Немного о нашем первом знакомстве со Звенигородом читайте в первой части, fish-hook.ru/po...rod-2365/ а в этой пройдёмся пешком по маршруту, который я заранее разработал перед поездкой. Надеюсь, что обувь у вас соответствующая, ибо ходить придётся не только по асфальту.

Большой Благовестный колокол

Начнём своё небольшое путешествие от Большого Благовестного колокола, весом в 35 тонн, отлитого в Воронеже в сентябре 2003 года для звонницы Саввино-Сторожевского монастыря.

Большой Благовестный колокол со звонницы Саввино-Сторожевского монастыря.

Самый первый Благовест был отлит на Московском Пушечном дворе голландским мастером немецкого происхождения Гансом Фальком в 1652 году, весил он 21,5 тонны. Точной информации что с ним сталось я нигде не нашёл, есть предположение что колокол был снят и переплавлен по причине того, что на нем были отлиты имена членов сторожевской братии, которые в 1668-1676 годах участвовали в Соловецком восстании, направленном против церковных реформ патриарха Никона, но лично у меня эта версия вызывает недоверие.

Судьба второго колокола куда известнее. Он был отлит прямо на соборной площади монастыря в 1667–1668 годах русскими мастерами под руководством государева пушечного и колокольного мастера Александра Григорьева. Вес того Благовеста был уже 2125 пудов 30 гривенок, то есть 35 тонн. Этот колокол, водружённый на звонницу в 1671 году московским подъёмщиком Мишкой Клементьевым прослужил верой и правдой 270 лет, аж до 1941 года. В дни осеннего немецкого наступления на Москву была попытка снять и эвакуировать колокол, но во время проведения работ он упал и разбился, застряв в пролётах колокольни. Обломки были переплавлены для нужд фронта.

Большой Благовест Саввино-Сторожевского монастыря 1667-1668 года отливки.

Тот, что сейчас установлен на входе в парк, был третьим по счёту Благовестом монастыря, и провисел он на звоннице с апреля 2004 по март 2024 года. Причиной его замены на ещё один, уже четвёртый по счёту, стали технологические дефекты, из-за которых и звук, издаваемый колоколом, был с изъяном.

По воле братии монастыря и при поддержке жителей Звенигорода решено было не отправлять этот Благовест на переплавку, а оставить в качестве памятника, как знак славной истории города.

Большой Благовестный колокол со звонницы Саввино-Сторожевского монастыря.

От него и двинемся дальше, в Малиновый овраг.

Малиновый овраг

Под аркой начинается дорожка, правда, не из жёлтого кирпича, а из оцинкованного решётчатого настила, приподнятая над землёй на высоту около метра, а может, и чуть повыше. Возможно, деревянный смотрелся бы более органично, но моё мнение, как человека, работающего в сфере эксплуатации зданий и сооружений, — решение идеальное! И снег зимой на этой решётке меньше задерживается, и весенний паводок (а я думаю, что овраг по весне превращается в приличный ручей) не заливает, да и обслуживать проще, не надо покрывать какими-то антисептиками и морилками, как пришлось бы в ситуации с деревом.

Малиновый овраг.

Почему он называется Малиновым, сказать не могу, скорее всего, когда-то по его склонам росли заросли малины, но сейчас кустов этой ягоды мы не видели.

Малиновый овраг.

И ещё не знаю, кто придумал облагородить обычный овраг, сделав из него красивое парковое пространство для прогулок, но заслуживает этот человек за такую идею самой высокой похвалы. Обычно овраги в поселениях превращаются в свалку, куда не совсем законопослушные жители сваливают бытовой и строительный мусор, а здесь вместо помойки такая вот красота! Чистота и порядок, даже скамейки и урны имеются.

Малиновый овраг.

Дорожка, кстати, освещается не только обычными фонарями, но ещё и подсвечивается снизу, через решётку. Вечером должно очень эффектно смотреться.

Освещение в Малиновом овраге.
Освещение в Малиновом овраге.

