Посвящается нашим рекам и людям, чьи дети ходят по берегам этих рек.

I

Лето, солнце, жара… Знакомая картина? В такую погоду многие хотели бы оказаться на берегу водоёма в плавках, не так ли? Холодная водичка — ничего не может быть лучше от жаркого солнца! Пожалуй, я могу вас обрадовать, давайте я вас перенесу на водоём. Только не забудьте головной убор, хотя я переношу вас всего лишь мысленно, но солнечный удар всё равно можно получить!

И так, вы ещё не заметили, что над головой не потолок, а что-то бескрайне синее? Правильно, это чистейшее небо, совсем без тучек. Только одна яркая точка, которая заставляет капелькам пота спускаться по вашему лбу. Ну и жарит! Под ногами уже ничего нет, нет опоры, только блестящее зеркало воды. Свет слепит глаза, будто нам запрещено смотреть на этот мир. Вокруг одна вода, а берега по бокам расплываются под лучами солнца. Не буду скрывать от вас что за место — это Днепр, большая и могучая река. По крайней мере так было раньше. Почему я отправил нас именно сюда? Ответ определённо есть, но не буду открывать все тайны слишком рано. Скажу лишь то, что пора спускаться под воду, ведь уже вся шея обгорела, пока я тут подбирал эпитеты.

Приятный холодок воды пронизывает тело, да, мы спускаемся в глубину. Вода не совсем чиста, но видимость вполне достаточная. Глубину в пять метров прошли быстро, вот и дно. Перед нами подводная пустыня: дно иловатое и ровное, лишь иногда встречаются мелкие кусты водорослей. Жителей не видно. Ах, нет. Вот и бычки, слились с дном и не заметишь. Но больше никого. Давайте поплывём дальше, может что-то интересное найдём?

Кустик, кустик, ещё раз кустик… Кустик, камешек, кустик… Пейзаж подводной пустыни не меняется. Неужели заблудились? Неужели будем наблюдать за бычками вечность? Нет, не волнуйтесь, вот уже видно затопленное дерево, а под ним канавку, которая пронизывает однотипный рельеф водного царства. Что-то необычное в этом дереве. Давайте подумаем, чего необычного? Ствол, ветки и… куча приманок, повешенных на них. Это выходит целая подводная новогодняя ёлка? И что же они тут пытались поймать, ни души вокруг?! О, да, всё-таки не заметил — вода мутноватая. Среди веток сидит одинокий небольшой судак. Не скучно самому сидеть? Не надоело одних бычков ловить? Чего молчишь?

Странно, я и сам забыл зачем мы тут. Ничего в этих местах интересного нет. Нужно спасать ситуацию, давайте поищем русло! Пока я буду искать, можете вернуться в реальность, заварить чай, погрызть печеньку… Вот курить не надо, вредно!

II

На небе появились тучи, дело шло к вечеру. Теплота солнца стала приятной, появился небольшой ветерок, который легонько всё гладит. А под водой не пустыня, а русло реки, я его всё-таки отыскал. Давайте посмотрим?

Тут значительно глубже. Вода чище, есть небольшое течение. Одним словом, приятнее. Дно уже красуется завораживающим рельефом: странная симфония бровок, которые переплетаются одна с другой, глубокие ямки, коряги, барханы песка, гряды ракушек, участки водорослей и поляны между ними, на которых ходят лещи. Вот это уже что-то похоже на водную артерию!

Давайте заглянем под тот вот камень. Ой… больно, клешня! Вот эти раки, мы же просто хотели посмотреть кто тут живёт! А это, вообще, что? Почему окунь на нас так смотрит? Мы не стайка плотвы, нечего на нас так смотреть!

Ладно, так можно крутиться тут до темноты, занятие конечно забавное, но мы тут не для этого. Вот, там, видите? Ну, там… в толще воды… рыба плывёт. Кто это? Сбитое мощное тело, покрытое золотистой чешуей, красноватые плавники. Догадаться легко, это голавль. Так вышло, что частый герой моих рассказов голавль. Рыба благородная, любящая чистоту и течение. Почему бы и нет? Не про окуней же мне рассказывать!

