Покорить горную вершину — это здорово! Чувства буквально распирают изнутри, кажется, что теперь под силу преодолеть любые трудности, и реализовать все цели. Радоваться, стоя на вершине, безусловно, нужно, но вот расслабляться еще рано. Еще нужно благополучно спуститься. Известно, что большинство трагедий в горах происходят как раз на спуске…

Спуск в зимнее время особенно опасен. Во-первых, потому, что под ногами скользкая поверхность, а во-вторых, из-за малой продолжительности светового дня. Не успел спуститься до темноты хотя бы в низкогорье — и ты в полной …опе. Поэтому, все время приходится торопиться, как на подъеме, так и на спуске. Спешка — это всегда плохо, но иногда она оправданна, как, например, в нашем случае.

Мы поднялись на Черную гору (второе название Поп Ивана) достаточно быстро, не задерживались на вершине. Однако, несмотря на практически идеальные обстоятельства, времени до темноты оставалось не много, и нужно было спускаться как можно быстрее. Задача минимум — до заката пройти высокогорную зону Смотрича. Идеальный расклад — спуститься до темноты к колыбе. В общем, мы еще минутку полюбовались красивыми горными пейзажами, и начали спуск.

Спуск с Вершины Поп Иван на перевал очень пологий, поверхность под ногами не скользкая. Поэтому, с вершины мы спустились очень быстро. Дальше шел участок с пологим, но все же подъемом. Признаться честно, усталость ног уже давала о себе знать. Но — не критично. Шустренько «залетели» на горку, ну а дальше — снова приятный спуск. Приблизительно на этом участке, Рома немного вырвался вперед. Больше мы его уже не догоняли. То ли пить так хотелось, то ли еще чего, но скорость он набрал такую, будто его ботинки превратились в сапоги-скороходы. Мы же с Юрой спускались медленнее, но темп старались держать. По предварительной оценке, с таким темпом передвижения, мы 100% должны были спуститься в низкогорье (может быть, даже и к колыбе) до того момента, как на небе загорится первая звезда.

Во время спуская, я все время оглядывался вокруг. Невероятной красоты природа украинских Карпат рождала в моей голове новые мечты. К следующей зиме нужно купить хорошую палатку, теплый спальник, правильные ботинки, ледоруб, и пройти полностью весь Черногорский хребет. Летом тоже интересно, но зимой — в разы тяжелее. А в преодолении трудностей как раз и заключается весь кайф от горных походов.

На спуске удалось сделать всего одно фото, после чего батарея разрядилась :(

Досаду вызывало лишь то, что к моменту спуска сел фотоаппарат и ГоПро. Ни фоток не сделать, ни видео снять. А погодка установилась просто идеальная! Если в первой половине дня видимость была, мягко скажем, не очень, то после обеда она была почти 100%, и горные пейзажи открылись нам во всей своей красоте. Эх, сколько бы фоток могло получиться… Хотя на самом деле, не много. Ну, нету зимой времени на то, чтобы устраивать постоянные привалы…

Солнце уже склонилось к горизонту, а мы дошли до вершины Смотрича. Юра шел немного впереди, я — чуть сзади. Начали спуск в низкогорье. Должны были успеть спустится к колыбе до темноты. Первые метров сто я спускался без проблем. Но потом мы вышли на очень крутой, и к тому же скользкий участок. И вот тут я первый раз понял, что обувь моя никуда не годиться. Ноги конкретно ехали на каждом бугорке, и если бы не шест, который выполнял функцию опоры, то идти было бы совсем невозможно. Скорость моего спуска конкретно упала, потому Юра немного вырвался вперед. Несколько раз он оборачивался, чтобы узнать все ли у меня нормально. Я ему указывал жестами, что все отлично, и пусть меня не ждет.

Правда, все отлично?! Да нифига не отлично! Все было очень и очень плохо. Такое чувство, что на ногах не ботинки, а лыжи! За время путешествия подошва стерлась, стала гладкой и скользкой. Я спускался очень осторожно, выверяя каждый свой шаг. Это занимало чертовски много времени, и я начал переживать, что до темноты не успею спуститься с высокогорья.

