Сезон спиннинга почти закончен, предстоит еще «таинство» закрытия этого замечательного действа, а пока можно подвести некоторые итоги. Этот спиннинговый сезон для меня был полон ярких впечатлений и приключений, были и заново открытые места, на которые пришлось посмотреть другими глазами, но особняком стоят мои поездки за ночным судаком.

Свое знакомство с ловлей ночного судака я начал в этом году в средине лета. Может быть и поздно, но лучше позже, чем еще попозже. Регулярно посещая популярное место у наших местных рыбаков под названием «чашечка» я постоянно видел рыбаков остающихся со спиннингом на ночь. Для меня ловля рыбы ночью, тем более на спиннинг, да еще с видимостью как у негра в кладовке, вызывала недопонимание, ну не совсем чтобы очень, но как ловить, когда не видно куда закидаешь приманку, а если еще и сброс нитки как это все распутывать, а если дождь — стоять-то приходится на наклонной плите… в общем вот такая Санта-Барбара была у меня в голове. Но всего лишь до момента пока мне не сказали, что вечером/ночью с берега ловится судак.

Шальная мыслишка о судаке в голове сделала свое черное дело, в первый выезд жена демонстративно покрутила пальцем у виска и с напутственными словами «Ну-ну!» я помчался на чашку. Надежды и ожидания после рассказов об огромных судаках переполняли. Но все оказалось гораздо прозаичнее и вместе с тем не менее интересно. Полчаса дороги на своем «тазике» и под орущую the final countdown я вылетел на дамбу гидросооружения, непонимающие взгляды фидеристов зафиксировали мое прибытие. Собрал инструмент и подался на край волнореза, это нормальное и обычное скопление рыбаков на действительно интересном месте.

Великое столпотворение...

Ловля начинается еще засветло, народу всегда было много, особенно в выходные. Все начиналось с окуня. Ему по-моему вообще этим летом было пофиг какая температура, какое давление при наличии течения. Но течение на Днепре есть не всегда, а только тогда когда ГЭС сбрасывает воду, причем отследить регулярность еще ни кому из местных рыбаков не удалось или я их не знаю. Мы (все рыбачащие на чашке) пришли к совместному выводу — воду ГЭС сбрасывает тогда, когда у дежурного электрика заканчивается водка и надо плыть за очередной!

Я немного отвлекся... Окунь ловился ВСЕГДА, когда есть течение с обраткой, причем и на воблер и на блесну, и на все, что кинешь, но лучше всего на козу с поппером или волкером. Иногда были и килограммовые трофеи, но в основном стандарт — ладошечники на 200-300 грамм. С количеством на одного рыбака бывало по-всякому от 0 до килограмм 3. В общем, вечерняя разминка с окунями ни чем не хуже ночного судака, да еще на Кокетку голавлик проскакивает, но это уже смотря по интересам. Меня же в большинстве интересовал судак, за ним я и приехал.

Первый выезд и дальнейшие выезды на выходные выглядели следующим образом: выезжаю на чашку часов в 6 вечера, начинаем с окушков, если случится, то повезет и с жерехом, с наступлением сумерек — святое время судака и до часов 12 ночи, максимум до часа. Потом великолепный сон в машине до 3-3.30 и опять уже утренний судак до восхода солнца, с рассветом окунь и жерех до 6-6.30, а потом проверка мест со щукой и в 8-9 утра домой.

На закате солнца (не факт, что на первом выезде) поймал в кадр одинокого рыбака, ждущего вечерний выход судака.

Мечтая в ожидании...

Край волнореза, где в принципе и происходит вся рыбалка, омывается с правой стороны течением по фарватеру, а с другой стороны идет обратное течение с залива, именно на схождении двух течений глубина с фарватера, где яма до 26 метров в 100 метрах от волнореза, выходит на уровень 1,5-2 метров. На этот меляк и выходит судак ночью кормиться. Каких-то зависимостей от луны или давления, которые в принципе должны влиять на выход клыкастого, я не заметил. Чем хуже погода, тем выход позже, бывало, что чавканье охотящегося судака начиналось около 23.00, но выход был всегда. Вопрос в том, какой ключик и когда подбирать.

В первый мой выезд на ночь нас осталось четверо, с наступлением сумерек все подоставали фонарики и нацепили на лоб — судачьи шахтеры. В качестве приманки — воблеры. Заброс, два резких смыка, чтобы загнать воблер на рабочую глубину, а дальше очень медленная проводка, чтобы воблер работал. Поэтому предпочтение отдается воблерам с собственной амплитудной игрой. На очередном забросе зацеп за траву, я резко продернул, и… на том конце шнура что-то небольшое забилось. Неужели. Вытаскиваю — ОН, мой первый судак, ну так судачок. Рассмотрел, фотосессия и в воду, пусть растет.

