Очередная рыбалка, уже близок конец сезона и я открываю свою коробку... На некоторый приманках крючки уже покрыла благородная ржавчина, вон твистер с откушенным хвостом, вон поролонка с попой от твистера релакс, вон колебалка изгрызенная и ржавая, вон несколько воблеров... И все это выглядит как одна дружная кучка, которая ощетинилась крючками и норовит уколоть. А вот раньше, когда все только начиналось было все не так.

Помню свой первый выезд на речку Обь с одним опытным рыболовом. Тогда у меня еще не было лодки и мотора. Я был искренне счастлив возможности словить крупную щуку.

- Дим а какие приманки брать? — спросил я.
- Ну бери крупные твистеры по 10-12 см и вибрики такие же. Цвета возьми разные, обязательно красный, жёлтый, салатный, белый, белый с красной головой, чёрный с жёлтым хвостом. Крючки обязательно овнер, с других рыба сходит. Поводки бери длинные сантимов 25-30. Чебурашек возьми тяжелых 14-30 граммов. Мощные заводные кольца. И т. д.
- Понял, до завтра.

Хотя время сбора было назначено 7.30 на месте я был к 5 утра. Всю ночь ворочался и представлял как я тащу толстую щуку. К 5.15 уже собрал палку, зарядил на двойники сотню разноцветных приманок, оснастил все приманки разными чебурахами, покидал джиг в темноту и в 5.45 сел в машину.

Дима прибыл во время и мы помчались в рассветном тумане на заветную яму Х. На яме Х мы встретили еще несколько лодок, поэтому встали на самую невыгодную позицию. Я же в журналах читал, что щука сидит в ямах и корягах, а мы встали в ровном поле с глубиной 3 метра. Как выяснилось это и была та, самая «секретная точка». Мужчины не плачут и я начинаю хлестать воду, через каждые 3-4 заброса меняю. Прошло 2 часа. Ставлю чебурашку 20 граммов и салатный твистер, очень короткая ступенька, но комбинаций уже не осталось :) Под самой лодкой слабенький тычок, подсечка и фрикцион поет милую сердцу песенку. Минут пять длилась борьба и вот в лодке щука, честно сказать тот кореец со своим ган ган стайлом (вроде так) нервно курит в сторонке, по сравнению с бурей моих эмоций. Вешаю рыбу на весы и расстраиваюсь, рекорд не побит, вес 4700, а в своих болотных скитаниях я лавливал 5100. Ну ни чего, я подобрал приманку. Я знаю секрет — это 20 граммов и салатный твистер :) Заброс, удар, подсечка и в лодке еще одна щука на 3 кило. Ну все, теперь я обладаю тайным знанием, теперь я мастер щуколов большой воды :) На следующем забросе был сход и на этом все прекратилось. Ну тут все понятно, щука рыба одиночка, а я и так поимел 3 поклевки, хотя если бы соседи знали мой секрет они бы то же обрыбились, лохопеды... Это был первый неправильный вывод — цвет играет важнейшую роль!!!

В эту осень я побывал еще на двух обских рыбалках и то же что-то ловил, но чего мне удивляться я знал секрет.

В следующем году у меня появился друг с лодкой и мотором. Летом, каждое утро я начинал с просмотра графика уровня воды в Оби, чтобы не пропустить падение уровня. Конец июля, вода упала и мы несемся на заветную ямку. Рассвет. Туман. Но мужчинам не страшно и летим сквозь плотный туман дабы не пропустить утренний выход щуки. Мы на месте и самое главное, что одни. Деловито командую выставляя друга на точку. Саня, кидай вон туда. Саня, сними этот позор и поставь салатный твистер, салат — это щучья смерть. За утро в активе щукарик граммов 500-600.

Скучно, блин. Взгляд падает на прибрежный коряжник. Делаю заброс туда. Зацеп и обрыв. Так продолжается полчаса, у меня кончаются запасы секретных твистеров. Рыбалка на смарку, ну ее на фиг. Сижу смотрю в коробку, где среди резины «неправильного» цвета завалялась поролонка с прижатыми двойниками. Жаль не салатная, — подумал я. Оснастил чебурашку поролонкой и забросил на корягу, плавненько перетянул её и на падении тычок, посечка и кто-то упирается. Через 2 минуты первая нормальная щука в лодке около 2кг, но это уже прогресс. Еще заброс — еще щука. И так шесть раз подряд.

Наступает печалька, поролонке приходит пушной зверек песец. Тут Саня мне сообщает, что у него целая лента поролонок «Контакт». В итоге к концу пойманно 27 щук и 3 судака, вес рыб от 1,2 до 4 кг. Мы с Саней визжим как раненые поросята от счастья. Вот это рыбалка аж руки болят.

