Так уж сложилось в последние годы, что каждый май мы с друзьями ходим.. На Буг.

Когда это получается, то ходим вчетвером, но в этом году почти все вылазки совершали по двое.

Но после типичных трёхдневных майских выездов, коих бывает 1-2 мы опять забываем про эту красивую реку до следующего года. Хотя вопросы о том, как поживает там голавль, периодически возникают, но ответа на них нет, вернее не было до прошлого года.

В этом году совершенно непреднамеренно получилось порыбачить на своём излюбленном пятикилометровом участке реки в период май-сентябрь с интервалами в месяц. И результаты нас мягко говоря удивили, но обо всём по порядку.

Место ловли — это участок реки протяжённостью 5 км между двумя перекатами, вернее сами эти перекаты и участки выше и ниже их. Верхний перекат был найден нами три года назад, во время пешего похода по реке Южный Буг. На протяжении нашего семидесятикилометрового похода по порожистой реке это были самые «дикие места», и, соответственно, самые рыбные. Почти все перекаты имеют искусственное происхождение — это разрушенные мельничные запруды, расположенные в местах выхода на поверхность гранитных пород.

Основной способ рыбалки — взабродку. На нижнем перекате возможно рыбачить, удобно устроившись на верхушках разбросанных в хаотичном порядке валунов. Основная целевая рыба — голавль, поэтому ловля идёт в основном на кренки. При этом другие рыбы тоже не против перехватить их у голавля, в первую очередь щука, окунь, немного реже жерех и сом и эпизодически санфиш.

Среди местных жителей бродит легенда про три КАМАЗа змей, якобы завезённых экологическими организациями для акклиматизации. Правдивость этой информации вызывает улыбку, но количество змей, таких как водяной уж и полоз, в некоторых местах поистине огромное.

Первый выезд, как правило, попадает на майские праздники. Но еще с апреля в мыслях постоянно возникали картины наших прошлых бугских вылазок, и сердца стук звучал в такт, бух-бух-БУГ-БУГ-БУГ.

Хорошо, что удалось удержаться от желания поехать на Первомай, ибо погода в этом году чуть запаздывала с теплом на майские.

Правильность наших предположений подтвердилось отчетами тех, кто порыбачил в это время.

Выезд состоялся в ночь с 8-го на 9-е мая. В составе двух Павлов, меня и Цыгана.

Погода предыдущих дней, с заморозками могла у менее «заряженных» людей отбить желание к путешествиям — с нами данный номер не прошел — только добавили теплых вещей в багаж.

Ночь в дороге пролетела незаметно, а рассвет, который мы встречали уже будучи пешеходами, подарил нам свежий ветерок — настолько свежий, что пришлось, накинув капюшоны и идти, опустив голову.

Прибыв на наше место, мы поняли, что не зря взяли утепленный экип для забродной рыбалки — без него в такую воду полезет только любитель ревматизма с простатитом. Собрали снасти. Я достал из тубуса свой одночастник Jackson Dynamis 61 UL (до 7 гр) привинтил Twin Power MG C3000 со шнуром Sunline Deep One HG 10 Lb. Товарищ тем временем прикручивал Twin Power C2000S с 8-ми либровой ниткой Small Game PE к своему Cardiff XT 66UL (3-5 гр).

Утро принесло пару голавлевых поклёвок реализованных одним полкилограмовым голавликом и пару щурят по 400 гр — все на джакаловского Chubby. По результатам утренней рыбалки сделали вывод — вода холодная и голавль еще не решил свои нерестовые дела.

Небольшой «военный совет» за завтраком, и мы единогласно принимаем решение о смене места рыбалки. С потенциально новым местом нам помог местный «язык», который поведал нам о перекате в пяти километрах ниже. Единственной проблемой было отсутствие дороги или даже тропы к нему по нашему берегу реки. Поэтому нам пришлось самостоятельно пробивать дорогу к дальнему порогу через нехоженый бурелом.

