Тигры-стражники Самарканда

Начну эту статью, пожалуй, с композиции «Тигры-стражники Самарканда».

Когда-то в этой местности водились туранские или каспийские тигры, полностью истреблённые в середине XX века. Скорее всего, именно они изображены на портале мечети Шер-Дор на площади Регистан, поскольку там у животных видны то ли гривы, то ли бакенбарды, а как раз эта особенность была основным отличительным признаком туранского тигра.

В ходе лазерного шоу, проецирующегося по вечерам на фасад медресе Тилля-Кари, эти два грациозных хищника как будто выпрыгивают из темноты и ложатся по обе стороны от главного портала медресе в тех же позах, в которых мы можем увидеть их в скульптурной композиции, находящейся в парке Амира Тимура.

Скульптурная композиция «Тигры-стражники Самарканда».

Почему именно тигры выступают в роли стражников? У меня нет ответа на этот вопрос.

Вроде существует предание, что в то время, когда Самарканд только строился, с Зеравшанских гор спустился леопард, обошёл все дома и, как бы удовлетворённый осмотром, удалился. Но леопард — это же всё-таки не тигр, а барс, причём, скорее всего, имеется в виду ирбис, или иначе — снежный барс. Конечно, можно предположить, что тигра в Средней Азии называли «джульбарс», что переводится как «полосатый барс», но даже в таком случае с гор он спуститься не мог, ибо места обитания тигра — это заросли в долинах рек.

Скорее всего, скульптор, имя которого я, к своему удивлению, не смог нигде найти, просто связал воедино легенду о леопарде и тигрольвов с фасада медресе Шер-Дор. В любом случае, получилось красиво и эффектно.

Русский Самарканд. Интересные здания и церкви других конфессий.

На обратном пути из Бухары в Ташкент мы остановились на ночёвку в Самарканде и успели утром немного прогуляться по району, где располагалась наша гостиница.

Оказалось, что называется он Русским Самаркандом, в чём мы с Леной успели убедиться, услышав в основном русскую речь, почитав написанные на русском, без дублирования на узбекском, названия магазинов и кафе, рекламные штендеры и вывески у входов в них. Русская музыка, льющаяся из приёмника, который слушал мужчина в сквере, объявления типа «Продам дрова» и просто славянские лица встреченных нами во время прогулки местных жителей.

Рассказывать об этой части города следовало бы подробнее, поскольку она отличается от остального Самарканда, больше напоминая европейские города и планировкой, и архитектурой, а заслуга в этом — первого губернатора Александра Константиновича Абрамова, занявшего этот пост вскоре после завоевания Туркестанского края войсками Российской империи.

Возможно, когда-нибудь нам снова удастся побывать здесь, тогда уж точно исследованиям Русского Самарканда будет уделено больше внимания, а пока — вскользь.

Здание бывшего Самаркандского отделения Российского государственного банка

Покажу то, что успели увидеть утром, и начну со здания, построенного для Самаркандского отделения Российского государственного банка в начале XX века. Шатровая крыша над входом не напоминает вам Ярославский вокзал в Москве?

Здание бывшего Самаркандского отделения Российского государственного банка начала XX века.

Обратили, кстати, внимание, что построено оно из характерного для Средней Азии кирпича жёлтого цвета, не свойственного русской архитектуре. Такой же кирпич использован и при строительстве следующего здания в моём обзоре.

Собор Святителя Алексия Московского

Православный собор Святителя Алексия Московского был построен в Самарканде в период с 1909 по 1912 годы.

Собор Святителя Алексия Московского.

В 1920-х годах церковь была закрыта, после чего здание находилось на территории военного городка. В начале 90-х, после развала Союза, воинская часть была выведена, а в 1996 году храм вернули верующим, и он был заново освящён освящён Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Ещё одно здание, у которого нельзя было не задержаться, — церковь святого Иоанна Крестителя.

Церковь святого Иоанна Крестителя

Так уж случилось в этой жизни, что мы с женой принадлежим к разным религиозным конфессиям, я — православный, Лена — католичка, так что у какого храма бываем — в тот и заходим, не обращая внимания на его идентичность.

В этот раз, правда, не зашли ни в один из них, так как гуляли ранним утром, и всё ещё было под замком.

Церковь святого Иоанна Крестителя.

Католический храм в Самарканде был построен в 1915 году, после того как сюда стали ссылать военнопленных поляков, австрийцев и венгров. В советское время, естественно, был закрыт, а возвращён немногочисленному католическому приходу в 1997 году.

