Слоуджиггинг

На сегодняшний день слоу джиггинг это наиболее молодое и динамично развивающееся направление в морской рыбалке.
В чем же отличие слоу джиггинга от обычного «быстрого» джиггинга и вообще его суть, изначально заложенная в него его создателями?

Отличие можно выразить одним словом — скорость. За счет более медленной и менее амплитудной (по сравнению с обыкновенным джиггингом) проводки, пилкер дольше остается в горизонте где стоит та или иная рыба, при спид джиговой же анимации пилкер «пролетает» на скорости эти «этажи» и рыбе попросту лень тратить силы на поимку столь юркой «дичи». Слоу джиггинг гораздо менее энергозатратен по сравнению со спид джиггингом. Если к концу дня от спид джиговой рыбалки обычно от усталости «отваливаются» руки, то от слоу джиггинга вы практически не устаете. Всетаки спид джиггинг заточен под более темпераментную и быструю тропическую рыбу, обитателям дальневосточных вод по нраву более спокойная, размереная проводка.

Джиги, тысячи их.

Есть несколько шаблонов поведения кормовой рыбы, к которым привязываются различные джиговые проводки. Одним из таких шаблонов является «покалеченная рыбешка», которая делает спонтанные движения, неожиданно, как будто парализованая, зависает в толще воды в горизонтальном положении, обессилено падает на дно. Чем медленнее жертва, тем она слабее, тем меньше усилий надо приложить чтобы ее поймать и сьесть. Соответственно цель провести пилкер, являющийся куском железа (которое по сути своей быстро тонет), так чтобы он имитировал такую рыбешку, то есть мог зависнуть на какое-то время в горизонтальном состоянии.

Джиг (пилкер) работает следующим образом. 1) При так называемом Pitch — загрузке бланка удилища (подмоткой катушкой \дергом вверх (Jerk) спиннингом) а чаще всего сочетанием того и другого, бланк прогибается под весом джига (нагружается), 2) затем кончик бланка пружинит и тем самым подбрасывает джиг вверх. Джиг продвигается вверх, затем, когда исчезает сила, тянущая его вверх, 3) он заваливается на бок и начинает свою игру — зависает, скользит вбок, медленно «осыпается», переваливаясь с бока на бок, и т. д. и т. п. в зависимости от формы джига.

Соответственно задача классического слоу джиггинга — заставить джиг «зависнуть». А для этого его надо подбросить. Но подбросить его нужно c как можно меньшей амплитудой, в идеале так, чтобы он играл практически на одном месте, оставаясь как можно дольше в горизонте где стоит рыба. Но при этом необходимо передать джигу достаточно энергии для того, чтобы он перешел в горизонтальное состояние и «завис». Но возможность металлического джига зависать ограничена, так как он металлический. Поэтому останавливаться нельзя, так как если мы джиг остановим, то он будет просто куском железа.

Итак, чтобы сделать качественный Pitch нужны специальные спиннинг, катушка, джиги и проводка.

Спиннинг

Спиннинги для слоуджиггинга недешевое удовольствие.
Дорогой сегмент. Серия Poseidon от Evergreen.
Подсерия Ocea Jigger от Shimano
Серия Propagate от компании Beat
Средний ценовой сегмент представлен:
Серия Galahad от легендарной Yamaga Blanks
Серия Horizon от не менее известной фирмы Tenryu
Подсерия Metal Witch Slow & Fall от Palm's
Народный выбор. Дешево и сердито.
Подсерия Giant Killing от Majorcraft.
Подсерия Crostage от тех же Majorcraft.
Китайцы тоже хотят кушать. Модель Vitamin Sea от компании Kuying.

Специальные палки для слоу джигинга имеют медленный строй (regular action), но «быстрый» карбон. К катушке тоже особые требования — чем больше лески она выматывает за один оборот — тем лучше (80-110 см за 1 оборот, идеал) и по-возможности, длинную ручку. Комбинация всех этих характеристик возникла неспроста, так как только такая комбинация позволяет подбросить джиг с достаточной энергией, но при этом минимальной амплитудой, для перевода его в горизонтальное состояние для дальнейшего его «зависания».