Дальний порог встретил нас чередой шикарных перекатов с обширным плесом между ними. Плеса было завалено валунами от полуметра до нескольких метров размером, и притом удивило отсутствие следов пребывания людей на нашем берегу реки. Однако я и подумать не мог, что есть такие места на этой реке, куда придется прикладывать первую тропу. Правда на противоположном обрывистом берегу виднелись несколько заброшенных сельских изб, сохранившееся здание колхозного коровника и песчаный пляж ниже последнего переката. Пока добрались, наступило время обеда.

Во время послеобеденной рыбалки ГЭС, расположенный выше по течению, открыл заслонки и водичка начала прибывать, а с ней и налаживаться клев.

Товарищ на Owner Bug Eye изловил килошного жереха, а я на чабика несколько голавлей и несколько не реализованных поклевок плюс щучка и пару окуней на джиг за перекатом. Необходимо заметить, что, несмотря на достаточно холодную воду, водная растительность в реке уже успела разрастись. А небольшая глубина переката в совокупности с зарослями подводной травы давали мало шансов на удачную проводку воблера при низкой воде.

Вечером, перед ужином, товарищ организовал акцию «чистый берег» и мы насобирали в окрестностях нашего лагеря кучу пластиковых бутылок, принесенных течением, и утилизировали их в костре.

За ужином были запечённые в углях окуня и тост за дедов, которые дали нам День Победы.

День второй Цыган решил посвятить нахлысту, и, как оказалось, абсолютно зря. Толи он еще ним ловит не правильно, толи местный голавль испытал шок от мохнатых чупакабр, которых тот величественно называл капустянкой и жуком, но кроме одного полукилограммового голавля за два часа ничего более не было поймано. Поэтому после нахлыстовых экспериментов он решил вернуться к спиннингу.

Рыба в этот день значительно активизировалась, или подъём уровня воды сказался, или конкретное потепление «включило рыбу». К бурному шуму порога начали добавляться всплески охотящегося хищника, который взрывал водную гладь в затишках за камнями.

По итогу полу дня проведенного на перекате у меня в зачете 2 жереха (2 и 1 кг) на багая и на чабика; пару щучек на Crazy Cradle и 6 голавликов на чабика плюс масса не реализованных поклевок на Red Rag.

После обеда решили сворачивать лагерь и отбывать к точке нашего старта, дабы на следующий день было проще выбираться домой.

На верхнем перекате застали аналогичную картину по уровню воды и поверхностной активности хищника. В итоге, проведя всю вечернюю зорьку на огромном валуне под самым лагерем, я на Chubby уговорил трёх голавликов и окуня.

День третий как всегда печально меланхоличный.

Цыган вообще не собирал снасти, а только сидел на валуне возле лагеря и грустно глядел на реку.

Я наоборот в каком-то угаре швырял приманки в бурные воды переката как будто желая нарыбачиться и наполнить себя впечатлениями впрок на недели скучных городских «трудовыебудней».

Река не осталась равнодушной к такому моему усердию и подарила мне пару трофеев. Оба трофея, щука и голавль, были пойманы в самом центре переката с одной точки и на один и тот же воблер — Incubator MAX 30.

Из остальных типов воблеров за три дня только один миноу (Tiny Fry 50SP) принёс голавля.

Из джиговых монтажей сработали «чебурашки» весом 4-5 грамм с мансовским Predator 5 см натуральных расцветок на офсетном крючке.

Довольно часто приходиться упоминать такой важный переменный фактор как уровень воды и сила течения. Причина — зарегулированость реки на всём её протяжении с интервалами около пятидесяти километров. Участок ловли равноудалён от обеих плотин и поэтому там присутствует несколько видов течения, которые мы классифицируем как показано ниже.

- Приливное. Бывает при открытой верхней плотине и закрытой нижней. Рыба включается сразу по всему зеркалу водоёма с момента повышения уровня и заходит в самый центр порога, при этом часто выдаёт себя всплесками при охоте за мальком. Водная растительность моментально прогибается под напором воды, и половина водного горизонта становится пригодной для проводки воблеров.

- Сквозное. Открыта и верхняя и нижняя плотина. Клёв рыбы стабилен на всех участках: слив с переката, сам перекат, выше верхнего гребня, но рыба, как правило, стоит по точкам и не часто себя выдаёт всплесками. Результативнее всего ловля забросами upstream и сносом плавающего кренка к затишку за камнем, с последующим заходом в границу струй.

