Собственно, други, почему Казань?

Вообще, как и у многих, планы на отпуск были совершенно другие, но кто-то в Китае поужинал летучими мышами, и началось…
Мне ещё повезло, что первая половина отпуска была забронирована на конец июня — начало июля, как раз начали снимать ограничения, и призрачная мечта стала трансформироваться в реальную.
Во вновь сформированных планах на горизонте маячил Питер, но отпуск приближался, а питерские градоначальники не торопились открывать для посещения парки, музеи, кафе и рестораны. Нет, на вынос уже можно было заказывать различные блюда, но летние веранды оставались закрытыми, а перспектива поглощать еду из бумажных пакетов, сидя на лавочке где-нибудь на Марсовом поле как-то не вдохновляла. Понадеявшись на лучшее, у Лёхи вон коллеги рискнули на выходные в северную столицу съездить, в итоге шорохались по набережным и селфились, ибо больше нечем было себя занять.
В общем, стали смотреть — куда поехать, чтобы отдохнуть как положено, и нашли! Казань принимает! Парки открыты, кафешки и рестораны обслуживают посетителей на летних площадках, и даже в музеи можно ходить, и пофиг, что в масках!
Решено! Встречай, Казань!

Казанга рәхим итегез.

Добро пожаловать в Казань.
Ехали мы в отпуск практически полным составом нашей семьи — я с Леной, старший сын Михаил, с женой Мариной, и, конечно же — наше солнышко, наша маленькая непоседа Лиза!

В девять вечера сели на скорый фирменный 002ЙА, и в восемь утра были в Казани.
Встретила нас столица Татарстана приветливо, небольшой прохладцей.
Вообще, надо сказать, с погодой нам повезло. Не было изнуряющей жары, иногда даже приходилось немного утепляться, но в общем было тепло и солнечно. Отличная туристическая погода, я бы сказал.

Кому доводилось путешествовать по городам, тот знает, что заселение в гостиницу (апартаменты, частные отели) обычно происходит во второй половине дня, примерно с двух часов пополудни. То бишь у нас до заселения — порядка шести часов, и их надо бы потратить с умом.
Оставляем громоздкие вещи в камере хранения, и практически налегке идём гулять по городу.
После многолюдной Москвы, город с населением в миллион с четвертью показался несколько пустынным. Прошлись по улочкам, и вышли на пешеходную улицу Баумана, можно сказать — Казанский Арбат.
Как и большинство подобных улиц, Баумана — не исключение, в прилегающих домах — магазины с сувенирами и сладостями, кафешки, рестораны, и прочие востребованные у туристов заведения.

Из достопримечательностей, бросающихся в глаза — колокольня Богоявленского собора, построенная в конце XIX века. С высотой в 74 метра она входит в список пятидесяти самых высоких православных колоколен мира.
Колокольня Воскресенского собора в Кашине, кстати, на два метра выше.

На пересечении улиц Баумана и Мусы Джалиля возлежит в беседке «Алабрыс. Кот Казанский. Ум астраханский, разум сибирский. Славен жил, сладко спал»
Исторические предания твердят, что раньше в Казани не было мышей, ибо жили там представители особой породы котов-мышеловов, и так они были великолепны, что по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1745 году тридцать таких котов были доставлены в Санкт-Петербург, для борьбы с мышами, расплодившимися в Зимнем дворце.
В настоящее время этой породы больше не существует, вследствие перемешивания её с другими.

Императрица Екатерина посетила Казань в 1767 году, и после её визита город не только стал усиленно развиваться в промышленном ключе, но также она сняла существовавшее ограничение на строительство каменных мечетей, чем завоевала расположение к себе татарского населения города.
В память о своём визите, императрица оставила казанцам два подарка — галеру, на которой прибыла сюда по Волге, и карету. Галера до нынешних дней не сохранилась, а вот карета и по сей день хранится в краеведческом музее Казани. В двухтысячном году точная её копия заняла своё место на улице Баумана, и как можно пройти мимо, не посидев в ней?

