Сразу хочу сказать, что это не отчёт о рыбалке. Это, скорее фотоотчёт о небольшой экскурсии по городу Урюпинск и о сплаве по реке Хопёр. В интернете можно найти много фото и города Урюпинск, и реки Хопёр. Но я хочу показать вам всё это глазами нашей команды: так, как всё это увидели именно мы. Ну а в процессе фотоотчёта я буду делать дополняющие пояснения.

О путешествии из Урюпинска до станицы Кумылженской по реке Хопёр я задумался как только у меня появилась лодка с маломощным мотором, но осуществить задуманное, да ещё командой, как-то не получалось. На то были разные причины, а главная — несовпадение отпусков. И только в этом году, звёзды выстроились удачно и удалось осуществить задуманное.

Поездка была интересна всем, ведь кроме меня в столице российской глубинки, городе Урюпинске, никто не был. Да и я там был 100 лет назад. Ну а порыбачить на Хопре близ Урюпинска вообще не доводилось.

Старт был назначен на 13 июля. Некоторые считают число 13 несчастливым, но мы не из таких. Более того, два члена нашей команды (я, и моя родная сестра), родились именно 13 числа. И ничего, живём и здравствуем!

Выезд назначили на 6 часов утра. В это время не так ещё жарко и московская трасса загружена не сильно. Выехали на одной машине. Часть вещей упихали в багажник, а часть — на багажник.

В команде нас 4 человека, но в машине было 5. Пятый — это мой сын Артём. После проводов нас в Урюпинске, он пригонит машину обратно.

Остановились «на дорожку». Наша команда: племянник Санёк (лоцман, хранитель карт, рыбак). Сестра Наталья (рыбачка, повар, и просто член команды). Моя жена Ольга (помощник капитана, рыбачка, надзиратель за членами команды: ну чтобы не пили много в рейсе)! Ну и я (капитан, рыбак, и главный механик судна). Ну а если серьёзно, то мы — единая команда!
Утро, московская трасса свободна. Значит, в Урюпинске будем вовремя.
Храм Архангела Михаила. Хутор Алексиковский. Новониколаевский район.
Этим — всё сказано!
Город Урюпинск — столица российской провинции!
Утро. Центр города.

Городок маленький, но опрятный. Везде чисто. Несмотря на раннее время, людей и машин на улицах мало. Жизнь городка тихая и спокойная.

Удивило то, что никто никуда не торопится. Нет такого бешеного темпа и ритма, как в Волгограде, или Михайловке.

Ощущение такое, что этот город слишком большой для такого количества населения. А население города — 38 758 человек (2016г.) Для сравнения: население станицы, где я живу — около 10 000 человек.

Скульптурная композиция «Рукодельницы». В композиции три женщины: одна вяжет платок, другая чешет пух, третья прядёт. Дополняет композицию котёнок, играющийся с клубком ниток.

Давно уже пора администрации города подновить композиции. А то на цветомузыкальный фонтан, который открыли три года назад, и который обошёлся городу в 20 миллионов рублей, деньги нашлись. А на то, чтобы подновить символы города — средств нет.

Начало дня в Урюпинске. Улицы малолюдны и просторны.
Фонтанная площадь. Цветомузыкальный фонтан. Какую он играет музыку, и как брызгается, нам послушать и увидеть не удалось: фонтан включают только в 6 часов вечера.
Храм Рождества Христова. Урюпинская и Новоаннинская епархия.
Очень хочется верить!
Проспект. Чисто и тихо.
Старое здание аптеки. Построено в 1915 году.

Изначально здание было питейным заведением, принадлежавшим Урюпинскому купцу, который во время революции эмигрировал в Америку. А так как здание имело большой подвал для хранения и охлаждения спиртного, то оно лучше всего подошло для создания в нем аптеки.

Порошки и лекарства для больниц в этой аптеке готовились до конца 2012 года. Сейчас в этом здании находится музей Урюпинской аптеки.

Памятник Урюпинской козе с козлёнком. Высечен он из цельного куска серого гранита, доставленного из Волгограда, с Мамаева кургана. Весит композиция около 20 тонн.

Урюпинск славится козьим пухом и изделиями из него. Известный российский модельер В. Зайцев в 2000 году демонстрировал изделия из Урюпинского козьего пуха в Париже.

Считается, что если потереть нос козе, то обязательно исполнится желание. Поэтому, нос у козы отполирован руками до блеска!
Беспризорник Ваня. Фрагмент композиции героям повести М. Шолохова «Судьба человека».
Именно в Урюпинске, герой повести «Судьба человека» Соколов встретил и усыновил Ваню. Композиция установлена на месте их встречи и также, очень нуждается в реставрации.
Рядом с пятиэтажными домами, сохранились старинные избы.
Стела в честь 40-летия победы в Великой Отечественной войне. Установлена на одноимённой площади, в 1985 году.

