Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру? Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. Синий, синий, ходит он плавным разливом и середь ночи, как середь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье око? Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир? страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали...

Николай Васильевич Гоголь.

Сложно поспорить с классиком. Да и не нужно. Для меня Днепр — самая великая река. Я горжусь тем, что я родился и вырос на ней, и вся моя жизнь переплетена с Великой Рекой. И пусть есть ещё тысячи других, не менее прекрасных рек, эта — САМАЯ!!! И жизни не хватит постичь всё её разнообразие. Но человек — странное животное, и имея под боком великое, его всегда тянет куда-то за тридевять земель, восхищаться чужими и чуждыми красотами, а ценить своё, родное, люди обычно начинают лишь к концу жизни. И то не всегда.

Никогда не устану поражаться тем людям, которые живут на берегу Великой Реки и воспринимают её лишь как большую массу воды. Зачем вы живете в Киеве, Кременчуге, Днепропетровске, Херсоне, Смоленске и других городах на Днепре? Люди за тысячи километров приезжают увидеть и пообщаться с Великой Рекой и многое бы отдали, чтобы жить на её берегах, но волею судьбы живут в унылых каменных москвах, харьковах и донецках. С самого детсва не понимал, как можно жить без реки...

Но нет в жизни справедливости и я благодарен судьбе только за то, что я родился на большой реке. Это моя Родина. Не страна, не город — только река! Страны и города рождаются и умирают под утомленным взглядом Могучей вечной Реки. Я гражданин Днепра, и только его законы я признаю, и к нему прихожу, когда мне плохо и тоскливо, и ему доверяю свои горести и радости, и молюсь ему. Без него я бы давно умер, да даже не было бы меня скорее всего.

Рыбаки, как и все люди, тоже очень разные. Кто-то любит ловить карасей, кто-то сомов. Кто-то нахлыстом, а кто-то сетями. Кто-то на снасти по цене золота, а кто-то просто руками. Все имеют право на существование, но... Объясните мне, дикому и глупому, как можно жить на великой реке, кишащей разнообразной рыбой, где можно применять любые виды рыбалки и... ездить за сотни километров на какое-нибудь частное болото и ловить за деньги там ручных карасей и свиноподобных коропов и толстолобов? Не объясняйте, я этого никогда не пойму...

К чему я это всё и причем здесь Псёл — скажете вы? А всё просто. Псёл — это неотъемлемая часть Днепра, его красивейший приток. Один из многих, из которых растет и формируется Днепр. Это одна из моих самых любимых частей Великого Днепра. Но, живя возле него, так редко удаётся побывать там, всё время тянет куда-то подальше, а прекрасное-то ведь рядом!

Очень давно я мечтаю сплавиться по Пслу. Хочется пройти его весь. Но до сих пор всё остается только в планах и мечтах. Дурацкая жизнь и цивилизация всё не дают осуществиться планам. Для того чтобы жить и выжить приходится заниматься бог весть какой ерундой, но только не тем, к чему лежит душа и сердце. Парадокс...

И поэтому даже однодневный сплав по Пслу — огромнейшая радость для меня, я глотнул таки немного свободы и воли из дикого прекрасного Псла. Чем и хочу с вами поделиться.

Как я уже говорил, много раз я планировал сплавляться по Пслу, хоть немного, но все что-то мешало. И если живя в Днепропетровске еще можно было найти себе оправдание расстоянием, то второе лето в Кременчуге, у самого устья прекрасной реки, уже совсем ни в какие ворота не лезет. Найти даже возможность посетить устье самого Днепра, и не пройтись по Пслу...

Нет, конечно, Псёл не был исключен из поля моего внимания. Посещался очень часто, от Великой Багачки до самого устья. Но всё это были точечные вылазки и экскурсии на машине, а это немного не то.

Еще в прошлом году мы с Саней, который Fish-Hanter,(он уже вкратце описал рыболовную составляющую вояжа тут) собирались пройтись по этому маршруту, а может и больше, не срослось.И вот пришло наконец время.

Маршрут проверен и продуман, команда сформирована. К нам присоединился в последний момент ещё один злостный рыбацюга Олег. Накануне протрушены окрестные дачи в поисках жуков, необходимое количество добыто. Всё готово, как обычно полудрёмная ночь, подъём в 2 часа. Через весь ночной город за Олегом, который уже нервно курит с вещами у подъезда. Саня уже в дороге с другого конца города.
Ехали двумя машинами, одна оставлялась в нижней точке маршрута, там пересаживались в другую и ехали в верхнюю точку, где оставляли машину и сплавлялись до нижней точки. Потом забирали оставленную в верхней точке машину.

С нижней точкой маршрута в последний момент мы немного погорячились. Изначально нижней точкой должна была быть село Гуньки, этот маршрут прекрасно вписывался в световой день, даже с остановками для облова перспективных мест. Но в последний момент было решено продлить маршрут до села Омельник. Расстояние по дороге между Омельником и селом Ламаное — верхней, отправной точкой маршрута, по дороге не превышало 20 км, но Псёл на этом участке очень извилист, и расстояние по реке в три-четыре раза было больше.

По поводу верхней точки маршрута — села Ламаного, хотелось бы сказать несколько слов. С этим селом связаны саимые тёплые детские вроспоминания. Именно там, более тридцати лет назад я учился ловить верховодов и голавликов на подобие нахлыста из обычной бамбуковой удочки с живой мухой и кузнечиком без грузика. Видал, как взрослые ловили гигантских, по нынешним меркам, голавлей и жерхов — секретная «бэлызна», как его именовали местные. Там же, на горе, я ловил шикарных невиданных бабочек — адмиралов, махаонов и прочих. Даже собирал коллекцию какое-то время. С тех пор я там не был...

