Зелёный.

Мужская жизнь, не важно, только ты родился или помирать пора, будет состоять или состояла из непрерывной череды доблестных достижений и конкретной лажи. Главное из того и другого сделать правильные выводы.

Салаткой закончили, с нее и начнем. В прошлом году крупно проиграл соседу на своем поле — Матвеевских берегах. Культурная рыбалка по зимнему спиннингу началась там весной 98-го года. До этого только смыковали. Как-то под вечер первых судаков поймали Андрей Нечаев и его друг Алексей, на твистеры. Ну и я двух, на стример. На следующий день на берегу было уже шесть спиннингистов. На третий день — 15 человек, включилось «сарафанное радио», и тема стала развиваться. Место уникальное. С одной стороны, из-за относительной близости ГЭСа, вода открыта. С другой, открытых мест, с подходами, в городе много. Но везде быстрое течение, что для зимнего клёва губительно. А в Матвеевке тихо, рыба успевает среагировать и клюнуть. Хорошие подъезды. Приезжали побросать даже иногородние. На шестой год, узнав, что горожане тут массово отдыхают, место обложили лицензией. При мне, не ведая о лицензии и не зная, где ее брать, попал под протокол знакомый житель Черепаново. Но продлилось это безобразие не долго, сейчас все по-людски. Последние 4 года — другая проблема. Полноценная рыбалка начинается только с плавным подъемом уровня воды. ГЭС, готовясь к паводку, сбрасывает воду и этот ледяной поток прижимает всю зимовавшую с осеннего уровня рыбу в Матвеевские тиховоды, к нам под заброс. Льдинки, ветки-палки, мусор, малька, судака, щуку, окуня — всё. Раньше плавный уровень подъема воды начинался, иной раз, с последних чисел марта. Последние годы, под самый запрет, к 20-му апреля. Рыбнадзор относится с пониманием, но дело в том, что к этим числам интенсивно мутнеет и вода. Рыбалка до критического помутнения: 22,24,26 апреля. А ведь даже летом, после резкого изменения уровня воды, рыбе надо 2-3 дня, чтобы определиться по новым местам. Но даже в такой ситуации 2-3 дня удавалось «ущипнуть».

И вот мы с соседом решили размяться. Вода была мутновата, но как-бы не критична. Поэтому я бросал свои убойные стримеры, которые по прошлым годам творили чудеса, а Саня — банальный салатный твистер. Банальный на столько, что всем надоел морально. На него ловить-то не интересно. Достанешь из реки зацеп, на нем висит 5 салаток, все рыбой погрызенные, изодранные. Этой салаткой всё дно завалено, у рыбы уже давно должно быть отвращение к ней. И тем не менее, с интервалом ровно в 20-25 минут Александр выволакивал на песок тяжеленьких и покрупнее судаков. Домой, жене Татьяне, принес 6 судаков общим весом 6,5 кг. Я, со своими принципами, едва ушел от нуля, поймав одну рыбку престижа.

Мораль. Если приманка хорошо себя показала один раз, то не стоит ее забывать. При стечении тех же обстоятельств, она «выстрелит» и через тысячу лет. Рыба за нашими новинками не угонится, слишком разные темпы у природы и у людей. Ориентируясь только на новинки, можно легко проиграть. Вон, сколько хороших магазинов из-за этого обанкротилось.