Предлагаю поплыть за голавлем, может чего интересного узнаем. Решено, он плывёт вверх по течению, а мы с ним. Путь стоит не близкий, так что сходите за заваренным ранее чаем и сядьте поудобней!

III

Утро, туман, тишина. Как говорят, чудный Днепр при тихой погоде. Вот и сейчас спокойно на душе, нет никакой суеты. Вообще, зачем куда-то спешить? Диоген бы не одобрил! Может конечно показаться что он странным мужиком был, но с другой стороны стиль его жизнь был довольно обоснованный и во всей Греции его уважали. Чего стоит только история с Македонским, который пришёл к нему выразить свое уважение, предложив всё, что тот пожелает, Диоген высунулся с бочки и попросил, чтобы тот не закрывал ему солнце…

А что там голавль? А он уже второй день плывёт вверх по течению. Куда? Зачем? Я думаю не только меня этот вопрос интересует. Не будет же он просто так куда-то плыть километр за километром? Другие на его месте выбирают себе перекат на реке и наслаждаются жизнью. «Как тут насладишься? — пробурчал голавль. — Не ваше дело куда я плыву!» Ничего, всё равно узнаем!

Один подводный пейзаж меняет другой и так мы подплываем по реке времени ко дню. Сверху палит солнце, но нам же не жарко, мы под водой. Что-то устал голавль. Ещё бы, плыть всю ночь! Но перед ним появилось неплохое место — затонувшая лодка. Это ещё военная лодка, на ней переплавлялись через речку. К сожалению, можем только констатировать факт — неудачно. Впрочем, голавлю до этого дела нет и это отличное место чтобы отдохнуть. Спустившись, он начал рассматривать место. Вокруг лодки было довольно много камней, а само судно заросло водорослями. А вот и обед — недавно скинувший панцирь рак.

Пообедав, голавль решил отдохнуть в тени лодки. Но долго сидеть в спокойствии не было суждено. «Кто тут посмел меня тревожить?!» — с обломков показалась морда молодого, но уже большего сома. «Простите, я не хотел вас тревожить! — откликнулся голавль. — Сейчас я уплыву». «Зачем? Коль разбудил, смысл уплывать теперь? — заговорил хозяин лодки. — Ты что ж это, не местный?» «Нет», — ответил испуганный голавль. «Что тогда делаешь в этих водах?» — шевелит усами. «Та так, ищу место где жить было бы нормально, — уже успокоился лобатый, — я родился на Роси, но плохо там нынче, течения нет, заросло всё, вода грязная, мутная. Вот решил поискать другую речку, может где-то лучше жить будет». Сом подумал немного и ответил — «Ха, тут не лучше. Нет, жить тихонько можно, но один дед, старый очень, рассказывал мне что здесь раньше рай был, пороги, течение, рыбы много, а сейчас Днепр не тот уже. Не годятся для тебя воды здешние». И задумался усатый, так и к вечеру дело пошло. Голавль отдохнул немного и решил продолжать свой путь. Напоследок совет от сома получил, что совсем недалеко от здешних вод устье Сулы, может там будет лучше.

IV

Вот и следующий день. Погода поменялась. Небо сковали белые тучи, края им не видно. Температура упала, стало хорошо. Только вот моросит неприятный дождик. Не знаю как вам, а мне заляпывает очки. Хотя подождите, всё это мысленно? Тогда я сниму очки, пусть будет у меня хорошее зрение. Вот так лучше, дождик приятно капает на лицо, на сгоревшую под солнцем шею, на руки. Вдоль берега нагнули свои измученные тела деревья, в их густых кронах поют птицы. Тихо. А как в тишине хорошо слушать пение птиц! А вот и нет, не расслабишься: весь приятный звук природы перебивает страшный звук задыхающихся цилиндров двигателя моторной лодки. «Джжж-джжжж!» — надрывается лодка, она еле дышит, а её заставляют ещё и на глиссер выходить. Но не тут-то было, она умеет упираться, её так просто не оседлаешь!

