Швеция 2016

Люблю позднюю осень...

Можно спокойно и не торопясь сесть за написание отчетов, ревизию своих снастей, подготовку к следующим поездкам и т. д. Уже позже достать свои «причендалы» для изготовления нахлыстовых мушек и кропотливо стараться воплотить свою фантазию в самые заманчивые и добычливые «обманки» для рыбы...

Любое путешествие (большое или малое) начинается с планирования: знакомство с местом, финансирование мероприятия, цели и намерения, подбор напарников и многое другое. Со Швецией я достаточно хорошо знаком, с 2010 года я регулярно там бываю каждый год. В этот раз все было достаточно просто: я надеялся только на свои возможности, хотя был один виртуальный попутчик из России, который не смог поехать в этот раз. Неожиданно мне позвонил один из давних знакомых Алекс и предложил составить компанию. Вдвоем всегда интереснее, чем одному, хотя меня не тяготит одиночество в последнее время...

Ворота в Швецию

Я не буду скрупулезно описывать эту очередную поездку по Скандинавии (это будет довольно утомительно). Остановлюсь только, на нескольких наиболее интересных сюжетах. Мы благополучно добрались до самого севера Швеции, приобрели лицензии на рыбалку, докупили продуктов и запаслись бензином для лодочного мотора, наконец, мы уже у моего друга Тома. С Томми я познакомился несколько лет назад, мы очень подружились, у него хранятся мои «надувашки» с маломощным мотором. Готовим обе лодки, до места рыбалки нам нужно еще проплыть около 15 км по знаменитому озеру Торнетраск. Дача Томми находится прямо на берегу этого озера, рядом впадает бурливая речка. До вечера успели все подготовить, пообщаться с моим другом, даже «обрыбиться», поймав рядом с устьем несколько неплохих хариусов. Приготовили эту деликатесную рыбку прямо на отрытом огне по шведской традиции (на рожне). Было очень вкусно...

Хариус на «рожне» — Сильная вещь...

На следующий день добрались до места, установили палатку, вот теперь можно приступать к настоящей рыбалке...
Объекты рыбалки следующие: трофейный хариус (до 1-2 кг), озерная форель (до 3-6 кг), сиг (1-2 кг), щука (от 3 до 10 кг), изредка попадается крупный окунь.

Желанный трофей — озерная форель

Сегодня утром я один на надувной лодке отправился на перешеек между двумя озерами. Это место я облюбовал заранее и нашел на карте. Вчера я здесь уже побывал и поймал несколько трофейных хариусов на нахлыст. Кроме этого в целях тестирования на спин удалось поймать две неплохие форели. Что выделывали эти бойкие рыбины — было очень интересно наблюдать при вываживании, поэтому я получил большое удовольствие от борьбы с достойным противником. Мой напарник в этот раз Алекс не решился составить компанию, т. к. был вполне удовлетворен результами рыбалки в первые дни...

Место старта

Кроме благородной рыбы мне удалось вчера еще одолеть пару неплохих пятнистых щук. Вообще-то мы договорились, что этих хищников не берем, так как приехали за хариусом и форелью, не откажемся и от сига, который тоже иногда попадается в здешних водоемах. В этом я смог убедиться в своих предыдущих поездках. Но мне не хотелось потерять довольно уловистую «вертушку» темного цвета с розовыми пятнышками на лепестке. Поэтому обоих зубастых пришлось забрать, причем самая крупная из которых оставила на моем пальце глубокую отметину по банальной причине — сам виноват. Сегодня я решил более подробно познакомиться с другим озером и протокой, которая впадает в него. Как видно, здесь довольно редко бывают люди даже местные, вокруг не видно никаких посторонних следов.

«Попалась, которая кусалась»...

Окружающая местность очень напоминает север Сахалина — кругом невысокие сопки густо поросшие сосной и другими деревьями. По берегу можно заметить много троп, очевидно, от северного оленя и лося, т. к. повсюду можно встретить их отходы жизнедеятельности. На озере встречаются также редкие утки, в основном это крякаш и крохаль. В лесу не заметил никаких ягод и очень мало грибов, очевидно, еще не сезон, через месяц должна появиться морошка, грибы можно будет заметить под каждым кустом. В прошлые свои приезды я в этом убедился...