Крышки колодцев на улице представляют собой герб Казани: дракон на щите, увенчанным Казанской шапкой. Дракон — змей Зилант, символ города, и об этом есть легенда, которую можно найти в интернете, кому интересно. Кстати, так же, как и легенду о том, почему город называется Казан (если на татарском языке, то читается без мягкого знака в конце)

Вообще, много чего можно увидеть на Баумана, и о чём рассказать, но такое повествование затянется надолго.
Пожалуй расскажу ещё о часах, стоящих в конце улицы, на площади Тукая. Габдулла Тукай — татарский народный поэт, литературный деятель, публицист, проживший очень короткую жизнь, всего 26 лет.
Часы на площади имени поэта, созданы по мотивам произведений Тукая. Фигуры у шпиля над часами: мальчик с дудкой, пара лошадей и девушка, выпускающая птицу из клетки — герои его стихотворений «Маленький музыкант», «Пара лошадей», «Фатима и соловей».
Вокруг циферблата также идут строчки из стихотворений Тукая, написанные на татарском языке, но арабской вязью, а вместо цифр — выполненные тем же способом числительные.

Вообще о Тукае в городе много что напоминает человеку, знающему творчество поэта. Так у Театра имени Камала, в котором все постановки идут только на татарском языке, расположена ещё одна скульптура — «Загадки Шурале», своеобразная иллюстрация к поэме «Шурале», созданной Тукаем по мотивам татарских сказаний.

Ну и ничего удивительного, что жильё мы снимали на улице Габдуллы Тукая в Старо-Татарской слободе, почти напротив музея поэта. На фотографии, естественно — музей, здание постройки 1860 года, принадлежавшее до революции третьему сыну знаменитого Шамиля, национального героя народов Северного Кавказа.

Иске шәһәр Казан

Иске шәһәр Казан — старый город Казань, написано на пиале, которую держат старческие руки. Отсюда начинается пешеходная зона Старо-Татарской слободы на улице Каюма Насыри.

Но мы ходили на эту улицу с другой стороны, оттуда, где стоит стилизованная оконная рама с надписью «Окно в Казань»

Расположение Старо-Татарской слободы обусловлено политическими причинами. Сюда, за протоку Булак и озеро Кабан, после взятия Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного, были отселены татары, лояльные к русскому царю, поэтому на протяжении нескольких столетий тут формировался ансамбль национальной татарской архитектуры.

Основу составляют дома татарских купцов, промышленников, духовенства постройки середины-конца XIX века. Многие в советское время были снесены, на их месте выросли многоэтажки, но кое что сохранено, а некоторые дома даже восстановлены заново.

Вот например, дом купца второй гильдии Бурганутдина Муллина. Дом пострадал от пожара в 2008 году, но был восстановлен в 2013.

Думаю, что вы обратили внимание на яркие цвета в окраске домов, заборов, ворот. Мы поначалу думали, что это сделано для привлечения туристов, но оказывается ничего подобного, такое буйство красок в оформлении является традиционным для татар.

Там же, на улице Насыри, располагаются неподалёку друг от друга две мечети. Одна из них — Мечеть аль-Марджани, первая каменная мечеть, построенная в Казани после взятия города Грозным. Построена она, как я уже упоминал, после снятия Екатериной II ограничения, запрещавшего возводить мечети из камня.

С момента постройки в 1766-1770 годах и по сегодняшний день никогда не закрывалась, а в советское время была вообще единственной действующей мечетью в Казани.
Поначалу мы удивлялись, почему это некоторые мечети расположены довольно близко друг к другу, но потом узнали.
Дело в том, что с минаретов мечети муэдзины, служащие призывающие мусульман на молитву, читают азан, то есть этот самый призыв. И вот в том месте, где азан уже не слышен, следует выстроить ещё одну мечеть.
В настоящее время муэдзины на минареты уже не поднимаются, они читают азан внутри мечети в микрофон, а на минарете стоят динамики.
Нам повезло, и азан мы слышали в двух исполнениях — муэдзина из Мечети аль-Марджани, и муэдзина из Апанаевской мечети. Второго мы слушали регулярно по вечерам, минарет мечети был виден с балкона квартиры, в которой мы остановились.
Апанаевская, кстати — вторая, выстроенная после снятия ограничений, годы постройки — 1768-1771.

