Шикарная заполярная осень в солнечную погоду.

Попасть в эти места мы с друзьями мечтали давно, да все как-то не получалось. Семгу в июне ловили на разных реках, зимой по таежным рекам и озерам поездили в поисках крупных трофеев в виде щуки и окуня, а вот с кумжей не складывалось. Но мечты имеют свойство сбываться, если очень хочется.

Добравшись до места осталось самую малость, переправиться через реку...
Пока одни сидят в лодках, другие ждут своего часа.
Подумали вот она наша техника для приключений, а нет... Эта не на ходу.

Далее погрузились в КУНГ (Кузов Универсальный Нормального Габарита) Газ 66 и в путь, навстречу приключениям, вдоль южного побережья Белого моря до устья реки Пялица. Ночевки и днёвки устраивали в то время, когда прилив не позволял пробраться вдоль берега. Речки называть не буду, чтобы не сбивать интерес первооткрывателя у тех, кто поедет после нас. Скажу одно — все реки и ручьи разные, у каждой свой характер, своя красота, душевность и гостеприимство. В этом они чем-то схожи с женщинами. Зато каждый из нас вспоминал потом свою, самую памятную, которая подарила незабываемые минуты рыбацкого счастья.

Берег Белого моря с характерным ароматом водорослей, где бы набирали морскую капусту для салата на ужин.
Кто капусту собирал, а кто-то в это время мясные подношения выискивал.

Ночевать приходилось в разных местах по-разному, в зависимости от условий: кто-то в палатках, в зимовьях, в кузове автомобиля. В зимовье, конечно, поинтереснее. Натопил печку, залез в свой спальник и слушай шум прибоя. А утром спиннинг в руки и на речку. Часть команды из моих друзей, а объединяющим звеном был я, который позвал их в эту поездку, была из нахлыстовиков. Поэтому дебаты на счет поймал отпустил и поймал и съел были почти на каждом привале. Надо же незнакомым между собой рыболовам хоть как-то чем-то померяться, пока рыбу не поймали.

В прилив вода подходила к самому крыльцу нашего пристанища.
Последний глоток кофе и на рыбалку.
Встречи с лесными аборигенами.
Что интересно, машины они не боятся ни в движении, ни остановившейся, но стоит только заглушить двигатель и прощай птичка.

Каждый из нас был со своим багажом знаний и опыта в рыбалке. На первых речках было красиво, но и только. Нахлыстовики, ловили лососевых разных пород — семгу, кумжу, ручьевую форель, кто-то из них и на Камчатке отметился. Но вечером приходили к лагерю такие же пустые, как и спиннингисты. На словах мелькало — потяжка была, и даже рыба у кого-то, но фотографий, подтверждающих это не было. Поэтому вечерние посиделки завершались под жареные грибы или гречку с тушенкой. А так хотелось рыбки.

Зато с грибами проблем не было, красные головы на белом ягеле далеко виднелись в прибрежной тундре.
Рыба не самое главное в путешествии, поэтому хватало времени, чтобы сделать красивый кадр.
Нахлыст — это всегда красиво.
Любимым делом можно заниматься бесконечно долго.

Все мы знали, тут главное поймать первую рыбу. Она и будет сигналом, что госпожа Удача соблаговолила удостоить нас своего внимания. И на одном пороге мне повезло. Делая проводку у самого берега на свале вниз вдоль канавки мне по колено глубиной произошла долгожданная поклёвка! Это была мелкая форель пеструшка с алыми пятнами на боках, а настоящая кумжа имеет только черные пятна. Практически тут же произошла поклевка у моего товарища нахлыстовика. Андрей поймал настоящую кумжу. Я отложил спиннинг и взял фотокамеру.

Первая рыба, всегда как первая ступень к свершению мечты.
От нуля ушел!