Первый судачек

Самое яркое впечатление от первого судака — это его глаза!!! Они в луче фонарика фиолетовые, яркие и светятся. Это уже потом, я заметил, что в луче налобного фонарика в воде видны фиолетовые точки, замирающие на месте и исчезающие где-то в глубине.

В свою первую вылазку я поймал с вечера три и под утро еще два судачка, небольших, 700-900 грамм, этих я забрал, более мелких, штуки 4 я выпустил, они совсем стеклянные, да и вообще такими не похвастаешься. Больших тогда не было. Но это были мои первые судаки, я конечно ждал больших но их не было. Фоток я тоже не делал, считаю, что фотографировать надо трофеи, которыми можно похвалиться.

Ездил на ночного судака я достаточно часто, все пытался поймать своего первого, трофейного судака. Расскажу об одном случае.

Чашечка, ночь, временами мелкий дождик. За судаком я один, хотя и пятница. Рыбаков мало, все на ночь с фидерами. Часов в 11 ночи началось светопреставление, ветер, молния, гром. В 20 метрах от меня дед с двумя спиннингами, ловит сома. Когда громыхать начало практически над головой, стало стремно — не привык я к чувству громоотвода, собрался и пошел в машину переждать. По дороге подошел к деду, узнал, что он собрался сидеть в клеенке даже в грозу. Я его попросил, чтобы на мое место ничего не бросал, тем более там для сома да и для тарани меляк, в общем договорились. Переждав в машине грозу, выхожу на дамбу — дед голый сидит на корточках на моем месте…

- Дед ты чего там делаешь? Купаешься или срешь?
- Да я тут сеточку поставил…
- Дед, мы договаривались?
- Да, а куда я сетку поставлю?
- Иди вон на пляж, там и ставь.

Я деду дал понять, что ловить я буду на своем месте, а его фидера как стояли так и стоят, он на своем занятом месте, только с сетку он куда-то убрал, мне уже было не интересно.

Разложив пожитки, цепляю проверенного Yo-Zuri 3ds minnow начинаю бросать. Судак чавкает… На очередном забросе тупой, короткий удар и песня фрикциона! Это ОН, зараза большой, это ОН!!! Тащу, судак сопротивляется, когда я его подтащил к дамбе, от траектории заброса он ушел градусов на 60, в сторону глубины. В метрах двух от дамбы он показался во всей красе — в луче фонарика куча брызг с рывками в разные стороны. Спиннинг у меня лайтовый, 3-12, поэтому, не придумав ничего лучшего, я взялся за шнур и начал его вытаскивать по дамбе наверх. Тащить метра три. Не дотащив с полметра — рвется шнурок, я падаю на четыре точки, и начинаю раком лезть за судаком, пытаясь рукой придавить его к дамбе. Какой нафиг судак — это тунец, длинной сантиметров 70-80, в диаметре сантиметров 13-15. Скользкий!!! Плавник колется. Моей растопыренной пятерни не хватает, что бы прижать его к плите — вырывается. Я лезу раком, в одной руке спиннинг, другой хапаю гада, он выскальзывает. Скорости лезущего мужика на карачках вниз под углом 45 градусов не хватает, чтобы догнать жаждущего свободы судака. Весело поляпывая хвостом по бетонной плите с одной стороны и тарабаня головой с воблером (тарахтящие шарики я слышу до сих пор) с другой стороны, ОН ушел!!! И в противоположность Карлсону, мне мой судак не обещал вернуться! Я молча поднялся, посмотрел сначала на снасть, ух — все цело, штаны — порваны на коленях, колени расцарапаны, левая ладошка поцарапана, пальцы разбиты — кровище. Помыв пораненную руку в «священных и лечебных» водах Днепра, я вылез на дамбу и МОЛЧА сел перевязывать снасть. Дед ржал! Я молчал, я не матерился — не было сил. Даже руки не дрожали. Прицепив запасного ёзурика, я еще поупражнялся с полчаса, но сил не было, эмоции забрали все. И опять гром и молния. Начинается! Я пошел спать в машину, естественно не спалось, тахтящие шарики в воблере и ляпающий хвост спать не давали. Да еще и Гроза была жуть — светопредставление! Я начал считать секунды между молниями, самый длительный промежуток — 7 секунд. Немного поворочавшись и насчитавшись, я вырубился. Звук будильника подорвал меня резко, мгновения я пытался сообразить, где я но шарики и хвост вернули меня в реальность. Встал, собрался, попил кофе, закурил и пошел на свое место. Где-то вдалеке еще мигала молния, гремело — знак! Есть надежда! Дед на месте. Надежда была, а судака не было, не ловился, хотя и чавкал. Рассвело.