Нахлыст — это действительно красиво...

На озере довольно приличный ветер, который уверенно дует мне в спину. Поэтому плыть на «надувашке» без мотора, имеющую минимальную осадку, легко и просто. Вдоль берега иногда останавливаюсь в заливах и пробую на спин, иду под самым берегом, лодка ведет себя очень устойчиво. Возле подветренного берега часто вижу всплески от кормящегося хариуса. Несколько забросов приносят одного трофейного и еще немного мелочи менее 35 см, которая тут же отпускается на волю. В Швеции строгие правила на этот счет, которым мы стараемся всегда следовать. За 7 лет регулярных посещений Скандинавии я ни разу не встречался с каким-либо контролем за соблюдением Правил по рыбалке, но к этому нужно быть всегда готовым. Северный ветер приносит холод с окружающих невысоких гор кое-где подбеленных снегом с прошлого года, отчасти поэтому все комары и мошкара старается тогда скрыться от прохлады. Как только ветер меняется, эта крылатая «нечисть» вылезает из всех щелей. Если вы не подготовлены к этому, в начале лета «кровососущие» могут принести много неприятностей, вплоть до прекращения такой увлекательной рыбалки...

Клевое место...

Я решил переночевать на перешейке между озерами, где наткнулся на старый перевернутый вверх килем баркас, под ним сухо и уютно. Взял с собой немного пищи, заварки и котелок под чай. Напарник расщедрился и выделил мне пару банок пива и немного грамм «Абсолюта», чтобы мне не было скучно одному. Сразу поясню — мне никогда не бывает скучно на подобной рыбалке, и отнюдь, не по причине наличия «огненной воды». Вообще, по большему счету с Алексом у нас не было в поездке никаких «натычек», считаю, что хороший и доброжелательный микроклимат в любой совместной поездке — залог Успеха. Парень он интересный и имеет большой жизненный опыт, повидал в своей Жизни всякое, но здоровья не смог сохранить в «полном объеме»...

Первая щучка...

Кстати о Здоровье. Чем — то мы с Алексом похожи в этом, в смысле — расточительному отношению к самому большему богатству в Жизни любого человека. Но лично мне, как говорится — грех жаловаться на Судьбу... Считаю, что настоящий мужчина должен быть: Могучь, вонючь, волосат... Шутка. Я беру пример с Президента, который ведет здоровый образ Жизни: пьет только молоко, ловит «трофейную» рыбу, занимается спортом, не стесняется обнажаться перед любой аудиторией и т. д.

Наконец, я достиг намеченного места, перенес все вещи к баркасу и решил приготовить незамысловатый обед. Возле баркаса дров было в достатке, кострище было огорожено булыжниками со всех сторон, открытый огонь в Швеции не запрещен. Я развел костер и поставил на огонь походный чайник, почистил и разрезал на кусочки пойманного по пути хариуса. Вскоре обалденный вкус поджаренной диетической рыбы разнесся по округе. Обед был великолепен, тем более, что у меня с собою было. 100 гр. «Абсолюта» и крепкий ароматный чай закрепили обед и только добавили аппетита. Все-таки очень здорово, что мне в очередной раз удалось выбраться в этот замечательный заполярный край Земли...

За Полярным Кругом

После вкусного обеда решаю исследовать второе озеро, которое соединяется неширокой протокой с первым. Я как-то упоминал в своих отчетах про Швецию, что эта страна напоминает мне область, состоящую из озер, проток и всевозможных речек и ручейков. Воды столько много везде, что можно удивляться, почему она такая чистая при любом тайфуне или дожде. В отличие от первого озера, где сильный ветер и волнение, здесь, с подветренной стороны — полный штиль. Наличие «халявной» пищи обильно попадающей с прибрежных кустов и деревьев привлекает местную рыбу, поэтому непосредственно возле самого берега вижу многочисленные всплески и расходящиеся круги от кормящихся подводных обитателей. Это на охоту вышел знаменитый шведский хариус и сиг, форель неподалеку от самого берега довольно редко попадается... Я ловил эту осторожную рыбу здесь только на снасть оснащенную «Сбирой» (тоже на мушки) и на спин («крутяшки» малых номеров).

