Сразу скажу, все размышления и высказывания являются личным мнением и не претендуют на «истину в последней инстанции». Так же, данный текст, не является рекламой или антирекламой какого либо товара!

Весной 2020г. принял решение о смене своей лодки Прогресс-4 на что-то более свежее и более «просторное». До прогресса была ПВХшка 350, после, ПВХшка 400. Первое удостоверение получил в 2009г, т. е. 13 лет назад и на воде не новичок. В инете просмотрев объявления о продаже «новоделов» с отметкой Б/У, так и не нашел то, что мне нужно и по душе. Принялся изучать различные форумы и сайты по водомоторной технике (сколько же там всего понаписано, чуть меньше половины сообщений не носят какой-либо конкретики — ну да бог с ними). Основной, и как мне показалось наиболее «живой» сайт — это evofishing.

Окончательно утвердившись в том, что лодку мне приобретать новую, начал выбирать марку лодки. На компе завел папку с наиболее популярными и не очень моделями и начал убирать то, что мне не нужно. Так как лодка будет эксплуатироваться в Сибири (новосибирская и томская область), то стеклопластиковые корпуса сразу «отодвинул» в сторону. Знаю, некоторые не согласятся с таким действием и в чем то я их понимаю, мне и самому нравятся стеклопластиковые корпуса, но только чисто визуально, да, у них обводы лучше чем у металлических и скольжение лучше, но я посчитал что стеклопластик не практичен. В общем, сказал «нет» стеклопластику как корпусу. Рассматривал лодки, где корпус из АМГ, а «вкладыш» стеклопластик (приглашали на рыбалку на такой лодке, рыбачил и не раз) — не понравилось.

Начал «перебирать» лодки из металла. Нового американца мне по деньгам не поднять, поэтому решил смотреть лодки, произведенные на евразийском континенте. Составил таблицу Excel, и начал «наполнять» таблицу данными, которые были на официальных сайтах производителей, а если необходимых данных не было на сайте, то звонил на производство и узнавал. В ходе наполнения таблицы (данные на период февраль 2020г.), пришел к выводу: лодка нужна не меньше Прогресса (4.65м.) но и 5,55м. это разумный предел, потому что 2/5 рыбалок у меня происходят «в одного» и мне нужно будет как то с лодкой в одиночку справляться (цивилизованных слипов там где я рыбачу — нет.) и ещё, чем больше лодка, тем больше её вес, тем мощнее и тяжелее нужен тягач т. к. часто езжу по пригороду и межгороду. В результате, длину лодки по корпусу выбрал от 5 до 5.30 м.

Заполнив свою таблицу, произвел «условное форматирование» данных и начал анализировать…

Табл. №1

Что же я искал?

  • Удобную в плане рыбалки лодку в идеале максимально просторный кокпит с 2-3 кормовыми съемными сиденьями для пассажиров.
  • Чтобы на волне не сильно било (как бывало на моем прогрессе).
  • «энерговооружённость» лодки чтоб была высокой (несколько раз не хватало скорости на прогрессе, чтобы уйти от надвигающегося циклона, а т. к. рыбачу подальше от людей, то приходится уходить 30-50 км.)
  • Относительно габаритов, если можно так сказать «легкую» по весу лодку.


Что первостепенно, а что вторично?
1) Материал, а именно метал, качество метала (1 — из стран EC, 2 — РФ, метал произведенный в Китае или з. х.-где не рассматривал в принципе).
2) Мореходность и что на неё влияет: длинна корпуса, ширина корпуса, килеватость корпуса на транце и на миделе (когда наполнял таблицу данными про параметр килеватость на миделе как то упустил, важный был бы параметр)
3) Ширина лодки. Ширина лодки бывает разная: ширина габаритная, ширина по скуле, ширина кокпита. В табл. Ширина габаритная, мой недосмотр, нужно было обязательно завести параметр «ширина по скуле». В ширине лодки (для меня) нужно соблюсти «золотую середину. Если взять широкую лодку, то скоростные показатели будут посредственные и на волне «всю душу вытрясет», но зато обитаемость и остойчивость будут на высоте. Если лодка узкая, то с остойчивостью будет «беда». Поэтому ввел п.4.
4) Соотношение длинны лодки к её ширине.
5) Обитаемость и удобства на рыбалке (хоть и не являюсь любителем ночевок в лодке, но такая возможность должна быть), значит максимально просторный кокпит.
6) Вес лодки и её энерговооруженность т. е. соотношение веса полностью «упакованного» судна к мощности ПЛМ. Считал так: вес лодки + вес ПЛМ (вес брал усредненный 170 кг. Т. к. мотор менее 100 л. с. не рассматривал, а от 100 до 130 л. с. вес составлял 170 кг.+ -, вот 170 кг я и «заложил» в расчеты для ВСЕХ претендентов)+ вес полного бака + АКБ (стартовый, тяговый 2шт., сервисный) + вес двух людей (по среднему 80 кг. Каждый)+снасти, приманки, эхолоты, еда, термоса, вода и т. д. … В результате получилось ≈ 450 + — кг.

