятствий на её пути не было. Возможно, просто на излёте упала в Дон.
Ну а мы продолжаем наслаждаться тёплой водой реки, теперь уже Дона.
А воооон там, вдалеке, виднеется устье Хопра.
Наши старые знакомые тоже остановились на отдых.
По Дону гуляем!

Ниже устья Хопра, на правом берегу, Расположена станица Усть-Хопёрская. В прошлом сплаве мы останавливались на левом берегу, напротив станицы.

Остановились, чтобы взглянуть на место стоянки. Просто стало интересно: как изменилась стоянка через год.
Не впечатлило, совсем. Место заросло бурьяном и репейником. А песок перемешался с илом. Всё меняется, переходит из одного вида в другой. Иногда к лучшему, иногда нет.
Любуемся природой, ландшафтами, но и про рыбалку не забываем.
Причал для катеров и лодок базы отдыха «РЫБА ЗВЕРЬ».
Чуть ниже, расположена ещё одна база отдыха «ДОНСКИЕ ЗОРИ».
А ещё ниже, у хутора Хованский, турбаза «ДАРЫ ДОНА».
Отдых — на любой вкус!
Впечатляющая излучина Дона!
Проходя мимо, мы обратили внимание на какой-то конический выступ на склоне холма.
Мы пристали, я, прихватив фотоаппарат, полез на разведку.
Подобраться ближе я не смог, мешала крутизна и неподходящая для этого обувь. Это какой-то выступ известняка. Но почему он не сровнялся со склоном, а выступает конусом, осталось загадкой.
Снимок Дона, от основания конуса.
Постепенно осыпающийся меловой яр. Здесь я пытался отыскать останки окаменевших животных, моллюсков, деревьев… Не повезло.
Ветер не стихал на протяжении всего сплава…
… но всепогодный голавль продолжает ловиться.

У нас возник вопрос: что делать с пойманной рыбой? Уху мы больше варить не собирались, а до дома далеко. У нас ещё одна ночёвка, да и от Серафимовича больше часа езды до дома, по жаре.

Вопрос решился легко: мы просто раздавали пойманную рыбу тем, кому она была нужна: байдарочникам, которые пытались ловить сами, но не везло, старенькому дедульке, сидевшему с донкой на берегу, у которого в улове был только мелкий язёк. Семейной паре, отдыхающей на лодке.

Остальных, пойманных позже голавлей, хотели отдать отдыхающим, которых рассчитывали встретить у Серафимовича, в конце пути, но там никого не оказалось. Голавлей просто отпустили.

Каменистый перекат. Здесь обязательно должен был быть жерех, но был только голавль.
Ещё одна остановка, для охлаждения в водах Дона.
Слева — Дон, справа — озеро с зелёной, цветущей водой. Озеро соединяется с рекой, и в него можно было заплыть, но желания порыбачить в кипячёной, зелёной воде, у нас не возникло. Может быть, в другой раз.
А к вечеру небо стало сурово хмуриться. Ох, не к добру это, не к добру.
Хутор Ярской 2-й, именно здесь, на прошлом сплаве, мы не смогли взять солидный, Ольгин трофей, который показал нам только свой плавник, и именно здесь завершился наш сплав из-за поломки мотора.

Пройдя хутор, мы приглядели подходящее место и остановились на заключительную ночёвку.
Нам очень повезло, мы успели выгрузиться и поднять лодки на берег до начала штормового ветра.

А вот когда ставили лагерь, началось что-то. Резко налетел сильный, шквалистый ветер. Незакреплённую палатку унесло в лес и прижало к деревьям, стол перевернуло, вещи разметало по поляне. Мы лихорадочно всё собирали и засовывали под лодки.

Ну а для полного экстрима начался дождь.
Дождь то заканчивался то начинался с новой силой. Ураган стих также внезапно, как и начался. Мы кое-как поужинали и забрались в палатку.

А ночью, видимо, чтобы мы не скучали, нас накрыла сильная гроза! Бабахало так, что даже мне становилось жутковато, чего уж говорить об Ольге. Во время вспышек молний, палатка освещалась как днём.

Ольга меня не пускала, но я, всё же, вылез из палатки и осмотрелся на берегу. Такого я никогда не видел, молнии били прямо в Дон! Зрелище было страшным, но завораживающим! Зигзаг молнии замирал на доли секунд вертикально над рекой, и исчезал со страшным треском. Потом всё повторялось. Описать это трудно, это надо только видеть!

Конечно, из-за большой опасности, я не фотографировал. Любое, поднятое над землёй устройство с питанием, это магнит для молнии. Рисковать не стал.

Я вернулся в палатку к Ольге. Гроза постепенно удалялась. Мы достали коньяк, выпили, стало спокойнее.
Вот так, экстремально, мы отметили День рыбака. Не каждый может похвастаться таким!

Утро следующего дня.
Дон тихий и спокойный, как будто не было ни урагана, ни грозы, ни дождя.
Слева, над газовой плиткой, виднеются два дерева. Изначально я хотел поставить палатку там. И вид на Дон лучше, и вещи таскать ближе, Но Ольга уговорила меня разбить лагерь выше, на поляне у дуба. А утром, под тем деревом, мы увидели отломанную ураганом толстую часть ствола. Ночью мы слышали какой-то треск, но не поняли, что это было. Если бы палатка стояла там, то ствол упал бы точно на палатку. Неужели жена предвидела это?
Мордовник шароголовый — украшение берегов Дона и Хопра. Лекарственное и медоносное растение. Интернет-магазины растений просят 2000 рублей за килограмм семян.

Заключительная остановка перед завершением маршрута, это устье красивой реки Медведица. Река мелкая, но есть омуты и перекаты.
Мы зашли в Медведицу, немного поднялись и заякорились. Очень рассчитывали здесь на поимку голавля, места для него очень подходящие. Но сколько не пытались, не получили ни одной поклёвки. Зато накупались и насладились видами Медведицы.

Где же ты, рыба?
Вжик, и летит воблер в Медведицу!
Уже обитаемый островок!
Иногда хочется сесть в лодку, уплыть на необитаемый остров, и раствориться в воздухе душевной гармонии!
В поисках голавля.
Пришло время проститься с Медведицей, но мы ещё вернёмся, обязательно вернёмся!

Выйдя в Дон, мы стали дрейфовать по правому берегу. Чуть ниже устья медведицы мы заметили, как резвится косяк селёдки. Рыбёшки выскакивали из воды сантиметров на 15 — 20. Было её бесчисленное множество.

Если присмотреться, то можно разглядеть выпрыгивающих рыбёшек.
Для ловли сельди у нас не было подходящих приманок, не рассчитывали, что встретим косяк, а кренки селёдка игнорировала. Зато попался голавлик, который приманку спутал с селёдкой.

Вот и подходит к концу наше путешествие по Хопру и Дону. За поворотом город Серафимович. До получения статуса города, это была станица Усть-Медведицкая.
Ещё Пётр Первый, путешествуя по Дону, сделал запись в своём дневнике о городке Медведицком:
«Да прошли реку Медведицу, впала в Дон с левой стороны, да городок Медведица же, стоит на левой стороне».

Верно, изначально городок Медведицкий располагался на левом, пологом берегу Дона. Из-за этого он часто подтапливался весенними разливами. Люди были вынуждены переселиться на правый, более высокий берег Дона.

Вот уже показались купола Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря.
Храм имеет 33 золочёных купола, по числу прожитых, земных лет Иисуса Христа.
При виде с реки Дон, храм как будто утопает в зелени.
Слева — женский Спасо-Преображенский монастырь, справа — храм. В настоящее время монастырь отреставрирован и полностью заселён монахинями.
О монастыре можно рассказывать долго, и о пещерах под храмом, и о подземных ходах, и о монашкине камне, и о многом другом, но это долго и выходит за рамки отчёта.

Здесь и закончился наш сплав. Мы прибыли на место сбора раньше сына, а пока его ждали, упаковывали вещи и сворачивали лодки.

Когда приехал Артём, мы всё погрузили, искупались и тронулись в обратный путь. Конечно, хотелось попасть на территорию монастыря и сделать несколько фото, но посещать женский монастырь в промокшей одежде было как-то стыдно. Мало ли что подумают монашки!
Мы управились вовремя, как только мы поднялись в город, опять начался ливень.

Поднимаемся с Дона.
Главные ворота монастыря. Видно, что пользуются ими редко.
Вид на монастырь из окна автомобиля.
Вот и ливень. А вода по асфальту — рекой!

В 1933 году станица Усть-Медведицкая была переименована в честь писателя Александра Серафимовича, который здесь жил. Правительство обратилось к писателю А. Серафимовичу с просьбой: дать согласие на переименование в его честь города Новочеркасска, когда отмечалось 70-летие писателя, многие произведения которого связаны с Доном. А. Серафимович не спал ночь, обдумывая это предложение. В итоге он отказал, но согласился на альтернативный вариант — назвать городом Серафимович станицу Усть-Медведицкую. Новочеркасск остался Новочеркасском, а станица Усть-Медведицкая получила название Серафимович и статус города.
М. Шолохов дружил с А. Серафимовичем, и считал его одним из первых учителей в своей жизни.

А. Серафимович. Источник фото stamps.ru

Молодое поколение вряд ли знает, кто такой писатель А. Серафимович, а вот рыбаки моего поколения должны его знать по роману «Железный поток».

В 1967 году режиссёром Ефимом Дзиганом был снят двухсерийный художественный фильм с одноимённым названием.
Серафимович город небольшой. Дома, в основном, одно-двухэтажные.
Странная инсталляция.
После дождя.
Теперь мы окончательно расстаёмся с городом Серафимович, и отправляемся в обратный путь, домой.
Возвращаясь домой мы снова увидели Дон и Медведицу, но теперь из окна автомобиля. На этом фото — Медведица.
Помахали им рукой и сказали: до встречи!

Подводя итоги сплава можно сказать следующее: сплавом остались очень довольны, несмотря на зной, сильный ветер, дождь и грозу! Расстроили результаты рыбалки, ведь кроме голавля, практически другой рыбы не поймали. Но этого следовало ожидать. Сезон какой-то аномальный. Может быть в августе, или осенью что-то изменится к лучшему, а пока — грустно.

Надеюсь, что у нас ещё будут интересные сплавы!
И я вам скажу так: если жена больна рыбалкой. Если она энергична и готова на всё ради рыбалки, то двое в лодке — это совсем не скучно!
Желаю всем интересных рыбалок и трофеев!
Быть добру!