Соленый судак.
Здесь дело не в том, КАК его, судака (2+кг, разумеется), а желание попробовать этот деликатес как таковой. И оно того стоит, поверьте. В нашем, (в Карелии) засилье повсюду САДКОВОЙ (терпеть не могу) форели больше котируются сиг и хариус, но судак считается именно промысловой рыбой и его просто тупо больше и в Онежском озере, и в озерах поменьше. Мне, как «мелкому фабриканту» воблеров можно даже на рыбалку за ним не ездить, главное, не забыть забрать домой с работы уже почищенный благодарными покупателями очередной подгон.

С судака для засолки просто сдираю шкуру (шкуру выбрасываю, все-таки судак это не окунь), голова и до чего не добрался «филейником» — в уху. Филе режу на кусочки, как на фото и солю как щуку (только щуку — со шкурой) — слой соли, слой рыбы и так далее. Час-другой (если забуду — то дольше) при комнатной температуре, два дня — в холодильнике. Потом добавляю масло. Если солю щуку, то масло добавляю с запахом семечек. В судака — какое попадется в шкафу на кухне.

Красиво? А как вкусно!

Мама, увы, ее три года как у меня нет, хлебный мякиш черного хлеба смешивала с маслом, яйцом, получалось просто невероятно вкусно. Мы с женой просто покупаем подходящий хлеб и делаем из одной булки два рыбника, один в корке, второй — в мякише.

Масла много не бывает
С судаком
С треской

Про «партизанскую уху» мне еще в детстве рассказывала прабабушка. Может, это и не байка, которую она сама и придумала, с прабабушки Матрены станется. В войну она одна подняла и моего отца, и его брата с двумя сестрами.

Впрочем, сублимированный продукт действительно один из элементов сухих пайков, так что все может быть. Мелкая плотва чистится, а потом сушится в русской печке, а потом это дело, то есть сущик, сразу убирается в мешочек. И в таком состоянии на той же печи сущик может храниться больше года, лишь бы мухи туда не попали. Потом достаточно бросить сущик в кружку и залить варом — кипящим, еще булькающим кипятком из самовара. Буквально через пару минут бульон становится коричневым, нажористым, а рыбу, чуть тронь, легко разделить вдоль пополам, хребет так же легко отделяется. Главное — бросить в бульон сухарики в самый последний момент, чтобы они не размякли.

Разумеется, сегодняшним детям такое, как сейчас говорится, не зайдет. Но мои хоть и давно выросли, до сих пор вспоминают походы на лыжах с «партизанской ухой». Потому что вы, сами рыбаки, понимаете разницу между попробовать дома и отведать устамши в лесу на привале. Настоятельно рекомендую. Духовка вполне, ну, или не вполне, но заменит в этом плане русскую печь. Было бы желание удивить и порадовать своих детей.

Тут, уж простите, тоже будет без «слайдов». Помните советский анекдот про лекцию о любви со слайдами?
Дело было больше десяти лет назад. Дочки сообщили, что к нам в гости приезжает девочка из Парижа, афро, как теперь, говорят, француженка. Ну приедет и приедет, не первая и не последняя, моих-то тоже за бугром где-то принимают. И только потом деочонки как-то ненароком упомянули, что мама у девочки диджей на радио, а папа — повар в Парижском ресторане. Жена в соответствии с нашим менталитетом запаниковала. Я уточнил, сколько у нас времени «на раскачку» и твердо заявил, что в день приезда у нас будет рыбный день.

Первым делом девочка дала понять, что такое вырасти в семье мамы-диджея. Представьте сцену: сижу на работе за столом с зеленым сукном (надеюсь, видеоклип с песней про меня и этот стол вы видели). Сотрудники заняты делом, несколько клиентов присутствуют в помещении, и тут врывается в дверь темнокожая девчонка и с криком «Папочка, наконец-то я тебя нашла!» бросается мне на шею. Пока сотрудники и клиенты пребывали в ах... Ах, в каком удивлении, я успел сообразить, что девочку, разумеется, научили дочки, но главное — что ребенок непростой. Даже соотечественника на такую шутку уговорить нелегко, а тут человек с совершенно другим менталитетом. Достойный партнер по шуткам, у меня таких знакомых всего пара человек.

За столом девочка вела совсем иначе. Осанка, достоинство, детскость проявилась только в постоянном щелканьи камерой в телефоне, но это и взрослым не чуждо.
Дальше было нечто. Картошку в мундирах, только с огня, эта чертовка чистила гораздо быстрей меня, деревенского. Настолько быстрей, что по паре картошин почистила дочкам. Правда, наглости не хватило предложить и нам с женой свою помощь. Вы когда-нибудь видели, как темнокожий человек остужает пальцы о мочку уха? Я — видел. И мне это не повторить. Как минимум, потому что у меня нет сережек на ушах.

Поскольку про спиртное было категорически сказано заранее, все дальнейшее мне пришлось терпеть «на сухую».

Уху в кружке (окуни варились в марле и вынуты, в ухе только две головы, щучья и судака) девочка оценила таким кивком, словно королева одобрила комплимент. С круглого блюда взяла по кусочку соленых: трески, сига, щуки и судака. От красной рыбы отмахнулась вежливо, словно «спасибо, я за рулем».

Я был подавлен, словно свинка из «Алисы в стране чудес». Хотелось все-таки каких-то эмоций.

Последним резервом у меня были рыбьи головы. Она выбрала щучью. И стрескала вплоть до глаз. У меня, любящего рыбьи головы, с такой головы осталось бы больше костей.

Из-за стола девочка встала как королева и по королевски же поблагодарила за «всепростозамечательно». Пока я ходил курить, она, зараза такая, извинилась перед женой, и сказала, что было очень вкусно и замечательно и необычно для нее, весь этот спектакль она затеяла, поскольку старшенькая «пожаловалась», как в школьные времена я каждый год ее разводил первого апреля — когда вез в школу, грузил в машину лыжи, физкультуры с которыми люто ненавидела.

Позже дочки показали ее впечатления и фото в какой-то иностранной соцсети — восторг был полный. Жена успокоилась.