Как и откуда всё началось
Как мы знаем, термин «Золотое кольцо России» появился с лёгкой руки журналиста газеты «Советская культура» Юрия Бычкова в середине 60-х годов прошлого столетия. Тогда, по заданию редакции посетив Суздаль, он предложил идею туристического маршрута, начинавшегося с Владимира, и далее, через Суздаль, Иваново и Кострому, к Ярославлю, а оттуда, на пути в Москву, — Ростов, Переславль-Залесский и Сергиев Посад.
В 1967 году Бычков сам проехал на личном автомобиле по придуманному им же маршруту, кстати, и термин «Золотое кольцо» — тоже его придумка.
И да, Москва в это кольцо изначально не входила, так что получалось не кольцо вовсе, а незамкнутая дуга.
Мы тоже пока его не замкнули, это кольцо, но вовсю стараемся.
Почему именно Ярославль считается столицей Золотого кольца, я не знаю, но такой факт имеет место быть, 29 декабря 2016 года городу был вручен патент Федеральной службы по интеллектуальной собственности на исключительные права на товарный знак «Ярославль — столица «Золотого кольца».
Может быть, потому, что правительство Ярославской области первым пришло к пониманию, что свято место пусто, а так ведь быть не должно. Оформили заявку, а где-то наверху (кто там у нас такими вопросами занимается?) эту заявку одобрили.
В общем, уже без малого девять лет, как столица! Это если официально.
А неофициально оно как-то исторически и до того было, по крайней мере знак «Нулевой километр Золотого кольца» был установлен в Ярославле ещё 25 мая 2013 года.
На этом знаке установлены указатели до остальных городов Золотого кольца, и Москва там тоже есть.
А на двух лавочках, стоящих полукругом по обе стороны от знака, гербы этих самых городов.
Из Москвы — в Ярославль, из столицы — в столицу!
Утро 31 мая. Не слишком раннее, ибо ехать вроде как недалеко, всего 260 километров, то есть примерно три с половиной часа, поэтому выезжаем в шесть утра.
Экскурсия по городу у нас забронирована на 11:00, значит, ещё около часа времени имеем на традиционный утренний кофе с какими-нибудь сладостями.
Вот только две вводных я не учёл! Вернее, учёл, но не полностью. Первая — ремонт Ярославского шоссе в районе города Пушкино, но утренняя пробка там обещала быть недолгой, теряли мы в итоге минут десять-пятнадцать от заданного времени.
А главный просчёт — пробки самого Ярославля!
Дело в том, что несколько дней до поездки я мониторил в Яндекс-картах дорожную ситуацию в по утрам, и она не вызывала никаких вопросов. НО!
31 мая там был День города, и мы не просто знали об этом, мы целенаправленно ехали именно на празднование 1015-летия Ярославля! Надо было просто голову включить и догадаться, что какие-то улицы в городе будут перекрыты.
А перекрытыми оказались не просто какие-то улицы, а весь исторический центр города!
Карту перекрытий я на сайте мэрии Ярославля нашёл уже потом, по возвращении в Москву.
Проблемно оказалось не въехать, проблемно оказалось найти место, где машину приткнуть.
Выглядели все близлежащие к центру улицы примерно вот так.
А этот участок я на следующий день с утра сфотографировал, когда за машиной пошёл.
В общем, пришлось покрутиться по городу, но в итоге повезло, нашли местечко в каком-то внутреннем дворе между девятиэтажками, рядом с трансформаторной.
Времени оставалось в обрез, но традицию нарушать не стали, успели забежать в намеченное кафе, выпить утренний кофе!
Правда, я пил какао. Немного голова разболелась, нервное утро с незапланированными пробками, наверное, сказалось.
Из кафе вышли без пяти одиннадцать, но уже не переживали, что опоздаем, потому что до места сбора экскурсионной группы ходу оставалось как раз эти самые пять минут.