Снял фонарик, положил его на еще влажный плащ, и продолжил ловить, меняя приманки. Судак ушел, подошел окунь и начал бить жерех. Цепляю Ужгородский Стик так как жерех бьет малек в верхнем слое воды. На очередном забросе атака, рывок — есть! Тащу! Хороший такой жерех, кила на полтора. Мысль: за шнур я его вытаскивать не буду, попробую вытащить спиннингом. Подтягиваю к дамбе и начинаю подыматься вверх по дамбе, взгляд прикован к жереху, ну хоть этот будет вместо судака. Последний шаг уже на ровную площадку дамбы, что-то хрустнуло под ногой — это фонарь, поскальзываюсь на мокром плаще, падаю на разбитые колени и побитую руку, спиннинг в верху, в добавок моя собственная морда бьется о мой собственный, собственноручно положенный рюкзак! Ни хрена не вижу, только слышу как с средины дамбы ляпая хвостом ушел жерех! Смотрю на спиннинг — все целое, воблер на месте, на руку — торчит кусок стекла от фонарика. Вытащил стекло, опять кровище, встал, и наступило мгновение выплеснуть ярчайшие эмоции — широкие просторы Днепра и редкие рыбаки услышали рев 40 летнего мужика вперемешку с ненормативной лексикой! Кофе, сигарета — finita la commedia! В тот раз я больше ничего не поймал. Очевидное решение — подсак надо брать! В дальнейшем брал, но размер пойманного в подсаке не нуждался, так я его провозил с собой без дела, и определил ему очередной отпуск на балконе. Отсюда вывод — если я на берегу с подсаком, достойной фотосессии рыбы не будет.

Был еще один выезд с лодкой. Ближе к вечеру мы с дружбаном Володей расположились метрах в 60 от чашки на воде на свале. Маленькая фляжка вискарика и термос волшебного кофе в компании с прекрасной погодой и хорошим настроением окрыляли. Надежда на трофей была. И судак пришел! И мы полоскали воблеры! Поймали по паре небольших судачков, и где-то к 12 ночи у меня взял нормальный такой судачок, чуть больше кила, но тут первую скрипку сыграла подсака в руках Володи. Этой гадской подсаке надо было стоять в воде и ждать пока я заведу в нее рыбу, но она решила сама его поймать. В итоге, ударившись пару раз о подсаку, судак сошел. В расстроенных чувствах мы допили вискарик, я поймал рукой одну рыбу — иглу, которые окружили лодку и нагло плавали, сфотографировал и отпустил.

Днепровская рыба — игла

В общем, веселых рыбалок с приключениями было много, а теперь по существу. Вечерний/ночной судак у нас выходит на каменно-песчаную отмель с наступлением сумерек, кормится практически всю ночь и уходит с рассветом. Всю ночь находится на меляке, пробы ловить в более глубоком месте никому успехов пока не приносили. В клеве есть паузы, я думаю, стая отходит дальше от берега, а потом возвращается. Паузы не более 30-40 минут, отличное время перекурить, попить чайку/кофейку. В основном поклевки происходят на расстоянии 20-25 метров от берега, там небольшая ступенька на дне 40-50 сантиметров, но не редкие случаи, когда атака случается и в 5 метрах от берега. Проводка — в основном равномерка, можно делать паузы, но в этом случае увеличения поклевок не заметил. Если пробовать твичить воблер — поклевок нет, толи судак пугается, толи еще что-то, но на твиче глухо. В качестве приманок я использую воблеры, не без того чтобы поэкспериментировать с силиконом, но эфективность снижается. Из силикона у меня работала лучше всего классика: Keitech Easy Shiner на офсетнике без джиг-головки. С джигом на этом месте не получается, сплошные обрывы ведь дно каменное. Поэтому для увеличения веса приманки на офсетник цепляю возле ушка 1- 2 грамовый поплавочный грузик — дробинку, а дальше заброс и медленная равномерная проводка. По поводу воблеров, работают прогонистые с собственной активной игрой буратины. Рыбаки соседи пользуют: Rapala X-Rap XR06 G, Rapala X-Rap XR08 CLN, Strike Pro Challenger X, Yo-Zuri L-minnow F200 m101 или что то подобное. Мой комплект воблеров для ночного судака:

По очереди и не в приоритете:

• Yo-Zuri 3ds minnow цвет НТ (взяли выше описанные судаки);
  • Yo-Zuri 3ds minnow цвет НHWS;
  • Pontoon 21 Greedy Guts 66SP-SR цвет 451;
  • Pontoon 21 Marionette Minnow цвет 702.

Окончание сезона по ночному судаку в этом году наступило в конце сентября, со снижением среднесуточной температуры, в общем, осень заставила судака не клевать. Я был там еще не раз, в октябре, выход стаи на меляк слышал и видел в воде фиолетовые глаза, но поклевок не было.
Уважаемые Фиш-Хуковцы, может что подскажете, что еще можно использовать по ночному судаку, за советы буду очень благодарен.

Всем успешных и веселых рыбалок, НХНЧ!