Кумжа очень пластичная форма, пожалуй, наиболее приспособленная из всех лососевых. Форель пеструшка — это ее, можно назвать, домашняя форма, которая не скатывается в море или озеро, но является полноценным членом стаи, которая участвует в общем нересте. У всех лососевых в процессе эволюции образовалась маленькая хитрость. Не все подростки скатываются в море. Часть из них остаются дома, в реках где родились. Они не вырастают до трофейных размеров, но являются неким козырем, который вступает в игру во время нереста в случае если из моря по какой-то причине зашло меньше самок или самцов. Популяция не исчезнет, просте в этом сезоне будет не такой обильный прирост малька. Но даже если выход в море перекроется, эти особи образуют эндемичную популяцию и будут скатываться в ближайшее озеро или просто образуют ручьевую форму. Кумжа была первым видом форели, описанным шведским зоологом Карлом Линнеем в издании Systema Naturae 1758 года при создании системы биноминальной номенклатуры для животных. Им и был образован термин Salmo trutta для описания проходных или морских форм кумжи. Вечером, еще один спиннингист Коля Морозов принес на общий котел несколько рыбин.

Сегодня вместо грибов и каши с тушенкой будет жареная рыба, а к завтраку малосол.

Немного отвлекусь. Как известно, англичане, переселяясь в колонии, везли с собой в бочках мальков форели, чтобы традиционно ловить ее нахлыстом на новой родине. Так эта рыба освоила озера и ручьи северной Америки, местами полностью вытеснив эндемиков. Ручьевая форель, перевезенная в Новую Зеландию, скатилась в море и превратилась в проходную кумжу, став полноправным обитателем местных рек и ручьев. Там ее до сих пор ловят нахлыстом, в том числе и на искусственную мышь. Кумжа входит в реки Европы от Пиренейского полуострова на юге, до Печоры на севере. Встречается и в Белом, Балтийском, Чёрном и даже Аральском море. Ручьевая форма есть в горных ручьях Марокко, Алжира, Туниса, Испании, Португалии, Франции, Корсики, Сардинии, Сицилии, Италии, Турции (я там ловил), Греции, Малой Азии, в верхнем течении Евфрата и Амударьи. Ихтиологи их классифицируют отдельными подвидами: аральская кумжа, каспийская, черноморская. В бассейнах Черного и Азовского морей, она образует пресноводные формы. Предкавказская кумжа, из Каспийского моря, нерестится в реках западного побережья (кроме Куры). Есть там и пресноводные формы. Встречаюся очень редкие эндемики, например, эйзенамская форель, обитает только в озере Эйзенам на границе Чечни и Дагестана. Так называемые Каспийский, Беломорский, Черноморский, Волжский лососи, это все будет кумжа. Как утверждают ученые до постройки плотин на Волге она поднималась на нерест выше Москвы и нерестилась в притоках Москвы реки.
В средней полосе России ручьевая форель есть в Тверской, Новгородской, Вологодской, Костромской, Ярославской, Псковской и Ленинградской области. К сожалению, во многих местах она входит в региональные Красные книги.

Наконец-то не только грибы и каша на ужин и завтрак.
Под утренний чай и кофе каждому по бутерброду с деликатесом.
Колея от гусениц вездехода в тундре видна даже через десятки лет.
Лагерь у реки.
У одной из красивейших рек нахлыстовики решили остаться подольше, чтобы обловить ее на большем протяжении. А спиннингисты поехали дальше.
Здесь столько красивых перспективных порогов, сказали они, что оторваться невозможно.

Дальше мы продолжили путь без них и не пожалели. Видимо так устроен мир, чем дальше в лес, тем толще партизаны. Не каждый рыболов путешественник достиг нашей кромки. Именно там нас ждало рыбацкое Эльдорадо. И мы тут поняли главный секрет хорошей рыбалки. Нужно чтобы прилив и закат совпали по времени. По большой воде и при неярком свете рыба поднималась в гору, преодолевая водопадики, отдыхая в ямах или под обрывами, где течение чуть тише в более глубоких, чем сама речушка канавах.

Пока я занимался розыском дров и организацией лагеря, Олег пришел со связкой рыбы.

Пока я занимался розыском дров и организацией лагеря, Олег пришел со связкой рыбы. Я тоже рванул на речку и услышал вслед — Братан, сними один крючок на воблере он лишний! Что за бред он несет, подумал я, но пришлось так и сделать. При каждом забросе его атаковала одна или две рыбы. Я такое поведение рыбы наблюдал только при ловле котлового окуня. Когда при вываживании одного второй догонял и пытался вырвать у первого из пасти приманку, если это был воблер с двумя крючками, второй тут же составлял ему компанию. Чаще всего рыба заглатывала глубоко и жадно, так что оба крюка оказывались в пасти и приходилось долго возиться добывая их из глотки. В результате пришлось просто откусить мультитулом второй тройник.