Кроме слушанья азана довелось нам увидеть и то, как в мечеть идут люди, и несут с собой чак-чак. Вроде бы привычная уже для многих сладость, но, как нам рассказали в музее чак-чака, главное предназначение этого блюда — подача на свадебный стол, и приносят это блюдо к столу родители жениха.
Обратите внимание — на первой фотографии все идут с пустыми руками, а справа видна девушка, идущая в сопровождении пожилых женщин.

А на второй мы видим следующую часть процессии, где у многих в руках — блюда с чак-чаком.
Так что, возможно, видели мы либо саму татарскую свадьбу, либо подготовку к ней.
Ну а о самом музее — чуть позже.

В домах слободы, естественно — национальные товары, сувениры, сладости, в общем — всё как положено в туристическом бизнесе. Ну и, конечно же, кафе и рестораны с летними верандами (внутренние залы ещё закрыты из-за эпидемии) и двориками, стилизованными под старый быт.

На «жильцах» одного из таких двориков Лиза накаталась вволю во время прогулок.

Только кот остался необъезженным. Или это кошка?

О прогулках и о прочем…

Вообще-то, в отпуске был только я. Дети и в Казани работали на удалёнке, поэтому нам с Леной надо было развлекать Лизу, пока её родители заняты, и мы регулярно, каждый день, придумывали для неё программу.
В первый же день, с утра, побывали в зооботаническом саду, неподалёку от нас.
Фотографий прилагать не буду, ибо всё достаточно неухожено, территория и вольеры требуют ремонта, но посмотреть, тем не менее, есть на что. Бурый и белый медведи, зебра, яки, марал с огромными рогами… Всех и не перечислить.
Покормили сушками камерунских коз, сидящих за оградой, и романовских овец, бегающих свободно на территории, куда посетители могут пройти.
Посетители подсказали, что новый зоопарк красивее этого, но вот животных в нём мало. До нового мы так и не добрались.

Театры закрыты пока ещё, поэтому в кукольный мы тоже попасть не смогли, но зато посмотрели на это великолепное здание снаружи.

Во время прогулок в национальном комплексе «Туган Авылым» (» Родное Село»), имитации татарской деревни, которая на настоящую деревню совсем не похожа, обнаружили памятник эчпочмаку, или треугольнику, если по-русски. Воистину — легендарный татарский пирожок, вошедший даже в интернет-мемы.

Местами радовал национальный креатив, как вот эта кофейня на колёсах, например.

А вот площадки детские, нам, разбалованным московскими, имеющимися чуть ли не в каждом дворе, показались несколько однообразны, и было их очень мало.
Но к одной из них я потом обязательно вернусь, в процессе рассказа о Казанском кремле.

Вот на этой самой площадке нас ожидала очень необычная песочница!

Кто хочет стать палеонтологом?

Подобного рода песочницу мы чуть позже увидели в Музее естественной истории Татарстана, в зале со скелетами динозавров-ящеров.

Стало неинтересно смотреть на скелет? Попробуй раскопай сам несколько костей.

Ну а поскольку вышеупомянутый музей находится на территории Казанского кремля, то плавно туда и переместимся.

Казанский кремль.

Главная башня кремля, с проездными воротами, курантами и пятиконечной звездой на шпиле, не только напоминает, но и называется так же, как и башня Московского кремля — Спасская. Возведена в XVI веке псковскими зодчими Постником и Бармой. Сразу вспоминается Храм Василия Блаженного, не так ли?

Стены кремля были возведены на руинах Ханской крепости, и по праву считаются самой старой постройкой Казани.

