«Угра — река в Смоленской и Калужской областях России, левый приток Оки.
Длина 399 км, площадь бассейна 15 700 км². Берёт начало на Смоленской возвышенности на юго-востоке Смоленской области.
Питание реки смешанное: доля стока талых вод в среднем составляет около 60%, более 30% годового стока приходится на грунтовые воды, и только около 5% — на сток дождевых вод. Уровенный режим реки характеризуется чётко выраженным высоким весенним половодьем, низкой летне-осенней меженью, прерываемой дождевыми паводками, и устойчивой продолжительной низкой зимней меженью. Весеннее половодье начинается в конце марта и заканчивается в первой декаде мая. В период половодья общий подъём воды над зимней меженью в среднем и нижнем течении Угры в многоводные годы составляет 10—11 м.
Среднегодовой расход воды — в 35 км от устья — около 90 м³/сек. Замерзает в ноябре — начале января.
Долина реки пойменная, с шириной поймы 1—2 км, в нижнем течении — 3,5 км. Ширина русла в нижнем течении — 70—80 м. Глубины в межень на перекатах равны 0,4—0,6 м, наибольшие на плёсах — 4 м. Средняя скорость течения воды — 0,4—0,6 м/с.
По Калужской области русло Угры простирается на 160 км. Главные её притоки: Воря, Ресса, Теча, Шаня, Изверь, Жижала. Русло Угры сложено из песка и гальки. Угра впадает в Оку примерно в 10 км выше Калуги.»

И вот настал долгожданный день, все спланировано. Решили выезжать в пятницу, чтобы не терять время, на двух лодках, маршрут 37 км. За 2 дня, и в субботу с самого утра начать сплав.

Выдвигаемся втроем:

• Александр — мой хороший друг, напарник во всех рыболовных соревнованиях;
  • Леонид — знакомый из Москвы, познакомились на соревнованиях;
  • и Я :)

Погрузив вещи в микроавтобус, мы выехали навстречу новым приключениям. Проехав более 2,5 часов, приехали на место стоянки. Сплав решили начинать ниже по течению деревни Дрожнино. Как только выгрузились, первым делом схватили спиннинги, и быстро полоскать приманки (невтерпеж).

Огорчением стало то, что на первых забросах я зацепил сеть и оборвал приманку. Благо водитель, который нас привез брал костюм дайвингиста — достал сеть и риджа 35. Перебаламутив воду сетью, рыбалку прекратили и принялись разбивать лагерь и готовить легкий ужин. За ужином обговорили планы на следующий день и разошлись по палаткам. Сон никак не шел, в голове были мысли о грядущей рыбалке, о рассказах местных рыбаков про голавлей превышающих вес 2 кг. Уснуть удалось за полночь. А проснулся с ощущением, что не спал.

Подъем в 6 утра, погрузка вещей на лодки и в путь. Вещи сложили в лодку напарника (он первый поплыл), а я с Леонидом во вторую лодку.

Река нас встретила туманом в котором через 50 метров ничего не видно, но это только добавило остроты ощущений. Первым и неоспоримым лидером среди моих UL-воблеров в воду полетел ридж 35, но в течение 20-ти минут на него никто не откликнулся и это немного стало огорчать, так как я был на сплаве первый раз и думал, что может я что-то не так делал. И вдруг мой напарник по рации сообщил (он был на 30 мин впереди нас), что поймал первого голавля на YO-ZURI L-Minnow и его вес составил 500 гр. Я сразу решил заменить риджа и порывшись в сумке не нашел коробка с приманками более 4 гр., они остались дома, это меня еще больше расстроило, так как L-Minnow 44 был именно в нем. Нечего делать, ловим тем что есть и на глаза мне попался ZipBaits Hickory MDR-021, он меня и раньше радовал поклевками голавля. И стал им планомерно оббрасывать береговые кувшинки. На 3-4 забросе почувствовал сильный удар, фрикцион катушки взвыл сматывая нитку. Затянув гайку фрикциона стал подводить рыбу к лодке, это был голавль, первый голавль на сплаве, да еще чуть более 500 гр. Моему счастью не было предела, сделав фотосессию отпускаю его в родную стихию.