На следующий день мы вновь на ямке, но щука сместилась на выход из ямы, где течка сильнее и плотность коряг значительно выше. Оказалось, что и поролонки незацепляйки цепляются и наш арсенал дотянул до обеда. И когда осталось 3 целых поролонки мы сильно задумались, как минимизировать потери. После недолгих рассчетов мы пришли к выводу, что самое безопасное — это протаскивать приманку поперек коряг и против течения, тогда количество зацепов снижается ощутимо. В итоге мы еще половили и поехали счастливые домой. Конечно после такой рыбалки надо было сделать кучу выводов, что мы непременно и сделали. Два из них были верные:

• По ломовому коряжнику оптимальная подача поперек коряг и в идеале против течения, когда облавливаешь коряги поперек течения, то твою приманку будет под них задувать;
  • Шнур 8-10 либров не подходит для ловли крупной рыбы в стесненных условиях.

Ну и пара лоховских:

• Щука любит салатные твистеры и еще контактовские поролонки);
  • Щуки в корягах море, щука там жрёт всегда.

Вернулись мы на эту ямку через недели три. Мы были подкованы уже профессионально — шнуры Павер про 0,23 и по 40 контактовских поролонок. И нас опять ждала задача. За четыре часа словили одну килошку в корягах и все. Тут на выходе из ямы на подмотке я первый раз зацепил маму, не знаю сколько она тогда весила, но щука рванула со всей силы и я унцовой палкой ничего не смог с ней сделать. Фрикцион стравил метров 30 шнура и щука запутав шнур в корягах ушла. Как сейчас помню этот момент, я трижды прокричал все известные мне маты и придумал полсотни новых. Больше в тот день мы ничего не поймали, но за то мы приобрели еще одно знание: с унцовыми палками и распущенными фрикционами на крокодилов в коряги не ходят.

В тот год мы больше не ловили на Оби, а переместились на ОВХ и ловили судаков до самого ледостава.

Это был далекий 2009 год.

Новый год, амбиции растут. Пока половодье шарюсь по родным микроречкам и лохую на воблеры в ожидании конца половодья на Оби. Как-то в разговоре с очень опытным рыбаком прозвучала фраза «главное подача приманки», а когда я ему авторитетно сообщил, что щука любит салатный твистер и поролонку он долго смеялся. Далее прозвучала вторая непонятная фраза «лови рыбу там где она ест, а не живет» — эта фраза вобще повергла меня в недоумение...

Далее звучали непонятные мне слова — полянки, стенки, стаи жирного леща и язя. Вся эта инфа отложилась у меня в подсознании, но как её использовать я еще не понимал. Половодье было долгим, поэтому мы поехали на Обь еще по большой воде. С самого утра с другом Женькой мы прилетели на «секретную» ямку и за несколько часов не увидели даже поклевки. Ну понятно вода большая... Принято решение впервые в жизни сменить место дислокации и поискать новые места. После обеда замечаем остров посреди реки, вершина острова отбивает основное течение и между струей и берегом имеется затишок. Заходим. Эхолот кажет глубину 4,2-4,7 метра, течение отсутствует. Ну раз встали попробуем, может хоть окушков на коптилку наколбасим.

Прошло полчаса, результат плачевный. От безысходности бросаю в перекат, смотрю как течение несет мою чебурашку подхваченную струей и когда приманку из струи выносит на тихое место, чёткий удар, подсечка и щука килошка выписывает пируэты. Женек видя мой успех повторяет движение. Тащим дуплет. За пару часов мы поймали больше десятка щук. Потом, когда клев стих, мы поменяли позицию на точке и стали кидать по самой границе переката и тиховодья. В итоге еще десяток мерных щучек 1-2кг. К вечеру болели руки. Сидя у костра и обдумывая происшедшее днём я аж подпрыгнул, мы весь день ловили на какие попало приманки — разной формы и цвета. Значит салат не так уж и крут, как казалось раньше :) Вот тут-то я понял смысл слова «выход» и вспомнил слова опытного коллеги на счет «щука живет» и «щука жрёт». Ура мы сами нашли место где щука приходит покушать. На следующий день такая рыбалка повторилась и мы наловились до боли в руках и даже кое что удалось ситематизировать и сделать выводы:

• Если ты нашел активную рыбу, ей по фиг цвет приманки, размер приманки, вес грузила и прочий фетишизм;
  • Щука собирается в огромные стаи, если окружает стаю кормовой рыбы;
  • Кормовая рыба (лещ, плотва, язь) летом стремится в перекат, там вода содержит больше кислорода и течение несет много корма;
  • Щука стояла на границы переката, ведь с тихой воды ей удобно атаковать бель, которая борется с течением.

Это был конец июня...

Дальше мы специально искали новые места с похожими условиями и в 80% случаев добивались успеха. И все бы было хорошо, если бы нас к началу августа не постигла еще одна задача.

