На Нижней Волге мне такие бабушки ни разу не попадались.

Впервые я попал в эти края лет 20 назад. Дело было в июне, на одной из рек ловили семгу по лицензии. Края эти очень понравились, характерным суровым северным покоем, опушками с беломшанником, и остроконечными елками, вершины которых дырявили небо. И когда друзья из компании Терский берег пригласили на зимнюю рыбалку на таежные реки и озера, тут-то и раскрылась зимняя красота заполярной тайги.

Зимний день короткий, но красивый.
Перемещения только на Буранах с прицепами.

Все перемещения до зимовий происходят караваном Буранов. Первый едет пустой, проминает колею, остальные с прицепами. В прицепах вещи, люди, горючее и запасные части. Дело в том, что в глухозимье, не смотря на мороз в -20 или -30 с лишним, и метровый снег, вода на ручейках, озерах и реках выступает поверх льда под весом снега. Первая машина проскакивает, а идущие следом уже черпают снежную кашу и стоит первой машине утонуть в снегу, весь обоз останавливается. Люди выходят и помогают освободить Буран из снежной ловушки. Пока раскопали, раскачали, пересели в свои снегоходы и сани, начинается самое интересное. Остальной караван постепенно вмерзает в лед. Тут приходится ближайший снегоход брать на буксир, дергать за лыжу веревкой, потом отцеплять сани, переворачивать Буран на бок и откалывать катки от льда. Затем откалывать и дергать сани, по местному керёжу, у которой металлическое днище очень любит вмерзать в лед. Затем, следующую машину, и ее керёжу, и следующую. Озер и речек тут хватает, в общем пока едешь эту сотню км от поселка, озябнуть не успеешь.

Цепляем веревку, становимся на Буран, чтобы лыжа не буксовала по рыхлому снегу.
Иногда идет нормально процесс.
Иногда лыжа уезжает, а снегоход остается на месте.
В отличие от импортных снегоходов, наши Бураны не просят сервисных центров, они ремонтируются голыми руками.
Эта работа эта не для белоручек.

Кстати, Дмитрий Васюков, который снимал шедевральные фильмы «Счастливые люди» в Туруханском крае, и прожил там год со съемочной группой, однажды приезжал со мной сюда, чтобы снять продолжение этой темы только про поморов, вернее их современных потомков. Несколько дней съемки при -30 провели здесь. Но, к сожалению, эти кадры не вошли в фильм. Видимо, передвижения по тайге здесь слишком сложные. Весь сюжет с поморами он снял чуть позже на Архангельском берегу Белого моря.

Дмитрий Васюков. Тот самый памятный поход, когда из пос Умба выехали в 8 утра, прибыли на место в 3 часа ночи.
Его второй оператор.
Одна из остановок на дозаправку в тайге.
После той поездки я домой вернулся с обмороженными щеками и носом.

Снять любительскую рыбалку у него не получилось. Лед был под ручку ручного ледобура, и пока искали рыбу, там и сям, поймали в первый день три или четыре крупных окуня. А зимний день в Заполярье короток. Ему надо было показать быт людей, их повседневную жизнь в перестройку, когда лидеры страны шагнули в капитализм и бросили народ на выживание. Чем и занимались предки этих людей сто и двести лет назад, рыбалка, охота, добыча речного жемчуга -традиционные промыслы поморов. В перестройку жемчуга уже не было, но море и озера кормили то население, которое не убежало за поиском лучшей доли в города.

Размер приманки тут рыбу не пугает.
Маэстро в процессе съемок.
Кстати, этих людей уже нет в живых, слишком непростой хлеб у добытчика.
В — 30 перебирать сетку в силиконовых варежках редкое удовольствие.
Время за работой летит незаметно.
Жаль что нельзя было снять сюжет о самом процессе съемок.
Пока брошенная рыбы летит в деревянные санки, она успевает сделать два три движения на морозе и падает куском льда.

