Щука с подвохом — платье горохом...

Однажды прилетел я зимой в Хабаровск, понятное дело на рыбалку. Друзья встретили в аэропорту, привезли домой, сказали, кушай, переодевайся в рыбацкое, через полчаса машина будет у подъезда. Едем на Бурею, по дороге все расскажем. На Бурею, так на Бурею, вам виднее. И через полчаса, после восьмичасового перелета я трясся в машине еще около семи часов, потому что 573 километра до поселка Талакан одним махом не проскочишь.

В одном месте, недалеко от поселка вышел я к местным тетушкам с термосами купить на команду пирожков, у одной с капустой, у другой с мясом, у третьей с папоротником, у четвертой с соленой черемшой. Посчитал команду в уме, оплатил, чтобы каждому по пирожку с разной начинкой. Когда они вытащили пироги из бидона, каждый оказался размером почти с батон белого. В общем мы их ели неделю и с собой могли на обратный путь захватить. В одном месте, на спуске с сопки догнали пустой лесовоз, который еле катился с горки, как специально, а слева сплошная разделительная. Наш рулевой помыкался, посигналил, потом уверенно обогнал его и далее жмет на газ. Я шутя говорю, — вон на той сопке впереди нас ждет гаишник. Они посмеялись, откуда он тут, до ближайшего жилья не менее трехсот километров. Подъезжаем, на очищенной от снега площадке они, голуби сизокрылые. Тормозят нас забирают документы, водителю говорят сидеть в машине. Следом тормозят лесовоз, водилу ведут в свою машину, как свидетеля, составлять нарушение правил... В общем далее мы ехали со справкой и без прав, за руль села его жена. Я сразу понял, при таком приключении почти на старте, рыбалка состоится по любому.

Бурейское водохранилище поразило меня вот такими ледяными грибами.
Один краше другого.
Ну, где у нас такую красоту найдешь?
И грибы-то тут растут не мелкие.

В Википедии указано: «Бурейская ГЭС входит в десятку крупнейших гидроэлектростанций России. В 2011 году Бурейская ГЭС была выведена на полную мощность, а в декабре 2014 года станция была полностью сдана в постоянную эксплуатацию.» Но тут ни слова не говорится, что тайга перед затоплением вырублена не была. Может быть частями, строевой лес забрали и все. В результате затопления, лес остался под водой. Эти ледяные шапки-грибы на фото уровень воды в начале зимы, когда лед встал. По мере сброса, вода уходит вниз. Часть деревьев ломается, но самые стойкие держат оборону. Образовались подводные джунгли на бывшей горной реке. Ленок, хариус, таймень перебрались в притоки богатые кислородом. Амурская щука, как и наша, засадный хищник нашла тут для себя шикарные угодья и достигает тут гигантских размеров. И это понятно. Ежегодно уровень воды поднимается, затапливая новые угодья. И грунта лезут разные насекомые, питая мелкую рыбешку, а щука тут как тут. Она нерестится первой, икра ее не оказывается из-за сброса воды на суше, вот и растет щучье поколение, питаясь мелюзгой и своими мелкими собратьями.

Когда мне прислали это фото, я сразу купил билеты до Хабаровска и обратно.

Мне дорогой рассказали, как щуки бабушки обрывают спиннинговые приманки на раз-два. Первый мой вопрос пока ехали, был — «На жерлицы будем ловить?» Второй — «Где живца брать?» Не морочься, все там купим. И действительно на въезде на лед, чуть в стороне стояли мужики, подошли к ним. Там прорублена майна, летним подъемником оттуда черпали озерного гольяна размером с палец, и меняли его на деньги, только тару подставляй.

Мы тоже взяли толику малую.
Такого живца я в наших краях не встречал.
Потом около часа добирались по льду до заветного места.
Как они находят то самое место, где клевать будет, одному Поде известно.
С Подей не поделишься, он тебя без рыбы оставит.

Первым делом после того, когда просверлили лунки, накрыли стол и в одну из лунок налили рыбацкого напитка со словами: «Подя, Подя, старичок, дай нам рыбку на крючок! Дай нам десять, дай нам двадцать, мы не будем обижаться!» На мой вопрос — «Кто такая Подя?» меля поправили, — «Не такая, а такой — бог реки и угодий.» Стало ясно, что языческий божок какого-то из местных малых народов — эвенков, орочи, орчи, тунгусов или удэгейцев органично лег в рыбацкие души бывших европейцев. Потому что рыбак знает тысячу причин почему не клюет, и каждый раз ищет разные хитрости, чтобы разорвать этот заколдованный круг. А тут Подя на помощь пришел. Только учти, сказали мужики, пока я в свои лунки плеснул по чуть-чуть, божок местный имеет свои тонкости. Мало нальешь — обидится, не даст улов. Много нальешь, он утром с больной головой вообще не вспомнит, кто ты такой. О как!

