Фотография от Андро «Pingator»

На рыбалку. На «домашний» водоём в двух километрах или на крупную водную артерию за полтысячи вёрст. В одиночку, с семьёй, с единомышленниками. За окунем, за щукой, за судаком, за «беленькой». Но, в первую очередь — за состоянием души, за отдыхом, за единением с природой. Кто «плавал», тот знает — этих моментов ждёшь больше, чем любой праздник и даже зарплату. Улыбающийся И эти моменты хочется помнить вечно — парящая вода, утренняя зорька, первая мелкощучка, трофейный окунь, безмятежный лес на противоположном берегу. К счастью, сейчас почти все современные телефоны/смартфоны позволяют запечатлеть всё, что запало в душу и в глаз. Что уж говорить про «мыльницы», «зеркалки» и «беззеркалки» — техника активно идёт в массы, и многие из нас считают наличие такого девайса в арсенале обязательным при выезде на рыбалку. В этой статье хочется поделиться некоторым наработанным опытом и теоретическими и практическими знаниями, которые помогут, а возможно и не помогу повысить ценность ваших снимков. Почему так неоднозначно? Потому что всё зависит от вас! Вспомните свой первый опыт со спиннингом — все ли поймали трофей в тот день? Подмигивающий

Установка первая

Статья не будет начинаться с рекомендаций по выбору камеры. Камера вообще не важна — шесть там мегапикселей или двадцать, Canon или Nikon, мыльница или зеркалка. Камера — это инструмент, его «крутость» определяет только уровень комфорта при работе с ним и некоторые дополнительные возможности. Хотя, постойте... Вспомните себя на той самой первой рыбалке со спиннингом. Вспомнили? Отлично. А теперь подрисуйте в воспоминания лодку с мотором, эхолот, кастинговый комплект, три коробки воблеров... Круто же! Но что с этим всем делать... Непонятно. И в лодке ты один. Так вот, теми самыми дополнительными возможностями воспользоваться и оценить их по достоинству получится только имея уже некоторый опыт. Покупают новый инструмент, когда понимают, чем именно не устраивает старый и что даст новый. В среде «людей с фотоаппаратами» есть шутливая, но очень верная формулировка: «Лучший фотоаппарат тот, который у вас есть». А ещё «снимает человек, а не камера».

Моей первой полноценной камерой стала зеркалка Canon 550D в 2010-м году. Затрудняюсь объяснить свой выбор... Но факт — хоть что-то стоящее я мог показать окружающим только через год. И было это уже с другой камеры — Canon 40D, приобретение которой дало только удобство в управлении параметрами съёмки.

Установка вторая

Всё приходит с опытом — и улов, и удачные кадры. Этот самый опыт мы получаем в результате практики, больше практики — эффективнее наш рост. Снимайте всегда и везде. По дороге на рыбалку, на рыбалке, на привале, на обратном пути. Всё, что покажется существенным, важным, красивым, необычным, приметным и памятным, снимайте мелочи и детали. Больше снимков — выше вероятность поймать «тот самый кадр». Совет, на самом деле, с уловкой... Его суть и польза (в долгосрочной перспективе) заключается в другом. Вернулись с трёхчасовой вылазки на ближайший водоём, а вместо рыбы принесли три сотни кадров. Веселый И если чем-то эта вылазка удалась, отметилась (вы же не просто так жали на спуск затвора триста раз), то возникает вполне естественная потребность — показать фотографии близким, написать отчёт на Фиш-Хук, продемонстрировать трофей на местном форуме. Вывалить всё на показ здравый смысл не позволит. Вот и сядете выбирать среди пяти дублей одного пейзажа, одной рыбки самый удачный. Это анализ результатов. Именно анализ результатов позволит выработать чувство вкуса, свой взгляд на мир через объектив. Процесс долгий. Порой мучительный — «лучше бы сделал три кадра вместо двадцати», «у меня ничего не получается», «я так ничему и не научился», «обезьяна сфотографирует лучше». Спокойствие и выдержка. Со временем придёт и чисто интуитивное понимание, как снять тот или иной момент. И с трёхчасовой вылазки на ближайший водоём вы начнёте приносить в три раза меньше фотографий, но примерно с тем же количеством удачных. Подмигивающий

Вылазка на близлежащий водоём в закатное время с целью съёмки, сделано 218 кадров, на «демонстрацию» отбираю около десятка, из того, что нравится и точно могу показать — 4 (!). Ладно, допустим тут я слишком строг к себе, да и третий год владения фотоаппаратом только начался. Четвёртый год, достаточно важная поездка, да ещё и порадовавшая фотогеничной погодой — сделано 204 кадра, демонстрирую 49.