На территории в сквере есть Памятник зодчим Казанского кремля.
Скульптура из двух фигур — сидящего русского зодчего и стоящего рядом татарского, в руках у русского — раскрытый лист с изображением Спасской башни, в руках татарина — свёрнутый свиток. Это символизирует одну особенность: никто не знает, как выглядела Казань до взятия её войсками Ивана Грозного (закрытый свиток у татарина), все дошедшие до нас исторические здания возведены уже в период, когда город входил в состав Русского государства (открытый чертёж на колене у русского).
Ну, или Московского царства, если Русское государство для кого-нибудь звучит несколько претенциозно.

Народу в кремле гуляет немного, а вход — бесплатный.

Благовещенский собор (на переднем плане), строители те же — Барма и Постник. Сто лет назад на месте сквера перед собором стояла пятиярусная колокольня, разрушенная в 192 году.
На дальнем плане — Башня Сююмбике. Названа в честь правительницы Казанского ханства романистами XIX века, придумавшими легенду о том, что после взятия Казани Иван Грозный хотел взять её в жёны, и она вроде бы согласилась, но поставила условие, что выйдет за царя замуж, если тот в семь дней построит башню. Когда через семь дней башня была готова (семиярусная, по ярусу в день строили), Сююмбике поднялась наверх, якобы для того, чтобы осмотреть земли, которые потеряла, и сбросилась с башни вниз!
Красивая легенда, совершенно не подкреплённая ни строительными технологиями (профессионально заявляю!) ни временными рамками.
На момент взятия Казани Ивану IV было 19 лет, а Сююмбике — лет 35-40. И даже, допустим, что царь готов был на это по политическим мотивам, но! Сююмбике уже год как была выдана татарскими мурзами русскому царю в качестве залога мира, и в Казани при её взятии быть просто не могла.
Да и построена эта башня, между нами говоря, в XVIII веке, на два столетия позже описываемых событий.
Кстати, это — «Пизанская башня» Казанского кремля. У меня на фото не вертикаль завалена, а шпиль башни реально отклонён от оси на 1,98 метра.

Дальше — Мечеть Кул-Шариф. Новострой, выполненный исключительно из политических соображений.
В городе, где татарского населения сейчас ровно столько же, сколько и русского — по 49%, сочли неправильным, что в исторической части Казани, в кремле, есть православный храм, и нет мусульманской мечети.
Ради восстановления паритета мечеть была выстроена, и даже ровно такой же высоты как и Благовещенский собор — 58 метров, тем самым указывая, что ни одна из конфессий не является главенствующей.

Конечно, зашли внутрь. Красиво, монументально. В центре зала для посетителей — модель мечети, на изготовление которой пошло 10 килограмм серебра.
Названа мечеть в честь последнего имама, погибшего при обороне Казани.

И вот сейчас давайте ещё раз посмотрим на горки на детской площадке, которую я упоминал. Узнаёте?
Всё верно, справа — Спасская башня, на переднем — Преображенская, внутри, за стенами кремля — Башня Сююмбике. Здорово придумано, не правда ли?

Со смотровой площадки кремля открывается вид на реку Казанку и её правый берег. На тот берег мы отправимся чуть позже, а пока посмотрим правее — на Кремлёвскую набережную.

И первое здание, бросающееся в глаза — Дворец земледельцев. Такое пафосное название носит в Татарстане здание Министерства сельского хозяйства.
Внутри, как говорят, ничего необычного — стекло, бетон и пластик, но снаружи выглядит очень впечатляюще!
Чуть поближе к нему мы тоже ещё доберёмся.

В кремле мы сходили в Музей естественной истории Татарстана, о котором вообще можно вести отдельное повествование, и музей Пушечного двора. Второй был, как говорится, ни о чём.
А в планах у нас был ещё поход в Музей чак-чака.

Чәк-чәк музее.

Музей находится в той же Старо-Татарской слободе, в старом доме начала XIX века.

В советское время этот дом был отдан под коммунальное жильё, чему отчасти способствовало его изначальное разделение на две половины — мужскую и женскую, в нём до сих пор два входа. Но в 2014 году там, благодаря энтузиазму и собственным средствам двух человек, открылся музей самой знаменитой татарской сладости.

