Недавно мы с моим другом Михаилом запланировали небольшое турне по местам его детства. Нам предстояло посетить один очень интересный пруд, где по достоверной информации водился ротан весьма внушительных размеров, а также маленькую голавлевую речушку. Я очень многое слышал от Михаила об этой речке, он мог рассказывать о ней часами, а фотографии трофеев, которые он демонстрировал, подтверждали его слова.

Накануне нашего выезда мне позвонил Константин Кузьмин. Поинтересовавшись моими планами на предстоящие выходные, он изъявил желание приехать и порыбачить вместе; как выяснилось позднее, на Орловской земле он был последний раз около семи лет назад.

Утром встречаю на вокзале Константина Евгеньевича, и мы отправляемся в дорогу. До первой нашей цели, пруда, около ста пятидесяти километров. По пути мы должны забрать Михаила из деревни, куда он отправился днем ранее на разведку, и затем уже в полном составе следовать к водоемам.

Дорога проходит в разговорах о рыбалке. К. К. рассказывает о путешествиях в дальние страны, об экзотических рыбалках, о различных тонкостях спиннинговой ловли. Кажется, что этот человек знает все, что это просто ходячая энциклопедия!

За интересными историями время летит незаметно; вот мы уже встречаем Михаила и он ведет нас лесному пруду, где обитает исключительно ротан. Водоем представляет собой лужу диаметром пятьдесят метров, большая часть которой покрыта ряской. Максимальная глубина — около метра.

До этого я никогда не ловил ротана на спиннинг, но теоретически мне ясно, что именно и как именно нужно делать, да и К. К. провел краткий курс по тонкостям ловли «русского басса». Очень важно правильно выбрать снасть. Спиннинг должен обладать высочайшей чувствительностью, ведь ротан не сразу заглатывает приманку, а некоторое время жует ее, и это надо ощущать, чтобы не подсечь слишком рано и не остаться без трофея.

На этот раз я использовал удилище Norstream Micromania 702, которое, на мой взгляд, идеально подходит для такой ловли. Во всяком случае, с чувствительностью у него все отлично; на одном из последних соревнований я даже использовал его для ловли на мормышку с мононитью, и поклевки совсем мелкого окуня ощущались отчетливо.

Цельная вершинка подобрана производителем очень удачно, у нее нет лапшеватости, она в меру жесткая и упругая, позволяет рыболову придавать приманке нужную игру, изменяя амплитуду колебаний от чуть заметного подрагивания до больших скачков.

На пруду я сразу пошел туда, где было поглубже, в надежде на трофейного ротана, а К. К. и Михаил отправились на мель.

Мастер-класс от КК

Первым открыл счет Константин Евгеньевич. Это и понятно: ему, в отличие от нас с Михаилом, эта ловля хорошо знакома. Я долго стоял на одном месте и экспериментировал с оснастками и проводками, менял форму и цвет приманки, но поклевок не дождался. Возможно, я что-то делал не так.

Перейдя на мель, я посмотрел, как ловит К. К. Его движения отточены до малейших нюансов, ничего лишнего, все четко и гармонично. Приманка — довольно крупный червь, насаженный как вэки.

Что ж, попробуем и мы так. Нахожу у себя в коробке что-то похожее — Keitech Sexy Impact 2.8. Насаживаю на офсетный крючок. Делаю заброс метров на семь, даю приманке опуститься на дно и мелкими неравномерными рывочками веду ее. Вскоре чувствую, что приманкой кто-то интересуется. Замедляю проводку, даю рыбе «зажевать» приманку и подсекаю. И вот он, мой первый ротан на спиннинг.

Первый...

А ведь некоторое сходство с бассом у него действительно есть! Несколько фото — и назад в болото.

Один в один

Стоило только понять принцип подачи и проводки приманки, как поклевки пошли одна за другой

Сожрал...

Не сходя с места, я поймал около полутора десятков ротанов, но все они были некрупными, не более ста граммов весом. Трофейного экземпляра мы так и не увидели, хотя местные уверяли, что самолично вытаскивали ротанов до килограмма.

Михаил ударился в эксперименты и начал пробовать на воблеры-минноу и на поверхностные приманки. Интересно было ловить в самой ряске, протаскивая приманку по густому зеленому ковру и наблюдать, как ротан выходит на атаку.
Наловившись вволю «русского басса», мы решили отправиться за голавлем, благо речка протекает всего в пяти километрах от пруда.

Михаил рассказал нам о местных особенностях, и мы поняли, что придется полазить по кустам: рыба стояла в основном в приямках под нависшими над водой ветвями.

Для береговой ловли в таких условиях я в последнее время использую спиннинг Norstream Areal New 602L. С виду эдакий изящный прутик, а внутри у него огромный потенциал. Для заросших речек как раз то, что надо: с одной стороны, отлично справляется с миниатюрными приманками и забрасывает их точно в цель (малейшее отклонение — и, считай, зацеп и обрыв дорогой приманки!), с другой, позволяет буквально выдирать из кустов голавля и поднимать его на полутораметровый берег.

Михаил провел для меня небольшую экскурсию, показав реку — неглубокую, с очень прозрачной водой и стаями голавлей килограммов до двух весом. Давненько я не видел такой картины!

К. К. отстал от нас, его внимание привлек мощный поток в районе плотины. Походив немного по реке, мы решили вернуться и приступить к ловле. А К. К. уже размочил счет, и, кроме того, у него было несколько пустых поклевок. Ловил он на своих любимых тараканов.

Смотреть видео на эту тему — это одно, а вот наблюдать на берегу, как он ловит голавля на таракана — совсем другое! Меня этот тип приманок сильно заинтересовал, и мне даже кажется, что в следующем сезоне он станет модным.

Ам же я как известный консерватор начал ловлю с микроколебалок. Блесна Тimon Tearo 1.6 отлично вписалась в условия этой речки, прочесывать ею мелководные участки с несильным течением было очень удобно.

Вообще, ловля получилась интересной. Где стоишь на пригорке, а где подползаешь на коленях, чтобы не спугнуть голавля, и делаешь заброс под самый куст или впритирку к коряге. Неспешно начинаешь проводку. Видишь, как играет блесна, перемещаясь по дуге. И вдруг — поклевка, мощный рывок...

Лобастик...

Михаил опять увлекся топ-вотерами, и голавль с превеликим удовольствием хватал его Jackall Water Mоcassin. Вот еще одна приманка, которой стоит уделить внимание в следующем сезоне. Михаилу попадались ровные голавлики по 300–400 граммов, совсем мелких у него не было.

Миха, Jackall и голавлик
Опять они...

А Константин Евгеньевич продолжал удивлять лобастых тараканами и стрекозами, периодически меняя их на свои «фамильные» воблеры, в том числе на «Кубикс».

«Гуру»

Я замер, блесна скрылась в струе. На следующем забросе блесной заинтересовался голавль чуть поменьше. Когда приманка исчезла в потоке, я почувствовал мощную поклевку. Затрещал тормоз катушки, «Ареал», согнувшись в дугу, гасил сильнейшие рывки, не давая рыбе сойти. Но как ее вытащить?

Берег крутой, пришлось действовать, как подъемным краном, но удилище выдержало. Мощь комля и прочность конструкции нового норстримовского «Ареала» не перестает удивлять.

Ну и Я...

На этом мы решили закончить наше турне по Орловщине. Думаю, что все остались довольны; во всяком случае, Константин Евгеньевич не был разочарован. Надо ли говорить, что обратная дорога тоже пролетела в один миг? Ведь К. К. можно слушать бесконечно...