На этом наша короткая экскурсия по столице российской провинции закончилась. Мы докупили необходимые продукты, пересекли мост и спустились к Хопру.

Сплав

Загрузка нашего флота и последние приготовления перед сплавом.
При транспортировке лодки, були конусов баллонов, повредили святой логотип! Но получилось прикольно! Почти как у капитана Врунгеля, на яхте «Беда»! Вот ведь: нарочно не придумаешь! Ну ничего, логотипов у меня ещё много!
Прощай, Урюпинск! Возможно, мы сюда ещё вернёмся!
Впереди — более 200 км, по водной глади Хопра.
Жара. Немного отплыв от города, мы причаливаем к берегу и купаемся.
Здесь мы решили разделиться и просто порыбачить, сплавляясь по течению. Мы с Саньком остались на Барке…
…а женская часть команды, независимо от нас, пошла на Пеликане. Но, ни мы, ни они ничего не поймали.
Хопёр близ города Урюпинск.
Коровы тоже изнывают от жары.
Дальше мы все снова идем в одной лодке.
Нам повстречался прогулочный катамаран.
Подумав, мы сделали вывод, что катамаран шёл с базы отдыха «Чайка», в Урюпинск.
Здесь мы решили остановиться и разбить свой лагерь, для первой ночёвки.
Пока мы ставили палатки, Ольга с Натальей пытались рыбачить. Наталья удочкой, Ольга — спиннингом.

Ну а дальше мы загорали, купались и плескались. Вечером Санёк стал колдовать над своими донками и закидушками. Наталья ловила мелкую плотву и уклейку. Мы же с Ольгой поднялись на лодке чуть выше, и стали пытаться поймать хоть что-то спиннингами: хотелось в первую ночёвку вкусить хорошей ухи.

Клёва не было, но были признаки присутствия рыбы, которая просто над нами издевалась: когда мы были у правого берега — она плескалась с левой стороны. Кода были у левого — она справой.

Напротив нашей стоянки, в воде было поваленное дерево. Его видно на фото выше. Когда почти полностью стемнело, оттуда стали доноситься всплески. Мы с Ольгой подплыли к этому дереву и заякорились.

Первым разловился я, поймав жерешка чуть больше кило. Второй — Ольга, зато у неё экземпляр был посолиднее, почти на полтора кило. Больше ни поклёвок, ни ударов не было. Как будто их было тут всего два. А может быть так и было.

Мы завершаем рыбалку и возвращаемся в лагерь. Санёк к тому времени уже развёл костёр, а Наталья накрыла поляну.

А потом мы отмечали начало нашего путешествия крепким чаем, и закусывали вкусной и жирной ухой, сваренной из жереха и разной мелкой рыбы, пойманной Саньком и Натальей.

Ну а на завтрак, был уже жареный жерех. После завтрака мы продолжили свой путь.
Перед тем как покинуть наш лагерь, мы пометили его черепом, найденным неподалёку, но животное съели не мы, это кто-то до нас!
Начало второго дня пути. Как и чем не снимай Хопёр — он красив и величав всегда! Особенно в утренние часы.
Странно, но все деревья наклонены в одну сторону.
А когда-то это был хороший дом, с шикарным видом на реку.
Там, в глубине соснового леса, находятся две базы отдыха: «Чайка» и «Сосновый бор».
Неподалёку мы опять встретили знакомый катамаран. Ольга вспомнила, что ночью слышала звук лодочного мотора. Значит, пока мы спали, катамаран вернулся на базу. От Урюпинска мы отошли на 31 км.
Первый островок на нашем пути. Всего их, за время путешествия, повстречается около 10.
Ещё остров. Этот уже побольше.
Вот и первый понтонный мост. А это значит, что мы дошли до хуторов Провоторовский и Захопёрский. Первый находится на левом, второй — на правом берегу. Пройдено уже 60 км пути.

Мы боялись, что не сможем пройти между понтонами, и нам придётся приставать к берегу и перетаскивать наши лодки и вещи на другую сторону по суше.

Подойдя ближе, мы поняли, что если убрать спиннинги с держателей, убрать мачту с зонтом и пригнуться, то проскочить между понтонами можно.

Пройти мы могли между вторым и третьим понтоном. В других местах мешали купающиеся люди и натянутые тросы.