Юрий Ефимович Шитиков, директор нашей лодочной базы, был человеком не простым, но мы с ним друг друга уважали. Два года подряд он проводил соревнования по рыбалке. Правила были предельно просты: снасть любая, лови, чем хочешь. Кто на поплавок, кто на подпуска, кто потряхивал сетёшки по кустам. Ограничения только по времени. Но в основном, конечно, ловили спиннингом. В первый раз река была под контролем, и я знал, что делать. Купил у егеря Узлова, на матвеевской водокачке лицензию для ловли выше Комсомольского моста. Рыба была там, в победе не сомневался. Но подвел мотор, что случалось крайне редко. Искал причину весь вечер и ночь. «Вихри» — это такие моторы, которые хотелось то целовать, то пинать ногами. В назначенное время, в расстроенных чувствах, отдал лицензию нашему пареньку и объяснил, что делать. Он первое место и занял. Жека Легостаев зазвал меня к себе в лодку. Что-то половили вокруг Коровьего. Парень, всех обловивший, первым выбирал приз. Взял удочку-телескоп за 100 рублей. Невзрачный шнур-спайдер стоил 350 и достался всё равно мне, как занявшему второе место. Такой был уровень рыболовного образования. Мотор в тот же день завелся и до конца сезона не подводил. Реванш взял следующим летом, 30 июля. Уже неделю, как спиннингисты рыбу потеряли, хотя до этого валяли мешками. На кону Ефимыч поставил мотор «Вихрь-25», б. у., но хорошо выглядел и на бочке заводился.

Начал поиск сверху по течению, с ВАСХНИЛовской гряды. По системе «три заброса» непрерывно менял места. Рыбы не было на самых лучших перекатах. Даже по одной-две дежурные рыбки не удалось нацедить. Солнце взошло, наступила жара. По штилевой воде плыли пушинки, чайки сидели по берегам. Стали попадаться наши лодки, все без улова.

Между двумя лысыми островками упало две чайки. Подъехал и опустил якорь. Он долго тарахтел по камням, но воткнулся. Толчок, веревка загудела, за лодкой пошли буруны. Сильнейшая стреж, но мелкая. Горная река. Подал головку с ярко зеленым, абсолютно прозрачным виброхвостом на верхние углы.

Фото 1. Такой виброхвост помог выиграть лодочный мотор. Этот от времени сильно поблёк.

На перпендикуляре и градусов 10 ниже брал хороший 250-350 грамм окунь. Дополнительную приманку ставить не стал, на таком потоке это излишне, ловил по одному. Было всего две пустых проводки. В 10 часов подъехал к базе, все уже были наверху, у судейского стола. Дотащил ивовую корзину с вплетенными в ручки стальными прутьми и на этот стол вывалил. Запомнилась долгая, звенящая тишина. Поймал больше, чем все участники вместе взятые — 14,5 кг., 49 штук. Второе место было у дяди Толи (так все звали). На подпуска он надергал 6 кг. Подлещика.

Вместо зеленого виброхвоста в июле с тем же успехом можно применять зеленые полупрозрачные твистеры с искрой.

Ну и рыба стоит на море на самых глубоких, а в реке на самых быстрых местах. Там и малек, там и хищник.

В августе, чаще, чем в другое время, окунь поднимается к поверхности всем стадом. Ловится на поппер. Он должен быть преобладающе зеленого цвета с окуневыми полосками и самым крупным, который найдете в магазине. На щуку и то мельче идут. Дело в том, что ловит не сам поппер, а белые кисточки на нем и парочка утяжеленных стримеров перед ним. Поводки короткие — 6 см., расстояние между ними 40-45 см. Не больше. Крупный поппер дальше летит и заметнее для других окуней одинаковой с ним расцветки. Это провоцирует стаю на привычную для нее «драку-собаку» и «кучу-малу». Вешается на все крючки.

Фото 3. Пока папа занимался щукой Матвей сам наловил окуней.

На всех упаковках с зелеными шнурами и лесками нарисована щучья морда. Это логично. Среди подводной ботвы неподвижно висит такого же цвета нить. И вдруг в поле зрения щуки влетает с неестественными кривляниями биметаллическая колебалка или «шестой пятак». Не взять она не может, санитар всё же, по природе.

Так или иначе зелень присутствует в обских имитациях в 70% случаев. Есть воблера расцветкой напоминающие окунёвый поппер. Это фирменные расцветки «огненный тигр» и «огненный окунь». Сами полосатые, спина зелёная. Отлично ловят судака, особенно осенью.

Фото 4. «Шадрап» ловит на верхних углах и прямо, затем, если после бурунов нет обратки, уходит слишком глубоко. «Лонг Каст», напротив, применяется, если точка выхода судака находится ниже по течению. Мелкая лопатка не дает заглубиться в зацепы.

