Когда ты снимаешь тяжелый рюкзак, то от ощущения легкости в первую минуту готов буквально летать!

И «окрыленный», я решаю не сидеть на камушке, а сделать свою собственную пирамиду из камней,

И не на «туристической полянке», а на самом верху сопки — местные духи такое точно оценят!

Пора опять надевать рюкзаки и следующий наш привал будет через полтора часа у озера, где мы перекусим и сможем немного половить гольца.

В легких штанах и трекинговых ботиночках мы практически бежим по тундре, и без каких-либо усилий доходим до озера, и это половина нашего пути.

Достаем спиннинги и колебалки Skoon Fat — кидать надо далеко и ветер опять в лицо.

Уже на пятом забросе, на мою блесенку расцветки Real Life клюет очень неплохой голец, которого за неимением под рукой подсака, я пытаюсь достать за шнур, но он срывается и спокойненько уплывает.

Совершенно не расстроившись (хотя гольца на фото у меня еще нет) — ведь рыба так быстро клюнула, мы продолжаем ловить, но дальше мертвая тишина — ни поклевки, ни рыбки, ничего!

Пришлось нам перекусывать заваренным в миске «сухим супом» и сосисками...

Последний рывок

Черт, опять переодеваться в вейдерсы, ведь вторая половина пути предстоит по болотцам и ручьям. Но мы уже чувствуем скорый финиш и идем в темпе.

Издалека замечаем на очередном озере лебедей и они,

Кряхтя и кашляя, срываются с места, пролетая как огромные птеродактили чуть в стороне от нас.

До нашей реки (еще одного секретного места Максима) нам остается метров 500 и как ни странно, наверное от осознания того, что мы почти пришли — силы меня покидают!

Друзьям не заметно, но последнюю сотню метров я иду еле-еле, ноги путаются, руки болтаются, в горле пересохло…

За следующим поворотом, мы практически вываливаемся на полянку, которая и будет местом нашего лагеря на ближайшие две ночи.

Максим начинает заниматься установкой палаток, а мы можем идти на рыбалку.

Мою усталость как рукой сняло: я быстренько собираю спиннинг и раскладываю приманки.

Только бросилось мне в глаза, что на нашей полянке валяется штук 5 пустых пластиковых бутылок — странно думаю, Максим природу любит, рыбу бережет, а бутылки с прошлого раза не сжег!

Но мы к ним еще вернемся.

Река, она и в Африке река

Получив указания куда нам ходить не надо, чтобы попросту не тревожить места на которые мы отправимся завтра, я и Виталий пошли на разведку боем.

Перед нами речка — местами узкая, местами с разливами, перекатами и ручьями, но один фиг — это река!

Тут все знакомо, все места читаются как на ладони и сразу понятно где рыба, а не то, что с этой семгой дурацкой)

Первый перекат и сразу форель,

далее еще одна и пошло — поехало…

В качестве приманок мы использовали колебалки Skoon Fat.

Для заполярья это самый универсал! И кинуть при необходимости можно далеко и провести на любой глубине, а вот для воблеров тут мест не так много — не везде есть достаточная глубина, плюс все камни обросли травкой и любое их касание приманкой сразу заканчивается обрывками тины на крючках.

У меня всегда хорошо с визуальным ориентированием, я всегда стараюсь запомнить какую-нибудь особенность, по которой смогу найти путь назад. Наш лагерь располагался как раз у сопки, на вершине которой отчетливо выделялся здоровенный камень — его-то я и запомнил.

Я ловил и отпускал форелек одну за другой,

не замечая ни времени, ни пройденного нами расстояния. И только Виталий, который совсем устал и завалился на мох, чтобы дать отдохнуть спине, немного притормозил меня.

Виталя, спасибо, что накормил!

Когда я поймал очередную форельку,

Виталий слегка привстал и заявил: Дорогой Денис, я прекрасно понимаю ВАС, изощренных рыболовов, но прекращай отпускать рыбу — давай ее съедим!

Ого, а ведь это отличная идея — зачем нам есть всякую заварную сухую дрянь, если мы можем наловить и пожарить наисвежайшей форели!!

В этот момент, из кустов вылез Максим, который отправился на наши поиски. Как оказалось, мы ушли и достаточно далеко и очень надолго — с этим полярным днем, если не смотреть на часы, то ощущение времени теряется напрочь. Увидев у нас не отпущенную рыбу,

Он был крайне удивлен! Ведь ему, как ярому приверженцу принципа поймал-отпусти, такое было тоже не привычно.