Установка третья

Фотография — это фиксация момента, потому всегда будьте готовы снимать. Варианты «сфотографирую на обратном пути, во время перекура, перед тем, как сменить точку, после десяти забросов и т. д.» стоит напрочь выбросить из головы — каждый момент уникален! Нам свойственно забывать о возникших идеях, домой захочется отправиться другой дорогой, туман рассеется, берег оккупируют отдыхающие, погода заставит спешно покинуть место — всё, нет красивого пейзажа с рыбалки, который бы украсил ваш отчёт на Фиш-Хук или стену в гостиной. Зачем таскать за собой фотоаппарат, если самое интересное остаётся за кадром? Улыбающийся

Даже не задумываясь и не ковыряясь в памяти могу сходу назвать как минимум две большие поездки, из которых по собственной лени я привёз такой минимум снимков, что обидно до сих пор (а с момента первой из них прошло два с половиной года) — обидно, потому что не знаю — решусь ли повторить. Пример противоположный: опаздываю на место ночлега примерно на час-два, солнце близится к закату, предвещая поиски подходящего места для лагеря в полной темноте. Но я всё же делаю остановку и снимаю панораму. Пять-десять минут ничего кардинально не изменили, а в архиве теперь есть прекрасное визуальное дополнение к приятным воспоминаниям.

Установка четвёртая

Любое начатое дело, близкое к сердцу и душе, достойно того, чтобы быть выполненным наилучшим образом. Нет какого-то приемлемого уровня, выше которого не стоит пытаться прыгнуть — всегда надо стремиться к совершенству. Это делает нас лучше. В ином случае, не стоило и браться — из рук вон плохо любой может справиться. Ориентиром должны быть фотографии и фотографы, намного превосходящие ваш текущий уровень. Можно подражать, можно копировать, можно заимствовать идеи — полученное всё равно будет отражать лишь ваше видение. Нельзя опускать руки, ныть, злиться, разбивать фотоаппарат об стену. Улыбающийся

Есть российский фотосайт с высоким качеством работ, за которым я слежу, снимками с которого вдохновляюсь. Как-то раз решил, что могу уже и свои показать. Не прошёл отбор. Через какое-то время предпринял вторую попытку — и снова неудача. Я расстраивался, злился, но в итоге сумел более объективно оценить себя со стороны, и продолжил совершенствоваться. К слову, я до сих пор там так и не зарегистрирован. Улыбающийся

Оставим духовно-теоретические думы в сторонке покурить, а сами перейдём к практической части.

Во время съёмки

У начинающих осваивать фотодело иногда возникает иллюзия о всесильности великого и ужасного Фотошопа. «А, пойдёт и так! В Фотошопе поправлю, если что-то не понравится». А опытный человек уже в процессе съёмки постарается сделать всё так, чтобы дальнейшие манипуляции с фотографией сводились к минимуму. Потому что фотошоп не всесилен. И чем менее опытен человек, тем меньше власть Фотошопа над его снимками. Улыбающийся Итак, о чём же стоит подумать, прежде чем нажать на спуск затвора.

Несколько слов о композиции

Достаточно обширная тема, которой посвящены целые книги. Возможно, кого-то из фиш-хуковцев мир фотографии затянет сильно — тогда начните с литературы именно на эту тематику! Пока же ограничимся некоторыми общими советами:

- Линия горизонта/воды не должна делить кадр на две равные части. Для пейзажных снимков это очень важно — делаете акцент или на безумно красивом небе, или на «земных» вещах. Но это не означает, что нужно снимать лес без неба, а небо — без леса. Улыбающийся

Погожий июньский денёк

- Горизонт — горизонтальный. Потрудитесь более-менее ровно держать камеру во время съёмки, потому что завал горизонта в качестве художественного приёма малопригоден ко всему, что фиксирует ваша камера на рыбалке.