Тем временем голавль уже у места впадения Сулы. Что сказать, пока ничего хорошего он не видит, но решает всё-таки свернуть на Сулу и плыть вверх по течению. Что будет то и будет!

Но вдруг он слышит: «Привет, тебя как звать?» Обернувшись голавль увидел рыбу такого же размера и похожих пропорций, только немного потолще: «Не знаю, а что, я должен как-то зваться?» «Ну имя у тебя должно быть? — отозвалась рыба. — Я, например, язь Гоша». «Никогда не задумывался над этим, может и есть имя, но я его не знаю», — отвечает голавль. Завязался разговор:
- Может и нет имени, не везде используют имена, у нас же на Суле принято иметь имя. Ладно, я вижу ты голавль? Куда плывешь?
- Та вот, ищу хорошую речку чтоб жить.
- А сюда зачем заплыл?
- Так может тут хорошо?
- Хаха, а я наоборот от сюда плыву, надоела жизнь между сетками!
- Что, сеток много?
- Ага, вообще обнаглели, сколько тут живу, за каждым углом сеть стоит. Дожить здесь до старости считается удачей! А сам то от куда?
- Из Роси.
- И что, тоже сети надоели?
- На нет, вроде, встречал, конечно, и не раз, но вообще и без них жить плохо. Ещё и дамб наставили, еле смог спуститься к Днепру.
- Ну и что там на Днепре?
- Не лучше.
- Плохи дела. Я конечно могу и без течения пожить, но всё же тоже хочу на реке с течением настоящим поплавать, как мне один старый линь рассказывал про далёкие реки, теперь это моя мечта!
- Ну что, давай тогда вместе выше по Днепру плыть?
- Ну давай, может остались нормальные реки.
Ну вот и продолжил наш голавль свой путь, да теперь не один, а с компанией, так даже веселей!

V

Шипит река, пробиваясь сквозь огромную дамбу гидроэлектростанции. Да не свободная река, давно её сковали в бетоне, заставили плыть по часам, сливают ей в воды что только не лень и крадут ценные водные запасы. Река, невольно крутя турбины ГЭС, может позволить себе только воспоминания о том, как она топила корабли на порогах, как мощной струёй омывала острова и берега, когда могла называться свободной. Ей тогда поклонялись люди, если что брали с её вод, то были очень благодарны и принимали как дар. Сейчас остались лишь былые воспоминание.

Непростая задача встала перед голавлем и язём: как прорваться сквозь тонны бетона и стали? Вот так незадача! Но что им делать? Решили остаться у дамбы, ту-то и течение больше и корма предостаточно.
А на дворе уже и вечер. Солнце решило идти спать, раскрасив небо в потрясающе красивые краски. В небе кричат чайки, планируя на потоках благодатного ветра. С помощью того же ветра, скользят по воде парусные кораблики. По дамбе как муравьи куда-то спешат автомобили.

Наши рыбки решили подплыть к берегу, к плитам, может что вкусное найдут. Но вдруг наткнулись на большого судака: «Дядя судак, а что вы здесь делаете?» «А что, не видно? Приплыл охотится», — нехотя отвечает бывалый хищник. — Кыш отсюда, а то сожру и вас на ужин, не подавлюсь!» «Хорошо, мы не будем вас больше тревожить, — всё-таки решился спросить язь Гоша. — А вы случайно не знаете, как проплыть дамбу, чтобы с той стороны оказаться?» «Тьфу, проблем-то! Вот там шлюз для кораблей, подождите, когда корабль заплывёт и с ним поднимитесь. А сейчас уплывайте, я занятый!» — ответил колючий охотник и кинулся на стайку уклейки.

Дальше нашим героям предстояло интереснейшее приключение: подождать пока откроется шлюз, заплыть туда, не побоятся подождать пока закроют его, наберут воды, откроют другой шлюз, а потом уже и свобода — можно плыть дальше, мордой рассекая течение.