Церковь Святой Богородицы

Церковь Святой Богородицы — это армянская церковь, построенная в 1903 году на средства местного армянского населения.

Мы-то к армянам никаким краем, но раз уж взялся перечислять религиозные строения, то надо и эту церковь упомянуть.

Церковь Святой Богородицы.

Что характерно — церковь совсем небольшая, хотя уверен на все сто, что армян в Самарканде значительно больше, чем католиков.

На этом о Русском Самарканде, считаю, можно закончить, зданий, претендующих на то, чтобы и о них рассказать, ещё хватает, но, повторюсь, это тема для отдельной статьи, и, возможно, даже не одной.

Осталось только для этого туда однажды вернуться!

Художественная галерея

В это место мы заходили в процессе экскурсии, гид показал место, где можно прикупить сувениров, в том числе и из авторских работ, мы же, воспользовавшись случаем, просто стали фотографировать, чтобы запечатлеть такую красоту.

Художественная галерея в старом доме.
Художественная галерея в старом доме.
Художественная галерея в старом доме.
Художественная галерея в старом доме.
Художественная галерея в старом доме.

Подобный дом с шикарным внутренним двором, к слову, фигурирует у меня в статье о махалле Самарканда, только там он переоборудован под отель, а здесь — под художественную галерею.

Сиабский базар

Сиабский базар находится в двух шагах от мечети Биби-Ханым.

Сюда, опять же, завернули с подачи экскурсовода. Понятно, что любой гид обязательно приведёт вас в какое-нибудь место, где будет что-то эксклюзивное, такое, что не купить больше нигде.

Приём «самое вкусное», «самое настоящее», «делаем по секретному семейному рецепту» — ситуация для тех, кто регулярно в своих путешествиях пользуется услугами экскурсовода, привычная. Мы обычно не отказываемся, чтобы человека не обидеть, а вот приобретать что-либо в таких местах или нет — это уже наше личное право.

Сиабский базар.
Сиабский базар.
Сиабский базар.
Сиабский базар.
Сиабский базар.

Восточные сладости мы всё равно собирались покупать, так что в итоге довольными оказались все: и покупатели, и продавцы, и посредник между ними в лице экскурсовода.

Фото, как на рекламный проспект.

Помимо того, что накупили всякого разнообразия, так ещё и напробовались вволю. А продавец, вдобавок, горячего чая к сладостям всем наливала, чтоб дегустация не очень приторной оказалась.

Почаёвничали под восточные сладости.

Ну и так ещё, по разным разностям пробегусь поверхностно.

И прочее...

Китайский сквер

Территориально расположен он в Русском Самарканде, но в тот раздел я вписывать ни сквер, ни архитектурно-скульптурную композицию в нём не стал по причине того, что исторически это довольно молодой объект.

Сквер был разбит в 2020 году рядом с Самаркандским университетом туризма, в котором работает институт Конфуция. Бронзовую статую древнего мыслителя и каменные ворота с мостиками и аркой изготовили в Китае.

Китайский сквер, статуя Конфуция.
Китайский сквер.

Какова история возникновения этого сквера, я не знаю, не особо, честно говоря, интересовался, но как прогулочная зона — вполне неплохое место.

Самаркандский «Музеон»

О другую сторону Самаркандского университета туризма — парк странных скульптур, мы с Леной назвали его местным «Музеоном», по аналогии с московским, куда собрали те изваяния, места которым не нашлось больше нигде.

Самаркандский «Музеон».

Много не фотографировал, большинство инсталляций стоит на зелёной зоне, а я постеснялся, что называется, ходить по газонам.

Самаркандский «Музеон».

К уличному фастфуду

И напоследок — как помыть руки, если вдруг захотелось съесть на улице самсу, бургер или шашлык? Несколько раз за время своего пребывания в Узбекистане натыкались на такой вариант.

Руки мой перед едой!

Неоднозначное решение, честно говоря. С одной стороны, грязными руками браться за еду негоже, с этим я согласен, с другой — вода из этого рукомойника прямым ходом идёт в арык, а оттуда потом куда?

Но это так, отвлечённые мысли, в Самарканде, да и вообще во время всего путешествия по Узбекистану, мы питались в заведениях, где руки можно было помыть более привычным для нас способом. Отдельная статья, посвящённая гастрономическому экскурсу по некоторым ресторанам и кафе Ташкента, Самарканда и Бухары, будет немного позже. Если это кому-то интересно, конечно же.

А пока — до свидания, Самарканд, и встречай, Бухара!