Дом Чехова

На северном выходе из оврага нам следует, пройдя немного вперёд, подняться на пригорок, к дому номер 10 по улице Лермонтова. Вернее, к самому дому близко не подойти, он ограждён забором, ведь, несмотря на то, что на его фасаде размещены две мемориальные таблички, дом является жилым, в советское время в нём были устроены квартиры для врачей больницы.

Посмотрим на него со стороны.

Дом Чехова.

Отсюда же, из-за забора, можно прочесть надписи на табличках, сообщающие, что здесь в 1884 году жил и работал врачом земской больницы великий русский писатель Антон Павлович Чехов.

Дом Чехова.

На самом деле проработал в Звенигороде Чехов всего две недели, о чём лично сообщал в письме, датированным 14 июля 1884 года Николаю Александровичу Лейкину, редактору-издателю юмористического еженедельника «Осколки» в Санкт-Петербурге, в котором Антон Павлович публиковал в тот период свои рассказы:

Уважаемый Николай Александрович!
В настоящее время я нахожусь в граде Звенигороде, где волею судеб исправляю должность земского врача, упросившего меня заменить его на 2 недельки. Полдня занят приемкой больных (30—40 человек в день), остальное же время отдыхаю или же страшно скучаю, сидя у окна и глядя на темное небо, льющее уже 3-й день нехороший, безостановочный дождь... Перед моим окном гора с соснами, правее дом исправника, еще правее паршивенький городишко, бывший когда-то стольным городом... Налево заброшенный крепостной вал, левее лесок, а из-за последнего выглядывает Савва освященный. Заднее крыльцо, или вернее задняя дверь, около которой воняет сортиром и хрюкает поросенок, глядит на реку.

А вот жил ли Антон Павлович в этом доме — это ещё следовало бы проверить. По крайней мере, после прочтения письма к Лейкину у меня возникли сомнения в достоверности этой информации, в первом приближении географически не сходится описание в письме с фактическим местонахождением дома.

Вообще, Чехов в Звенигороде — это отдельная тема, весьма, к тому же, довольно интересная, но её, пожалуй, и рассматривать нужно обособленно, а не в рамках этой статьи.

Чеховская липа

Следующая точка на маршруте — Чеховская липа, она тут же, рядом.

Перейдя по пешеходному переходу улицу, попадаем в небольшой благоустроенный сквер, вымощенный тротуарной плиткой, в которую вмонтированы плиты с цитатами из произведений Чехова. Идя по ним, как раз к липе и дойдём.

Цитаты из произведений Чехова.

Вот только от той липы остался лишь пень, само же дерево сильно пострадало во время сильного ураганного ветра в июне 2013 года, тогда обломилась часть кроны, а довершил начатое летней стихией сильный снегопад в декабре того же 2013 года, оставшиеся ветки не выдержали веса навалившегося на них снега.

Пень «Липы Чехова».

Рядом с остатками пня сейчас растёт молодая липка, и вроде бы даже это побег, который вырос от корня погибшего дерева.

Новая липа.

По свидетельствам исследователей жизни и творчества Антона Павловича, он любил отдыхать под сенью липы вместе с больничным фельдшером Сергеем Васильевичем Барминцевым. Смею предположить, что под деревом была скамейка, куда коллеги выходили посидеть после трудов праведных.

Сейчас подобное место для отдыха, приглашающее на нём расположиться и представить себя временно исполняющим обязанности врача Звенигородской земской больницы, тоже имеется.

Скамейка рядом с липами.

В принципе, в Звенигороде есть и другая скамья, где можно присесть и сфотографироваться непосредственно с Антоном Павловичем, правда, Чехов устроился на ней так, что приткнуться можно только где-нибудь с краешка.

Памятник А. П. Чехову. Скульптор В. Курочкин.

Открыт этот памятник был в год 150-летия писателя, в июле 2010 года. Скульптор Владимир Курочкин изобразил писателя с тростью в правой руке, а левой тот обнимает собачку. Рискну предположить, что это Каштанка.