Мое «корытце»...

Несколько холостых забросов на спин не принесли желаемого результата, хотя несколько крупных хариусов медленно проплыли мимо меня вдоль берега без всякого интереса к блесенке. Последующие забросы принесли мне желанную добычу, один трофейный более 40 см длиной позарился на завлекательную «железку». Очевидно, при массовом попадании насекомых вводу, хариус более заинтересован именно этой легкой добычей.

Позарился на «крутяшку»

Результаты рыбалки меня не очень интересовали, поэтому я решил просто понаблюдать за тем, как охотится рыба, питающееся в основном насекомыми. Это был классический случай: с кустов и низких деревьев, растущих у самого дерева, регулярно падали в воду различные «букашки-таракашки». Поэтому, как только бабочка или жучок падает вводу и начинает «бултыхаться» на поверхности в надежде добраться до спасительного берега, через несколько секунд буквально возникал «бурунчик» возле насекомого и оно просто исчезало навсегда. «Чемпионы» пытались добраться до спасительного берега не больше минуты. Особенно интересно мне было понаблюдать за большим черным жуком, который тоже свалился в воду и нахально и самоуверенно загребал своими лапками, надеясь достичь берега. Только я подумал: — Неужели это ему удастся? Как прямо под ним появился легкий всплеск, и жука кто-то проглотил. К сожалению мне не удалось сделать приличное видео, предполагаю, что эти сюжеты были бы интересными. В следующий раз обязательно займусь этим. Когда я подготавливал выловленных трофеев к засолке, я внимательно посмотрел содержимое их желудков и меню. В основном это были донные обитатели и насекомые с деревьев — преимущественно поденка...

Поденка...

Насмотревшись в качестве зрителя за очень интересной охотой за насекомыми местной рыболовной «элитой» (хариусом и сигом), я решил тоже поучаствовать в этом празднике «ЖИВОТА». Ну, думаю, оторвусь здесь по полной программе. Так как берег был не совсем удобен для занятий нахлыстом из-за близко растущих кустов, я облачился в вейдерсы. Вот теперь я полностью готов к «королевской» рыбалке.

Трофейный хариус — только нахлыстом

Вначале решил попробовать с примитивной «чебурашки» собственного изготовления, образец которой как-то мне подарил один из шведских нахлыстовиков. «Чебурашка» практически всегда обеспечивала великолепный клев в шведских водоемах, так как очень похоже имитировала местных подводных обитателей. Несколько забросов не принесли практического результата, значит, нужно менять стратегию. Если рыба «жирует» на поверхности воды, значит нужно использовать этот момент и переходить на «сухарики»...

Слив...

Перед этой поездкой я сделал довольно приличный запас «сухих» мушек через Интернет. Иногда я сажусь за станок и делаю несколько нужных мушек, тех же «чебурашек». Но пока предпочитаю приобретать мушки подходящие мне к предстоящей рыбалке у известных изготовителей. Между тем всплески жирующего хариуса становятся чаще и интенсивнее. Поэтому первой прицепляю мушку с белым «парашутиком». Заброс, мгновенная поклевка, не успеваю сделать подсечку. Поднимаю мушку в воздух и делаю несколько размашистых движений бланком, чтобы просушить снасть. Вновь заброс и пустая поклевка. Что-то не нравится мушка не очень привередливым обитателям водных шведских просторов, хотя я как-то сам убедился в «убойности» подобной «обманки», которую мне подарил один финн. Причем, именно на этом озере...

Уловистые «чебурашки» для европейского хариуса

Наконец, следующая очень медленная проводка мушки успешна, мгновенная поклевка, подсечка, нагрузка на бланк, начинается настоящая борьба. Медленно, но верно рыба оказывается возле берега. По короткому спинному плавнику определить не сложно — это на мушку позарился сиг, никак не менее «килошника». Несколько «кульбитов» возле самого берега, не успеваю завести свой трофей в кешер, последний рывок — солидный сиг стремительно улепетывает в глубину. Жалко, сига сегодня еще не ловил. Добавлю, что мне не удалось одолеть еще пару добротных сижков, один из которых был действительного трофейного размера. Очевидно, крючок на мушке был слишком мал для этой резвой рыбы. Нужно отметить, что сиг на севере Швеции отличается от своего брата-южанина и по весу и по форме корпуса... Сиг на юге гораздо крупнее (особенно в озерах) и более габаритнее...