Все атаки следовали из той лужи слева острова, выше и ниже рыбы не было.

И все было неплохо, кроме одного, рыба была мелкая. Во многие реки кумжа поднимается из моря или озер практически круглый год, хотя имеются пики весеннего, летнего или осеннего хода. Идущая на нерест кумжа продолжает питаться. После нереста проходные формы возвращаются на отгул в море, оседлые формы остаются в озере или реке. Кумжа нерестится осенью. В зависимости от погоды, температуры воды и месторасположения водоема нерест может начинаться в конце августа и заканчиваться под декабрьским льдом. В период нереста кумжа может свершать продолжительные миграции по рекам и ручьям озерных систем, а может остаться на нерест в своем озере. В отличие от семги кумжа продолжает питаться до самого последнего момента. Перерыв в клеве наступает лишь после нереста, да и то ненадолго. В основу поведения кумжи имеющую проходную форму входит принцип нереститься в реке, а нагуливать вес в море.

Ночи стали холодать, а рыба укрупняться.

На Кольском полуострове большие озера с богатой кормовой базой заменили кумже море. Здесь обитает полупроходная форма. Природа полуострова устроена таким образом, что большинство рек берут свое начало из каскада озер, которые в большом количестве разбросаны по заболоченному предгорью. За сотни лет кумжа приспособилась совершать короткие миграции из озера в верховья реки и обратно в озеро. Мигрируя в реках и особенно в межозерных перемычках, кумжа предпочитает мелководные участки изобилующими валунами и старается держаться в основном на поворотах. В реке местами для засады хищника являются нависающие над водой кусты или высокая трава, валуны и упавшие в воду деревья, а также участки, где происходит изменение течения или потоков. Особый интерес у кумжи вызывают глубокие омуты образовавшиеся в местах вытекания реки из озера. Во время миграции рыбы предпочитают эти места для своих стоянок на кормежку и отдых.

Когда мы поняли ее предпочтения по местам стоянки, размер трофеев начал увеличиваться.
Малосольная икра — шикарный деликатес в походной жизни.
Витаминки к столу растут тут же в виде живой ягоды в чай или компота из них.
Пару раз в прилове попалась горбуша, которая еле двигалась, но приманки атаковала.

Утром мы ежедневно находили следы того, кто собирал по берегу полуистлевшую горбушу, подбирал ягоды и ловил, но недоедал леммингов.

Бывало обходишь по берегу куст, а тут пирог с ягодами парит. Хозяине сего шедевра только что был здесь.

Поэтому каждый шорох в кустах и по берегу заставлял настораживаться. Рыбалка была стремная. От хозяина не убежать, хотелось бы верить, что он сытый. В одном месте я ловлю рыбу и слышу, как сухие листья ивы шуршат. Пошуршат -пауза, пошуршат — пауза. Резко поворачиваюсь, а там это...

Лемминг, хомячок небольшой, но злобный.

Эти хомяки смело переплывали реку. Их хватали чайки, совы даже днем на них охотились. Недоеденными совами, медведями и лисами остатками питались вороны. Почти в каждой крупной кумже находили от двух до четырех проглоченных и наполовину переваренных зверьков, а рыбы не было.

Самая крупная кумжа за пять килограммов была поймана на камчатскую самодельную блесну вертушку без металлического сердечника.

Самая крупная кумжа за пятерку весом была поймана на камчатскую самодельную блесну. У нее вместо металлического сердечника пластиковые бусины. Их там ставят на самолов, а тут по мелководью впроводку идеально проходит отмели, камни, а тройник зафиксирован по оси красной термо трубкой. Кто поедет туда, рекомендую, сделайте себе заранее.
Контакты организаторов той чудесной рыбалки остались. Если надо поделюсь.

Прилов выше порогов, примерно в пяти километрах от моря. За икрой поднялась?
Будет долго рыбалка та сниться.