На обратном пути, мы заметили небольших форелек, которые активно собирали с поверхности мошкару и я взялся на NotoBug, но при этом допустил одну очень серьезную ошибку — я включил фотоаппарат на запись видео… В итоге, куча поклевок, но ни одной рыбы в подсаке!

Это и есть закон подлости! :)

Дззззз

Мы вернулись в лагерь и получили по полной от мошкары!

Надо снимать вейдерсы, термо и переодевать носки, а воздух гудит!!

У меня была с собой новомодная штуковина — портативный фумигатор на газовом баллоне с репеллентом в виде таблеток, а еще я прикупил гвоздичное масло.

Включив прибор, мы все надеялись на чудо, но оно не произошло! Несмотря на термоядерный запах гвоздики и химозы, комары продолжали жужжать, а мошка как лезла под рукава и капюшон, так и лезла…

Зато, как только мы запалили костер, комаров и мошку как ветром сдуло. Уж где я только не жег костры, но такой мгновенной реакции насекомых на дым никогда не видел.

Тем временем, Максим поставил на костер чайник и принялся жарить рыбу и только тогда я заметил, что показавшиеся мне вначале мусором пластиковые бутылки аккуратно связаны веревкой и все до краев наполнены водой из реки. Такой небольшой лайфхак — идут ребята в тундру и в дорогу берут водичку, по пути все выпивают, а бутылки складывают на месте лагеря и потом используют для переноски воды. Ну правда, не тащить же с собой в тундру ведро!

После тяжелого дня, да на свежем воздухе, жареная кумжа пошла просто на ура!! Спасибо еще раз Витале, что напомнил нам, что рыбу можно не только отпускать, но и кушать! :)

Чуть-чуть рыбачим

На следующий день план такой: мы идем вниз по реке и рыбачим до обеда, потом отдыхаем и вечером двигаем вверх. Но планы, они на то и планы, чтобы не сбываться — загуляли мы так, что и про обед забыли и чуть на ужин не опоздали.

Началось все с приятной прогулки и ловли кумжи в больших количествах.

В основном, попадались не крупненькие рыбки, длиной около 25см.

Вне всякой конкуренции были колебали Skoon Fat: мы меняли только размеры и изредка цвета.

Для себя я выделил два основных цвета: RL04 (под форельку)

и SK03 (вакасаги),

В такой солнечный день, эти расцветки работали замечательно.

Виталий ломает систему

Двигаясь вдоль реки, мы пришли к широкому разливу, напоминающему отдельное озеро. По словам нашего гида, в таких местах есть шанс поймать семгу, т. к. для нее тут прекрасное место для отдыха.

Я и Максим начали обходит «озерцо» попутно методично обкидывая каждый метр, а Виталий остался стоять на одном месте.

Виталий, так сказать, начинающий рыболов и еще не сильно представляет, что и как надо правильно делать. Частенько, он шел за нами и кидал в уже обловленные места или просто подолгу оставался на одном месте без особых результатов. Сколько мы ему на это не указывали — он все равно ловил по «своей схеме» и как оказалось не зря…

Обкидав все что можно, мы с Максом возвращались назад и издалека увидели и услышали какой-то кипишь у Виталия. Как оказалось, у него была поклевка, но рыба сорвалась и убежала. Делов-то!

Остановившись рядом, мы решили покидать еще чуть-чуть.

Виталий, стоял как вкопанный, и мне показалось, что кидал он только в одну точку. Оборачиваемся на его крики и видим, как он, словно трактор, тащит рыбу!

Спиннинг гнется как-то слишком сильно, треск фрикциона слышен издалека, и заподозрив что-то не ладное, мы наперебой начинаем забрасывать его советами: не крути, не тащи, дай рыбе погулять и т. д.

Но Виталий кремень — он не поддается на наши уговоры и делает все по — своему! Подтащив рыбу к берегу, он как медведь, старается схватить ее рукой. Рыба видит его маневр, пугается окончательно, собирает все не растраченные силы, делает рывок, срывается и уплывает…

Подойдя к Витале, мы принялись по — дружески его ругать и смеяться, но улыбки быстро сползли с наших лиц, когда из описаний стало понятно, что это была пусть и не большая, но семга!! А мои ноги чуть не подкосились, когда Виталий добавил — это была третья рыба, которая сорвалась…

И на сладкое: ловил Виталий на Skoon Fat блестящего серебряного цвета,

Что тоже не особо вяжется с правилами ловли в солнечную погоду! :)

Кумжатина

В этом эпизоде, главным героем опять будет Виталий. Пока он догонял нас в своих дурацких вейдерсах с сапогами, мы успели обловить все места у берега и полезли по камням ближе к середине реки.

