Не успел мой друг вернуться из Карелии, как мы планируем ещё одну поездку туда. Паша был недоволен своей первой поездкой в этом году, т. к. его результат не оправдал ожиданий, а мне просто хотелось выбраться как можно дальше от города с надеждой на поимку толстой кумжи или лосося. Долго гадать с выбором водоёма не пришлось — мы решили ехать туда, где Паша ловит уже 6 лет. Все места и точки ему хорошо известны, что придавало надежд на поимку рыбы.

Как обычно, просто приехать к мосту через реку — это ещё полпути. Поскольку мы прибыли в девятом часу вечера, то большую часть лесной дороги пришлось идти в темноте с фонариками на головах. Самое неприятное было то, что вейдерсы решили не одевать, и пойти в чем приехали, через несколько километров мы сильно пожалели об этом, т. к. из-за дождей дорога местами превратилась в какой-то заболоченный ручей, а ручьи, которые она пересекала, стали больше похожи на небольшие речки. Соответственно к месту стоянки я пришёл с мокрыми по колено ногами. Темнота наступила такая, что без фонарей не было видно даже соседних деревьев. Быстро ставим палатку, натягиваем тент, ужинаем и ложимся спать.

День первый

Утро оказалось довольно теплым, но дождливым. До конца обустроив лагерь, позавтракав и собрав снасти, мы идём на речку. Паша сразу подметил, что за все время, сколько ездил в эти места, никогда не видел такого высокого уровня воды. Но я вижу эту речку впервые, и с виду можно подумать, что вода в норме, такой уровень тут и должен быть. Лучше чуть больше воды, чем меньше! Первым местом, куда мы пришли, оказался огромный разлив, в который вливалась бурная струя воды от перекатов. Сделав несколько забросов, Паша сразу направился в сторону перекатов. Я хотел ещё немного покидать на разливе, но пришлось догонять напарника. Тут лучше не отставать друг от друга, повсюду стоит шум бурлящей воды и чтобы просто поговорить порой приходилось кричать, а на расстоянии позвать напарника просто невозможно. Кстати, мобильной связи тоже не было, она кое-как ловилась только на каменной горе неподалёку от лагеря. Так вот, Паша ушёл на перекаты, а я за ним. Он всегда держался впереди меня, поскольку знал, где тут вероятнее всего может стоять рыба. Поначалу мы кидали вертушки, потому что в прошлые годы по небольшой воде они были одной и самых уловистых приманок на этой реке. Я кидал свои самые тяжёлые модели — Lukris Nansa 3 весом 7,5 гр и Vlason 4 весом 12 гр. Первой сработала Nansa — на неё села небольшая форелька. Уже приятно, за первые двадцать минут поймать рыбку!

Идём дальше, Паша снова устремился вперед, сказав, что где-то там есть яма, только из-за высокого уровня воды её практически не видно. Спустя пару минут слышу крики: «Рыба! Рыба!!», сразу вижу, как огромная кумжа выходит к поверхности и начинает трясти своей черной мордой. Подбегаю, и мы быстро достаём её на берег, я делаю несколько фотографий Паши с трофеем. Кумжак оказался просто здоровенным, особенно после всех ручьевых форелей, которые мы привыкли ловить. Выезд уже удался, трофей пойман, а впереди ещё целых два дня!

Паша в этот день больше не ловил, его переполняли эмоции. А вот мне его рыбина только придала задору. Весь оставшейся вечер я провёл на разливе, который был выше перекатов, и поймал только небольшого окушка. В первый день мы также встретили местных рыболовов, которые приезжают сюда из близлежащих посёлков. У них стоит рыбацкий дом на противоположном берегу, откуда они всегда приплывали на лодке к нам, поэтому каждый вечер мы проводили вместе у костра с беседами о местной рыбалке жизни в этих северных краях.

День второй

Ночью опять шёл ливень, но к утру всё стихло. Мы решили заново обловить наши перекаты и дойти до их конца. Пока шли по дороге обратили внимание на то, что весь лес усыпан грибами, причем никакими-то сыроежками, а благородными! Повсюду виднелись мясистые шляпки белых и красных грибов. Очень часто мы натыкались на целые поляны, заросшие лисичками, таких больших грибов, ни я, ни Паша ещё нигде не видели. И самое главное, червивых почти не было, только самые переростки были гнилыми, остальные все чистые и красивые! В течение получаса мы насобирали огромный пакет грибов, которыми потом объедались ещё два дня.