Экскурсия
Хоть и началась наша экскурсия не с истории о самом Ярославле, а с рассказа о Фёдоре Волкове, основателе первого русского народного театра, у памятника которому мы, собственно, и собирались, но я всё-таки начну из глубины веков, так сказать.
Когда был основан город Ярославль, доподлинно неизвестно, однако, судя по первому упоминанию в летописях, датированному 1071 годом, это древнейший из существующих городов, расположившихся на Волге.
Общепринятая же дата 1010 историками взята из расчёта, что как раз в тот год Ярослав Мудрый завершил своё княжение в Ростове и отправился княжить в Новгород, соответственно, основать город, которому он дал своё имя, позже 1010 года просто физически бы не мог.
И вот тут возникает интересный момент! В общепринятой традиции датой основания поселения считается его первое достоверное упоминание в письменных источниках, коими для древней Руси считаются летописи, однако Ярославль выбивается из этого ряда, поскольку первоисточником взята не «Повесть временных лет», написанная предположительно в 1110-х годах, а значительно более позднее повествование — «Сказание о построении града Ярославля», опубликованное аж в 1877 году.
Легенда о медведе
«Сказание» гласит, что в том месте, где река Которосль впадает в Волгу, с незапамятных времён жило языческое племя народа меря, считавшее медведя священным животным, отчего и местность та называлась Медвежий угол.
Занимались язычники охотой, скотоводством да рыбной ловлей, а помимо того промышляли грабежом проходящих мимо них по Волге суден.
Уставшие от постоянного разбоя торговцы обратились за защитой к Ярославу, ростовскому князю, и тот с дружиной явился в Медвежий угол навести порядок.
И прибы семо со епископом, со пресвитеры, диаконы и церковники, мастеры и с воины; но егда входи в сие селище, людие сего испусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут Князя и сущих с ним, Но Господь сохрани Благоверного князя; сей секирою своею победи зверя, а пси, яко агнцы, не прикоснулися никомуждо от них. И виде безбожнии и злии людии вся сия, ужасеся и падоша ниц Князю и быша аки мертвы.
В переводе на современный русский язык это означает, что язычники не вышли сами сражаться с княжеской дружиной, а выпустили навстречу Ярославу зверя лютого, но князь не испугался, и зарубил того зверя секирой.
Как мы видим, в тексте не упоминается, что за чудище было тем лютым зверем, но, видимо из-за отсутствия альтернативных вариантов, историки отождествляют его с медведем.
Так вот и вышло, что на гербе города увековечено поверженное животное, несущее в лапах орудие своей погибели.
Документального подтверждения битвы князя с лютым зверем нет, скорее всего, легенда имеет под собой не столько исторические, сколько религиозные корни, символизм победы христианства над язычеством, однако, согласитесь, само повествование красивое, а потому пусть будет так!
Сколько в Ярославле имеется различных скульптурных изображений медведя, вам не скажет, наверное, даже самый знающий краевед, поэтому сложно предположить, как много потребуется времени, чтобы обойти и рассмотреть всех. Но самые знаковые, конечно же, у всех на слуху, и гиды, водящие по городу экскурсионные группы, обязательно вас к ним приведут.
Например, никак не получится пройти мимо ревущего зверя, взгромоздившегося на камень на улице Первомайской.
Этот медведь действительно ревёт каждый час, с 9:00 до 21:00, однако внутренние часы у него сбились, и он немного торопится. На данный момент рычит зверь приблизительно за три минуты до положенного времени, то есть в 8:57, 9:57 и так далее.
И сразу же предупреждаю: хотите услышать, как ревёт медведь, постарайтесь прийти к нему в не очень шумное время, когда людей вокруг не слишком много, ибо рискуете не уловить его тихое рычание, больше напоминающее урчание в животе, извиняюсь перед ярославцами за такое сравнение.
Чтоб дотянуться до носа бронзовой скульптуры, мне пришлось даже чуть-чуть приподняться на носочках, и это при моих-то метр девяносто.