Лазить по скользким камням в сапогах рискованно и Виталий, по своему обыкновению остался у берега, у того места, откуда мы уже поймали четырех форелек. Хорошо, что мы еще не успели далеко уйти, как услышали уже знакомые нам звуки возни — это Виталий кого-то тащил!

Мы рядом и уже строго руководим, не позволяя Виталию вольностей!

О-о, вот это кумжа — отличный экземпляр,

действительно достоянная рыбина!

Виталию настолько понравился грамотный процесс вываживания, что он отпускает рыбу не моргнув и глазом.

Интересно, откуда тут взялась крупная кумжа, ведь мы только что тут ловили?

Может быть, мы выловили рыб поменьше, которые опережали «большого брата» и клевали первыми?
Или это опять Виталин серебряный Skoon Fat сработал?

Мама и Папа

На следующем перекате

мы разделились — я полез на середину, Макс прошел чуть вперед, а Виталий опять у берега.

Моей целью были большие камни, которые словно ворота сжимали и разгоняли основную струю. Вода выливалась с такой силой, что ниже по течению образовалась хоть и не глубокая, но канавка.

Тщательно осмотрев канавку в поляриках, я не заметил ни намека на присутствие рыбы, но с этой хитростью я уже давно знаком и первый заброс подтверждает мои догадки — жизнь есть!

Мне попалась очень приличная и боевая кумжа,

которая прекрасно пользовалась силой течения и носилась из стороны в сторону!

Пока я боролся с рыбой, ко мне подошел Максим, который и сфотографировал меня.

Кстати, особо внимательные заметят: я тоже поставил Skoon Fat серебряного цвета! :)

После такой борьбы, рыбу приходится немного реанимировать

и на мое место встает неожиданно откуда-то появившийся Виталий. Вот он рыболовный азарт — уже забыты резиновые сапоги и камни!

Заброс и у нас вторая форелька! Мама и папа :)

А теперь горбатый

Следующее место особо оценили бы таймешатники — глубокая яма под самым берегом!

Увидев такое, я воскликнул: «Ну не может тут никто не жить!»

Проводя блесну, я ожидал поклевки кого угодно, но только не этого… Вода прозрачная и я вижу силуэт рыбы и это не кумжа — рыба больше и цвет другой!

Прет как танк и первые 5 минут я не могу подтащить и разглядеть ее.

Может быть семга?

На мою суету подходят товарищи — я даю Максиму фотоаппарат, и он снимает меня на видео. Наконец рыба устает, поднимается к поверхности и показывает себя — горбуша!

Ааа, ну вот! Какая горбуша?! Семгу давай!

Я чертыхаюсь, но Макс радуется и говорит, что в этой реке это редкий гость, а особенно классно будет если это самка — значит будет икра. Да? Ну ладно, выходит все не так уж и плохо :)

Странная эта горбуша — ходит по поверхности кругами, вроде бы уже и без сил, но подвести себя к берегу не дает.

На 7 минуте «перетягивания каната» мы выключаем запись, дабы поберечь память в фотоаппарате. Еще через 5 минут мне это надоедает и, пятясь назад, я направляю рыбу к берегу — ха, не тут-то было!

Десятисекундный визг фрикциона говорит о том, что еще рано :)

В конце концов, вся борьба заняла больше 15 минут, но в итоге рыба у нас.

Вкусный самец

Не будет нам икры — у нас самец.

Макс говорит, что его надо выпустить, так как мясо будет суховатым.

Я готов согласиться, но судьбу горбуши решает Виталий со словами: «Денис, а ты вообще, когда-нибудь пробовал свежую жареную горбушу?»

Ох, и загуляли мы! Уже ночь на дворе, похолодало и комары лютуют — грызут до такой степени, что я прошу у друзей репеллент и брызгаюсь с ног до головы.

Очень быстрым темпом мы идем в лагерь, разжигаем костер и дым дает возможность передохнуть от мошкары.

Круглые сутки в этих чертовых вейдерсах — ноги уже как колотушки!

Я развешиваю вещи по близлежащим кустам и из-за дыма не сразу замечаю, что всю округу заволокло туманом.

Мы жмемся к костру и запаху жарящейся горбуши…

Жара, жара…

Пора в обратный путь!

