Мне всегда интересно узнавать что-то новое о казачьем крае, в котором я живу. Побывать в различных хуторах и станицах, в которых ещё не бывал. Посетить новые места на славной реке Хопёр.

И, по мере возможности, я стараюсь воплотить это в жизнь. Это ведь так интересно: история и самобытность казачьего края!

В 2002 году, я с другом уже сплавлялся от станицы Зотовская, но тогда у нас не получилось посетить саму станицу. Теперь же такая возможность появилась. Да и жене тоже будет интересно, ведь она в тех местах ещё не бывала. Она у меня из Рыбинска.

Изначально задумка была более грандиозная, с более длительным маршрутом, но отпуск у меня выпал на май, а не на июль, как я планировал. Поэтому, пришлось воспользоваться более коротким маршрутом.

Выезд, мы с женой назначили на субботнее утро. План был следующий: мой друг Виктор доставляет нас к станице Зотовской и уезжает.
Мы качаем лодку, переплываем на правый берег Хопра, посещаем станицу и начинаем сплав в сторону дома.

Виктор приехал в точно назначенное время, мы погрузили приготовленные ещё с вечера вещи, и выехали в сторону Зотовской.
Добрая половина УАЗика Виктора, была завалена нашими вещами. Как только это всё мы уместим в лодку?

Багажа у нас набралось много: палатка, два спальных мешка, 10 литров воды в пятилитровых бачках и две замороженные баклажки из-под минералки. Два котелка: один для ухи, второй для чая и раков. 8 полуторалитровых баклажек с топливом, плюс заправленный бачок в моторе. Четыре спиннинга, приманки, надувной матрас, ну и много чего ещё по мелочи: топорик, фонари и прочее.

Доехали до станицы Покручинская, здесь асфальт закончился. Дальше — по грунтовке.
У нас на дорогах можно ещё встретить раритетный ГАЗ-69!
А вот показался и храм станицы Зотовская.

Станица расположена на правом берегу Хопера. Мы же были на левом. Спустить лодку на воду непосредственно напротив станицы не было возможности: берега были очень крутые. Поэтому нам пришлось проехать несколько километров выше станицы, чтобы найти подходящее место для заплыва.

Найдя такое место — мы заплываем. Виктор помог нам погрузить вещи и мы распрощались! Всё! Теперь нас ждёт путь домой длиной в 65 км!
Немного спустившись по реке, мы пристаём к берегу у станицы.

Станица Зотовская

Осмотреть окрестности станицы Зотовская вдвоём с женой мы не могли: не на кого было оставить лодку с вещами. Поэтому Ольга осталась у лодки, а я отправился на короткую экскурсию по станице.

Настоятель храма «Знамение Божией Матери» — Лоза Михаил Тимофеевич (иерей Михаил).

Поднимаясь по тропинке от реки, я повстречался с настоятелем храма иереем Михаилом. Мы поздоровались, познакомились и разговорились. Я попросил разрешения его сфотографировать. Он сначала отказывался, мол, ни к чему это, но я сказал, что снимок нужен для истории, чтобы народ знал, что восстанавливаются казачьи традиции, возрождается культура. После этого иерей Михаил дал своё согласие на фото.

Он поведал мне много интересного о храме, о станице и жителях станицы.

Краткая историческая справка.

Станица Зотовская уже существовала в 1682 г. Она была заложена как сторожевой пост от набегов татар.
Население станицы составляло более 8500 жителей.
Сейчас в станице не более 30 домов, а численность населения — 70 человек.

В станице нет ни газа, ни водопровода, ни прочих удобств. Вот такая казачья глубинка.
Но, в тоже время, здесь как будто остановилось время:

Старинный дом. Сколько он всего видел. Сколько людских судеб прошло через него.
У каждого дома — своя судьба и история.
Этнографические памятники старинного быта.
Дом священника Зотова.
Сколько же лет этой мазанке, крытой чаканом?
Почёт, слава и уважение Вам, победившим в Великой Отечественной войне!
В этом доме, с полуподвальным помещением, видимо жила семья состоятельных казаков.
Здесь время замерло!