И ещё одна скульптура, к которой нас экскурсовод не повела (уж не знаю, по какой причине) — «Медведь с протазаном», сидящий на лавочке на улице Кирова. Скульптуру создал Николай Мухин в 2016 году, вложив животному в одну лапу секиру, в другую — яблоко.
Зачем там яблоко, я не понял, видимо, это какой-то неразгаданный мною замысел художника, также не совсем понятно, почему секиру, которую медведь держит на правом плече, везде, в том числе и в описании на Яндекс-картах, именуют протазаном. Надо сказать, что я и сам сперва поддался общему заблуждению, однако позже, изучив чуть подробнее древнерусское древковое холодное оружие, выяснил, что протазан — это разновидность копья с широким плоским наконечником.
Кстати, традиционное русское оружие для охоты на медведя — рогатина, чем-то напоминает протазан, у неё иногда тоже пониже наконечника были своего рода упоры, препятствующие проникновению острия глубоко в тело зверя и удерживающие раненное животное на безопасном расстоянии от охотника.
От этого медведя, судя по бронзовому отпечатку лапы на брусчатке, ведёт один из городских туристических маршрутов.
Вообще, таких следов на улицах очень много, но мы по данным маршрутам не ходили, так что ничего конкретного рассказать о них не могу.
А вот эта вот бабулька, наверное, могла бы. По крайней мере, мне она задала вопрос, знаю ли я, что это за следы, и даже пыталась начать своё собственное повествование, но я извинился, сообщив, что в этом случае рискую отстать от экскурсионной группы.
Обиделась! Сказала, чтобы я шёл, раз так уж переживаю, но посоветовала иметь в виду, что всё, что нам расскажут на этой экскурсии — детский сад, и даже не младшая группа.
Ну вот так вот, в общем, немного бегло, о дате основания города, и о его главном символе.
Но к медведям мы ещё потом вернёмся!
Ярославский кремль
И в кремль экскурсовод нас тоже не водила, сейчас это территория Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а кремлём же, как таковым, эти крепкие стены никогда и не были.
История тут примерно такая же, как и во многих старинных русских городах: крепость-твердыня была деревянной и не сохранилась по причине того, что со временем в ней отпала необходимость как в защитном сооружении. Те же стены, что многие сейчас считают кремлём, не что иное, как бывший Спасо-Преображенский монастырь, возведённый ещё в домонгольскую эпоху, в 1216 году.
В 1787 году из Ростова в Ярославль переносят кафедру митрополита, и монастырь преобразовывается в Ярославский архиерейский дом. Помните, я когда рассказывал про наше путешествие в Ростов, то тоже там фигурировали митрополичьи палаты, сейчас именуемые кремлём?
Если не помните, то вот тут можно почитать ещё раз: fish-hook.ru/po...rasskazy/
Но народу много ли надо? На крепость похоже — значит кремль, так и на стене у входа на территорию написано.
Правда, чтоб не возмущались историки, краеведы, и просто досужие горожане, сделали приписку маленькими буковками, которые издали не разглядишь.
Название народное.
Вообще, о домонгольском периоде существования поселения на месте слияния Волги и Которосли сведений очень мало, одно из них — упоминание в «Повести временных лет» в повествовании о вызванном голодом в Ростовской земле «восстании волхвов», датированное 1071 годом, именно об этой летописи я писал чуть выше.
Бывши бо единою скудости в Ростовьстей области вьстата два волъхва от Ярославля, глаголюща: „яко ве свеве, кто обилье держить
И ещё пару раз Ярославль фигурирует в рассказах о разграблении окрестностей города новгородцами в 1149 году, да об осаде в 1152 году волжскими булгарами, которые взять город не смогли, к ярославцам подоспела помощь из Ростова.