Фотография Артёма «Fisherman22». Всё нормально, кроме завала снимка влево

- Избегайте лишних деталей на снимках. Не стоит помещать в один снимок как можно больше всего — отдельно снимайте пейзаж, друга с уловом, тесный круг единомышленников на привале. Всё вместе — это винегрет. Лаконичный снимок позволяет заострить внимание на объекте съёмки, зрителю понятнее, что же вы хотели показать. Здесь же стоит упомянуть про вещи, которых стоит избегать в кадре — кровь, рыбные трупики, алкоголь, курение, мусор, всевозможный бардак из любых ваших вещей, посторонние люди, таблички... Список можно продолжить, критерий, надеюсь, понятен.

Фотографии от Сергея «Serdgjk». Хороший улов, счастливое лицо, интересное место, но мой взгляд очень быстро переходит к предметам на заднем плане

Уже лучше, если бы не чужеродная для природы бетонная конструкция

А теперь немного прикладной «магии» Фотошопа на скорую руку от меня

Конечно, правила опускаются, если вы решили заснять, например, захламлённый берег — т. е. что-то из нежелательного списка является объектом для съёмки. Помощником в этом пункте для вас станут ноги, которыми стоит немного передвигаться в поисках ракурса, а также руки, способные убрать свой бардак или чужой мусор. Последнее, кстати, очень актуально стало, увы.

- О людях. Посторонних лучше не снимать, хотя бы ради собственной безопасности (если интересно почитать, к чему это может привести — могу дать ссылку со страшным примером из российской реальности). Своих же можно и нужно! Чего не стоит делать — бездумно «обрезать» части тела ваших товарищей. Улыбающийся К таковым относятся кисти рук, стопы, пальцы, голова. Не стоит «обрезать» и по суставам. Ещё один важный момент при съёмке людей — следите за фоном. Опасность представляют одиночные деревья, столбы, да и вообще что угодно, что может в дальнейшем на снимке «вырасти» из головы. Улыбающийся Помощник тот же — ноги и руки! Меняйте позицию съёмки, крутите зум!

- Цветовой контраст. В темноте все кошки чёрные, а африканцы, ворующие уголь, заметны только по блеску зубов. Улыбающийся Потому то, что вы снимаете (здесь речь уже не о пейзаже, а скорее о портретной и предметной съёмках), должно отличаться по цвету от фона. Это, опять же, заостряет внимание на объекте съёмки.

- Передний план. Наличие переднего плана добавляет объём фотографии. В зависимости от того, что вы снимаете, это может быть всё, что угодно. Опять же — это поиски подходящего ракурса, порой достаточно просто присесть... Или побегать вокруг. Улыбающийся Проявите фантазию.

Фотография Артёма «Fisherman22». Взгляд скользит от ближних кувшинок в сторону виднеющегося берега. Perfect! (Но горизонт вновь имеет крен)

Есть ещё много всего про композицию, но как и написал в начале — тема обширная. И это не свод законов и правил, все правила порой с большим успехом нарушаются, а результат таких нарушений — радует зрителя.

Про освещение

Не снимать против солнца. Конечно, если солнце не должно «светить в глаза», как, например, на этом снимке:

Фотография Богдана «Bogdan»

Почему в иных случаях этого стоит избегать? Фотоаппарат, даже зеркальный, штука несовершенная. Из-за ограниченного динамического диапазона матрицы, ошибок электроники при экспозамере, несовершенства оптической схемы объектива вы столкнетесь с засвеченными областями (белое небо, например), провалами в тенях (человек, превратившийся в чёрный силуэт), искажением цветов, бликами («зайцами») и другими «прелестями».

Фотография из отчёта Михаила «Mux». Солнце перед фотографом.

«Правильный» свет находится сбоку от объекта съемки.

И совсем другое дело.

А самый правильный свет, для пейзажей в первую очередь — низкое солнце на закате и рассвете, предрассветное и предзакатное время, это время пейзажными фотографами даже называется «режимным». Что даёт такое освещение? Насыщенный глубокий цвет, плавные переходы от тёмного к светлому, при отсутствии ошибок автоматики или ваших рук — отсутствие провалов как в свете, так и в тенях. Кстати, в пасмурную погоду тоже жизнь есть! Зачастую, именно в пасмурный день портретные и предметные фотографии получаются заметно естественнее, а если небо не однотонно серое, богато на свинцовые причудливые тучи, то пейзажные фотографии получатся не менее выразительными, чем и в режимное время. Только вот рыбалка, наверное, закончится бегством от стихии. Улыбающийся