На реке нет ни одного сооружения построенного человеком, а вот перекатов очень много. И отпустив голавля, впереди виднелся как раз один из таких перекатов, я решил поменять воблер на более мелководный — Smith Camion в 31 расцветке (недавно купленный на птичьем рынке, Москва). Вода на перекате подхватила лодку и возможности бросать не было и только на выходе с него течение уменьшилось. С правой стороны был омут с водоворотом, решаю его обловить. Бросив Camion чуть дальше водоворота начинаю неспешную проводку и не сделал я и 3 оборотов катушки, как что-то чуть не вырвало спиннинг у меня с руки, ощущение было такое что спин стал буквой «Г» и все это длилось какие-то секунды. Большой ошибкой было не вернуть фрикцион катушки в начальное положение после зажатия. Вдруг воблер вылетел из воды как из катапульты, два крючка на заднем тройнике были почти полностью разогнуты. Сердце от адреналина бешено билось и руки дрожали. Что за рыба была, я так и не увидел… Греша на зажатый фрикцион и на себя, я отложил спиннинг в сторону и взялся за весла, управляя лодкой по быстрому течению и приходя в себя. Леонид (при этом он не получил еще ни одной поклёвки) видя такую ситуацию, вытащил свои приманки из рюкзака (честно признаюсь такое количество UL приманок я видел только в магазинах, из них только половину видел в живую, а остальные как сказал Лёня, ему под заказ с Японии привозили) и давай спрашивать у меня, что ему лучше поставить. Первое что мне попало на глаза, это ZipBaits Baby Hickory-810 расцветка, я его знал хорошо и им ловил, предложил его поставить, но Леонид категорически отказался, мотивируя тем, что ловит им больше года и ничего не поймал и предложил мне его. Следующее что мне попалось, так это микро блесенки форелевые, посоветовав поставить одну из них в медном цвете.

Примечание: опишу снасть какой ловил Леонид.

• спининг — Graphiteleader Tiro GOTS-762L 3-12 гр.;
  • катушка — DAIWA в 2000 размере с бесконечным винтом, шедшая на японский рынок, модель так и не понял (с бесконечным винтом как у шимано);
  • плетенка — 12lb, как по мне толстовата на эту снасть.

И вот, поставил он блёсенку 1,5 гр., полетела она под ближайший нависший куст и по приводнению сразу произошла поклевка не шуточного голавля. Так как первые удары голавля очень сильные с катушки смотал 15-20 м шнура и потом рыба начала сдавать позиции. После вываживания и взвешивания улов оказался весом 1150 гр. И, запечатлив трофей, отпустили обратно в воду. Мы были на эмоциональном подъёме.

Обсуждая и обговаривая снасти, пойманную рыбу мы выплыли с переката и перед нами открылось резкое расширение реки, визуально более 200 м, но и глубиной не более колена, а местами приходилось и с лодки выходить — садились на мели. По всему руслу, то с одной, то другой стороны, были всплески охоты жереха. Но как мы не пытались добросить до его выходов — никак не получалось. Поклевки отсутствовали и после 30 минут бессмысленных попыток, мы решили просто проплыть это расширение, решив что из-за глубины он просто ближе не подпускал, а так как я еще не одного жереха в своей жизни не ловил, уж очень он теребил мне душу.

Через 1-1,5 км река снова сузилась до своих 45-50 м с увеличением глубины. Мы приняли решение плыть ближе к правой, глубокой части русла и с меньшим количеством нависающей растительности, а вот левая вся была в кустах и многочисленных речных косах. Возле одной из таких меляков я увидел всплески малька. Baby Hickory незамедлительно полетел в сторону всплеска и поклёвка не заставила себя ждать, рыба на другой стороне шнура по ощущениям была не голавлем. Это был мой первый жерех, а скорее жерешок 300 гр., но я радовался как ребенок новой игрушке, он у меня ПЕРВЫЙ!!! Дальнейшая рыбалка продолжалась как по наитию, Hickory выкашивал рыбное поголовье чуть ли не на каждом броске, а Леонид, продемонстрировав мне новинку от DUO — Spearhead Ryuki 45S, тоже не отставал от меня по количеству выловленных хвостов. До следующего переката было на лодку поймано более 20 жерешков, которые были все отправлены в родную стихию. Так как общим решением было принято брать рыбу от 500 гр. И то ближе к вечеру, чтобы на стоянке скоптить.

За весь день пути мы не встретили ни единой человеческой души, а деревни стоящие вдоль реки по ощущениям были заброшены, только одна выглядела обжитой и слышался собачий лай. При очередной связи с первой лодкой решаемся остановиться на обед. Около 3 часов дня мы подплыли к песочной косе на которой расположился Саня и уже выставлял съестные припасы, Леня похвастался своим бензиновым примусом, с помощью которого быстро разогрев гречневую кашу и заварив чай, принялись обсуждать прошедшие полдня и пробовать снасти в различных условиях, тогда-то я и познакомился со спиннингом Graphiteleader Tiro — но это совсем другая история.