VI

Ну вот долгий путь привёл и к столице. Снова жарко, солнце уже с утра ничего не щадит. Неспешное течение реки омывает опоры моста, которые дрожат под ногами синего дракона. Какой дракон, хотите сказать? Настоящий зверь! Неспешно тряся и стуча по рельсам, он бежит по мосту, развивая жёлтую ленточку по бокам. Под вагонами раскидывается киловаттами мощь человеческой цивилизации. Вот-вот и раскалённая под солнцем груда метала забежит под землю, в глубины холмов величественного Киева, которые свисают над Днепром, где плавали дружины великих князей.

На холмах блестят купола храмов, построенных тысячу лет назад. Им всё видно: и весь левый берег, и красивые пейзажи, и закованный в бетон берег Днепра у подножья холмов.

Нашим рыбам, пожалуй, тут не совсем понравилось. Грязно, вода у берегов поцвела и вся зелёная, с бетона торчат трубы, а с них вытекает какая-то гадость. Над головой мосты, которых трясёт от потока железа по ним. Правда на голову падают сеточки с едой, но некоторые рыбы говорят, что есть их нельзя — опасно.

У берега они встретили судака, он оказался дружелюбным. Рассказал как отличить нормальную добычу от приманок людей, ведь был он умный, но всё же один раз попался. Но тогда ему повезло и его отпустили. Сказал, что рана после крючков болит и он голодный, так как боится теперь охотится и всё время думает, что рыбка окажется не настоящей. Но плыть с ними вверх по течению не захотел.

Проплыв мостов пять, они решили свернуть на ночёвку в залив. Солнце потерялось среди многоэтажек, которые стояли вдоль берега, на другом берегу купались голые существа, похожие на людей. А возле берега они увидели стайку рыбёшки и решили поужинать. Но вдруг с куста вылетела серебристая стрела и ударила в косяк той рыбы. «Ты кто такой?» — удивился голавль. «Лихо я их! — похвасталась рыба. — Я жерех». «Ну и как тут у тебя живётся?» — дальше спрашивают. «Неплохо, еда есть, — отвечает жерех, — только вот конкурентов много, надоели эти окуня мелкие!» «А зелёная вода не плохая?» — поинтересовался Гоша. «Ну она же не везде, а так да, кислорода маловато, долго силы восстанавливаю после охоты», — ответил жерешок. «Так давай с нами искать хорошую речку, где и течение, и вода не цветёт?» — предложили они ему. Он согласился.

VII

Рано утром, ещё только собиралось светать, а три рыбы уже махали плавниками по дороге против течения. Большой город был позади. А впереди два потока собирались в единое целое: один был Днепром, а второй Десной, которая в него впадала. Они решили плыть налево, может просто потому что держались больше левого берега, а может по какой-то другой причине.

Вот над рекой вырос ещё один город — Вышгород. Тут уже спокойнее столицы, но всё же на улицах спешат машины и люди. Люди везде одинаковые! Некому остановится и подумать даже о том, куда ты идешь и зачем. Может туда и вовсе не нужно идти!

А вот под водой накал страстей и тревоги: на наших героев выскочила щука из засады. Но жерех, на которого она вылетела, успел увернуться. Вот так, всегда нужно быть на чеку!

Как бы они этого не хотели, перед ним стоит дамба, опять дамба гидроэлектростанции. И вновь они встречают по дороге незнакомца, на это раз это лещ, большой бронзовый лещ. Тот сказал, что выше есть Припять, ходят слухи что там хорошо. Ещё неплохо на Десне, она недалеко, они её проплыли. Упрямые и молодые, они не захотели возвращаться. Решили плыть дальше. Лещ был хоть и умный, ведь лет ему было много, но дороги через дамбу не подсказал. Но они знали, как это сделать по предыдущему ГЭС и нашли всё-таки шлюз, хотя потратили на это целый день.

Ну вот они перед шлюзом, он как раз открытый. Туда уже заплыл смотровой корабль, но вдруг шлюз начинается закрываться. «Скорей, мы должны успеть!» — кинулись рыбы. «Вы что, собираетесь туда заплывать?» — испугался жерешок, для него это было что-то страшное, такого он раньше не делал. А голавль его нагоняет: «Быстрей маши хвостом! Маши хвостом…»