Сижок

В этот прекрасный и тихий вечер я досыта насмотрелся на технику и тактику охоты именно на обитателей шведских водоемов на мушку. Интересно, как хариус и сиг выходит на промысел, в основном на «поденку», часто падающую под воздействием ветра на подветренную сторону озера. К сожалению у меня в запасе не оказалось подобной мушки, но я многое понял за короткое время наблюдения в естественных условиях за «жирующей» благородной рыбой. Пора заканчивать такую великолепную рыбалку, ведь впереди у меня еще один день.

50 см

Когда я начал чистить пойманную сегодня рыбу, я поинтересовался естественно содержимым своих трофеев. Как и следовало было ожидать, основной корм для местной фауны — это ручейники. Предполагаю, что этих обитателей хариус потребляет вместе с их домиками. Различные насекомые являются деликатесом и служат дополнением к меню. Одного из хариусов я определил на «жареху» и запил свой немудреный ужин парой кружек ароматного чаю. Как известно, в Швеции повсеместно вода самого высокого качества — «Trink Wasser Kwalitet»

Рыбу можно заметить на приличной глубине.

Перед чисткой хариусов решил аккуратно разложить их на траве и сфотографировать на память. В принципе, почему бы мне не остаться еще на один день здесь и обследовать следующую протоку? Очевидно, здесь действительно редко бывает местное население, значит рыбалка должна быть классной. Когда я еще смогу попасть в эти места? Место, где я остановился на ночевку очень удобное и хорошо продувается свежим ветерком, поэтому комаров и мошек здесь очень мало. Когда дует ветер с севера, можно успешно ловить рыбу с подветренной стороны на малом озере. Когда ветер меняет свое направление на противоположное, условия рыбалки становятся предпочтительнее на другом озере.

Шведский хариус

С собой я захватил небольшую пилку для заготовки дров для костра, чтобы вскипятить чай или поджарить рыбу. Приближался вечер, поэтому я решил заготовить немного дров, благо, что сушняка вокруг было достаточно. В костре приятно потрескивали дрова, дым отгонял немногочисленных комаров, было приятно просто сидеть у огня и наслаждаться заполярной Природой. Искренне завидую шведам, что они не претендуют на «глобализм» и влияние на окружающий мир, а просто живут полноценной жизнью... И кроме этого — заботятся о своей неповторимой Природе постоянно, живя с ней в полном контакте. Наступление вечера практически не заметно глазу, до конца июля в этих краях господствует заполярная ночь. Поэтому рыбачить можно практически в любое время суток, это очень удобно, просто биологические часы сигнализируют о времени сна и отдыха. Со спокойной совестью прячусь в своем временном пристанище и «пакуюсь» в свой надежный пуховый спальник, замечательный день полон впечатлений, впереди еще один. Несколько минут прокручиваю в голове события сегодняшнего дня и «отрубаюсь» после практически мгновенно...

Полярная ночь

Около 6 часов утра просыпаюсь, легкий дождь нежно стучит по крыше баркаса, от костра идет еще легкий дымок. Пора вставать, подбрасываю дров но угли, дождик утих как по заказу, можно ставить чайник и умываться. Сегодня мне предстоит познакомиться с еще одним неизведанным местом. Это мелководная протока между малым озером и еще одним гораздо большим по размеру, куда нет вообще никакой дороги. Кроме лесной дорожки от «квадроциклов» местных аборигенов, на которых они сюда приезжают иногда. Я понял так, когда наткнулся на нее неожиданно при знакомстве с местностью -- если сюда приезжают шведы, значит, здесь должна быть великолепная рыбалка даже по местным понятиям...