Последние минуты перед грозой

Контролируй результат

Отсняли что-то невообразимо прекрасное, что-то, что приводит в восторг от одной мысли об этом? Не суетитесь. Любой не мгновенный кадр, который сейчас можно переснять, действительно можно взять и переснять. Стоит сразу же взглянуть на результат и попытаться найти допущенную ошибку. Или попробовать с другого ракурса — вдруг интереснее получится? Всё равно снятое кажется идеальным? Присмотритесь — резким ли получился снимок (товарищ моргнул, рыба хвостиком вильнула, рука дрогнула). Я часто прогораю именно на этом — спасибо маленьким экранчикам... Помогает увеличение. Особенно важно при съёмке крупным планом некрупных объектов (снасти, улов, дары природы и т. д.), когда проявляются мельчайшие детали. Именно в таких случаях малейшая ошибка автофокуса, малейшее колебание хорошо себя проявит (и испортит настроение дома при просмотре результатов). Дублируйте важные кадры!

Пожалуй, на этом пока остановимся. Самое время рассказать про то, что должно происходить с фотографиями по возвращению домой.

После съёмки

Выбор между качеством, количеством и содержанием

Что же у нас получилось принести с рыбалки? Рыба же вся или почти вся утоплена восвояси. О, блин — опять полтыщи снимков за четыре часа... Как будто фотоаппарат в руках находился больше, чем спиннинг. Веселый Первое и необходимое действие с вашей стороны — выбраковка и отбор.

Откровенный брак — размытые нерезкие снимки. Причины — недостаточная освещённость (фотоаппарат в таких условиях выставляет выдержку, на которой с рук сделать резкий снимок почти нереально или действительно нереально), смещение фотоаппарата во время нажатия на спуск (здесь вините только свои руки), ошибка фокусировки (вина 50/50 ваша и фотоаппарата, т. е. фотоаппарат промазал, а вы не заметили). Эти снимки сразу должны быть отправлены в корзину — такое показывать не стоит. Оставить можно, если это очень значимый кадр — например, ваш новый рекорд по щуке, но на будущее в воспитательных целях стоит перечитать пункт «Контролируй результат». «Ценный» брак в случае нежелания с ним расставаться на худой конец можно поместить в отдельную директорию — пускай служит немым укором. Улыбающийся Отделить от массы фотографий стоит и то, что интересно будет только вам или тем, кто был с вами.

Фотография Дениса «Denchik». Автофокус «схватился» за траву на заднем плане.

Под отбором я подразумевал выбор наиболее удачного снимка из множества, получившегося при съёмке какого-то одного момента, пейзажа, предмета с разных ракурсов (или с разными настройками, на разных фокусных расстояниях). Если не получается выбрать из двух-трёх, которые может и кажутся не идеальными, но точно одинаковыми по качеству и содержанию — берите любой, но такой ситуации, как правило, не бывает. Следует предостеречь от удаления чуть менее удачных (но всё же удачных) кадров — ведь ваше мнение о самом лучшем снимке в серии может измениться (через час — во время обработки, через год — ввиду накопленного к тому моменту опыта).

Человек с фотоаппаратом является заложником своих эмоций: с одной стороны, именно они позволяют передать через фотографию своё видение и эмоции, красоту природы и моментов, а с другой — эмоциональная связь с тем, чтобы вы видели воочию и сняли, не позволяет дать объективную оценку полученным результатом. Потому часто мне легче выбрать удачные снимки только по прошествии некоторого времени после съёмки, когда эта эмоциональная связь сглаживается.

И финальная мысль — между количеством и качеством отдавайте своё предпочтение последнему. Меньшее количество удачных фотографий оставляет большее впечатление, чем большее количество менее удачных. Это как выбирать, что взять с собой на рыбалку — коробку с десятком японских проверенных воблеров или с полусотней неизвестных китайцев.

Будь мужиком, выровняй горизонт!

Выше я уже написал, что во время съёмки стоит следить за линией горизонта. Так вот, сейчас самое время потрудиться и повернуть снимок, довести горизонт до его идеального естественного положения, потому что огрехи всё равно часто случаются по тем или иным причинам. У кого-то возникнет вопрос — зачем следить за положением горизонта во время съёмки, если это легко исправляется после. Конечно, исправляется это легко, только вот чем ровнее горизонт изначально у вас получился, тем меньше обрежется после выравнивания в процессе обработки. А это бывает критично.