Когда я бродил по пустынным улицам, меня не покидало ощущение, будто я с помощью какой-то машины времени переместился в прошлое…

Что-то держало, заставляло остаться и долго стоять у каждого старого дома. А воображение дорисовывало недостающие детали общей картины.
Вот по пыльной улице проносится стайка босоногих мальчишек, что-то весело крича. У двора стоит телега казака, с уставшей лошадью в упряжке.
По тропинке от рекие поднимается казачка с коромыслом на плече и с вёдрами, наполненными чистой хопёрской водой. А с холма, на котором стоит храм, доносится звон церковного, сорокапудового колокола, который подарил церкви атаман Матвей Платов, за доблесть и смелость местных казаков…

Парни, трудно описать все ощущения, но меня пробирало до дрожи. Хотелось просто прикоснуться к старине. К стенам и ставням старых домов. Прочувствовать всю его историю существования, как в ленте старой кинохроники. Ведь каждая, сохранившаяся до наших дней изба, это как компьютерная флешка, в которой хранится много нужной и полезной информации. Просто надо научиться правильно считывать её.

Храм

Дорога к храму.

Ещё на подходе, я заметил, что над храмом кружатся птицы. На фото видно плохо, но заметить можно.

Храм сейчас на стадии активной реставрации. Иерей Михаил предупредил меня, что храм закрыт и приближаться к нему опасно: наверху идут работы.

Храм «Знамение Божией Матери».

Краткая историческая справка.

Церковь была заложена ещё в 1785 г. Сначала это была деревянная церковь, а затем, 13 февраля 1785 года в станице Зотовской заложили каменную Знаменскую церковь с двумя пределами, с колокольней, деревянной караулкой. В конце 19 века в станице было открыто приходское училище при Знаменской церкви, где казаков обучали грамоте. В 1933г. храм был закрыт.
Каменное здание Знаменской церкви принадлежит к числу образцов архитектуры раннего классицизма с элементами барокко.
Если смотреть на храм с высоты птичьего полёта, то он напоминает форму православного креста.
Из старых построек сохранились: церковная лавка из 6 отделений, сторожка, дом священника Зотова, здание духовного училища.
В 2012 году была открыта трапезная.
На площади, перед храмом, проводились станичные праздники и ярмарки.
В настоящее время храм является памятником архитектуры регионального значения.
Так будет выглядеть храм, после реставрации (фото из интернета).
А в нескольких километрах от храма, расположен святой источник (фото из интернета).

По преданию, здесь незадолго до революции явилась икона Великомученицы Параскевы Пятницы, сейчас там поставили часовню и вырыли колодец.

В Бога можно верить, можно не верить, но то, что возрождаются духовные традиции и культурные ценности — не может не радовать!

Путь домой

По тропинке я спускаюсь к лодке, где меня заждалась жена.
Места здесь красивые, и для рыбалки — интересные. Поэтому, мы говорим — не прощай, а до свидания, станица Зотовская! Мы ещё вернёмся!
В этих краях, Хопёр гораздо уже, чем в наших местах. Немного отойдя от Зотовской, нам на пути попадается островок. Мы обходим его справа и пристаём к нему, чтобы и порыбачить и искупаться.
За островком, образовалась небольшая бухточка с каменистым перекатом. Здесь я выудил «игрушечного» жерешёнка.
Плыви, расти!
Ольга тоже надеялась на поклёвку но — не случилось.
Пчёлам тоже жарко, и они утоляют жажду в мокром, прибрежном песке.
Мы купаемся и продолжаем свой сплав по Хопру.
Вперёд смотрящий!
Металлические сваи. Возможно, это была насосная станция, или паромная пристань.
Песчаный мыс с заливом.

Здесь мы пробовали рыбачить, но плавающий на поверхности пух с деревьев налипал на шнур. Поэтому мы здесь не стали задерживаться.

Редкие отдыхающие.
Постепенно мы дошли до Фроловского озера.
Заходим в него и пытаемся поймать зубастую. Это удаётся и мне и Ольге. Озеро выдало нам по одной штуке. Щучки небольшие, но и не протокольные. Для ухи — сгодятся!
При выходе из озера, мы налетели на какой-то топляк. Пришлось причаливать к берегу и менять срезанную шпонку.
Сколько же здесь меловых отложений! Интересно: что здесь было, миллион лет назад! Какие звери, топтали эти просторы!
Простор и спокойствие!
Прямо по курсу — опять остров. А это значит, что мы приближаемся к станице Федосеевская. Это уже наш район.

Скоро будет темнеть и нам нужно подумать о стоянке на ночь. Мы решаем порыбачить до станицы, спуститься ниже и подыскать место для лагеря.