Харюзовая проточка

Практически никакого ветра, слегка активизировались комары, возле костра легкий дымок разгоняет эту крылатую «нечисть». В принципе, меня трудно этим удивить, т. к. я родился в Сибири и вырос на великой Оби. Кроме этого, я как следует подготовился к самым неблагоприятным условиям, в прошлом году мне натурально при отсутствии ветра при хорошем клеве комары и мошка просто не давали насладиться рыбалкой. Репеллентами я практически никогда не пользуюсь в любой стране, но если вы соберетесь неожиданно в подобный «Буркин-Фасон», и там вас атакуют «кровососущие» паразиты, будьте готовы к их нашествию. Я использую для этих целей изделия отечественного производителя, который приобрел однажды в России. Это подоснова крупной вязки из шерсти и сверху кофта и еще штаны из мелко ячеистой шерсти. Кому интересно могу дать ссылку, это наиболее эффективное средство защиты, гарантирующее 100%. Применять подобную защиту при хождению по тайге не рекомендую — быстро выходит из строя из-за «зацепов» за сучки.

Защиту от москитов использую также и на Сахалине

Быстро почистил свои «клыки» — про гигиену мы не забываем в лесу и на рыбалке никогда. Пару кружек ароматного чаю, пару бутербродов на закусь, собираю вещи, теперь можно выдвигаться. Лодочка ходко идет в нужном направлении, меня не возбуждают частые всплески наверняка не мелкой рыбы. Впереди меня ждут незабываемые впечатления от рыбалки. Через 15-20 минут я уже пересек озеро, лодку протащил по струе чуть выше, дальше пойду пешком по правому берегу. Приблизился к берегу, впереди громадный камень, прямо возле него солидная щука, «косит» на меня своим глазом, но остается на месте. Этот трофей меня не интересует, пусть охотится спокойно. Охотку я «сбил» недавно на Красноярском ВХ, куда меня однажды пригласил мой друг Атос...

Зубастая в засаде

Вроде готов, не забыть мушки и кешер (подсак), пакет под рыбу тоже не помешает. Какой-то легкий мандраж перед любимым занятием, хотя я и избалован классной рыбалкой за свою Жизнь. Именно такое место для занятий нахлыстом я долго искал; протока с ямками и перекатами, полное отсутствие конкурентов, несомненно, обилие непуганой трофейной рыбы. Ветра здесь никакого нет, поэтому возле «морды лица» сразу целое облако «нечисти». «Зашнуриваюсь» наглухо, удочку в руку, теперь можно идти. Впереди много звериных троп пробито, в основном это сделали лоси и северные олени, их «какашки» встречаются буквально на каждом шагу. Мне идти не больше 1 км, дальше протока заканчивается и начинается громадное озеро.

Северный олень

Дошел довольно быстро до места, где практически начинается проточка, дальше совершенно спокойная лагуна перед другим озером. К берегу можно подобраться только в вейдерсах, сплошные камни, легкое течение... Какая Красота! Это именно то, что я искал для настоящей рыбалки нахлыстом. Сел немного передохнуть, передо лицом густое облако из насекомых, руки не защищены, я не обращаю внимание на их бесчисленные укусы. Прямо передо мной частые всплески по всей акватории, прицепляю темную мушку из «пенки» имитирующую жучка, которую мне подарил Артур Мискевич из Хабаровска, с которым я сплавлялся по реке Мая. С Артуром мы задружили, часто обмениваемся своими впечатлениями по рыбалке. В последнее время он возит иностранцев за трофейным тайменем (принцип «Поймал-Отпусти» только нахлыстом)... Только недавно вернулся из очередной поездки.

Сбрасываю с катушки метров 15-18 шнура, поднимаю в воздух мушку и придаю ей необходимое ускорение, первый заброс в самую середину струи. Мушка не успевает проплыть даже метр, возле неё возникает сразу же бурунчик, подсечка, бланк в дугу, есть контакт. Кто бы сомневался...

Артур Мискевич — профи в нахлысте.