Рассказывать рецепт чак-чака, которым с нами поделилась девушка-экскурсовод, я не стану. Также не стану пересказывать легенды о возникновении этого блюда, и традиции, связанные с его использованием.
А то, вдруг, сейчас всё узнаете, а случись попасть в Казань — и будет неинтересно.

В двух словах скажу только, что узнали мы не только о чак-чаке, но и о таком мучном изделии, как баурсак, а также увидели чем и как украшается чак-чак для праздников.

В конце экскурсии нас ждал стол с самоваром, и всеми теми угощениями, о которых мы узнали за час с небольшим.

На стене в музее обратили внимание на отрывной календарь, по которому можно узнать не только день, месяц и год, но и время молитвы. Причём в трёх городах — Казань, Уфа и Москва.

А ещё там хранится конус чак-чака, побывавший в прошлом году в стратосфере, что подтверждено сертификатом.
Вот только жаль, что флаг Татарстана на стеклянном куполе перевёрнут вверх ногами.

Казан.

Поскольку одна из версий возникновения имени Казань (Казан), связана с легендой о том, что булгары, пришедшие сюда, для строительства города выбрали холм, на котором вода в казане для приготовления пищи закипела без огня, то такая вещь, как казан просто не могла не появиться в архитектуре.
Вот он, этот громадный казан, стоит на тагане, с горящим огнём под ним. В тёмное время суток стены здания подсвечиваются, имитируя языки пламени. Ну, по крайней мере так говорят, сами мы этого не увидели, маленький ребёнок в туристической группе вносит коррективы по времени.
Всё вместе это символизирует, по замыслу архитектора, то, что в этом городе, как в огромном котле, варятся люди разных национальностей, разного вероисповедания.
А кроме того, в этом котле начинают вариться новоиспечённые семьи, это — Центр семьи «Казан», или главный ЗАГС столицы Татарстана.

А на площадке у дома бракосочетаний стоят две пары скульптур, символизирующих собой верность, крепость брачных уз и стоящих на страже семейных ценностей.
Первая пара — крылатые драконы или змеи. Как мы помним — крылатый змей Зилант является символом Казани, изображён на гербе города, также это — символ казанской футбольной команды «Рубин»

Вторая пара — крылатые барсы.
Крылатый барс — символ Татарстана, животное, изображённое на гербе республики. Ну и о хоккейной команде «Ак Барс» (Белый Барс), наверное тоже все слышали.

И немножко перенесёмся обратно через реку Казанку, поближе к стенам кремля, на Кремлёвскую набережную.
Посмотрим на красивый закат.

Прогуляемся по самой набережной (так вот где все люди!!!)

Подойдём ближе к Дворцу земледельцев.

Посмотрим на дома жилого комплекса «Дворцовая набережная».
Чувствуется, что в Татарстане отчисления в центральный бюджет не так велики, как в других регионах, и львиная доля денег остаётся в казне республики. Плюс, к тому же, я так думаю, хорошие вливания из центра в городскую инфраструктуру при подготовке спортивных мероприятий, таких как Летняя Универсиада 2013 года, чемпионат мира по фехтованию 2014 года, чемпионат мира по водным видам спорта 2015 года, Кубок конфедераций 2017 года, Чемпионат Мира по футболу в 2018 году.

Кабан күле, Kaban lake, озеро Кабан.

Кроме Волги и Казанки, в черте города есть ещё система озёр Кабан, включающая в себя озёра Нижний Кабан, Средний Кабан, Верхний Кабан.
Перед поездкой в Казань я списался с местными рыбаками — четой Юрасовых, Снежаной и Юрием, и попросил совета — где и на какую рыбу ориентироваться? Снежана посоветовала участки под мостами на реке Казанка, как потенциальные точки для поимки судака, и озеро Средний Кабан, это — по окуню.