Рюкзаки собраны, палатки скручены, а пустые пластиковые бутылки остаются дожидаться следующих туристов.
На улице жара!

К черту комаров и я решаюсь идти в футболке. На руку наматываю балаклаву и с ее помощью вытираю пот со лба.
План маршрута точно такой же, как мы шли сюда — с остановкой у озера.

Идти в жару это мученье, и дойдя до озера, мы готовы закипеть как чайники.
Немного помешкав, дружно раздеваемся и лезем в холодное озеро!

Ооо, блаженство!!! Вылезать не хочется совсем…

Баба летом?

Охлаждения от водных процедур хватило не на долго. Мы с вожделением вспоминаем про снег, который видели в прошлый раз. Хотя это место в стороне, мы не жалея сил стремимся к прохладе!
Это «взрыв мозга»: солнце шпарит, тебе жарко, на улице июль, а ты сидишь в снегу!

Стоит ли говорить, что когда мы, наконец, дошли до машины, то были очень удивлены тому, что можно просто удобно сидеть, а что-то тебя везет и не надо выбиваться из сил!
No mercy!
После таких походов, нормальные люди стараются отдохнуть, но только не мы.

Мы двигаем в Мурманск и хотим на следующий день опять попытать счастья с семгой.
После тундры мое лицо выглядит крайне странно — искусанные насекомыми скулы, обгоревший нос и белые круги как у панды вокруг глаз, ну и ладно!

Свободный вечер и мы сидим в ресторане и вкусно кушаем.
Наевшись оленины,

рыбы

и напившись разных настоек,

мы со спокойной совестью улеглись спать.

Река, ты куда?

Я не помню название реки, да и узнавать не хочу, но она не далеко — всего 80км от города.
Первым делом, мы идем на водопады, где смотрим на прыгающую семгу…

Рыбы столько, что одна — две рыбы прыгают каждую секунду.

Под водопадом стоят рыбаки, но судя по выражениям их лиц, результаты у них нулевые.
По словам Максима, несмотря на огромную концентрацию рыбы у водопада, он ни разу не видел, чтобы кто-то тут что-то поймал. Этому есть простое объяснение — рыба готовиться к преодолению препятствия и сосредоточена только на этом, а с учетом ее изначального странного поведения, дождаться тут поклевки практически не реально.

Переходя от места к месту, мы вышли на открытый участок, где было очень здорово видно перепад высот.

Очень любопытно — такого я не видел нигде!

Под таким наклоном, казалось, что вся вода должна моментально «улететь» в море и от реки ничего не должно остаться.

Красивые места, ничего не скажешь, но у нас ни поклевки!

Встречаем местного рыболова и с его слов узнаем, что рыба не ловится уже не вторую неделю.

Впрочем, я этому совершенно не удивлен, ведь только я могу выбрать самое «лучшее время» для поездки, когда начинаются или ураганы, или засуха, или холод или небывалая жара.

Поговорка: «рыба клевала вчера и завтра» — это четко про меня :)

Контакт

У меня складывается впечатление, что проще выйти на контакт с внеземным разумом, чем поймать эту самую семгу.
Виталя и Макс кидают уже в пол силы, а потом и вовсе перестают. Я и сам делаю вялые забросы, практически ни на что не надеясь.

Я уже наверное немного утомил вас словами «вдруг» и «неожиданно», но у меня всегда так!

Я цепляю семгу!

Рыба вертикально выпрыгивает из воды, но я не успеваю разглядеть где у нее мой воблер — похоже, что она просто подбагрилась. Несмотря на то, что рыба не сильно большая, она резво разворачивается и идет вниз по течению… Остановить ее невозможно!

Макс кричит: «Спиннинг в берег, тормози ее!» Как мне кажется, я и так уже развернул в берег все что возможно и пальцем торможу шпулю…

Мой шнур зеленого цвета и я не фига не вижу где рыба!

Ну почему я не намотал яркий желтый шнурок, ведь у Sakura есть и такие!

В последний момент я понимаю, что мой шнур как по волнам «обтекает» огромные валуны, я еще сильнее выворачиваю рыбу и мягкий-мягкий сход!

Черт, значит точно подбагрил беднягу...

Радостно домой

Не помню, чтобы я когда-то так радовался дому!
Все интересуются как я съездил. А рассказать что-то вразумительное не получается — уж слишком противоречивая поездка получилась.
О чем писать статью? Что было интересного? Не пойму…
Однако, дописав до конца, я вижу, что в итоге это было классное приключение!