Начал немного ускоряться… Шел по тропе, которая очень близко подходит к крутому обрыву. В какой-то момент я делаю один неверный шаг, поскальзываюсь, и начинаю съезжать по тропе, набирая скорость. Метрах в 15-ти по траектории моего движения — обрыв. Если не остановиться, то просто слечу в него, и поминай как звали… Хорошо если сразу насмерть. А если еще мучатся?! Эти мысли промелькнули в голове буквально за доли секунды. Нужно было остановить движение. Я попытался повернуться на бок, и пробить шестом снег. С первого раза это у меня не получилось. Мало того, я чуть не потерял свою палочку выручалочку. Попытка номер два. На этот раз мне удается пробить ледяную корку, и загнать шест глубоко в снег. Остановился. Всего в каких-то 5-7 метрах от обрыва.

Дальше уже начал спускаться не на прямых ногах, а передвигаясь на коленях. Техника следующая: сначала глубоко загонял в снег шест, спускался метра на полтора вниз, укреплялся, снова загонял шест в снег, и так потихоньку двигался вниз. Получалось вполне безопасно, но очень медленно. Такими темпами, я бы ни за что не спустился к низкогорью до темноты. А это очень-очень плохой расклад. Я не мог идти быстро, и мне нельзя было передвигаться медленно. Ситуация, что называется, патовая. Еще и один на один с природой остался. Юрка и Рома уже очень-очень далеко. У меня началась небольшая паника. Но я всячески пытался успокоиться, и уверенно спускаться вниз. Положительный момент в этой всей ситуации был один. До того, как я чуть не слетел в пропасть, мне безумно хотелось пить и есть, ноги гудели от усталости. Минутка экстрима — и вот я полон сил и энергии. Мощный, однако, гормон — адреналин.

Вышел на относительно пологий участок. Решил попробовать снова стать на ноги, и ускорить спуск. Встал, пошел. Вроде нормально. Но пройдя метров 50, я снова поскользнулся, и меня понесло по склону. Скорость я набирал стремительно, и меня снова несло к обрыву. Но слава богу, у меня снова получилось загнать шест в сугроб, и остановиться… Знали бы вы, как меня колбасило. Когда основной адреналиновый приход закончился, я не на шутку разнервничался. Спускался медленно, в ужасе ожидая наступления темноты. Но вдруг я увидел вдали желтую куртку. Юра! Запереживал, почему меня так долго нет, и решил проверить, все ли у меня нормально.

Неспешно спустился к Юре. Объяснил ему, что меня подвела обувь, и спускаться быстро я просто не могу. Дальше шли уже вместе. До низкогорья и елок оставалось совсем немного. До темноты успевали при любых раскладах. Ура! У Юры с собой был мощный фонарик, так что дальше тоже должны были спуститься без особых проблем.

Наконец — то дошли до лесной зоны. Тут уже намного безопаснее. Снег рыхлый, если где поскользнёшься — без проблем остановишься. Юра спускался на своих двух. Моя же обувь моментами «ехала» и на этом участке. Поэтому, решил применить технику быстрого спуска. Сел на пятую точку (благо материал там утолщенный), и отталкиваясь ногами, начал съезжать вниз. Шест использовал как тормоз и руль. Таким способом, я быстро спустился до Колыбы вместе с Юрой.

В колыбе уже никого не было. Остался только Юркин рюкзак. Забрав оставшееся снаряжение, мы начали спускаться к селу. К этому времени уже стало совсем темно, однако на данном участке это было не критично. Нет, я по-прежнему поскальзывался и падал через каждый 20-ть метров, но, по крайней мере, меня не несло в пропасть. Кстати, в том, что мы возвращались домой в ночное время, была своя прелесть. Никогда ранее я не видел ТАКОГО звездного неба над головой. Словами не описать — это нужно просто увидеть!

На «базу» пришли около восьми часов вечера. Первое, что сделали — это выпили много-много воды. Потом уже перекусили, выпили горячего чая и т. п. Думал, что сразу увалюсь спать. Однако, нет — мы с ребятами еще долго «чаевали» и вели всякие беседы. Лишь к полуночи я отправился спать. Вырубился моментально, не успев даже ни о чем подумать.

Вот так закончился мой зимний поход на Черную гору. Обувь сильно подвела. В принципе, я ожидал, что будет скользко, но чтобы настолько… В общем, к следующему походу однозначно куплю хорошие трекинговые ботинки и ледоступы. Так же неплохо было бы обзавестись нормальными трекинговыми палками и ледорубом. Огромную благодарность выражаю Юре, который помог мне спуститься в целости и сохранности, Роме, за хорошее настроение и молдавский коньяк, а так же остальным ребятам за отличную компанию, вкусную кашу, и горячий чай.