Другая сложность заключалась в том, что расстояние между понтонами довольно маленькое, а идти нам нужно было на большой скорости. На малой скорости ведомая лодка гуляла из стороны в сторону даже на короткой связке. Был большой риск повредить ей об острый край понтона. Ну а расцеплять лодки и пересаживаться нам очень не хотелось.

Поэтому, развернувшись у понтонов, мы поднялись на нужное для разгона расстояние, снова легли на свой курс и, разогнавшись, благополучно проскочили под мостом. Наши женщины облегчённо вздохнули. Да и мы испытали некий драйв!

Отойдя немного от переправы, мы причалили. Наталья с Ольгой остались купаться и охранять лодки, а мы с Саньком, узнав у местных где магазин, отправились за холодным пивом.

Если бы мы знали, что магазин так далеко, то конечно попросили бы кого-то из местных на машине свозить нас туда и назад. Естественно за плату. Но мы-то думали — он недалеко. До магазина и назад по жуткой жаре мы прочапали 5 километров! При этом потеряли час времени и несколько кило веса, который вышел вместе с потом!

Наша команда нас заждалась, уже начала волноваться. Отчалив, мы с большим удовольствием стали восстанавливать жидкостный баланс пивом!

Пора было подыскивать место для второй стоянки.
Мы его нашли. И опять на левом берегу Хопра.
Обустраиваемся.
После похода в магазин, Санёк забыл вынуть сдачу из карманов шорт. А купался он в них. Поэтому «отмыл» деньги и их пришлось сушить.
Лёгкий перекус, и на рыбалку.

На этот раз улов был скромнее. Ольга от нуля не ушла. Мне удалось поймать жереха на кило. Санёк на донки поймал небольшого усатого сомика и несколько густерок.

За рыбалку, отдых, дружную команду, и сплав!
Утро нового дня. Какой же это кайф: сон на свежем воздухе! Когда нет ни комаров, ни мошки! За всё время сплава, я только пятую, завершающую ночь, спал в палатке вместе с Саньком.
Утренняя тишь над Хопром.
Сплав сплавом, но и о внешнем виде забывать не стоит. В качестве зеркала, отлично выступил диск от «винчестера».

А вот племянник Санёк не брился до самого завершения сплава. И в конце маршрута стал похож на заросшего уголовника!

Береговая медведка (турлук).
Снова в пути.

Жара стоит жуткая. А холодного пива-то у нас нет! Да и пополнить запасы воды нужно. Поэтому мы швартуемся у хутора Лучновский. Позади нас — 70 км пройденного пути. На этот раз в магазин идут Ольга и Наталья, а мы остаёмся ждать на берегу. Узнав у отдыхающих, где магазин, они ушли.

Мы купаемся, выходим на крутой берег и курим. Вдруг Санёк говорит:
- Дядя, смотри, пивасик плывёт!
- Где?
- Вон, под обрывом крутится.

Я посмотрел туда, куда показал Саня. И действительно, в метре от берега медленно плыла двухлитровая, непочатая «полторашка» пива! Над поверхностью воды выступала только крышечка.
Я говорю Сане:
- А ну-ка Санёк, давай быстренько в воду, хватай её и паркуй в лодку.

Санёк, осматриваясь по сторонам, заходит в воду, берёт баклажку и засовывает в нашу лодку.

Через некоторое время, возвращаются Ольга с Натальей. Им повезло: назад их довезли на машине. Они купили такую же двухлитровую полторашку пива, мороженое и что-то из продуктов. А также привезли запас воды.

Вот что значит, посылать в магазин женщин! Про пойманное пиво, мы им не сказали. А когда отплыли, они оглянулись и с удивлением обнаружили, что мы с Саньком, с большим удовольствием всасываем в себя охлаждённое кем-то для нас пиво прямо из баклажки!

Они ничего не могли понять: ведь купленное пиво было у них! Тогда мы им всё рассказали. Вместе повеселились!

Думаю, произошло следующее: кто-то из отдыхающих выше по течению положил баклажку охладиться в воду, а когда мы прошли на лодках, то её волной смыло в реку. Ну а через некоторое время, она приплыла к нам.

Вот такой подарок мы получили от дедушки Хопра!

