Не изменяя традициям

Вторую половину отпуска провести на море — это уже стало у нас традицией, сделать это в Адлере — традиция номер два.
В дальнее зарубежье пока не летаем, по ряду причин, которые тут не вижу необходимости озвучивать.
А поскольку мы с Леной и Лизой едем туда уже в третий раз, а Лизкины родители — во второй, то решили что две недели для той местности — уже многовато, хватит и десяти дней.

Москва — Сочи

Итак, суббота, раннее утро, международный аэропорт Внуково, имени А. Н. Туполева.
Вечером говорю Лизе:
- Завтра утром поедем в аэропорт Внуково, сядем в самолёт, и полетим на море.
- Почему Внуково?
- Потому, что в Москве есть разные аэропорты. Есть Внуково, есть Домодедово...
- А ещё есть Папово!
:D
Детская логика — сильная вещь!

Время-то как летит...
В этот раз даже коляску с собой уже не брали, решили обойтись одним самокатом. Правда при регистрации Лиза подустала, так я ей устроил транспортное средство из чемодана. :D

В Инстаграме люди, летящие на море, обязательно выкладывают фотографию крыла самолёта в полёте, на фоне земли или моря.
Я туда не закинул, так пусть хоть здесь будет. :D

А места-то какие красивые пролетали... Смотрел сверху на реки-пруды-озёра и облизывался...

А в Адлере — дождь с грозой! Причём идти на посадку пришлось через грозу, потому что заход на полосу самолёт может произвести только со стороны моря, а основной фронт был именно там.
Вообще аэропорт Сочи — один из самых сложных в России, как раз потому, что заход на посадку от гор невозможен, и уйти на второй круг, в случае чего, затруднительно. Поэтому иногда из-за непогоды и отправляют рейсы на запасные аэродромы, например в Анапу, Рому @RK вроде туда в прошлом году отправили.
Наш пилот, видать, был опытным. От грозы ушли, и вполне замечательно сели!

А первой покупкой в магазине «колониальных товаров» стали два дождевика. :D Надо же как-то передвигаться, чтоб за шиворот не лилось.
Ну, здравствуй что ли, море. ;D

О купании, естественно, и речи быть не могло, а вот не проводить первый морской закат в этом году, выйдя на берег со спиннингом, я не мог!

Не поймал правда ни фига. За два часа — четыре несмелых поклёвки, и всё... :unknown:

Адлер новый. Как старый.

Собственно, не сам Адлер, конечно же, а его район, который называется Совхоз Россия. Я уже рассказывал, что земли бывшего совхоза были изъяты из сельхозоборота для строительства олимпийских объектов для «Сочи-2014». Местные, мне кажется, этому факту не особо огорчились, на туристах зарабатывать проще.
По крайней мере, со стороны кажется именно так, особенно когда видишь «золотую» БМВ.

А в целом — ничего не поменялось, точно так же растут кипарисы, олеандры, магнолии, тянутся к небу пальмы и эвкалипты, поспевает хурма и инжир.

И магазины, кафе, столовые, тоже в основном остались на тех же местах. Ну, может быть, на месте некоторых открылись другие, а так — всё как и в позапрошлом и прошлом годах.
Хотя нет, не всё. ;)
Рекламные слоганы же не могут жить вечно.
Сейчас у этого кафе стоит штендер с такой вот надписью:

А год назад там было следующее:

Дожди и грозы

Но в общем и целом, попали мы в не совсем удачный период.
Хотя нас не топило, как Ялту в июне, или Сочи в июле, но и про нашу душу в небесной канцелярии запасли осадков.
Правда синоптики снова обманули наши ожидания, но хорошо что в этот раз обман был в противоположную сторону. Согласно прогнозу, мы уже были готовы из-за дождей половину отдыха провести в гостинице, но прогноз редко оправдывался, что не могло не радовать.
Но не без того, чтобы и посидеть на веранде отеля, глядя на разверзшиеся хляби.

Кстати, в день нашего отлёта, 21 сентября, Сочи опять топило, перепало и Адлеру.

Были дни, когда побережье ещё как-то умудрялось остаться сухим, а вот над морем разыгрывались просто грозовые баталии. Пару раз, выходя на ночную рыбалку, я даже не раскладывал спиннинг, опасаясь удара молнии.
Отдыхать ведь приехали, радоваться жизни. Не хватало ещё чтобы семье пришлось везти в Москву мёртвый труп убитого человека.
Стоял и фотографировал.
Вот это — просто тьма египетская над морем.

