Вроде бы, тему рыболовного цветоведения не пытался осветить только ленивый. В итоге это привело к образованию статуса-кво: веришь или не веришь в цвет — верь или не верь молча. Впрочем, оно и закономерно, поскольку вопрос важности цвета приманок опирается либо на личные предпочтения в цветах, либо на факт поимки. То есть на крайне субъективную базу. Я же предлагаю копнуть эту тему со стороны рыбы, а не наших личных предпочтений, и посмотреть, что с этим можно сделать. Большей частью речь пойдёт о щуке.

Как видят рыбы

Сейчас мы легко можем разобрать глаз любой рыбы, посчитать колбочки-палочки, посмотреть размеры зрительных долей мозга и понять не только степень использования зрения в жизни, но и цветность. Что это даст в плане рыбалки? Примерно ничего. Потому что зрение даже у так называемых зрительных хищников, которые в большой степени используют зрение для охоты, ничего не говорит о том, как та или иная рыба выстраивает ассоциации. С другой стороны, про людей в этом вопросе мы знаем ненамного больше.

Цветность

Известная цветность, когда щука видит мир в зелёном и красном спектре, судак в зелёном и красно-оранжевом, а окунь к оранжевому и зелёному слегка захватывает голубой, является всего лишь результатом эволюционной приспособленности под конкретные условия — преимущественно пресную воду. Ведь не секрет, что разная солёность и прочие наполнители дают разный цвет воды и под этот цвет нужно корректировать зрение. Поэтому на воздухе пресноводные щуки видят много пурпура, а морские рыбы — красноты. Для сравнения: мы в норме видим мир в трёх цветах — синем, красном и зелёном.

Примерно так видит щука надводный мир. Для более точной имитации нужно добавить широкий угол зрения

Некоторые рыбы видят ультрафиолет. Но в число этих рыб не входят щуки и окуни с судаками. Способность видеть ультрафиолет хороша для морских коралловых рыб (это им нужно для общения между собой и распознавания других рыб) и некоторых наших карповых. Особенно для тех из них, кто любит кушать планктон. Имея способность видеть ультрафиолет, плотва легко выделяет дафний или циклопов, которые для нас выглядят полупрозрачными. Зато для плотвы эти мелкие животные в буквальном смысле светятся.

Однако способность распознавать ультрафиолет хороша только для сравнительно небольших глубин. В пресной воде при идеальной прозрачности половина проникающих в воду УФ-лучей рассеивается к двум метрам и с каждым метром глубины потери увеличиваются. А если в воде растворено большое количество органики, когда водоём мутный от взвесей и природных красителей, то ультрафиолет может заканчиваться уже на метровой глубине.

Скорость зрения и контрастность

Но если в одном месте прибыло, то в другом убыло. Так и у рыб. В качестве своеобразной платы за способность видеть ультрафиолет, карповые потеряли в контрастности и скорости. То есть плотва видит окружение «медленно» и весьма туманно. И если условно мирным рыбам это не кажется большой проблемой, то для хищников контрастность зрения и его скорость имеют огромное значение.

Эти два параметра позволяют быстро отличать изменения освещённости. Проще говоря, чем контрастнее зрение и чем выше скорость, тем быстрее и точнее рыба распознает движущийся объект и выделит его из окружающего пространства. Даже если этот объект полупрозрачный. Таким образом, здесь можно вывести грубую пропорцию: чем хуже рыба видит ультрафиолет, тем лучше распознаёт детали объектов.

Цвет еды

Можно предположить, что наличие цветного зрения оказывается очень важным для хищничества. В принципе — да, это полезная опция. Однако некоторые виды акул видят мир в чёрно-белом варианте, что не мешает им успешно питаться. Но это акулы. А что наши рыбы?

Наши рыбы примерно так же. Окунь, щука и судак не видят фиолетовых расцветок, которые в последние годы популярны в джиге от нано до хэви. Вместо этого, всё, что мы им предлагаем из такого цветового набора — оттенки серого. При этом наличие ультрафиолетового «подсветителя» в приманке не делает эту приманку заметнее для рыбы. Исходный серый цвет (который мы видим фиолетовым) не становится более серым или менее серым, тёплым или холодным. Впрочем, это утверждение тоже требует проверки.