Находится памятник в сквере, расположенном между улицами Московской и Украинской, рядом с гостиницей «Татьяна Прованс», ориентироваться можно по адресу гостиницы — Московская, 12. К слову говоря, установлена скамейка, на которой сидит Антон Павлович, тоже под липой.

Но это мы отвлеклись и ушли с маршрута, как сказала бы нам Алиса из навигатора. Вернёмся к той липе, которая теперь пень.

Валы Звенигородского городка

От него нам следует спуститься назад, как бы по направлению к входу в Малиновый овраг, но миновать этот вход и уйти направо, на грунтовую дорогу, ведущую куда-то в лес. Тут в очередной раз скажете себе спасибо, если обулись для пешей прогулки как положено.

Дорога к Звенигородскому городку.

Идём мы по направлению к Звенигородскому городку, или Кремлю.

По пути не мог не сфотографировать оголённые корни сосны на склоне у дороги. Очень уж живописно смотрятся.

Придорожная сосна.
Придорожная сосна.

И вот, наконец, дорога, постоянно идущая вверх, приводит нас к высоким земляным валам. Разрезая их, она оказывается единственным въездом на территорию Городка.

Вал Звенигородского городка.

Чтоб лучше окинуть взглядом местность, поднимаемся на вал, где когда-то стояли мощные деревянные стены с башнями.

Вал Звенигородского городка.
Вал Звенигородского городка.

Холм, на котором находится Звенигородский городок, возвышается над Москва-рекой на 25 метров, валы, окружающие бывшую крепость, местами доходят до 8 метров в высоту, крутизна склонов — порядка 70 градусов. Общая протяжённость валов вокруг кремля — около 800 метров.

Звенигородский городок.

Вместо крепких деревянных стен по гребню валов теперь стоят живые деревья, в большинстве своём — сосны, и выглядят они не менее могущественно.

Современные живые стены Городка.

Под сенью деревьев наткнулись на землянику.

Земляника на гребне древних валов.

Пройдя по валам примерно до половины, спустились вниз. Тропинка натоптана до нас, так что там практически без каких-либо вариантов.

Звенигородский городок.

Успенский собор

Из сохранившихся от древнего кремля зданий — лишь собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке. Ещё издали стали с Леной обсуждать его архитектуру.

Похоже на сооружения домонгольского периода, однако закомары и арки входов имеют килевидную форму, а это уже XIV–XV века, не раньше. Ну и к более поздним строениям тоже относиться вроде бы не может, там уже шатровые храмы, потом «восьмерик на четверике» и так далее.

Предположили в итоге, что это XIV век, и не ошиблись. Долгое время храм датировали 1399 годом, однако последние исследования указывают на то, что построен он был не позже 1390 года.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке.
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке.

В настоящее время собор реставрируют, восстанавливая первоначальный вид. До недавнего времени он был покрыт четырёхскатной железной кровлей, существенно менявшей его внешний вид.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке до реставрации.

Храм действующий, и внутрь можно зайти. Внутри собора сохранились фрески начала XV века, большинство искусствоведов сходятся во мнении, что роспись стен храма выполнили известные русские иконописцы Даниил Чёрный и Андрей Рублёв.

Преподобные Варлаам и царевич Иоасаф, роспись ок. 1400 года.

Уже дома, покопавшись в интернете, узнал, что Успенский собор является одним из четырёх сохранившихся белокаменных московских храмов конца XIV — первой четверти XV века. Кроме него в этот список входят собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры и собор Нерукотворного образа Спасителя в Спасо-Андрониковом монастыре.

Родник

Ну и конечной точкой маршрута будет родник, один из многих, бьющих со склонов холма, но я его выделил тем, что он, во-первых, облагорожен, укрыт под навесом, и к нему и сверху, от Городка, и снизу, от дороги, ведут лестницы.

А во-вторых, спустившись от родника вниз, мы оказываемся на дороге, ведущей обратно в Звенигород. До колокола, от которого начинался наш маршрут, надо будет пройти чуть меньше двух километров.

Родник на склоне холма под Городком.

А мы после этой прогулки отправились к Савве Сторожевскому, так что продолжение следует.