Дрейфуя и бросая приманки спиннингом, я ловлю себя на мысли, что не могу сосредоточиться на рыбалке. Уж очень отвлекают красивейшие пейзажи!
Но, всё равно, нам удаётся поймать пару голавликов. Ночью мы их запечём со специями в фольге.

Ну а вообще в этот день и в следующий клёв был очень плохой, я бы сказал — отвратительный. Мы ведь ещё не знали, что к концу второй ночёвки, под утро, нас накроет тропический ливень!

Палящее солнце уже низко, а ветер не стихает.
Гордый хозяин Хопёрских просторов.
За поворотом реки — станица Федосеевская.

От когда-то большой и богатой станицы тоже осталось несколько десятков домов. Некоторые дома пришли в негодность, люди их бросили и переселились в другие места. А некоторые дома Хопёр со временем смыл.

Остатки фундамента. А ведь когда-то здесь стоял дом!
Этому дому тоже недолго осталось стоять на берегу. Видимо владельцы с тревогой ждут каждого разлива реки. Зато рыбачить можно прямо с веранды!
Огненный пляж! Мы причаливаем к берегу и разбиваем лагерь.
А ночью был костерок, уха, сто грамм водочки к ухе и…
… запечённые голавлики в фольге!
Утром, не торопясь, мы собрали вещи, погрузились и продолжили свой путь.
Вот мы и добрались до нашей Протоки!

В Протоку мы тоже заходили. Дошли до Манькиной ямы, но ничего не поймали. Дальше мы не пошли: на берегу сидели рыбаки с удочками. Мы не стали им пугать рыбу, развернулись, вышли в Хопёр и причалили к берегу.

Вышли размяться и сделать несколько утренних фото:
Монументально и… чисто!
Место отдыха с видом на реку. Удивительно, но и здесь довольно чисто!
Пейзаж.
Наша бухта с другого ракурса.
Снова в пути. Смена шкипера!
Где-то в той стороне — наш дом!
Пологий левый берег резко переходит в крутой обрыв.
Здесь раньше была насосная станция. Мощные насосы качали воду в пруд, а оттуда вода по трубам подавалась к полям для орошения. Остались только сваи.
Круто!
Сочащиеся родники создают вот такие сталагмиты.
Вековые наслоения. В таких местах попадаются окаменевшие останки реликтовых животных, а река помогает их найти.

Пару лет назад, в подобном месте, наши рыбаки нашли окаменевшие кости и зубы. Сначала думали, что это кости мамонта, но приехавшие специалисты из Волгограда объяснили, что эти кости и зубы принадлежали трогонтериевому слону, предку мамонта! Сейчас, эти экспонаты, находятся в нашем краеведческом музее.

Хопёр не щадит даже сосновые насаждения!
Коньячок и конфетка!
Напротив входа в Тюсину яму делаем очередной привал и водные процедуры!
Следующую остановку будем делать уже в станице Слащёвская.
Любимой жене — максимум комфорта!
Заходили и в Тюсину яму — она промолчала! Не было ни одной поклёвки!
Жарко!
Ещё пара поворотов реки и — станица.
Даже дубам жарко! Первый пошёл в воду, второй — на очереди!

Подошли к станице Слащёвская. Причалили к берегу. Я объяснил Ольге как пройти к магазину и она пошла за мороженным. Обратную дорогу она, конечно же, забыла и… заблудилась! Хорошо, нашлись добрые люди и показали дорогу к реке!

Потом в магазин пошёл уже я — за пивом. Ведь на следующей ночёвке мы собирались сварить раков. Правда их нужно было ещё поймать!

Отплыв от станицы, я подыскал подходящее место для ловли раков. Это был обрывистый берег с нависающими над водой корнями.

По закону, вроде бы запрещено ловить раков руками. Вот ведь интересно: руками нельзя, а раколовками можно! А много ли найдётся желающих поискать раков руками в глубоких норах? Ведь вместо рака можно вытащить и гадюку и крысу. Мне попадалось и то, и другое. А однажды из норы я вытащил джигголовку, с обглоданным виброхвостом! Видимо и ракам силикон нравится!

Мне удалось вытащить 8 раков, которые были больше минимально допустимого размера — 10 см. Попались и несколько ротанчиков, которые вместе с мелкими раками были отпущены.
8 раков. Ну а нам больше и не нужно!