Во время монгольского нашествия на Русь в 1237-1238 годах было разрушено много городов Северо-Восточной Руси, однако Ярославль не упоминался среди захваченных и сожжённых ни в одной летописи, что давало некоторым историкам повод предполагать, что богатые волжские города откупились и потому избежали погрома и разграбления, однако раскопки в Ярославле на Стрелке между Которослью и Волгой в 2005—2006 годах, проводимые Институтом археологии РАН, опровергли эту теорию.
В ходе археологических изысканий с 2005 по 2008 годы было обнаружено 9 массовых захоронений, общее число погибших, найденных в них, приближается к 500, все — со следами насильственной смерти, с травмами на костях от колющего и рубящего оружия, многие — со следами обгорания.
Раскопы проводились всего на 5% территории древнего Ярославля, так что не исключено, что новые изыскания, если они будут, добавят каких-то сведений о том страшном времени.
Во время смуты
На протяжении следующих четырёх веков в Ярославской земле не происходит ничего такого, что можно было бы выделить как особенность, как нечто отличное от истории любой другой подобной местности. Всё так же, как и у соседей: монгольские и не только нападения, междоусобные войны, чума, засуха, голод, торговля с другими городами и княжествами. Ну разве что такой факт, что в 1463 году последний князь Александр Фёдорович Брюхатый уступил (где-то пишут что продал) свои права на княжение великому князю московскому Ивану III. Ярославское княжество перестаёт существовать, и становится просто частью княжества Московского.
И вот наступает XVII век, пресечение московской ветви династии Рюриковичей, начало Смутного времени, и, наконец, 1612 год, и Второе ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Изначально, ополчение вышло в феврале из Нижнего Новгорода к Москве, где осаду Кремля держали силы Первого ополчения, которыми руководили князь Дмитрий Трубецкой и донской атаман Иван Заруцкий, однако в марте Трубецкой с Заруцким присягают на верность Лжедмитрию III, и Пожарскому приходится менять свои планы.
Второе ополчение идёт в Ярославль, который на время начинает выполнять функции столицы, а Спасо-Преображенский монастырь становится эдаким Государевым двором, где заседает временное правительство «Совет всея земли», квартируется войско, продолжается набор ополченцев, и даже чеканится монета, серебряная копейка с буквами ЯР на аверсе, ниже всадника с копьём.
И надписью «Царь и Великий князь Федор Иоаннович всея Руси» на реверсе.
В Ярославль Второе ополчение приходит в начале апреля 1612 года, и состоит на тот момент из трёх тысяч ратников, а выходит на Москву в начале июля, имея в своих рядах уже порядка двадцати тысяч.
Значительный вклад в это внесли ярославские купцы, отдав пятую часть своих доходов на финансирование армии, за что впоследствии были освобождены от обязательных налогов и повинностей новоизбранным царём Михаилом Фёдоровичем Романовым.
Ну и на этом, пожалуй, закончу первую часть повествования.
Продолжение следует.
Комментарии и отзывы 8
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
По идее Владимир или Суздаль столицей должны быть, княжество-то называлось Владимиро-Суздальское. Спасибо за экскурс. Интересно.
Я думаю что здесь логика несколько иная была, плясали не от древней Руси, а как раз от Смутного времени, когда Ярославлю довелось функции столицы выполнять. Опыт уже есть, так сказать.
А может просто самый крупный город из восьми взяли, и всё.
Из всего кольца — единственный полумиллионник.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Я тоже начал знакомство с Золотым кольцом с Ярославля ещё в школьном возрасте. Не по своей воле. Проходили там сборы по программе начальной военной подготовки. Так что впечатления остались самые нетуристические.
Мы-то знакомиться с Золотым кольцом начали с самого ближайшего к Москве города, с Сергиевого Посада.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Не был в Ростове и Иваново(
А в Суздале надо прикупить домишко)
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Нам тоже ещё два из восьми осталось посетить.
А в Суздале домишко, наверное, будет стоить как крыло «Боинга».
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Ну надо же и я в двух не был — Иваново и Костроме
У нас та же самая история, не были в Иваново и Костроме. Пока ещё не были.
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.