А вот чуть позже — сполох после удара молнии...

И ещё, и ещё...
Правда самих молний я запечатлеть не успел, реакции не хватало. Потом уже подумал, что надо было видео снять.

Смазанный отдых

Отдых у нас получился в этот раз смазанным, и виной тому, во-первых — погода, а во-вторых — болезни, той же самой погодой ещё и усугублённые.
Лиза у нас с 1 сентября пошла на полный день в садик, ну и как водится, по закону подлости, аккурат к отлёту подстудилась, появился насморк и кашель. Надеялись, что на море отогреемся, но какое там... :no: Не замёрзнуть бы.
А тут ещё и Марина себя плохо почувствовала, да так, что пришлось скорую вызывать. Всерьёз подумывали, что нашей молодёжи придётся собираться, и возвращаться в Москву, настолько всё выглядело неутешительно.

Правда всё обошлось, девушки более-менее пришли в норму, но всё равно, ни о каком купании в море уже и речи быть не могло. Да и погода, всё равно, не способствовала.
Надо сказать, что Лиза приняла всё это с пониманием, не ожидали даже такого от человечка, которому нет ещё и трёх лет.
Хотелось ей, конечно, на море, но раз нельзя — значит нельзя.
Гуляла с мамой по улицам, изучала местную флору.

Оказывается у кактусов — колючие колючки. :D

И у агавы тоже. :D

А за то, что не капризничаешь, можно получить мороженое. Только есть осторожно, не откусывая, чтобы здоровью не навредить. :)

А можно поиграть в продавца мороженого, дедушке предложить фисташковое, а бабушке — шоколадное.

А потом опять отправиться гулять.

Или с папой поиграть в шахматы. :)

А можно ещё покачаться на качелях в виде полумесяцев.

Как в прошлом году. ;)

Или как в позапрошлом. :)

Но, к счастью, в предпоследний день была устойчивая жаркая погода, хоть и с ветерком, и море не очень волновалось, так что всё же получилось искупаться вместе с мамой!

Но с соблюдением мер безопасности, ветерок всё-таки задувал.

А ещё ходили гулять в орнитологический парк, который был в пяти минутах от отеля. В большом пруду кормили хлебом карасей и уклейку, перепадало также лебедям, черепахам и крысам. :D
Да-да-да, на берегу пруда живут обычные крысы, сидят на стеблях тростника, склонённых к воде, и ждут, когда кусочек хлеба упадёт в воду неподалёку, а потом или дотягиваются до него, если получается, или плывут, чтобы опередить и рыб и птиц.
Марина фотографировала лебедей, да в день отлёта её смартфон вдруг заглючил и отказался работать. Не включается совсем, а можно ли вытянуть теперь из него информацию я не знаю... :unknown:

Парк очень красивый, особенно в погожий день, когда открывается шикарный вид на горы.

Гуляешь по кипарисовым аллеям, и понимаешь: вот он, юг!

Приятно, что дорожки не вымощены тротуарной плиткой, а отсыпаны белым гравием. Да, ходить не очень удобно, а с коляской или самокатом — вообще беда, но зато как-то естественнее, ближе к природе.
А плитки нам и в Москве хватает. :yes:

Как-то вечером солнышко зашло за тучку. Красиво зашло, такое грех не сфотографировать.

И вот тут, за домами, видны горы.
Вроде и ближе кажутся, чем на прошлых фото, но на самом деле к ним ехать дольше. Это уже Абхазия.
Там мы были в прошлом году, поэтому в этот раз даже не планировали поездку.

А куда ездили?

Ездили в океанариум в Адлере. Все, кроме меня. :D Мне что-то не особо хотелось, я в тот день пытался рыбачить днём, но дождь опять достаточно быстро загнал меня в гостиницу.
Если бы клевало, то не загнал бы, но не клевало вовсе... :no:
Зато вот такой кадр получился, никому не нужен фон на рабочий стол монитора или смартфона? :D
Фотография случайная, я даже не понял как это произошло, увидел уже, когда в отеле просматривал снимки, сделанные за день.