Изображение водяного божка, из Хабаровского краеведческого музея, изображенного в виде двух кочек осоки, только там он называется Сэвен.

А когда весь ритуал соблюден, можно и к рыбалке приступать. Парни расставили свои жерлицы, я свои и уселись возле лунок ловить в отвес на различные приманки. Я использовал балансиры, блесны, Вибы. Но без подсадки малька, то есть без запаха крови, работали они посредственно. Малек на крючке склонял чашу весов к поклевки чаще, чем без нее. У нас так судака ловят обычно, а тут щука в лесных зарослях разлагающегося леса, как волк по кровавому следу быстрее находит свою жертву. У приглашающей стороны свой подход к щуке и блесны покрупнее и самодельные крабы — аналоги наших балансиров работали не хуже моих фирменных.

Это нечто называется краб, почему-то.
У заядлых щукарей их целые коллекции, разного веса цвета и по количеству крючков.
О размере блесен не задумываются сильно, просто проверяют, работает это сегодня или нет.

Бурейская щука просто цветовая морфа обычной амурской. Только в темной воде, наполненной гниющими выделениями деревьев поменяла мелкие конопушки на боках на крупный горох. Видимо с более темным окрасом ягуара проще замаскироваться в засаде среди подводных стволов и веток. А еще у амурской щуки в отличие от нашей обыкновенной есть чешуя на щеках, поверх мясистых скул.

У щуки в Амуре пятен больше и по размеру они уступают сестренке из Бурейского моря.

По мере поиска стоянок хищника мы передвигались влево и вправо от места лагеря. Это удобно было делать. Взял бензобур и навертел десяток другой в том направлении которое тебе показалось более привлекательным. А уж там, прощупав глубины, можно добавить несколько отверстий в поисках свала или выхода на отмель.

Тогда еще тема шуруповертов не была развита.
Саша Белов снимает кино про эту рыбалку.
Что мне понравилось, мужики приехали сюда со своими детьми. Только так из мальчиков вырастут настоящие рыбаки.
Ловили рыбу они наравне со взрослыми.
И терпения у них хватало.
И я им рассказал о наших жерлицах.
Лунка на 200мм широковата для наших снастей, при поклевке две ушли безвозвратно. Зато со шнуром я не прогадал.
Основной размер трофеев невелик, все потому, что живец маловат.

Основной размер трофеев был невелик, все потому, что живец маловат на мой взгляд. Маловероятно, чтобы солидная мамка ловила блох. Ей подавай что покрупнее и помясистее. И мысль переоснастить жерлицу на более крупного живца родилась сама собой. Только ему нужно сделать небольшой апгрейд. Одному из щурят обрезали хвостовой плавник, так, чтобы он немного кровоточил. Этому способу ловли я научился в таежных дебрях Ханты-мансийского округа от местных рыбаков. Запах крови один из ярких дополнительных факторов поклевки. Это как для нас запах жареного мяса или картошки. Натощак издали чувствуешь, кто из соседей сто готовит еще в коридоре. При таком апгрейде живец делает более размашистые движения под водой, привлекая хищника и создавая облако из аромата крови.

Местная жерлица, которая делается из дедовской удочки махалки, для ловли на блесну. При поклевке рукоять задирается вверх.
При таком апгрейде живец делает более размашистые движения под водой, привлекая хищника.
И крючок тут нужен не один.
Жерлицы все-таки работали чаще чем блесна или краб.
Но каков живец, такой и трофей.
Эту же закономерность подтверждали и блесны.
Клюет азартно, но не трофейная к сожалению.
Ловля по-хабаровски в два хлыста. Две разные приманки увеличивают шанс на поиск самой уловистой на сегодня...

За любимым делом время летит незаметно. Забегая вперед, хочу сказать, что поклевка на живца в виде щучки была. Но пока мы добежали, она размотала всю леску и запуталась где-то в подводном лесу. В азарте мы пробурили несколько лунок, перехватывали леску и раскачивали сук, пытаясь его сломать. Мы чувствовали рывки соперницы по ту сторону льда. Но при очередном сверлении лунки, ножи бура зацепили леску, и рыба обрела свободу. Обидно.

Но мой полезный совет, по- нынешнему, лайфхак в виде отрезания хвоста местные рыболовы взяли на вооружение. И буквально через неделю после моего возвращения с восторгом рассказывали, как поймали мамку «задесятку» на щуренка. Просто нужно лески наматывать поменьше на жерлицу в этих условиях ловли. Опытом обменялись, значит я уже не зря приехал. Новый вид для себя открыл и поймал, обрел друзей в том краю, получил удовольствие от рыбалки.

А что еще надо для настоящего счастья, которое мы куем себе сами?

Плотина станции.
На обратном пути пришлось побуксовать и поработать лопатой, но это были уже приятные хлопоты.
А ледяные грибы остались в памяти навсегда.