Мы, глазами женщин.
Новый поворот.
На берегу идут строительные работы.
Прокладка газопровода через Хопёр.
Долблёнка: лодка, выдолбленная из цельного ствола дерева.
Путешествие с комфортом!
Земля! На берег этого острова мы решили высадиться, отдохнуть и искупаться.
Этот остров имеет свой маленький остров-спутник.
Причаливаем. Я хватаю свой спиннинг…
…и иду пытать счастье.
Жара. День. Ну какая может быть рыба?
Наши корабли на рейде острова.
Ну скажите: чем море лучше?
Жена — модель. Или: модель идеальной жены-рыбачки!
Справа по борту, замечаем устье какой-то реки. Направляем туда наш караван, чтобы ознакомиться с ней.
Но странное дело: по правилам, малые реки, всегда являются притоками больших рек. Здесь же, наоборот, вода из Хопра заходила в речку. Далеко мы проплыть не смогли, так как путь нам перегораживало упавшее дерево. Мы развернулись и вышли опять в Хопёр.
И только взглянув на кару, мы поняли в чём дело: если Хопёр артерия, то эта речка — его вена. Красной стрелкой показано, где вода в неё заходит, а синей — где опять возвращается в Хопёр.
Маленькая поломка. Срезали шпонку. За всё время сплава, было срезано 4 шпонки. Нет, мы не налетали на коряги, не засаживали винт в песок. Шпонки срезались по невнимательности.
Когда при запуске мотора, ручка газа стояла на больших оборотах. Или при резком гидроударе, когда я быстро прибавлял обороты мотора, а шнур ведомой лодки был провисший.
Доступное жильё. У кого перьев больше, у того и норки шире!
Здесь плыть об самый берег опасно. В любой момент может произойти обвал. Этот произошёл, видимо, совсем недавно, зелёная трава ещё не успела засохнуть.
Молчаливые и угрюмые лики вековых наслоений.
Станица Тишанская. Пройдена почти половина пути (92 км). Здесь должен был быть второй понтонный мост, но он был демонтирован и стоял вдоль левого берега. Вероятно, его разобрали ещё до паводка, а навести не успели. Для нас это даже лучше.

Оставив капитана одного, вся команда в очередной раз ушла в увольнение на берег (в магазин). Станица расположена на берегу реки и магазин рядом.

Станица Тишанская.
Развалины Покровского собора.
Третья по счёту стоянка с ночёвкой. Теперь уже на правом берегу. Место конечно не очень, и песчаное, но лучше было не найти.
Здесь мы даже не рыбачили. Не было подходящих мест. Мы просто отдыхали, наслаждались природой, баловались чайком, и слушали «Ретро FM».
Сеанс связи с «большой землёй». Мы договорились с родными, что выходить на связь будем только утром и вечером. Всё остальное время, телефоны у нас были отключены. Иначе, при поиске сети, аккумуляторы быстро садились. А заряжать их было негде. Был Power Bank, но его хватило только на зарядку фотоаппаратов.
Начало четвёртого дня путешествия.
Лохматая сопка.
Самый большой остров, который встретился нам на пути.
Санёк оставил свой след на острове!
Охлаждаемся и идём дальше. Пройдено 120 км.
Подходим к станице Усть-Бузулукская.
Местная детвора с удовольствием купается и прыгает в воду с крутого берега.
Устье реки Бузулук. Мы входим в реку и подымаемся против течения, до песчаного пляжа.
Вода здесь чистая и прохладная. Видимо, у реки родниковое питание.
Здесь я поймал пару вот таких недомерков. На удочки ничего не ловилось.
Я вам ещё пригожусь!
Не задерживаясь долго на речке, выходим в Хопёр. Показался Усть-Бузулукский мост.
Очень часто, встречаются натянутые поперёк Хопра, толстые шнуры. Чтобы проплыть под ними, приходилось убирать спиннинги с держателей на транце. Иногда шнуры висели очень высоко, иногда почти над головой. Для чего они нужны — мы так и не поняли.
Хутор Титовский.

Наталья, купаясь в реке, порезала ногу ракушкой, поэтому осталась на берегу, а мы пошли искать магазин. Нам сказали, что он не далеко. Магазин и правда был близко.