- Сливное. Закрыта верхняя и открыта нижняя плотина. Рыба скатывается в канаву основного русла и ямки ниже слива с переката. Наиболее эффективна ловля веерными забросами ниже слива с последующим сплавом приманки вниз по течению до 50 метров.

- Болото. Обе плотины закрыты, и символическое течение присутствует только в силу естественного уклона русла, но на активность клёва и комфортность ловли никак не влияет. В таких условиях водная растительность поднимается до самой поверхности, делая почти нереальной ловлю на мелких местах, и на первый план выходят джиговые монтажи и щучьи шеды на ямках ниже слива.

ВТОРОЙ ЗАЕЗД на реку состоялся в начале июня и компанию мне на этот раз составил другой товарищ из нашей голавлёвой четвёрки — Серёга.

Как всегда выехали ночным автобусом, а спать не давали разговоры о наших прошлых поездках и планах на эту.

Полтора часа дороги сквозь утренний туман насыщенный ароматами луговых цветов и придорожных акаций прошли в полной тишине, каждый думал о своем, да и выговорились в дороге. Наша точка встретила нас обычным по утрам птичьим базаром, дедушками поплавочниками на другом берегу, теплой водичкой и сливным течением. Собрали снасти, сделали пару дежурных фото и в бой, вернее в порог. Комплект у меня UL-овый аналогичный прошлой поездке, а у товарища лайт Favorite Synapse твич спешиал 4-16 c Daiwa Kaldia Kix 2500 и ниткой PE Eggi 10 Lb.

На первой точке за полчаса прочёсывания водной глади за всеми интересными валунами-засадами только один голавль и одна поклёвка на Бугая (Owner Bugeye). Начали активно перемещаться по порогу, благо вода была тёплая и не очень высокая, при этом на каждой точке предлагали рыбе минимум три различные приманки. Двухчасовая рыбалка в таком режиме привела к поимке еще пары голавлей каждым, но солнышко и бессонная ночь сделали своё дело — Серёга не выдержал и ушёл спать на берег. Я, как всегда в таких случаях предпочёл упираться до упаду. Я ушёл на нижний слив и на удивление начал там достаточно регулярно полавливать голавлей 500-700 гр на Cherry 44 и DUO Hacker 55.

Как всегда после поимки пары рыб менял приманку, очередной заход MAX-а и… Не суждено было Сергею выспаться, всего через час его разбудил мой крик: «Сом, сомяра — Серёга, помоги». Так я, перекрикивая грохот порога, звал его пять минут, а в это время нечто здоровое ворочалось на моей UL-овой снасти на расстоянии полного выброса. К моменту когда я таки увидел Серёгину заспанную физиономию, я уже успел сократить дистанцию между собой и рыбой вполовину. После этого «нечто» вышло на поверхность, вернее взвилось над поверхностью, и я с удивлением узрел щуку под пятёрку. Ещё пару минут, и моя пятерня легла ей на загривок и, жестко зафиксировав трофей, я с победным видом двинулся к берегу.

По пути против течения мне приходилось бороться с постоянно слетающими сандалиями Simms (которые меня и потом неоднократно подводили и поэтому были списаны в хлам) и активно извивающейся щукой. В итоге со спиннингом в зубах, в одной руке щука, в другой расстегнувшийся сандалий я и предстал перед уже окончательно проснувшимся напарником. Взвешивание слегка приземлило мой прогноз — всего 3,7 кг, но для спиннинга с тестом до честных 7гр и шнура 8 Lb против такого течения это уже подвиг. Далее по стандартному графику — обед — нижний порог.