Особенности здешней рыбалки в том, что повадки рыбы в одном озере окуня и щуки могут сильно отличаться от соседнего, которое может быть в двухстах метрах от этого. И не только повадки, а цвет воды и окраска рыбы. Но это зимой напрямую они недалеко, когда на «Буране» перемещаешься. Летом же, в облаке мошки и комара, по болотам с мелкой ивой и березой, да по склонам сопок этот путь покажется вечностью. Цвет воды может быть торфяной, поэтому и рыба темная, окунь почти без полос, щука с узором в мелкую светлую точку на черном фоне. На озере со светлой водой, видимо, оно родниковое и дно песчаное окуни почти белые с голубоватым отливом. И если на первом они клюют на оранжевые и желтые приманки, то на прозрачном уважают балансиры с голубой спиной или имитацию мелкого окуня.

Обратите внимание на размер плавника, он его распустил и со скрипом заходил в лунку.

Особенности местной рыбалки в том, что рыба готова брать даже на те приманки, которые у нас посчитали бы нерабочими в зимнее время, например, блесны вертушки. Они работают на озере и на реке, главное подобрать скорость вертикальной проводки. И ты даже не сможешь предсказать, кто их атакует. Потому что на реке их помимо щуки уважает хариус.

В речушке вода светлая и хариусу понравилась медная вертушка.
А этот на золото запал.
В устье ручья, там где он впадает в озеро, мерный окунь знакомился с балансирами на предмет съедобности.

О вкусовом пристрастии рыбы хотел бы сделать отступление. Однажды в по дороге сюда в Кандалакше купили червей и из-за отсутствия малька, приобрели в продуктовом мороженую мойву. С червем понятно, а мойву решили на жерлицы ставить, чтобы налима ночью половить. Так вот мойву активно атаковал окунь, было много холостых сработок. Но когда стали резать рыбу пополам, что все встало на свои места, но ни одной щуки не попалось.

На одном интересном озере мы в поимке живца в виде окуня провели половину дня, солнце стало катиться к закату. А окуни, как назло клюют мерные под 300-400 граммов. И уже от нечего делать, вернее, от безысходности, режу этого окуня на четыре части и насаживаю первую жерлицу. Да не живец, а вдруг? Едва я жерлицу выставил — сработка. Видимо, большой кусок насадил подумал я, тяжело получилось. И наклонился, чтобы ее вытащить, но вдруг жерлица ожила и начала сбрасывать леску, я подсек, попытался потащить. Но она даже не развернулась, просто леска сказала ПУМ! и перерезалась о край лунки.

Кстати местные собачки возле зимовья сидят на диете из плотвы и язей и не жалуются.
Червяка уважает хариус, это классика.
Озерный окунь каннибал.
Местная щука очень уважает мороженую печенку, а живцов в виде хариуса порой игнорирует.
У Волжской щуки глаза всегда желтые, а у северных только карие.
С тех пор мы не сильно замарачивались живцом, печень и резаный окунь работали, как часики.
Налим попался на реке на печенку всего один раз и очень и очень смешного размера.

По мере определения пищевых пристрастий рыбы, и зная перепад глубин ловить ее стало немного проще. Да и рацион рыбацкий можно было разнообразить. Тушенка с гречкой только в первый день, а потом копченые окуни и хариусы, жареные хариусы и филе из щуки. А какая тут получается уха на озерной воде из жареных потрошков щуки и крупных жирных хариусов? Такой даже в столице не найдешь в рыбных ресторанах!

Естественно, что поездка в эти места стала нашей доброй традицией, даже несколько сюжетов сняли про Терский берег для телеканала Диалоги о рыбалке. Но об этом в следующий раз как-нибудь.

Хариусы балансиры цвета подкаменщика очень уважают.
И размер их вполне подходящий для большой сковородки.
Если есть веревка в кармане. То и лопнувшую рессору иногда ей можно закрепить и добраться до ночевки.
Избушка, протопленная печь и генератор для освещения. А что еще надо усталому путнику?
В городах мы отвыкли от красивой русской зимы.