Титовский дом культуры. Сомневаюсь, что его посещает много местной молодёжи.
Раненая Наталья охраняет наш флот.
Солнце садится, и мы останавливаемся на предпоследнюю ночевку у хутора Барминский.
На этой стоянке, мы пытались рыбачить только с берега, но ни вечером, ни утром ничего не поймали.
Поджаренный экипаж нашего флота.
Трое из ларца.
Тёплое и ласковое утро.
Найди богомола!
На берегу нашли интересную записку-памятку. Видимо, жена написала её мужу, отправляя его в магазин. Вот она, женская логика! Зачем спрашивать почём, если всё равно сахар нужен! А какое печенье хорошее? А батарейки? Не удивлюсь, если мужик припёр ей автомобильный аккумулятор, куда уж больше!
Прошли уже чуть больше 130 км.
Кто-то любит рыбалку с комфортом!
Наводится понтонная переправа. Но на берегу рабочих не видно. Они все сидели в речке!
Скоро станица Зотовская. Там мы посетим в последний раз, за этот сплав магазин, и зайдём в музей.
Станица Зотовская. Прошлым летом, мы с Ольгой, отсюда начинали сплав. Дом заброшен, но номер есть.
Некоторые старинные, казачьи хаты так заросли, что к ним невозможно пробраться.
Удод. Сторожит заброшенное подворье.
Дом настоятеля храма Знамения Божией Матери.
Карта области войска донского.
Схема расположения ст. Зотовская (1842г.)
Впереди — последняя стоянка с ночёвкой. Ольга «откинула ласты».
А пока — очередная пауза для купания.
Ныряем.
Ну как дети малые!
Фроловская яма — это крайняя наша стоянка с ночёвкой. Тоже на правом берегу реки.

Здесь я рассчитывал на более-менее хорошую рыбалку, ведь рыбачить можно и в Хопре, и на входе в залив, и в самом заливе.

Разбив лагерь, мы разделились: Ольга с Натальей уплыли на противоположную сторону залива и пытались рыбачить удочками. Мы с Саней сначала пошли вниз по течению, пытаясь ловить спиннингами сплавом. После, поднялись к входу в залив и попробовали джиг. Ну и в завершение рыболовного вечера, вошли в залив, пытаясь поймать там ну хоть щуку.

О результатах рыбалки даже писать не хочется: никто из нашей команды, ничего не поймал. В самом заливе повсеместно чавкал карась, и мы его видели, но он не ловился даже на удочки. Он просто проплывал мимо, не обращая внимания на крючок с насадкой. А ведь это поздний вечер, самое время клёва.

Когда стемнело, мы все вернулись в свой лагерь.
С освещением у нас проблем не было. Имелись и диодные, и ламповые фонарики, а костёр мы разводили для приготовления пищи и для души. Была и газовая плитка с баллонами, но мы ей, ни разу даже не воспользовались. Зачем, когда есть такая романтика костра?
Маленький фейерверк, в честь крайней ночёвки!
Восход солнца у Фроловской ямы.
А над цветущим лугом, стелется туман.
Пока остальные спали, мы с Ольгой спустили Барк на воду, и пошли в залив. Может быть утром нам повезёт?
Нет, не повезло. Несмотря на тихое и красивое утро, рыба не ловилась.
Возвращаемся в лагерь. К тому времени, уже проснулись остальные члены нашей команды.
Последние сборы. Купаемся, убираем и сжигаем за собой мусор. Грузимся, и мы выходим на финишную прямую.
До конечной точки маршрута, осталось 40 км.
Показалась станица Федосеевская.
Ну а что: хорошее решение проблемы крутого берега.
За поворотом — Протока, в которой я часто рыбачу.

У протоки мы делаем остановку для отдыха, лёгкого обеда и, конечно же — купания. Когда мы купались я заметил у одной дальней коряжки хороший всплеск. Я может быть не обратил бы на него внимания, если бы он не повторился. Это мог быть только жерех. Захватив спиннинг, я стал осторожно пробираться туда по берегу.

Поклёвка произошла далеко не с первого заброса. Но зато какая!

Увидев мою победу над жерехом, ко мне присоединился Санек с Ольгой.

Но, видимо, завершающий день сплава — мой день!

До завершения маршрута оставалось всего 20 км. И тут произошло обидное: умер аккумулятор в фотоаппарате. В Натальином аппарате он умер ещё на третьей стоянке. Поэтому нет фото бурной и весёлой встречи нас нашими близкими и родными. Все обратили внимание на то, что мы сильно загорели.

Ну а уже дома, мы грандиозно отпраздновали завершение сплава!

Что ещё можно сказать? Путешествием все остались довольны! Правда, немного устала Наталья: у неё ещё до сплава немного болела спина, и ещё она поранила ногу ракушкой. Но выдержала всё достойно.

Что касается рыбалки: ну а на что можно рассчитывать, при температуре воздуха в 42 градуса, в тени? Вот если бы сплав проходил во второй половине августа то, думаю, расклад был бы совершенно иной. Но мы и такому результату рады. Ведь могло быть и хуже.

Зато все от души накупались! Мы за всё лето столько не купались, сколько за 5 дней сплава! И с погодой нам повезло. Буквально на следующий день после нашего приезда начались дожди.

Теперь будем думать о новом маршруте. Вариантов ещё много!

Всем приятных рыбалок и хорошего клёва!