После, убрал из таблицы все лодки с длинной «по корпусу» которые, менее 5 м., мощность ПЛМ менее 100 л. с. и убрал самую широкую лодку. Получилась такая таблица. Ищем, в какой колонке больше «зеленых» ячеек и «работаем» по этой лодке.

Табл. №2

Волжанка 51 фиш. Волжанка лодка распространённая, давно на рынке, развитая дилерская сеть, в инете ничего плохого особо нет, опять же соотношение длинна к ширине прекрасная, минимальный снаряженный вес, неплохое соотношение веса к мощности ПЛМа. АМг пр-ва РФ — нормально, правда стекло не стеклянное — ну и ладно, дворник все равно не планирую ставить. Поехал к дилеру, составив пожелания для лодки (наивный), вот несколько (то что вспомнил), сразу оговорюсь, что скидку не просил, стоимость лодки не хотел уменьшить и те пожелания ни коим образом не меняли стоимость лодки т. к. сразу сказал «не делайте работу, материалы оставьте себе, цена лодки пусть останется прежняя».

1) Ходовые огни (в то время волжанка ставила их в черном пластике) не ставьте, питание для них подведите, а ставить их не надо, сам куплю какие мне нужно и сам установлю.
2) Рулевое на гидравлике надо, если будите ставить на тросах, то не ставьте, консоль не сверлите, рулевое оставьте себе.
3) Поручни на носу не ставьте, не уродуйте лодку и планширь, т. к. если поставите, то буду их срезать.
4) Пленку на борт не клейте, все равно буду красить лодку, а обдирать пленку и смывать клей мне не хочется.
5) Блоки плавучести не укладывайте (в то время волжанка использовала ЭППС, сейчас не знаю) все равно буду менять ЭППС на вспененный полиэтилен.
6) Нейлоновые швартовые утки не ставьте, или ставьте складывающиеся или «утапливаемые» — готов доплатить за нормальную фурнитуру. Если нет нормальных уток — не сверлите планширь.

Это только часть из того, что вспомнил, всего было более 10 пунктов, каждый из которых содержал слова «работу не делайте, материалы оставьте себе, цена пусть останется прежней». Дилер связался (все происходило при мне) напрямую с торговым отделом завода и по всем пунктам категорический отказ. Ну что ж, ладно, пусть будет так, что-то отпилю, заварю, отклею и покрашу, откручу и своё поставлю, ЭППС вытащу и вспененный полиэтилен уложу, рулевое поменяю и т. д. Давайте заключать договор, дилер распечатал, читаю… не точно, но смысл таков: «независимо от того какая предоплата в % соотношении к товару или же 100% оплата за товар, компания Волжанка оставляет за собой право менять конечную стоимость товара»! СУПЕР!!! Как же так? За лодку 50%, но за ПЛМ 100% оплаты, и если я его полностью оплатил, а вы ещё хотите с меня получить? «Во время пути, купленный и оплаченный двигатель смог в цене подрасти». Ладно «хотелки» мои завернули, но так, по-хамски, поднять цену на ровном месте, нет ребята. Дилер звонит опять на завод (по моей просьбе), диалог: если двигатель оплачен и лодку сейчас закажу у вас, то чтобы двигатель в цене не поднялся, вышлите его в Новосибирск, все расходы я оплачу. Ответ: нет, мы двигатели отдельно от лодок не продаём. Я: ну тогда в договоре давайте зафиксируем цену хотя бы на двигатель. Ответ: нет, мы этого делать не будем! Итог: столько переделок и бонусом «плавающая» цена, нет, не хочу я волжанку, может она и хороша, но не для меня (с такими условиями в договоре). После диалога (покупатель-дилер-производитель), дилер рассказал, что это обычная практика с этим производством и был «свежий» случай, когда клиент оплатил полностью 100% заказ и не придал особое значение этому пункту (изменение цены), заказ был выполнен, а вот цена выросла (могу ошибаться в точности, но что-то в районе 100т. р.). Заказчик решил оспорить данное действие, подал в суд и выиграл его, но мне не хотелось судебных тяжб, но и 100 т. р «просто так» выкладывать не было желания. Кстати, срок изготовления комплекта (весна 2020г.) около 6 мес.