Миша с Мариной катались на квадроциклах и на лошадях.
На квадроциклы они и в прошлом году ездили, правда по другому маршруту, и в этом не отказали себе в удовольствии повторить.
А лошади были впервые.
Вернее у Михаила уже нет, мы в Крыму под Алуштой когда-то давно всей семьёй проехались под горой Демерджи, мимо ореха, под которым «Кавказскую пленницу» снимали.

Но тогда он был просто студентом, куда родители потащат — туда и едет, а теперь-то уже сам — отец семейства.

А для Марины это был первый опыт верховой езды.

И очень даже удачный опыт.

И у нас тоже состоялся первый опыт — сплав по Мзымте на рафте, это такой большой надувной плот. А Мзымта — самая крупная река российского Кавказа, впадающая в Чёрное море. Для меня и Лены — первый сплав на таком плавательном средстве, для Михаила — в принципе первый сплав.
Побоялся взять с собой в рафт смартфон, оказалось — зря, вполне можно было поснимать с воды, пока отдыхаешь от гребли.
Ну ничего, сфотографировались на старте.

А на финише успел запечатлеть, как причалила вторая группа.

Потом нас отвезли на базу, где было подобие баньки, но мы ею не воспользовались, ибо там не столько баня, сколько баловство. Для пара температуры не хватает, а просто посидеть в тёплом помещении... :unknown:
Пошли к реке, хоть немного красот пофотографировать.
Вооон на дальнем плане — мост «Скай-парка» на котором в прошлом году Рома фотографировался.
Пока проплывал под ним — пару человек спрыгнуло вниз на верёвке. :o
Меня только под пытками заставили бы оттуда сигануть, я и бесплатно бы это делать не стал... А людям экстриму хочется, аж до усрачки... Прыгнуть с платформы на высоте 69 метров — 9 тысяч рубликов, с высоты 207 метров — вынь да положь 19! И плюс тыщща семьсот — входной билетик! :o
Да ну нафиг! Видел я такое удовольствие по цветному телевизору!

Я на Мзымту лучше посмотрю с высоты своего роста, мне так привычнее. :D
Ну и шашлычка поели, куда ж без шашлычка на Кавказе?

Желающие, кстати, могут посетить небольшой деревянный домик, следуя по указателю.

А в последний день (отлёт всё равно только вечером) сгоняли и мы с Леной на квадриках к водопаду Глубокий яр, или иначе — Пасть дракона, покатались по рытвинам с ухабами, по лужам, рекам вброд, и камнями с грязью из-под колёс. :D

От площадки, куда мы приехали вслед за гидом-инструктором, пришлось подниматься довольно высоко, по узкой скользкой тропе. Везде сделаны настилы из досок, но от этого не легче, доски тоже мокрые и скользкие. :D
Ну и пару мест таких, где с моим ростом приходилось пригинаться и наклоняться, чтобы башку не разбить. В принципе, внизу можно было взять каску на голову, но мы же — калачи тёртые, что мы как лохи в касках будем? ;D
Снимал уже на спуске.

Сам водопад — вот он! Не Виктория, конечно, и не Ниагара, но тоже красиво.

А вот сюда, в это ущелье вода и стекает. Вроде бы и ручеёк среди камней еле пробивающийся, но тем не менее — форелевая река. В одной из ямок я сам видел мааааленькую, меньше ладони, форельку, а охранники говорили, что вообще её здесь довольно много.
Но! Ловить нельзя! Штраф впаяют такой, что долго будет потом икаться при воспоминании. Правда сам я в правила рыболовства для Азово-Черноморского бассейна не заглядывал, пишу со слов охранника, дежурившего на площадке.

Пока остальная группа оставалась у водопада, сходил на Мзымту, сфотографировал величественные скалы, мимо которых мы проплывали днём раньше.

По берегам реки, кстати, видел много сухих веток и целых деревьев, которые когда-нибудь потоком вынесет в море, где, выброшенное прибоем оно получит название «плавник».

Встречая его на пляже, я постоянно вспоминал, как Миша @Bigmihha когда-то писал, что во время одной из ночных рыбалок в Сукко, он не смог набрать этого плавника в таком количестве, чтобы можно было разжечь приличный костёр.
Ну вот хоть спихивай эти деревяшки обратно в море, пусть плывут в Сукко, им там найдётся применение, не то что здесь. :D

Рыбалка пресноводная

Кстати, о рыбалках. :D
Начну с пресноводной, пожалуй, с рыбалки на канале, о котором я писал в прошлом году.
Невзирая на дожди, вода в канале была прозрачной, а вот рыбы в нём было видно значительно меньше. Не знаю, с чем это может быть связано, но тысячных стай горчака и гамбузии в этот раз я не наблюдал.
А вот цаплю снова встретил, может даже ту же самую, что и год назад.