Примерные границы цветности зрения у наших рыб. Под карпом прячется собирательный образ карповых, хотя с реальным карпом диапазон совпадает

Тем не менее, иногда можно обнаружить удивительную разницу в количестве поклёвок на одну и ту же приманку, но выполненную в разных вариантах «невидимых» цветов. А всё дело в том, что у серого есть большое количество оттенков (далеко не 50), потому тот же окунь может позволить себе некоторые капризы. Возможно, разгадка кроется в том, что из двух «серых» цветов один оказывается более контрастным и более удобным для рыбьей системы распознавания и наведения.

Избирательность щуки

Щукам по этому поводу задавали вопросы через эксперимент. Сначала им в бассейн запускали разные варианты золотых рыбок. Они между собой отличались хвостами (более «пушистые» хвосты или обычные) и расцветками. Щуки молча съели их всех, не особенно разбираясь. Но затем к щукам запустили четыре разных вида рыб: карпа, гольяна, синежаберника и солнечного окуня. И вот тут у щук включилась избирательность.

Если посмотреть на этих четырёх рыб, то мы заметим разницу в расцветках. Карп и гольян выглядят так себе, зато солнечные окуни вообще красавцы. Напоминают хорошо расписанные воблеры, не правда ли? Но щуки упорно игнорировали красиво раскрашенных солнечников, стабильно выедая карпов и гольянов. Пристрастие к невзрачным рыбам проявлялось даже в тех случаях, когда испытуемых щук не кормили по 2-4 недели.

Может показаться, что такая избирательность появилась в результате излишней разукрашенности солнечных окуней. Вроде, есть цвета агрессивные и отпугивающие, а есть привлекающие. Однако более правдоподобным объяснением выглядит такое, где в основе избирательности лежит форма рыбы. Карпы и гольяны сравнительно узкие, а солнечники — высокие. В условиях пищевой конкуренции (помним: в бассейне одновременно было несколько щук) выгодно есть то, что быстро входит в рот и не требует большого времени на «обработку» — разворачивание, заглатывание и так далее. То есть в таких условиях идеальна та еда, что максимально быстро попадает в желудок. В пользу этой версии говорят и наблюдения за дикими щуками, предпочитающими что-то длинное узкое. А в тех водоёмах, где вместе со щукой живут солнечные окуни и синежаберники, избирательность тоже имеет место. И не в пользу красивых солнечных окуней.

И всё же цвет в немалой степени помогает в охоте. Ведь выбрать жертву, которая отличается от прочих рыб цветом — проще. Если рыбы стайные, то жертвами становятся те из них, кто выбивается из общей массы внешним видом при равном размере. Даже если рыбки поддерживают синхронность действий, и стая функционирует как единое целое, некоторое отличие в цвете одной из рыбок окажется фатальным для этой рыбки.

Любопытно, что в такой ситуации щуки не особенно реагируют на выбивающийся размер. Скажем, если в стае 6 рыбок, а одна из них больше или меньше остальных — щуке всё равно. Но если все 6 рыбок одинакового размера, а одна из них отличается расцветкой — щука цапнет. Можно ли это использовать в рыболовных целях, сказать трудно.

Потенциальная опасность кислотных приманок

Вряд ли можно с большой уверенностью сказать, как щуки относятся к кислоте. Чаще всего даются утверждения, что это агрессивные цвета, которые служат раздражителями. Однако, такое утверждение основано на человеческом восприятии ярких цветов. А что мы знаем точно, так это способность рыб к обучению — того же избегания опасности.

В грубом виде это выглядит как цепочка ассоциаций. Рыба получила некий опыт в неких обстоятельствах и это позволяет ей связать одно с другим. Щуки тоже так умеют. И хотя они далеко не самые обучаемые рыбы, но их способностей достаточно, чтобы сравнительно быстро связать некий объект с опасностью. Возможно, броский цвет объекта ускорит обучение.

В качестве подтверждения можно привести условную рыболовную статистику из наиболее и наименее посещаемых рыболовных мест, где мы можем уловить призрачную взаимосвязь размера щуки с цветом приманок. Обыкновенно, кислотные приманки хорошо собирают молодых рыб. А вот более взрослые охотнее едят комбинации из натуральных цветов. Необязательно это должна быть идеальная копия рыбы, лишь бы общий окрас был более-менее натуральным. Хотя и здесь можно привести ряд исключений.