Таблица изменилась. Ищем, в какой колонке больше «зеленых» ячеек и «работаем» по этой лодке.

Табл. №3

Следующим претендентом стала лодка Салют 510 Фиш Про. На рынке лодок салютовцы очень давно, в инете плохого как бы и нет про эти лодки, большой топливный бак, салон трансформер (что для меня, так себе аргумент), стекло стеклянное, бак «огромный» (по сравнению с остальными лодками), хорошее соотношение «длина/ширина», большая килеватость (на волне бить сильно не будет). Сам звоню на завод, расспрашиваю, про лодку и всё вроде бы хорошо, но менеджер как-то уклоняется от ответа про метал, а именно «не китайский ли он»? Говорит что что-то делается из метала РФ, а что-то из импортного металла. На вопрос импортный метал, из какой страны, был получен ответ: «из разных стран, более точно сказать не могу». После долгих переговоров, выяснить из чего они делают свои лодки у меня так и не получилось. Начал узнавать в инете «секретную информацию» из чьего метала делают лодки салют, но тайна так и осталась тайной, на каком-то сайте то же пытались узнать — не узнали. Странно как-то, на разные производства лодок звонил, и никто не скрывал данную информацию, а тут прям секрет секретов, может лодки салют делают из того же металла, что и ракетоносители Союз? В общем, отказался я от лодки Салют, ТТХ хорошие, кормовая фиш платформа огромная (что для меня не есть плюс, т. к. привык стоять и рыбачить в кокпите, где в случае чего, можно упереться коленом о борт или планширь, на фиш платформе так не получится, места в кокпите мало). Салюту передаю пламенный привет и если бы не их секретный секрет, то может быть и взял бы его, что-то подделал, что-то переделал. Кстати в 2020г. можно было поменять «внутреннее наполнение» и кардинально изменить кормовую фиш платформу — вплоть до её отсутствия. Производство лодок салют клиентоориентированны намного или даже во много раз больше чем производство волжанка. Срок изготовления заказа завод лодки салют, обозначил в районе полугода (5 — 6 мес.) примерно как и на заводе Волжанка. Таблица меняется. Табл. №4 Ищем, в какой колонке больше «зеленых» ячеек и «работаем» по этой лодке.

Табл. №4

В строке «Килеватость корпуса на транце» значения различаются на 0.5°, решаю, что пол градуса не такая значительная разница и принял решение её в расчет уже не брать.
Смотрю на таблицу и вижу что наибольшее количество «зеленых ячеек» принадлежит лодке с неоднозначной репутацией (судя по форумам), очень много негатива по качеству, негатив про агрессивную рекламу, про завышенные показатели на испытаниях и т. д. Некоторые не совладав со своими эмоциями, опускались все ниже и ниже (в моём понимании человеческого общения), обсуждая данное производство и эти лодки. Чего-только не писали про них и как только не называли эти лодки и людей покупающих эти лодки. Ну да бог с ними, у каждого своё видение, а я вижу «сухие цифры» в таблице и исходя из этих данных буду принимать решение, ведь показатели табл. №1 и 2 дали понять, что оптимальный выбор — это волжанка, в табл. №3 — это салют, а сейчас алюма спорт. Зачем отходить от правил, которые сам себе установил в выборе лодки?

Звоню в Ростов на производство, спрашиваю, можно заказать алюма 5.1 спорт?
— Нет, мы сняли её с производства, рекомендую обратить внимание на серию шторм.
— Нет, мне нужен «спорт»!
— Хорошо, мы сделаем вам эту лодку.

Хмм. Уже интересно. Озвучиваю все свои «хотелки», и на всё получаю согласие. Мало того, менеджер сам предлагает «улучшалки» которые для меня никак не повлияют на цену лодки, а именно: блоки плавучести (непотопляемости) с ЭППСом не работаем, можем запенить или использовать вспененный полиэтилен, с пеной будет тише и «монолитнее» корпус, с вспененным полиэтиленом немного легче вес лодки и в любой момент их можно убрать и заменить, решение за вами, выбор любого цвета покраски (по каталогу RAL) борта, планширя, консолей. Выбор высоты ветрового стекла. Выбор, где ковролин, а где винил (хоть в шахматном порядке). Швартовые утки утапливаемые или складные (выбрал складные).