Не подпускала к себе настолько близко, чтобы можно было сфотографировать, постоянно улетала. Но ухитрился-таки обмануть, подкравшись незаметно. :D

Основной целью этой канальной рыбалки была гамбузия. В копилочку «Пари 7П», знаете ли. :D
В прошлом году пришлось поизвращаться ради её поимки, не было у меня настолько мелких крючков, и спасло только то, что одна, самая жадная, не отпустила берклиевского мотыля.
К этой поездке я подготовился более тщательно, в Москве прикупил мелких-мелких крючков, на месте замешал болтушку из манки, и с первого же заброса получил экземпляр маленькой живородящей уроженицы Северной Америки.

И всё? Миссия-то выполнена, и что теперь с болтушкой делать?
Ответ напрашивается сам собой — ловить карасика...

... и уклейку.

Плавала в канале, правда, ещё стайка кефали, но я даже не пытался её соблазнить, хотя знал, что местные в море кефаль-чуларку ловят именно на болтушку.
Ну, допустим, клюнула бы она, и что мне потом делать? Пытаться поднять её на парапет на монке 0,08? :D
Поэтому просто сфотографировал и показываю. :D

А теперь — в море! Видовое разнообразие.

Для морских рыбалок я брал с собой два спиннинга, уже испытанный в прошлый морской отпуск косадаковский шестисекционный тревел Brave длиной 2,13 и в тесте 1,5-8 грамм, и косадаковский же Expedition 6S-Dual, тоже в шесть секций, одна из которых — дополнительная вставка-удлинитель. Может быть этот Экспедишн как длиной 2,4 метра, так и 2,7, если со вставкой. Взял я его в надежде на луфаря, хотел половить эту сильную рыбу на живца, на дальнем забросе, да не сложилось с луфарём, не подошёл он в этом году к берегу.
В итоге основным инструментом выступал проверенный Брейв.

В свой первый адлерский отпуск, я поймал за время рыбалок восемь видов морской рыбы, вернее — девять, но бычка я не считал, как не заслуживающего особого отношения ни по виду, ни по размеру.
В прошлой поездке добавил ещё два вида — саргана и морского дракончика.
Год нынешний не принёс поимок новых видов, хорошо ещё что умудрился собрать сет из позапрошлогодних восьми.
Началось со скорпены.
Уже не помню когда, но я дал этой рыбке название «стрАшка». :D В этот раз страшек было большинство из всего улова, что не удивительно, ведь на них, в принципе, я изначально и нацеливался.

Бычков решил-таки в этот раз упомянуть. Ну раз клюют, то чего уж там? :D Штук пять поймал, по-моему.

А вот барабулька была всего одна, и мне кажется я догадываюсь почему.

Ласкирь. Поначалу я думал, что морской карась, как и в прошлом году, куда-то пропал, но потом понял, что никуда он не делся, и стоит тут же, рядышком, метрах в десяти — пятнадцати от уреза воды. Просто он весь мелкий, и поэтому не засекается.
Стоило уменьшиться по крючку, и поимки начались, но ловить вот эту вот «мизиночную» детвору никакого желания не было.

Более-менее пристойных экземпляров за всё время попалась парочка, наверное. Но всё не то, чего хотелось.

Морской окунь, смарида. Тоже всего одна попалась.
Спиннинг, кстати — Косадака Экспедишн. :D Не эту рыбку я собирался на него ловить, да что ж поделать, раз попалась. :D Повторюсь, что очень нежная рыбка, после отпускания приходит в себя невообразимо долго.

А вот горбыль попался на Экспедишн по адресу, спиннинг и предназначался для сдерживания рывков мощной рыбы.
Кто ж знал, что размерчик у трофея подкачает? ;D

Ещё парочка горбыльчиков были пойманы на одной из последующих рыбалок, причём не смотрите, что разница по времени поимок всего четыре минуты.

Это не одна и та же рыба, а две разные особи. Повезло впервые попасть на их стайку.