С первым трофейным «харитоном» особой борьбы не получилось. Уверен в своей снасти как в самом себе, крючок соответствует рыбе и наверняка надежно держит ее на«привязи», поэтому все рывки спокойно гашу и уверенно завожу свою добычу в кешер. Хорош, чертяка, уверенные 45 см не меньше. Какой же он красивый европейский хариус. Разумеется, есть и красивее представители этого рода и племени, к примеру — дальневосточный, которого тоже приходилось держать в руках. Но недаром европейца считают самым сильным и здоровым, по статистике он может достигать более 6 кг веса. Это мечты, но у меня уже есть промежуточный рекорд в прошлом году 52 см и 1500 гр.

Мой рекордный...

Для улучшения моего прежнего рекорда в 50 см ушло несколько лет, я надеюсь, но, забегая вперед, в этом году мне не удалось «перепрыгнуть» прежний результат. Разумеется, я каждый год езжу не затем в Швецию, чтобы улучшить свои достижения, но, нельзя останавливаться на достигнутом. Это девиз для каждого настоящего рыбака, тем более — нахлыстовика. Предполагаю, что мой 10- летний опыт занятий рыбалкой позволяет мне так утверждать. В нахлысте нет предела совершенства в технике или изготовления уловистых мушек, позволю себе сделать подобный вывод. Я по возможности тоже постоянно учусь у друзей — нахлыстовиков: Игоря Тяпкина из Мск, Артура Мискевича и Михаила Скопеца из Хбр, также и других виртуальных знакомых и других любителей этой замечательной рыбалки.

Трофейный хариус

Не собираюсь сравнивать существующие способы рыбной ловли по их эффективности. Но я научился успешно (без всякого «надувания» щек) ловить рыбу на поплавок или спин, бомбарду или в отвес, поэтому некоторое «пресыщение» результатами рыбалки привело меня именно в нахлыст. А этот способ часто не является самым «добычливым», но самым красивым и элегантным, справедливым и честным по отношению к добыче, уж это скажет каждый, кто предпочитает этот метод. Также мне помогли мои друзья овладеть этим не простым способом ловли осторожной и вкусной рыбы. Определил свой трофей (что бы он не убежал) и продолжаю рыбалку...

Спрятался...

Пока возился со своей добычей, краем глаза видел, как «кувыркается» хариус прямо передо мной. Впереди крупные камни, глубина метр-полтора, слабое течение. Следующий заброс, почти мгновенная поклевка, подсечка, пусто, новый заброс чуть вперед. Удар, нагрузка, пару метров протащил опять солидного харька — сход. Вот куда я стремился, вот это настоящая рыбалка. Недаром аборигены приезжают сюда на«квадриках». Если дальше рассказывать, то такую рыбалку запросто можно сравнить с сахалинской на дикой речке. Практически каждый заброс приносил трофейного или меньшего хариуса, было много сходов прямо под ногами. Пришла на память сахалинская рыбалка на гольца после нереста горбуши. Голец покрывал все дно небольшой речушки Пурш-Пурш на нерестилище, и каждый заброс приносил добычу. Но голец — это стадная рыба в отличие от хариуса (в моем понятии). А здесь просто аквариум с благородной рыбой. Когда я одолел 10 трофейных харитонов, каждый из которых был около 1 кг весом или более, я сказал себе: ХВАТИТ...

Шляпой не закроешь...

Я полностью удовлетворен результатом такой великолепной рыбалки. Буду с нетерпением ждать следующего года, чтобы вновь попасть сюда и насладиться этим кайфом. Сожалею, но мой напарник сейчас не такой мобильный как я. Неизбежно придет время, когда и мне придется любоваться Природой только с балкона своей квартиры... Не один раз я буду прокручивать в своей голове события сегодняшней рыбалки, особенно тогда, когда буду сидеть за изготовлением мушек. Непременно постараюсь освоить изготовление «поденки», которую так любят местные «харитоны» и сижки. Моя «пятерочка» показала себя тоже просто великолепно в борьбе с местными «харитонами» и ни разу не подвела меня...

Мое временное пристанище...

Хорошее место для ночевки я нашел...

Это уже Норвегия...

Кого заинтересует возможность побывать в Скандинавии, охотно проконсультирую как это можно сделать.
Есть несколько вариантов. Желательно в личке, не хочу, чтобы меня «уличили» в рекламе...