— Листы АМГ чьего производства вы используете в изготовлении лодок?
— Метал производится в ЕС (Сейчас не знаю из какого метала они делаю свою продукцию, но в июне 2020г. я запросил документы на метал, и вы знаете мне их предоставили, я «пробил» поставщика (и даже позвонил поставщику, «подняли» документы по номеру и дате) — всё так и есть, метал из ЕС. Кто-то не может назвать «родину» происхождения метала, а кто-то высылает документы на поставку и при проверке документов все точно! Вместо кормовой фиш платформы можно съемные сидения? Нет, т. к. под палубой стоит топливный бак, но, можно сделать съемный рундук с сидениями для пассажиров, а когда кормовой диван вам не нужен, вы просто его отстегиваете и убираете из лодки (кормовой диван-рундук я убрал после первых выездов, убирается он за несколько минут, но сидушки со спинкой уж нереально тяжелые, чего не скажешь о самом «коробе/ящике»), и у вас получается огромный кокпит, а если убрать съемные передние сидения, то хоть танцуй, загорай или под тентом устраивайся на ночлег.

Итог: подписал с алюмой договор (цена была фиксированная на всё в т. ч. дополнительное оборудование: гидравлическое управление ПЛМа, вертикальный лифт ПЛМа и ещё что-то по мелочи, так же предложили не всю сумму сразу оплачивать, а частями — что кстати для меня было очень удобно). Вот так, у одних в договоре «компания «V» оставляет за собой право менять конечную стоимость», а другие цену фиксируют на всё и ещё предлагают рассрочку. Договор подписал в середине апреля 2020., согласно договору, лодку должны были мне выдать не позднее 27 июля 2020г. т. е через 103 дня или 3 с половиной месяца, я понимал что сроки не реальны, к тому же выдают лодку в Ростове, а это ещё перевозка (сам не поеду, пусть этим занимается ТК) которая «съест» неделю +/-.

И что я получу в итоге, лодка в лучшем случае в Новосибирске будет в начале августа, плюс регистрация в ГИМСе (которые не каждый день работают), плюс снять электро мотор, АКБ, эхолоты, датчики, NMEA2000 со всеми проводами, блоком 3D, компасом с прогресса и поставить на новую лодку, плюс установить подсветку кокпита, рундуков, фароискателей, горна и пр. (на все это уйдет около месяца) и что я имею? Август без рыбалки? В Сибири самое «вкусное» время года — это август, сентябрь и часть октября. Отрыбачу сезон 2020 на прогрессе, а за зиму, не спеша, перекину оборудование и установлю подсветку в лодку.

Конечно же лодка не пришла в установленный срок, она вышла из цеха 1-4 ноября, а в Новосибирске её перегрузили на мой прицеп 10 ноября (лодку делали 200 дней или 6 с половиной месяцев, что лично я считаю приемлемым т. к. вышеупомянутые производители обозначали примерно такой же срок), стоит так же учитывать тот факт (а факты вещь упрямая), что весной 2020г. весь мир узнал о ковиде и многие производства в т. ч компания Ямаха приостановили свои производственные линии, даже сейчас в 2022г. чувствуются «отголоски» тех вынужденных простоев той же самой Ямахи. Нервов я конечно же им помотал хорошо за просрочку, только сейчас я понимаю, что мои звонки с требованиями выполнять договор, были как бы помягче сказать — лишними, чтоли… ведь за 3,5 месяца и со срывами поставок двигателей (не по вине алюмовцев, ковид до сих пор «гуляет по планете»), это сделать было не реально. Михаил, извини, в некоторых моментах я был не прав в обсуждении сроков выдачи лодки. Кстати, алюмовцам от меня отдельный респект за то, что они сами озадачились поиском грузоперевозчика для моей лодки (я «промониторил» цены на такой груз и такое расстояние — они мне ещё немного денег сэкономили).

Сезон рыбалки 2020 закрыл неплохо, прогресс и дополнительное оборудование, установленное на нём, отработали штатно. «Перекинули» оборудование с прогресса на алюму, прогресс на тёплый паркинг, на алюму установили всё что задумывал и так же поставил на теплую парковку. В 2020г. на новой лодке я так и не прокатился, когда перегружали алюму с грузовика на прицеп, в Сибири самые отчаянные рыбаки уже открывали зимнюю рыбалку.