Жара +34 и так вышло, что мы на том перекате, где сделали массу открытий, вода упала, но бель в перекате чавкает, а значит и щука рядом. Старая тактика не приносит результата в течении часа. От нечего делать ставлю воблер, веду рывками по струе и на выходе чувствую мощнейший удар, на том конце щука... Ура. Гриша молодец, Гриша вновь её раскусил. Мы поймали на крупновоблеры 8 щук, прокатились по схожим местам и поймали еще несколько рыб. Что интересно на границе струи глубина была 3,9 метра, а мы гоняли плавающие воблеры с залглублением до 1,5 метров и еще на толстом шнуре.

Вечер. Костёр. Время горячих дискуссий... Выводы:

• Щука не всегда атакует в придонном слое, иногда она стоит в полводы и атакует вверх, периодически выпрыгивая из воды;
  • Щука так себя ведет потому, что кормовая рыба стоит под поверхностью и кушает паденку, которую несет течением.

Наступила осень. Вода упала до минимального уровня и все наши точки обмелели. Я не грущу, мы уже опытные и рыбу найдём. Тактика такая — если держит якорь и долетает грузик (до 60граммов), надо пробовать. Так мы нашли первую косу, на косе была глубина 1,5 метра, а под ней 6 метров. Сначала мы там поймали две щуки. На следующей рыбалке нам удалось там поймать шесть. Снова задча, что мы во второй раз сделали и как величили результат в три раза. Стечение обстоятельств? Такой ответ не устраивает. Вечером у костра решаю завтра разобраться, где собака зарыта.

Утро, встаю к косе и ставлю груз тяжелее, чем вчера. Делаю максимально дальний заброс параллельно косе и считаю секунды на падении — три... Три... Три... Раз... Раз... Четыре... Три... Три... Три... Делаю забросы правее и левее. В итоге получаю, что от косы имеется небольшой поперечный отросток. В голове всплывают Костины слова «главное подача приманки». Думаю... С той стороны косы фарватер, с моей стороны протока и с обих сторон хорошее течение. Что же нам дает этот поперечный отросток? А он нам даёт то, что он замедляет течение. Во первых это концентрирует корм несущийся по течению. Во вторых создает карман без течения из которого щуке удобно атаковать. Встаю так, что бы приманка идя по свалу с косы заходила в карман и тут же поклевка и пятерочка в активе. После нескольких забросов еще одна чуток поменьше. Простояв весь день на одной точке я поймал 5 хороших щук.

Выводы:

• На косе рыба может стоять где угодно, но если на ней есть аномалия рельефа, там она точно будет;
  • Если аномалия небольшая, сразу много щук там не стоит, но в течение дня будут подходить новые особи;
  • Осенью кормовая рыба активно перемещается, щука ходит за ней.

В том году, путешествуя по косам, я нашел одно интересное место — косы двух островов сходятся в одну большую косу параллельно течению. Свал с этой косы резкий с 1 метра на 2,5, далее плавный до 4 метров, далее обрывается в фарватер. Коса отбивает течение и на участке до фарватера течение относительно слабое, с грузом 20 граммов ловить комфортно. Далее фарватер и даже якорь не держит. Рыбалка на этом месте описана в моем отчете «Как украли». На этой точке может не клевать 2-3 часа, но потом сразу получаешь несколько поклевок. «Так вот ты какая, полянка», — подумал я, ликуя.

Выводы:

• Длинная коса собирает под собой много корма для кормовой рыбы и она там собирается в многочисленные стаи;
  • Щука проводит загонные охоты на таких участках — она заходит с глубины и давит мирную рыбу на мель, где массово ее поедает.

Так и рыбачили мы по косам и полянам до ноября, но перед ледоставом опять встретили НО. За полдня на косах поймана одна щука около двушки и все.
На обратном пути заходим на «секретную» ямку и решаем по паре забросов. Приманка то и дело скачет по спинам лещей. Поклёвка, подсечка, сидит родимая. До заката на ямке без течения мы поймали еще с десяток разнокалиберных щук и на этом закрыли сезон.
Вывод:

• Поздней осенью, когда вода уже 2-3 градуса мирная рыба идет на тихую воду. Почему? Самое важное для неё — это отсутствие течения, с которым надо бороться и соответственно расходовать запасы калорий накопленных за время активной кормежки.
  • Щука приходит из тех же соображений — корма море и расходовать энергию не надо.
  • По холодной воде перед ледоставом и перед половодьем щука чаще атакует средние приманки 9-12см, наверное сказывается образование икры в животе у самок.
  • Не надо высасывать из пальца теории, если мало опыта :)

Ну и возвращаясь к размеру приманок. Скажу точно, размером щуку не напугать, приманка размера XXL зачастую переигрывает посредственный размер в 10см. Почему?
1. Щука не спринтер, как окунь, живет в энергосберегающем режиме и при выборе объекта прикидывает расход энергии/приобретённая энергия.
2. Крупная приманка заметна с большего расстояния.

Можно еще много написать, но это получится целая книга :)

С Уважением, Безменов Григорий, 2014 год.