Фотография от Сергея «Serdgjk». Одновременно выровнять горизонт, но не обрезать самого Сержа у нас не получится Грустный

Кадрирование

Не бойтесь резать фотографии. Даже более того — многие фотографии только выиграют от этого. Как и почему? Во-первых, так можно отсечь края с ненужными деталями. Ненужные детали — это то, что случайно попало в кадр, даже если вы руководствовались советом «Избегайте лишних деталей на снимках». Улыбающийся Во-вторых, после этой операции оставшееся изображение «увеличивается», «приближается» к зрителю.

Фотография Дениса «Denchik». Хороша и в оригинале, привожу для демонстрации эффекта увеличения

Постепенно приходит понимание, что лишними деталями могут быть не только чужеродные для конкретной сцены объекты, но и сама часть кадра, без которой снимок станет более выразительным и гармоничным. Так что кадрирование — это во-многом творческий элемент, как и поиск ракурса при съёмке, например.

Фотография Дениса «Denchik». Возможный вариант кадрирования на мой вкус.

При выполнении этой операции советую придерживаться пропорций оригинала. Кстати, в Фотошопе актуальной версии инструмент кадрирования заодно и горизонт позволяет поправить.

Контрастность

Вместо тысячи слов приведу пару фотографий:

Фотография Артёма «Fisherman22» как есть

После нехитрой манипуляции

Эта операция у меня заняла ровно пять секунд. Я не хвастаюсь, а пытаюсь донести мысль, что минимальными усилиями возможно заметно повысить привлекательность ваших снимков, если они по каким-либо причинам получились блеклыми и невыразительными (подробности этих причин явно выходят за рамки статьи на рыболовном сайте). Самый простой инструмент, как в Фотошопе, так и в других программах, обладающих базовым функционалом редактирования, называется просто и очевидно — контрастность. Крутить по вкусу... Однако, не зря я обозвал его простым — результат выше получен иным методом, более правильным. Называется он «Уровни».

Уровни в Фотошопе

Суть проста — передвигая левый ползунок, мы делаем тёмное ещё более тёмным, правый — светлое более светлым, соответственно средний влияет на средние тона, делая их темнее или светлее в зависимости от того, в какую сторону его передвигать. Средний, кстати, можно особо не трогать без лишней нужды. Передвигать ползунки стоит до графика, обозначающего наличие и количество данных о пикселях с соответствующей яркостью на нашей фотографии.

Но всё не так просто, как кажется... Это не готовый и идеальный рецепт, которому следует безоговорочно следовать. Сдвигая точки белого и чёрного, мы рискуем потерять детали в светах и тенях. Кроме того, такая игра с уровнями практически лишена смысла, если на снимке, например, туман.

Верх — оригинал, низ — с коррекцией. Верхний снимок очень точно передаёт реальную картину, представшую перед глазами в то утро.

Так что будьте внимательны играясь с контрастом — верьте глазам своим, своему вкусу, своим воспоминаниям о том, как это выглядело, когда вы фотографировали. Для большего понимания инструмента можно прочитать более детальную и профессиональным языком написанную статью. Например — http://www.cambri...levels.htm

Что сознательно упущено при написании статьи

  • Цветокоррекция. Это объёмно, по цветокоррекции целые книги пишут. Да и к необходимости цветокоррекции приходят сознательно и с некоторым опытом.
  • «Святая троица» — ISO, диафрагма, выдержка. В первую очередь, актуально для владельцев зеркалок, а у нас тут всё таки сообщество владельцев рыболовных снастей. Улыбающийся
  • Повышение резкости. Тема не сильно сложная и хорошо раскрытая многочисленными статьями в сети.
  • ... и многое другое Веселый

Задавайте вопросы, в комментариях продолжим раскрывать тему.

И в конце небольшой бонус.

Страшная тайна

Профессиональный фотоаппарат — это как профессиональный воблер. Профессиональная блесна. Профессиональный спиннинг. Профессиональная леска. Профессиональная кастрюля для приготовления борща. Веселый В любом деле есть профи, мы их так называем за результат, но никак не за владение определёнными вещами. Так что профессиональные фотоаппараты — это сны маркетологов!

НХНЧ и крутых фотографий в отчётах!