Катушка

Катушки, применяемые в слоуджиггинге, Китайцы не остались в стороне.

В классике слоу джиггинга джерк спиннингом вообще не делается. Спиннинг держится практически неподвижно, паралельно толще воды, а джиг подбрасывается спиннингом, который загружается с помощью резких оборотов катушкой. Соответственно джиг двигается вверх на расстояние, которое выматывает катушка. Так как нам нужно двигать джиг как можно меньше, то можно делать катушкой не полный оборот, а например полоборота, одну четвертую и даже одну восьмую оборота. Таким образом можно продвигать джиг очень медленно вверх, при этом, при каждом подбросе гарантированно заваливать джиг на бок, заставляя его «зависать» или скользить вбок и совершать прочие «кира-кира» (а по нашему «херак-херак») движения, притворяясь раненой рыбкой, вместо куска металла. Именно для этой цели такой строй у слоу спиннингов — медленный, но с быстрым отзывом — чтобы подбрасывать джиг, будучи загруженным всего лишь частичным оборотом катушки (например 1/8 оборота). И вот почему необходимо скоростное передаточное число у катушки — чтобы обеспечивать хоть какое-то расстояние лишь частичным оборотом (той же 1/8 оборота). И поэтому удобнее «работать» катушкой с длинной ручкой — чтобы делать дробные обороты с достаточной резкостью. Короткой ручкой резко «дробить» очень неудобно. И поэтому классические джиги короткие — ведь чем длиннее джиг, тем более длинная амплитуда нужна для его подброса и перевода в горизонтальное «рабочее» положение. Именно поэтому джиги(классические) имеют центр тяжести посередине — для максимально быстрого перехода в горизонтальное состояние и максимально долгого зависания.

Естественно, это всего лишь основа и теория. На практике существует течение и снос, и шнур идет от спиннинга к джигу по дуге. Поэтому подброс только с помощью катушки, и тем более дробными проводкам, почти всегда в реальной жизни является недостаточным, чтобы загрузить спиннинг в той степени, которая достаточна для того, что подбросить джиг и перевести его в рабочее (горизонтальное состояние). Поэтому приходится помогать руками — джерковать. Приходится следить за углом между палкой и шнуром. Именно поэтому для классического слоу используются тонкие шнуры — для максимально прямого контакта с пилкером и минимальной парусности.

Ну и самое главное, все, что описано выше, это основы слоу джига именно в классике. Но к настоящему моменту все очень сильно эволюционировало. На сегодняшний день в слоу джиггинге существуют 3 базовые техники анимации приманок, которые естественно можно и НУЖНО комбинировать между собой, экспериментируя со скоростью, амплитудой и т. д.

Slow-Pitch, High Pitch и Long Fall

1) Slow-Pitch — подброс удилищем + анимация катушкой (полный оборот, пол оборота и другое различное «дробление») с периодичностью цикла примерно 1 раз в секунду. Во время подбросов джиг рыскает из стороны в сторону, в конце каждого подброса джиг «зависает» в толще воды с последующим «осыпанием», планированием, виражом в сторону, в зависимости от формы джига.
2) High Pitch (рыбка в панике) похож на предыдущую анимацию, но в данном случае анимация более напористая и с большей амплитудой (но не такая быстрая как в спид джиггинге), в конце подброса бланком явственно ощущается слабина шнура с последующим «ударом» по шнуру тонущего джига, некоторые медленнотонущие модели джигов способны планировать по 2-3 секунды.
3) Long Fall — тягучий подьем удилища как можно выше вверх (до почти вертикального положения) одновременно анимируем катушкой (полный оборот, пол оборота и иное различное «дробление»), пауза с последующим «бросанием» удилища вертикально вниз.
Ну и в заключении пара видеороликов в тему. Приятного просмотра.

Основы слоуджиггинга от Нумата сан.

Статья написана на основе формулировок форумчанина из Клуба рыбаков ЛЕФУ Дмитрия «shaggywara», незначительные дополнения внесены «artoffighters».

Мои первые потуги в слоуджиггинге.

И первая хорошая рыбешка. Треска кг 5-6.