Угра славится не только рыбными ресурсами, но и историей. Мы неоднократно находили свидетельства военных событий 2-й мировой войны. Невзорвавшиеся бомбы, лежащие по руслу, и одну из них я случайно задел веслом. Ощущение было жуткое, хотя сознание говорило, что она не взорвется, а на душе тревога долго не успокаивалась.

Вторая половина дня проходила по извилистому руслу реки с быстрым течением и большую часть времени мне приходилось регулировать направления движения вёслами, чтобы не влететь на какой-нибудь камень или бревно. А Лёня в это время периодически облавливал перспективные места и отбирал крупную рыбу для копчения.

К началу 9-го мы стали на стоянку в сосновом лесу, рыбы было на 2 лодки не более 10 штук. Когда её выпотрошили и обрезали головы( не влезла в коптильню), общий вес рыбы был чуть меньше 5 кг. Я с Саней возился с коптильней, а Леонид вызвался на своем примусе заварить чай, но то ли он плохо закрутил накидную гайку к баллону или к примусу, это уже ни кто не узнает, но произошло возгорание примуса с баллоном и огонь быстро стал увеличивается. Накидные гайки стали плавится и травить бензин. С права от меня находились 5-ти литровые бутылки с водой и схватив одну из них стал заливать примус с баллоном. За короткий период я успел вылит две бутылки и не было никакого эффекта, огонь только увеличивался. Тогда Саня схватил чехол от лодки и накрыл огонь, тем самым прекратив доступ кислорода и потушил его. По итогу нашего пожаротушения воды осталось на всех не более 2 литров, нормально попить чая хватит на вечер и утро. Посовещавшись решили воды набрать в родниках впадающих в реку. Рыбу решили закоптить утром, ХВАТИТ ОГНЯ! Лёня настроил каким-то чудом примус и заварил нам чай, хотя мы его уговаривали, что не надо :)!!!

Попив чая, я полез в палатку и из-за утомленности, и пережитых эмоциональных всплесков уснул очень быстро.

Утром нас встретило солнце и предвещало отличную погоду. Закоптив рыбу и собрав пожитки, при этом Саня в рюкзаке своём нашёл мою коробку с приманками весом от 4 гр., мы выдвинулись на встречу новым приключениям. По итогу решили, что лодки будут идти на расстоянии 30 м не более, так как река стала шире, да и вместе веселее.

Река действительно стала шире, с меньшим количеством перекатов и более спокойным течением. Поставив из найденного коробка L-Minnow сразу отсеял мелочь, которая ловилась на Baby-ка. Стали встречать рыбаков и возле одной из деревень мы пообщались с местным, пытающего поймать щуку на живца, он то нам и поведал, что очень много электроудочников бьют рыбу, только в основном голавль и остался из-за перекатов и стремнин. Мы плыли не спеша, так как в первый день прошли по реке больше на 7 км. И просто больше решили уделить рыбалке. За всю рыбалку, Саня на джерк взял 1 щуку чуть более килограмма, но больше поклёвок зубастой не было.

Перед одним из перекатов я услышал журчание воды, подплыв ближе, увидели родник, впадающий в реку. Поговорив с Леонидом решаем, что нужно пойти вверх по ручью и у истока набрать воды, тем более вдоль ручья шла тропинка. Взяв бутылку я пошёл по тропинке, она то шла рядом с ручьем, то уходила в сторону и на очередном удалении от него поднималась на вершину холма к грунтовой дороге. Выйдя на дорогу я увидел странную картину, вдоль неё стояли надгробные кресты с расстоянием друг от друга 100-150 м. Подойдя ближе я увидел очередное эхо войны, на каждом кресту была табличка с именами людей и год смерти 1942 — это была деревня, сожжённая немцами в годы войны. Сделав несколько фотографий, как напоминание об ужасном времени, я пошёл по тропинке к роднику. Набрав воды я поспешил к лодке, где ждал Лёня.

Мы не останавливались даже на обед, и к 3 часам были на точке, где нас должна была забрать машина. Из рыбы мы взяли только щуку и 1-го голавля для водителя. Я провел опрос о количестве выловленных хвостов и пришли к выводу что на второй день было поймано на каждого более 15 кг. рыбы и почти вся отпущена. К началу 5-го приехал водитель и, погрузив вещи, мы поехали домой. Всю дорогу мы говорили о рыбалке и о том что мы обязательно поплывем еще.

И МЫ ПОПЛЫЛИ, но это другая история!

Маршрут
Спасание РИДЖА 35 и уничтожение сети
Я и Леонид
В 1-й лодке Саня
2-я лодка, мы :)
Трофей!!!
Тропинка к роднику
Эхо войны
Щука и она единственная!!!