Эхолот, подаренный мне Сергеем (Serdgjk) на день рождения, ждёт открытия лодочного сезона. А пока ждёт, можно подумать и о креплении датчика эхолота к транцу лодки.

От установки штатного крепления датчика, которое шло в комплекте, я сразу отказался. Мне совсем не хотелось дырявить транец, тем более в районе ватерлинии. Поэтому остановился на варианте съёмной струбцины и штанги.

Технические требования к держателю установил такие: держатель датчика должен быть компактным, быстросъёмным, с возможностью установки на другую лодку. Он должен быть откидным, чтобы при налёте лодки на мель, или бревно, датчик не оторвало, а завернуло держатель вверх. Ну и, держатель должен иметь регулировку по высоте, ведь высота транца, у разных лодок, может быть разная.

Конечно, можно было бы не заморачиваться и купить готовый держатель, например Сурикат, но цена с доставкой более 2000 р, меня не устраивала. Да и не люблю я покупать то, что могу сделать своими руками.

Разноцветные «Сурикаты»

Изготовление держателя начал со струбцины. Размеры приводить не буду, так как, они не критичны и уточняются по месту. Ну а примерные размеры видны на фото.

Толстую, железную пластину согнул П-образно в тисах, просверлил отверстие и нарезал резьбу для прижимного винта. К полученной струбцине приварил полоску металла с отверстием, для крепления штанги держателя.

Штанга держателя выполнена по типу: трубка в трубке. В Верхней части наружной трубки приварил пластину с отверстием. Штанга со струбциной соединяется болтом и стягивается гайкой. Получилось надёжное, шарнирное соединение.

Струбцина держателя.
Чтобы не травмировать транцевую доску, изнутри на струбцину наклеил полосу резиновой ткани, вырезанную из дна старой, резиновой лодки. А на пятак прижимного винта наклеил кружок из тонкого войлока.

К нижней части внутренней трубки прикрутил винтами согнутую пластину из нержавеющей стали, она нужна для крепления самого датчика.

Перед закручиванием винтов, нанёс на них фиксатор резьбы (красный), чтобы винты самопроизвольно не открутились, и не потерялся датчик. На наружной трубке привалил маленькую гайку, для крепления фиксирующего винта. Этим винтом можно регулировать глубину погружения датчика.
Общий вид готового держателя датчика эхолота.
Внутренняя трубка герметична, в неё не попадает вода. Хотя трубки и покрыты толстым слоем хрома, всё же, по наружной трубке я прошёлся наждачкой и покрыл вишнёвой автоэмалью. Так держатель будет более заметен на берегу, в траве.

Ну и, несколько фото держателя с датчиком, установленным на лодке:

Кабель датчика крепится пластиковыми стяжками к наружной трубке. Стяжки не мешают перемещаться проводу вдоль трубки, если требуется увеличить, или уменьшить глубину погружения датчика.
Струбцина держателя на транце.
Винт фиксатора оказался длинноват. Позже укорочу, если не заленюсь.
Держатель в откинутом состоянии.
Если попадётся мель, или притопленное дерево, то держатель, при касании препятствия, откинет назад. Если контакт с препятствием случится при движении лодки бортом, то держатель провернётся на транце, в струбцине. И в первом, и во втором случае, ничего страшного не случится.

Был у моего друга один подобный случай с эхолотом.
Держатель был заводской, не откидной. Закончив рыбалку, они забыли про эхолот и стали вытаскивать лодку на берег за носовой шнур. В результате, держатель эхолота зацепился за дно и выломал фанеру транца в районе струбцины. Лодка была Adventure — 290. На ней транец сделан из тонкой фанеры. На моей лодке транец бы не сломался, но мог согнуться сам держатель, или отломался бы датчик.

Держатель датчика готов! Цена вопроса — 0 руб. Честное слово, не вру, ничего не покупал, даже электроды оставались от старых дел. Да какие там электроды, на всё хватило одного! Всё остальное нашлось в хозяйстве.
Затрачено только личное время, потраченное на изготовление держателя. Но, от проделанной работы и результата получил удовольствие, а значит, время потрачено не зря!

Теперь осталось придумать место для самого эхолота, и дождаться открытия сезона!