Когда ловил раков, на корнях мне повстречался вот такой зверь: огромная паучиха, с шипами на лапах и с яйцом, из которого выведется большое семейство маленьких паучат, за которыми нужен будет глаз да глаз, и ещё не одна пара глаз! Как кадр из фильма ужасов!
Вот уже и показался наш мост. Мы шли под тенистым правым берегом, под которым поймали несколько окуньков.

Остановку на вторую ночёвку мы решаем сделать ниже моста, почти напротив базы отдыха «Хуторок».

Снова причаливаем, выгружаем вещи и ставим палатку.

Всё, что можно, заносим в палатку. Остальные вещи складываем рядом и накрываем перевёрнутой лодкой.

Разводим маленький костерок, чтобы сварить уху из судачка с окунями, а затем раков.
Для справки: у нас костёр на берегу водоёмов разводить можно, но нельзя разводить костёр под кронами деревьев и поблизости с сухой травой. Кострище должно быть окопано.

Пока закипала вода в котелке, я сделал несколько вечерних фото:

Нимфа хопёрская!
У левого берега есть каменистый перекат, а за ним — яма. Здесь, с берега, я поймал небольшого судачка.
Вечером на берегу.
И в Хопре водится «Лохнесское чудовище»!
Ночь на речном перекате.

Мы поужинали ухой и запечённой в костре картошкой. Финалом ужина были раки с пивом — это был просто праздник какой-то!

А рано утром нас разбудил дождь, который плавно перешёл в очень сильный ливень! Мы сидели в палатке и не могли высунуться. Палатка на швах протекала. Хорошо, что мы лежали на надувном матрасе. Когда сворачивали палатку, то из неё вылили приличное количество воды.

Возник вопрос: что делать? До завершения маршрута ещё плыть 10 км, но плыть под таким дождём, мягко говоря, не очень комфортно. Да и пока мы будем грузить вещи — всё основательно промокнет.

Можно было бы позвонить Виктору и попросить его приехать за нами сюда, а не на то место, где мы планировали завершить маршрут и встретиться.
Но проблема была в том, что связи здесь не было.

Уже почти полдень, а дождь не прекращался. Напрягало ещё и то, что в 6 часов вечера мы обязательно должны быть дома.

Мы сидели в палатке и ждали. И вот постепенно дождь прекратился.

Долго не удавалось развести костёр, чтобы вскипятить чай, но помог бензин, приготовленный для мотора.
Позавтракав, мы быстро всё грузим и отплываем.

База отдыха «Хуторок». Пристань для малых лодок…
… и больших катеров.
После дождя клёв улучшился заметно. Здесь мы поймали несколько мелких судачков, которые были отпущены. Щуки пока так и не было.
Время от времени начинался короткий, мелкий дождик, который быстро заканчивался. Это последний крутой поворот реки: дальше — финишная прямая.
А все-таки у нас Хопёр намного шире, чем у станицы Зотовская!

Вот и подошло к завершению наше путешествие по Хопру, отчего на душе было немного грустно!
Ещё издалека мы заметили машину Виктора и его самого. Он был на берегу со спиннингом.

Пока он нас ждал, поймал пару судачков и несколько приличных окуней.
У нас же в зачёте была приличная щука, судак и окуньки.

Ольга немного уставшая, но счастливая! Ей всё же удалось поймать свою дежурную щуку!
Собрав и погрузив наше имущество, мы с грустью расстаемся с Хопром, но — ненадолго! Дорога домой состояла из сплошной грязи и огромных луж. Зато дома не пришлось поливать огород!

Выводы и подведение итогов

Путешествие получилось очень интересным и увлекательным. Ольга была в восторге! Ей понравилось всё, даже сильный ливень.

Длина всего маршрута составила 65 км. Сожгли мы всего 6 литров бензина. Мотор не подвёл, и с ним проблем не было, если не считать срезанной шпонки.

Клёв был гораздо хуже, чем мы рассчитывали. Но ведь с голоду мы не умерли! Кстати, из продуктов мы с собой почти ничего не брали. У нас были хлеб, соль, сырая картошка, специи к ухе и баранки к чаю. А ещё немного коньячка, водочки и… несколько конфет!

Не успели мы распаковать свои вещи, а нас уже снова тянет на Хопёр!

Спасибо всем, кто смог до конца осилить этот опус! Честное слово, пытался излагать, как можно короче!

Путешествуйте и рыбачьте в удовольствие! Это так здОрово!!!