Теперь вернёмся к кумже — в этот раз старались больше упираться в отдельные точки и делать по двадцать забросов в самые интересные места. Так мы полностью обкидали весь участок перекатов, и пока не заметили ни одной рыбы. Вот уже виднелось начало быстрины, а перед ней щучий участок. Паша, как всегда, идет впереди и занял место перед перекатом, а я в это время задержался на точке после переката, где поток воды немного стих, и появился участок пригодный для стоянки рыбы. С первых же забросов у Паши снова клюёт самец кумжи, заметно меньше первого, но все равно приятного размера, быстро фотографирую напарника с очередным трофеем и отпускаем рыбу обратно. Я сразу спрашиваю у Паши, где он её поймал, он делает заброс в это же место, чтобы показать мне и все повторяется — ещё одна кумжа примерно такого же размера оказывается на берегу!

Я, как и в первый день, пошёл покидать на разлив и чуть выше него. Ловля там была неудобна лишь тем, что блесны и воблеры постоянно за что-то цеплялись, сразу хочется обратить внимание, что на всех своих приманках мы поменяли крючки на японские тройники Saikyo. Кончики этих крючков немного загнуты внутрь, что значительно уменьшает шансы на сход рыбы, и, главное, сами они очень прочные, из всех мертвых зацепов мне всегда приходилось с усилием отрывать леску, а крючки разогнулись лишь на том воблере, на котором я забыл их поменять. Не смотря на это, на разливе все равно было не очень комфортно ловить, зачастую приходилось вытаскивать коряги и огромные пучки водорослей, а не рыбу.

День третий

Место, где Паша поймал двух кумжей, не давало нам покоя. Мы начали последний день именно с него, чтобы дальше тоже пойти вниз по течению. Вот уже стоим тут и сделали не меньше десятка забросов каждый, я поворачиваюсь, чтобы сделать заброс ещё ниже, где течение даже слишком сильное, но чем черт не шутит! В это время воблер напарника уже в полете в эту же точку, я решаю подождать и бросить после него, дабы не запутать снасти, как вдруг на мгновение из воды выскакивает морда очередной кумжи и тут же выплевывает воблер. Паша ещё долго кидал в это место, а я пошёл обкидывать перекат чуть ниже, который мне приглянулся ещё во второй день. Мой напарник скрылся из виду, видимо, пошёл ещё ниже.

В этот день я активно поедал бруснику и рябину, мои карманы до верха были заполнены этими ягодами, так и ловил потихоньку, подпитываясь дарами леса. Очередной заброс и начинаю подматывать воблер против течения, как вдруг что-то тяжелое повисло на конце лески, сразу же делаю подсечку и чувствую, как кумжина начинает бегать по перекату, она периодически показывалась у поверхности и с шумом барахталась в воде. Но потом уходила на дно, откуда я её еле-еле поднимал, было просто нереально круто и приятно держать такую рыбину на крючке! Главное, что все это было под контролем, снасти прекрасно справлялись со своей задачей. Я уже несколько раз крикнул Паше, но он так и не пришёл, его самого тоже не было слышно. Тем временем начал подводить кумжу к себе, а она сделала ещё один рывок и начала прыгать по перекату передо мной. Это были кадры, которые запоминаются навсегда! Наконец-то она устала, и я смог её взять, даже не помню, как это сделал, помню только, как бежал с ней, держа в двух руках, к Паше. Он оказался совсем рядом на повороте реки, но, видимо, из-за шума порогов не услышал меня. Делаем несколько фотографий, и я отпускаю её в родную стихию. Затем привожу Пашу на место поимки, каждый ещё сделал забросов по пятнадцать, и внезапно у меня из-под ног вылетает ещё одна кумжа, Паша уже почти закончил проводку и подводил воблер к себе, как в метре от меня на него села рыба! Потом снова вернулись на поворот реки, где Паша доловил свою форельку.

Вот уже идём обратно к лагерю, как я слышу вдалеке от дороги шум порогов, это место мы всегда проходили мимо и, если не прислушиваться, то можно ничего и не услышать, я уговорил напарника зайти туда, покидать немного. Сам прошёл вперед и встал на точке перед перекатом. С третьего заброса по воблеру долбанула кумжа, пытаюсь подвести рыбу к себе, но она начала кувыркаться и её стало сносить течением вниз, очередное потряхивание головой и мой воблер освобождается из её пасти. Перекаты оказались совсем небольшими по протяженности, как бы резкий перепад высоты, по длине где-то метров 100 и за ними снова разлив. Там тоже немного покидали, Паша поймал щучку на ужин, и мы пошли к лагерю.

Вот так и закончился наш последний день, по итогу он оказался самым убойным и рыбным! Вечером мы уже нигде не ловили, только отдыхали в лагере. Лично мне было очень грустно прощаться с речкой, ведь там необычайно красивая и дикая природа, к тому же, где ещё я смогу наловить таких трофеев, как здесь. С Пашей решили, что обязательно сюда нужно приезжать хотя бы раз в год в это же время, а в идеале ещё раз в июне.