И вот, только рассвело, мы уже в нижней точке нашего маршрута. Быстро перекидываем с Саниной машины его вещи в мою, оставляем её там, и на моей отправляемся в Ламаное.

Здесь следует уточнить, что состав нашей экспедиции составлял не три участника, а четыре. Как-то накануне, копая червей, я встретил одного заблудшего друга. Там не было нормального водоёма поблизости, и место довольно посещаемое людьми, и дружбан наверняка там погиб бы, я забрал его домой. Думал, назову Васильевичем (в честь одного знатного форумчанина, который всё обещает мне байбака подарить), буду с собой на рыбалку брать. Выдрессирую, будет мне рыбу загонять, аки охотничьий сокол:)

Должен же хоть кто-то скрашивать одиночество, собак после двух бывших у меня ранее, заводить боюсь, слишком тяжело терять. Хотя лучше и преданнее друга, чем животное, не найдешь. Но за ними нужен уход и забота, а моя бестолковая одинокая жизнь не подразумевает ухода даже за собой, так что я решил выпустить Васильевича в прекрасный Псёл, пусть живёт и радуется жизни, вспоминает меня иногда незлым тихим словом:) Что и было осуществлено сразу же по прибытии на реку.

И вот уже совсем светло и мы, наконец, в начальной точке нашего маршрута. Быстрые сборы и подготовка — и вперёд!

Не обощлось, естественно, без эксцессов. Накачав свой «Титаник», я обнаружил серьёзный пропуск на старой латке, хотя накануне проверял, всё было нормально. А ремкомплект и клей я благополучно забыл дома...

Хорошо, у Сани оказался ремкомплект на его свеженький плотик, а то я уже скотчем принялся лепить:) В общем лодка конечно спускала, приходилось иногда вылазить на берег подкачивать, но в целом со своей задачей справилась на троечку. Выход на берег, кстати, очень и очень затруднен, почти на протяжениии всего маршрута, с обеих сторон крутые поросшие горы и ещё глинистое дно, в которое увязаешь моментально по самое не могу.

Но вот мы и начинаем!

Саня, вышедши первым, уже достает и первого голавлика небольшого, который реабилитируется. А сколько их было потом, и у него, и даже у меня!

И пошла, понелась неспешными чистыми водами КРАСОТИЩА!

Саня рванул вперед и быстро скрылся из поля зрения — конечно, у него же ласты больше наших вёсел!Клёвый Ну а мы не спеша наслаждались окружающими пейзажами, время остановилось, и даже не останавливались в перспективнейштих местах, ибо путь не близок, а что такое световой день по сравнению с Чудным Пслом!!!

Голавль оказался привередлевый. Олег ловил на спиннинг и даже откупился уже судаком, а я пытался соблазнить короля Псла жуками на сплав. К моему величайшему удивлению, плывущие вдоль перспективнейших коряг и омутов мои проверенные на днепровских голавлях жуки, не вызывали ни малейшего интереса у рыбы. Лишь, при забросе, «на хлопок», мелочь подлетала и тыкалась носом в приманку безнаказанно. Часто атаковалось веточка, заменяющая поплав и огрузку.

А тем временем, по сводкам с передней линии фронта, голавли на нахлыст отзывались... И даже Олег, не так давно перебравшийся из лагеря «фидерастов» в «спиннингуи», изловил первого в жизни голавля на воблер...

Нужно было срочно делать выводы и что-то менять, ибо я рисковал полностью опозориться... Хотя само созерцание Псла и единение с ним поглощало полностью, но хотелось и поймать чего-то...

Проанализировав обстановку, я сделал вывод, что голавль, после недавно прошедшего ливня, сыт, и рот раскрывать на собирается. Действительно, так часто бывает. Но на «всплеск» — падающего жука, он инстинктивно бросается все равно. И я стал изображать из спиннинга 2,7 метра нахлыст различными ухищрениями. Сложновато, конечно, но кое-что начало получаться. Практически на каждом хлопке следовала атака мелочи или выход покрупнее. И начали понемногу попадаться. Мелочь отпускалась, зачетных мало было, много сходов и срывов жука. Перспективные места не облавливались, ибо путь не близок, а день не вечен. А можно было очень хорошо поработать кое-где...

Время летело незаметно, мы наконец догнали Саню, теперь Олег ушёл в отрыв, а мы с Саней отдохнули на редком попавшемся пляжике, провели небольшую фотосессию и двинулись к финишу, уже практически не ловя рыбу. С непревычки намахавшись тяжёлым для таких целей спиннингом, я по дороге немного обкидывался воблером, и даже таки упорол зачетного голавля, но это и всё. А вот Сане уже и некуда рыбу девать было, и это притом, что он оторвал один кукан с рыбой об корягу! Мои результаты куда скромнее, даже не фоткал, но было тоже...

Дальше уже не хотелось ничего, кроме как увидеть наконец за стонадцатым поворотом наконец долгожданный навесной мост в Омельнике, где нас ждала санина машина. Аккурат к темноте мы наконец прибыли, Олег первый, затем я, и последним пригреб Саня. По дороге лишь несколько фоток, усталость брала своё, явно немного переборщили с расстоянием.

Ну вот и всё, Чудесный Псёл, мы не говорим тебе прощай, до скорого свидания! Уставшие, но довольные не зря прожитым днем, часам к 12 ночи мы были дома. Но мы ещё вернемся, и голавли так просто на следующий раз не соскочат,ЧМТК!

Любите природу и отдыхайте дома, НХНЧ всем, спасибо за внимание! Ваш OWS.