Тем не менее, в поддержку такой версии можно привести и разницу в скорости обучения в зависимости от возраста. Как ни странно, взрослые рыбы обучаются быстрее и дольше помнят «научение».

Как помочь щуке увидеть приманку

И всё же если возникло желание облегчить щуке попадание в наши руки, можно сыграть на особенностях щучьего зрения. Из сказанного ранее можно выделить скорость и контрастность зрения как одно из важнейших условий успешной охоты. Нетрудно догадаться, что для облегчения охоты с нашей стороны стоит выделить приманку на фоне подводных пейзажей.

Первое, что обычно приходит в голову — использовать яркий цвет. Но здесь мы снова попадаем в ловушку, когда сравниваем щуку с собой. Цвет действительно может увеличить контраст. Только для щучьего глаза этот цвет — чёрный. Удивительным образом чёрный цвет оказывается самым контрастным для любой воды, будь то кристальной чистоты лесное озеро или чернющая непрозрачная канава, вытекающая из торфяника.

При этом высокая контрастность чёрного цвета универсальна и для любых фонов. Чёрный цвет прекрасно видно на фоне тёмного дна, если смотреть сверху, при взгляде со стороны он хорошо выделяется на фоне окружающего желтоватого пространства, а если посмотреть снизу… Кстати, кто-нибудь пробовал смотреть на рыб снизу, чтоб те были на фоне неба? А ведь при таком ракурсе видны только силуэты чёрного или близкого к нему цвета.

Понятно, что не так-то просто накупить чёрных приманок, чтобы что-то там проверить. Потому есть выход — добавление черноты в готовые вещи. Здесь мы ровным счётом ничего не теряем, ведь черноты нужно всего ничего.

Для подтверждения приведу историю, которую я вместе с напарником наблюдал в течение целого сезона на разных водоёмах. Набор воблеров у нас был примерно одинаковым по моделям, размерам и цветам. Среди них попадались двойные и даже тройные дубли — воблеры были убойные. И так уж сложилось, что очень здорово нашей щуке зашёл один воблер в конкретной расцветке.

Имея дурную привычку «докрашивать» «золото на зелени», один из моих воблеров вместо золотых прожилок на зелёном фоне получил чёрные. Глазу стало приятнее. А в ходе рыбалок выяснилось, что на мой воблер поклёвок больше. Мы несколько раз менялись воблерами и всякий раз «чернополосочный» обставлял оригинальную расцветку. В самом худшем случае результаты были равны.

Если попытаться смоделировать картину мира глазами щуки, то легко заметить, какой из двух воблеров окажется более контрастным. А самое забавное, что в нашем восприятии добавление чёрных полосок наоборот снижает контрастность и кислотная зелень как бы разбивается. Однако я не берусь утверждать, что это действительно рабочий способ, поскольку есть в запасе и другая история.

Когда-то в моём распоряжении было два пруда, расположенных сравнительно близко друг с другом и имеющих общие размеры. Один из них был постоянно мутным, второй — постоянно прозрачным. Оба пруда населяли сходные виды рыб, в том числе и щуки. Щуки в прозрачном пруду были без ума от разной кислоты, да и в целом не отличались особенной избирательностью. Видимость в мутном пруду даже в ноябре была от силы полметра, а дальше воблер, даже самый кислотный, растворялся. Однако за несколько лет плотных рыбалок я получил только одну поклёвку на воблер в кислоте. Остальные рыбы были пойманы на «серых» натуралов. А большая часть щук, в том числе и самых крупных, были пойманы на полупрозрачный воблер. Притом бесшумный.

Несмотря на то, что со времени моей последней поездки на тот пруд прошло уже с десяток лет, полученный опыт никак не даёт покоя. К сожалению, с тех пор я больше не сталкивался с мутными водоёмами (кроме двух турниров) на постоянной основе. Вся вода в радиусе досягаемости прозрачная. В том числе и очень прозрачная. Поэтому, пользуясь случаем, хочу узнать, был ли у кого из вас подобный опыт, как оно развивалось и чем закончилось? Возможно, некоторая коллекция разных историй по схожим обстоятельствам даст более детальную картину