На нижнем пороге застали поднимающийся уровень воды и очень приличную верховую активность. Рюкзаки на землю и по-быстрому забредаем в воду по пояс и начинаем рыбачить. Начали ловлю забросами поперёк течения, стоя ниже слива с верхнего гребня, где течение активно мотало длинные космы травы. Условием удачного результата тут было точное попадание в язык слива между этими космами, рывок для включения игры воблера и сплав работающего воблера по полу-дуге, только после этого начинать подмотку катушкой. Часто поклёвки происходили на виду — голавль стрелой вылетал из-за укрытия и после типичного «отдай спиннинг», с приманкой устремлялся обратно. При такой ловле приходилось частенько играться с настройками фрикциона чтобы излишне расслабленный не дал рыбе скрыться за камнем или кустом травы, а излишне перетянутый не провоцировал большое количество сходов и нереализованных поклёвок. За вторую половину дня поймано около двух десятков голавлей и 3 щучки все на одном локальном участке. Приманкой дня стал Cherry 1 Footer в грязно-зелёном цвете.

Но, поскольку он был только у меня, то и 2/3 результата сделал я.

Дальше, больше — это можно считать девизом второго дня. Такого бенефиса одного актёра мне давно не приходилось наблюдать. Черик не просто ловил, а косил рыбу. Доходило до результативности, которая возможна в наших условиях только при ловле стайного жирующего окуня — 6 голавлей с семи забросов, а пустой заброс был по причине перехлестнувшегося за поводок тройника воблера. Да и голавли все как на подбор от 600 до 1200. Уже перед обедом, когда просто устал от ловли рыбы ушел с центра переката и непонятно зачем решил забросить в прибрежную канаву — закилошная щука, уже третья за сегодня откусила вместе с поводком на память мой единственный черик. Серёга облегченно вздохнул, не всякий выдержит полдня смотреть как товарищ тягает рыбу, а у тебя нет черика и, соответственно, ты чужой на этом голавлёвом армагедоне. После поклёвки этого бугского «парикмахера» в нашей компании родилась фраза «... хороших воблеров должно быть три — себе, товарищу и запасной».

После такой раздачи послеобеденная рыбалка была короткой и преимущественно джиговой. При ловле джигом одна из первых задач — это определить относительно чистый участок дна среди завалов валунов, которые присутствуют даже в заперекатных ямах. Когда место найдено, а пару джиг разведчиков покоятся с миром можно монтировать шарнирный монтаж минимально возможного под условия данной глубины (до 3-х метров) и течения (до 5м/с). В моём случае забросах против течения это были чебурашка 4 гр с офсетом и пассивной резиной, желательно плавающей, я ставил трёхдюймовый рейнсовский Bubbling Shaker; при забросах по течению приманку использовал только активную (не обязательно съедобную) и вес груза увеличивал до 6-ти грамм. Проводка совершалась на грани экстрасенсорных способностей, ибо если не чувствовать дно, раньше чем его коснётся джига, то это часто становилось гибельным для приманки.

Хочу немного остановиться на тактике ловли на кренки, которая в тот день принесла мне такой невероятный результат — 34 голавля за не полный день рыбалки. 90% поклёвок и поимок были при забросах против течения, при этом приманку следовало моментально включить в работу. Для этих целей необходимо очень быстро крутить ручку катушки либо использовать катушку с увеличенным передаточным числом. Когда приманка включилась, скорость подмотки следует уменьшить до минимально возможной, но при этом не допускать образования слабины, вызванной тем, что течение несёт приманку вам навстречу. При приближении приманки к гранитному валуну или объёмному кусту травы, в общем, любому хорошему месту для укрытия хищника от напора течения и удобного для засады, следовало резким рывком удилищем увести приманку из основной струи в границу струй или обратку за препятствием — БАХ или «отдай спиннинг» гарантирован.

На третий день поутру обе уловистые точки предыдущих дней абсолютно безмолвствовали. Толи всю активную рыбу мы переловили, а выпущенная обратно она стала умной и не активной, толи черика не было. Но, как показали дальнейшие пару часов, оказалось верным первое предположение, а вот возведение вчерашнего фаворита в ранг фетишей было не верным. Нужно было просто сместиться от самых удобных мест затоптанных нами к более неказистым и неудобным, но зато с не наколотой рыбой и свой десяток голавлей и по паре щучек каждый извлек. Явного фаворита на это раз не было — у меня сработала пара Evergreen Combat Mini SR & Owner BugEye у Серёги набрали баллов такие ветераны Maria SR 52 & Jackall Cherry 44.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ...