Потребность в мультовом комплекте (МК) возникла у меня четыре года назад. Это был весьма плодородный год по судаку в верховьях ОВХ.

На тот момент ловля велась на закоряженных протоках и шнуры использовали 20-25 либров. За два месяца плотной рыбалки я похоронил две мясорубки. Это и послужило первым звоночком и я понял, что надо двигаться в сторону МК.

Итак, первым моим комплектом был Хертик Эволюшн до 42 + абушная С4 5601. Теперь-то я с улыбкой понимаю, что для обучения кастингу весьма негуманный комплект, но тогда я этого не понимал. Первые забросы я репетировал во дворе нашего дома, чем весьма озадачил соседей, они до сих пор смотрят на меня настороженно и шепчутся за спиной: «Этот чувак рыбачит на спиннинг в сугробах». Несмотря на позор в глазах соседей, я все же научился кидать 20гр чебураху метров на 20. На следующий день я поехал на воду, несмотря на -17 за бортом, я продолжил опыты на воде и, с горем пополам, добился адекватного заброса, начиная с веса 17гр+ приманка. Потом словил мегабороду и поехал домой.

Утром обзвонил более опытных товарищей, провел соцопрос и заказал себе первую мыльницу Abu Garsia revo SX и стал ждать весны. Пришла весна и уже в марте, столкнув со льдины лодку, я поехал на рыбалку. С мыльницей было кидать проще, уже к обеду я неплохо бросал 14грамм+ приманка, но стоило немного расслабиться, я словил могучую бороду и достал мясорубочный комплект, которым доловил день.

Через неделю я вновь выехал на воду и опять через несколько часов словил бороду и достал мясорубочный комплект. Первый правильный вывод, который я сделал по нескольким первым рыбалкам — надо не брать с собой мясорубочный комплект. Это помогло и я стал аккуратней делать забросы и бороды, если и возникали, то я их героически распутывал. Потом, я понял, что эволюшн не совсем подходящая палка для новичка, слишком коловатая. И я прикупил себе два Saint Croix Avid IPS, до 17,5 (на будущее) и до 56 для реки. Авиды — палки более мягкого строя и с ними дело пошло в гору. Тот, что до 17,5, был отложен в долгий ящик, а вот тот, что до 56 стал моей основной палкой и я неплохо справлялся с весами, начиная от 12 грамм на джиге, и от 16 грамм на крупнокалиберных воблерах.

На следующий сезон мне захотелось большего, я понял, что младшенькому авиду тоже пора заняться делом. Покурив интернет, я пришел к выводу, что мне отлично подойдёт Shimano curado 51E. Ну что ж, раз решил — купил. Шнур намотал ПП 0,19 и поехал на водоем с воблерами. На тот момент была огромная надежда, что этот комплект закроет мне джигово-воблерный диапазон от 6 грамм. Но чуда не произошло. Приехав на водоем джиг 6грамм+твистер я еще более менее смог кидать, а вот воблеры без магнитной системы дальнего заброса адекватно полетели от 9,5гр. Честно говоря, я был крайне расстроен, комплект получился недешевый, а диапазон я так и не закрыл.

Палка до 17,5 граммов, а джиг 32 грамма

Потом была рыбалка, когда мне в руки попал старый Aiko Baltazar ALL Round 200MH тестом до 40 грамм и я, забыв шиманку, поехал на рыбалку. Добравшись до места я увидел, что воблерной катушки с собой нет и я поставил уже раскатанную и любимую абушную мыльницу, которая у меня занимала место джиговой катушки. Первое утро на воде меня поразило, с невоблерной катушки и палки вдвое большего теста отлично полетели воблеры без системы дальнего заброса от 7 грамм. И я тогда отлично половил рыбу и если бороды и были, то они не врезались в мою память, с уверенностью могу сказать, что серьезных не было точно.

Ну что, информация для размышлений получена, теперь дело за экспериментами. Беру бальтазара + курадо и еду на водоем. Получилось то, о чем я начал подозревать, воблеры полетели от 6 грамм, а джиг от 4 грамм правда немного корявенько, но это был результат.

Лето шло к концу и я начал лОвлю на большой воде. Решил раз и навсегда понять в чём проблема лайтового авида, поставил на него курадо и стал ловить на джиг. Ставлю 10грамм + поролонка — кончик даже не отыгрывает, а тест до 17,5. Я в шоке. Палка стоит 300 баксов и имеет такие хреновые характеристики. Дальнейшие эксперименты дали ответ на мой вопрос, перегруз палки происходил на весе 32гр + поролонка. «Вот это лайтик!», — подумал я и тут же продал его на фиг. Так как сезон большой воды и мордатых щук набирал обороты, я решил вопрос кастингового лайта отложить до следующего года и в бой пошёл старший авид для джига и бальтазар для крупновоблеров.

Наступила зима и я стал думать в чём же суть кастингового заброса и, посоветовавшись с коллегами, пришёл к выводу, что важен именно баланс катушки и спиннинга. Палка для адекватного заброса малых весов должна грузиться на нижней границе теста. Пришла весна и через непродолжительное время в руки ко мне попал, на тот момент новинка рынка — Aiko Baltasar- 2 196M, тест 7-21, рост около 2 метров. Короткая рукоять, что весьма удобно для твичинга и одноручного заброса. Вес всего 108 грамм. Такая дирижёрская палочка, прям то, что я хотел. Поставил на нее шиманку и поехал на малую речку. На рыбалке радости моей не было предела, чебураха весом 4гр+твистер летели метров на 20 минимум и, что самое главное, заброс не напрягал, все очень складно получалось. За весь день клюнула всего одна щучка весом не более килохи, но борьба с ней на настоящей лайтовой удочке подарила мне бурю эмоций.

Еле дождавшись окончания недели, я вновь помчался на малую речку, но в этот раз в бой пошли именно воблеры. Первым поставил Aiko Kill Bill 65 весом 5,5 грамма. Этот воблер не имеет системы дальнего заброса, но, несмотря на это, он без напряга улетел в заданную точку в 30 метрах от меня. В этот момент, если кто слышал как визжат поросята, я исполнил этот звук. В народе говорят –«сбылась мечта идиота» и я полностью с ними соглашусь :)

Не буду долго размусоливать, в двух словах: я получил комплект, с которым я отлично ловил на джиг от 4 грамм и воблеры от 60мм не напргаясь и не распутывая бороды. Что немаловажно, при намотанном 15либровом шнуре палка 6грамм на твердом дне стучала в руку и работа воблера минноу чётко чувствовалась в руку.

Далее по сценарию — большая вода, большие веса, большие щуки и больший авид до 56 грамм. С наступлением зимы, так случилось, что я решил заняться продажей продукции Aiko и, что ожидаемо, принял решение использовать именно айковские снасти на рыбалке.

Глубже в зиму, дальше полетели гуси :) Я решил, во что бы то ни стало, создать кастинговый комплект, который позволит адекватно рыбачить с весом от 2 грамм. Задача сложная, нет кастингового честного лайта грамм до 10-12. Выход найден, в столице есть голый бланк первой маргариты до 10 грамм и есть знакомый родбилдер, который готов собрать мне палочку изходя из моих требований. Бланк привезен, родбилдер ваяет чудо, надо выбирать катушку. В итоге принято решение купить катушку Shimano Chronarch 51E (LH) 6,4:1 к ней облегченную шпулю от BFS и керамические подшипники от BOKA. Благодаря нашей доблестной почте катушку я получил только к концу июля этого года, а на воду с комплектом выбрался только в начале октября. Итак, мой арсенал на 2013 год выглядел так: Aiko baltasar 2 196M+ curado51E, для воблеров и легкого джига, Aiko ReSSens 234MH + Abu Garsia revo SX взамен старины авида для джига на большой реке (ох, и нелегко ему пришлось в это лето, работа на перегрузе), Shimano Yasie 200MH 30-70 + бочка Abu garsia record для тяжелого джига от 40грамм и для джерков весом до 60 грамм и Margarita 1-10 +chronarch51E с наворотами для УЛ ловли.

Про бальтазарчика я уже все рассказа выше, про хэви комплект тоже особо рассказывать нечего, все нормально работает, поэтому начну сразу с Aiko ReSSens 234MH + Abu Garsia revo SX. Этот комплект был взят под джиг и поводковые, с чем он отлично справился. Благодаря своему строю с абушки без каких-либо проблем улетало 8грамм по джигу и средние и крупные минноу твичились им отменно и улетали без напрягов от 10 грамм. Что немаловажно, и работу колебалок было отлично видно по бланку и все передавалось в руку. Так же палка плотно отработала с поводковыми оснастками и в этой области она справилась на ура. Короче, комплект подобрался идеально и принят в основной состав.

Ну вот пришло время поведать о тестировании «комплекта шизофреника» Aiko Margarita 1-10 + chronarch51. Вылазка состоялась в октябре при сильном ветре. Мы с другом Тимуром поехали на одну лесную речку, где и произошло мое знакомство с УЛ кастингом. Сначала все получалось корявенько, но через 20 минут все пошло по плану и я, используя чебурашку 2гр + Aiko magic grub 2 дюйма, смог изобразить подобие МДЖ подбросов и по классической схеме, со дна окунь скушал мою приманку, вновь визг поросенка и довольная улыбка на лице, мечта вновь сбылась.

Далее в бой идет воблерок AIKO CUCARACHA 33F, воблер весит 3,5 грамма. Заброс и он полетел под противоположный берег и уже стадо молодых поросят визжит в моей душе! На воблер не клевало и я решил провести полевые испытания. Джиг чебурашка 2гр + Aiko magic grub 2 дюйма из 10 забросов максимально получилось кинуть 19 метров, среднее расстояние составило 16 метров. Все получилось, собираю палку в чехол и с довольной улыбкой на лице я поехал домой.

Осенью, начиная с середины сентября, пошла серьезная рыбалке по щуке на ОБИ и тут я понял, что мне не хватает чего-то промежуточного между рессенсом и шиманкой. Конечно, шиманка перекрывала недостающий диапазон, но отмахать громоздким комплектом в режиме нон стоп целый день получалось с трудом, а рыбачить без комфорта как-то не хотелось. Выход найден, разработать самостоятельно спиннинг под ловлю на большой воде и при удачной попытке запустить его в серию. За основу взят бланк от более мощного рессенса до 46 грамм, на этом вся схожесть с прародителем заканчивается, с помощью родбилдеров грамотно расставлены кольца, изменена длина рукояти, изменена форма форгрипа. Начало октября и я выхожу на воду со своим детищем, а так как все катушки уже приурочены к какому-либо спиннингу, для своей палочки прикупил катушку DAIWA ZILION, намотал 20 либровый шнурок и в путь. Делаю десяток забросов и ловлю щуку весом 7 килограмм, тащу рыбину и мы вновь радуемся всей толпой, я и стадо визжащих поросят :) Такого спиннинга я еще в руках не держал, при тесте 15-50 кончик на твердом дне с толстым шнуром отчетливо отыгрывает с 10 грамм, а с 14 уже четко стучит в руку. Щуку весом 7 килограмм не напрягаясь выводит на глиссер не давая ей даже мысли о побеге.

Итак, к концу сезона, мне выпала честь принять непосредственное участие в разработке спиннинга AIKO. Сегодня мне позвонили коллеги и сообщили, что спиннинг пошел в серию и первая серия придет ко мне в следующем сезоне. Теперь помечу в календаре, 28 ноября — красный день календаря :) А закончить свою статью хотел бы выводами из собственной практики, как скорее прийти в мир мультипликатора не наделав ошибок.

1. Строй первого кастингового спиннинга должен быть фаст, с таким строем проще научиться кидать и что немаловажно этот спиннинг после того, как вы научитесь кидать не встанет в дальний угол, а так и продолжит дарить вам радость на рыбалке.

2. Катушка должна быть с максимально легкой шпулей и желательно, чтобы она обладала центробежным тормозом, а не магнитным. Например, Shimano Curado, Scorpion,Chronarch.

3. Главный враг новичка — это желание кинуть как можно дальше, так делать не правильно. Кидать надо плавно и не далеко, постепенно добавляя силу заброса.

4. Шнур надо использовать толстый, оптимальным считаю 20либров. С таким шнуром проще распутать бороду.

5. Начинать рыбалку надо с 4 включенными грузиками на центробежном тормозе.

Отключаем грузики по одному, когда остается два включённых грузика, начинаем понемногу ослаблять осевой тормоз, в итоге расслабляем до образования люфта на шпуле и легонько подтягиваем до тех пор, пока люфт не исчезнет и подтянутом осевом тормозе. Когда начнет все получаться, отключаем грузики по одному, когда остается два включённых грузика, начинаем понемногу ослаблять осевой тормоз, в итоге расслабляем до образования люфта на шпуле и легонько подтягиваем до тех пор, пока люфт не исчезнет.

6. Первые приманки для тренировки должны быть голые чебурашки, далее можно начинать использовать силиконовые приманки маленького размера и потихоньку размер увеличивать. Когда у вас нет проблем при забросе джига с 4-6 дюймовым виброхвостом, можно переходить к воблерам с системой дальнего заброса, далее колебалки и воблеры без системы дальнего заброса. Это чистая физика, чем меньше приманка имеет лобовое сопротивление, тем лучше она пробивает сопротивление воздуха и меньше шансов, что скорость полета приманки будет сильно уступать скорости вращения расторможенной шпули катушки.

7. Заброс кастинговой снастью должен быть плавным, если с ловлей на мясорубку основные силы мы вкладываем на стартовом этапе заброса, то с мультом на конечном. ЭТО ВАЖНО!!! Соблюдая эти простые семь правил, вы уже через час будете адекватно ловить на джиг и через пару рыбалок на воблеры. Ну а по прошествию сезона, вы уже отключите все центробежные тормоза и немного подтянув осевой тормоз, будете кидать не хуже коллеги с мясорубкой.