В общем и целом всё было понятно, но наша самая младшая участница тургруппы просыпается утром в районе 7 часов, поэтому мне желательно к тому времени было уже явиться с рыбалки, поскольку Лиза сейчас в таком возрасте, что одну няньку загоняет до полусмерти за час, соответственно — нужна поддержка и помощь. А родители Лизкины, как мы помним, работают. Хоть и на удалёнке, но в их профессии сильно-то и не поотвлекаешься.
Итого, сложив два и два, и получив таки в сумме четыре, решил не тратиться на дорогу, и попытать счастья на самом ближнем — Кабане Нижнем.
С этим Кабаном связана ещё одна легенда Казани — о сокровищах хана, которые из-за явной неизбежности падения города перед войском Ивана Грозного, были вывезены ночью из дворца по протоке Булак, и утоплены в озере.
Поскольку ханской казны при взятии города не нашли, то легенда вполне может быть реальностью, но поиски сокровищ очень затруднены во-первых большой глубиной озёр, по Википедии — 19 метров в Среднем Кабане, по рассказам местных — до 25 метров, и во-вторых — многометровым слоем ила на дне. По толщине ила тоже данные разнятся от двух-трёх, и аж до десяти метров.

Поскольку Нижний Кабан — озеро, расположенное в непосредственной близости к Старо-Татарской слободе, то крайняя улица слободы является практически его набережной. Устроена хорошая пешеходная зона, дорожки для велосипедистов, скейтбордистов и прочих пользователей разнообразного транспорта типа гироскутеров, самокатов et cetera.

Естественные берега облагорожены, а над водой на сваях выполнены мощёные брусчаткой или зашитые доской пешеходные зоны с леерным ограждением. И причал с лодками и катамаранами.

Для детворы устроена игровая зона, где они воочию могут увидеть действие механических помп, винтов Архимеда, понять принцип их использования, разобраться с заслонками, с помощью которых можно регулировать уровень воды в каменном жёлобе. Если всё сделать правильно, то итогом станет вращение колеса, на лопасти которого попадёт поток воды из резервуара при открытии последней заслонки.

Из водоплавающих жителей на озере были замечены чайки, утки и большое количество чомг. Этих было больше, чем чаек и крякв вместе взятых.
Если в Москве я привык к тому, что чомги пугливые, и держатся на воде достаточно далеко от человека, то их сородичи с озера Кабан напротив весьма наглые, не боятся подплывать к рыбакам, за что те этих птиц не любят, и обзывают вонючками.

И о рыбалке напоследок. Озеро Кабан.

О рыбалке будет совсем немного.
Вставал я обычно так, чтобы на озере быть к четырём утра, таким образом на рыбалку выделялось целых три часа в день, поскольку, как уже сказано было, к семи я старался вернуться в квартиру.
Не мудрствуя лукаво, на всех известных мне водоёмах я часто ловлю отводным, а уж для неизвестных вообще не вижу смысла упираться в что-либо другое. В поездках жалко тратить время на поиски «ключика», хочется банально подержать в руках рыбу.
В первый день погонял отводной немного с берега, потом решил сделать то же самое с причала.
Но на него меня не пустил охранник, мотивируя это тем, что вход без спасательного жилета на причал запрещён. Правда, я не успел даже расстроиться по этому поводу, как он сам предложил мне этот самый спасжилет.

К слову сказать — толку это не принесло, и через некоторое время я пошёл дальше по берегу.
А потом начало клевать!
Вполне приличный мерный окунь стал отзываться на паузе в непосредственной близости от настила, на котором я стоял. На дне явно простукивался грузом какой-то хлам, возможно — мусор, оставленный строителями этой самой набережной.

Вот в этом месте и клевал окунёк и в этот и в последующие дни.

Клевал он также и по всей акватории, но непосредственно в той точке у окуня был ежедневный непродолжительный выход в районе пяти часов утра.

В первый день я ещё попытался сходить и днём, пока Лиза спит, но поймав за два часа всего одного окуня понял, что овчинка выделки не стоит, и надо бы самому тоже использовать дневной сон для отдыха, а то так к концу недели неровён час буду выглядеть от недосыпания как зомби.

Однажды даже на двухдюймовый Баллист соблазнился карась, но это я видимо сделал очень уж продолжительную паузу.