Как-то рыбачили втроем. Андрей Варваштян и Женя Нагаев гоняли от себя поплавок в проводку с прикормом. Я разгуливал с нахлыстом. Поймали одинаково, но у них половину улова занимала плотва (сорога), а у меня окунь, елец и подъязки. Зацепило. Позже, в этих же местах, стал ловить и плотву, но только со дна. Шнур подается вверх по течению с быстро тонущей мушкой. Затем подбираешь на себя со скоростью течения и следишь за кончиком шнура. Как остановится — подсечка, плотва. Идеальная мушка — черный вольфрамовый шарик, тело — зелёное.

Похожие мушки (фото 5) отлично ловят зимой. Не везде, но зато как! На излучине Малого Оёша у нас было любимое место, без кустов, с выходом на поля. В одну из рыбалок нас оттуда сразу сдуло ураганным ветром под прибрежный овраг. Сделали лунки треугольником и стали пить чай. Над головой всё гудит, а нам уютно, у меня рыба клюёт. Нормальный окунёк, один за одним, но только у меня одного. На белый глазок с грязно-зеленой мушкой. У Геннадьевича с Ромой на мотыля даже не шевелит. Никакая игра не помогает. На излучине ёрш на мотыля попадался, а тут его, видимо, не было. У меня квадратное красное ведро, в нём шесть квадратных коробок из-под сока в каждой по несколько удочек. Одну дал Геннычу. Стали ловить вдвоем. Задал риторический вопрос: «Рома, тебе дать удочку с мушкой?» Он сидел ближе всех к берегу, а это всегда «блатное» место для крупняка, туда больше подводного корма щемится. Роман стал ловить самых крупных. Потом обрыв. Дал вторую удочку. Чуть погодя — опять обрыв. Еще двух окуней вытащил — третий обрыв. Я достал коробочку с мушками и сказал: «На, сам привязывай». Три удочки валяются и все без мушек.

Фото 5. Зимняя мушка из темно-зеленой шерсти (старый индийский шарф) и пера павлина.

Позже Алексей Максимов испытал их на похожей речке в Сузунском районе, шокируя местных. Раньше я был уверен, что мотыль ловит везде и всегда. Это все равно, что предложить человеку открытую коробку конфет «Птичье молоко». Какой смысл отказываться? Оказывается на мелких речках бывает. Вплоть до полного неприятия. Видимо это зависит от кормовой базы и активности рыбы на данный момент.

Эти же мушки не работают на шлюзовом канале, а вот в большом и глубоком водоеме случай был. Они помогли мне на первом котловане за Криводановкой. Один тур отловил нормально, а во втором не повезло. В зоне клевало под берегом, где на метровом льду стояла лужа весенней воды. Питерские буры этого не любят. Я махнул рукой и ушел из толпы на сухой участок, с глубиной. Расслабившись, плюнул на всё и занялся экспериментами. Запустил мушку с вольфрамовой головкой и сразу пробило хорошего, пузатого ерша. Попробовал в других лунках — то же самое. Такое ощущение, что мушка отсекала окуньков и чебачков, а ершу очень нравилась. Этот ёрш (и зелёная мушка) вытащили меня в призёры. Заработал зелёный рюкзак, которым пользуюсь до сих пор.

Синий.

Продолжение следует...
С уважением, Сергей Шаталов.

Фото 1. Такой виброхвост помог выиграть лодочный мотор. Этот от времени сильно поблёк.
Вместо зеленого виброхвоста в июле с тем же успехом можно применять зеленые полупрозрачные твистеры с искрой.
Фото 3. Пока папа занимался щукой Матвей сам наловил окуней.
Фото 4. «Шадрап» ловит на верхних углах и прямо, затем, если после бурунов нет обратки, уходит слишком глубоко. «Лонг Каст», напротив, применяется, если точка выхода судака находится ниже по течению. Мелкая лопатка не дает заглубиться в зацепы.
Фото 5. Зимняя мушка из темно-зеленой шерсти (старый индийский шарф) и пера павлина.