Рыбачил я на Нижнем Кабане четыре утра, и все четыре раза был с рыбой, клевало иногда лучше, иногда хуже, но клевало.

Вот только такого окуня как в самый первый день мне больше не доставалось, всё остальное время клевал мелкий, спортивный полосатик.

Но отпуск близился к завершению, оставалось всего два дня, и я для себя поставил условие — побывать на Среднем Кабане и на Казанке.
А то что это? Спросил у людей совета, они старались, рассказывали, а я даже не попытался воспользоваться полученной информацией.
В общем в субботу встал ещё пораньше, и отправился на Средний.
По пути увидел вот такой аппарат в моём любимом цвете БМ (Бешеная Морковь), и отметил для себя, что вот он — знак! Буду ловить на БМ!

Знак, наверное, был как раз об обратном.
После трёх обрывов подряд решил сменить приманку, и дальше ловил на Баллист в цвете «машинное масло»

Средний уделал Нижнего по количеству как поклёвок, так и поимок…

… но уделать по величине не смог. Клевал всё тот же, спортивный окунь, крупного мне так и не удалось больше увидеть.

Зато увидел наглую ондатру, курсирующую туда-сюда чуть ли не под моими ногами. Не боялась, зараза, меня совершенно.

Вот так, полавливая «спортивного» дошёл до спортивного же сооружения — «Центра гребных видов спорта»

Строительство Центра было приурочено к Летней Универсиаде 2013 года, и на гребном канале проводились состязания в трёх видах дисциплин: академической гребле, гребле на байдарках и каноэ и в плаваньи на открытой воде.
На той акватории клёв стих, и пополоскав приманки без отклика ещё час, я свернулся, и распрощался с озером. Ни на Средний, ни на Нижний я больше не ходил.

Казанка. Финал.

Утро воскресенья осталось для покорения Казанки.
Добрался на Кремлёвскую набережную на такси, в такую рань общественный транспорт не ходит, естественно. Тихой сапой, пробрасывая редкую прибрежную растительность, дошёл от места высадки до моста, под которым обнаружил несколько спиннингистов, без особого энтузиазма на лицах.
Понятно — клёва нет.
Тоже постоял некоторое время, пошвырял туда-сюда отводным. Тишина, ни намёка. Решил двигаться в обратном направлении, во время прогулки вечером по набережной приметил для себя несколько островков травы, надо бы их обработать.
Селфи с видом на кремль и в путь!

И по пути заметил, что в непосредственной близости к парапету набережной стал проявлять активность голавль!
А кренки-то у меня с собой!
Несколько сопровождений, пара пустых атак. Меняю SSR на SR, опять атаки и всё мимо. Ставлю MR-ку, Dodger 32F от Renegade, и вот он — Казанский голавль!

Хочется продолжения банкета, но кто-то в небесной канцелярии явно против этого.
Синоптики, сволочи, прогнозировали мелкий дождик в районе семи часов утра, но этот самый мелкий, начавшийся в пять, через пятнадцать минут перешёл в ливень! Хорошо хоть, что навесов на набережной полно, и было где спрятаться.
Прятаться пришлось немногим более часа, в начале седьмого ливень стал стихать, и я опять вылез из-под навеса под мелкий накрапывающий дождик.

Ещё как минимум час у меня в запасе был, и я в надежде на удачу, продолжил охоту за голавлём.
За кренком гонялись теперь лишь мелкие голавлики, и я уж было решил, что более-менее крупные особи отошли от берега, но на очередной проводке он сел!

Отпуск, начавшийся голавлём на Наре, закончился голавлём на Казанке!
Отличное начало, отличный финал!

А дальше — сборы, пакование чемоданов, выселение из снимаемой квартиры, последние прогулки и посиделки в ресторане с татарской кухней, и вечером в двухэтажном вагоне — в обратный путь. Встречай Москва, встречай работа!

Приедем ли ещё в Казань? Возможно, но не факт!
Ведь как поёт Трофим:
— В мире столько мест, где я ещё ни разу не был.
Всем Ни Хвоста Ни Чешуи, друзья, и до встречи на водоёмах!