Ставридка.
Опять же в единственном экземпляре, но я на неё специально и не нацеливался, понял за рыбалки прошлых лет, что у берега она вся мелкая, а за крупной надо выезжать на лодке метров хотя бы на двести в море. По утрам иногда крутились лодки на таком расстоянии, и характерные взмахи рыбаков удилищами подсказывали, что ловят они на самодур, соответственно объект ловли — ставрида.

Собачка. Морская конечно же.
Рыбка, я бы сказал, дневная, ну или раннеутренняя.

Прикольная, смешная, но не более того. :D

И последней из всего разнообразия клюнула зеленушка.
Та же история, что и с собачкой — дневная мелкая рыбка, регулярно теребящая приманку. Для поимки нужен мелкий крючок.

Обратил между делом внимание на доминирующий жёлтый цвет в плавниках рыбы, которую условно можно отнести к белой.

Как ловил, когда ловил

Поскольку, как я уже сказал, погодные условия были не ахти, то ловить у меня получалось как ночью, так и днём.

Днём скорпена клевала похуже, ласкирь был весь мелкий, а остальные рыбы меня не интересовали.
Изначально были попытки найти саргана, но все они были безуспешными, а судя по переписке в инстаграм среди тех, кто в это же время рыбачил на побережье поблизости — не только у меня было с сарганом всё печально.

В общем из тех трёх видов, на которые я нацеливался: скорпена, сарган, луфарь, безотказной оказалась только страшка. :D
А самыми уловистыми промежутками времени — утро с четырёх и до шести.

И вечер с восьми и где-то до одиннадцати.
Это были периоды активного клёва, в остальное же время — две-три поклёвки в час.

Задерживался и позже, один раз даже до двух часов ночи, но уловы от этого не стали лучше. Были поимки, но ради двух поклёвок в час больше так поздно не ловил.

Чем нравились вечерние рыбалки?
Пришёл, проводил закат

Встретил луну, выходящую из-за гор со стороны Абхазии.

Стоишь, бросаешь метров на тридцать — тридцать пять от берега, дальше на надо, там уже песок, и рыбы почти нет.
При желании, ради развлекухи, можно в лунную дорожку попадать, чтоб всплеск от грузила был виден.

Купающихся уже почти нет, изредка прогуливающиеся вдоль берега интересуются:
- Поймали что-нибудь?
- Да. конечно.
Мягкий шелест набегающей волны, а за спиной, в прибрежном ресторане — музыкант с акустической гитарой. «From Souvenirs To Souvenirs», Демиса Руссоса, «Più che puoi» Шер и Эроса Рамазотти, и много-много других красивых мелодий.

Чем нравились утренние рыбалки?
Пришёл, встретил рассвет.

Проводил глазами стаю отдыхающих на SUP-досках, отправляющихся встречать рассвет, который фактически уже наступил. :D

Посмотрел на резвящихся дельфинов, небольшая стайка которых регулярно появлялась вблизи берега, метрах в ста — ста пятидесяти.
Провожаешь взглядом самолёты, прилетающие в аэропорт, и вылетающие из него.

В это же время начинают выползать на пляж первые купающиеся, и значит пора уже собираться, а не дожидаться, когда начнётся столпотворение, и ты уже рискуешь вместо рыбы поймать кого-нибудь за трусы.
А с отдыхающими подтягиваются и продавцы пива-чипсы-барабулька-горячая кукуруза. И массажисты! :D Эксклюзивно для Миши-алконавта @Joogikaaslane и Кости @founder ;)

Ах да, чуть не забыл! А ведь ещё золотоискатели, охотники за сокровищами!
В этом году уже не только на пляже ходили с металлодетекторами, как раньше.

Теперь уже и в воде прибрежную зону обследуют, пользуясь аквалангами, или просто маской и трубкой.

На что ловил?

В качестве приманок я брал с собой несколько пачек силикона, в основном Лёшкиного @Frozen_Viking производства. И парочку — косадаковских, копии Rush Craw от Bait Breath.
У Лёшки, естественно, тоже всё — копии, и точно такие же раки тоже были среди них.
Ну и по привычке купил парочку пакетиков сушёного нереиса, но его быстро растеребил мелкий ласкирь.
Дальше настало время силикона, и первым в пучину вод отправился Хан-хан Лёхиной отливки.

Когда Хан-ханы были уничтожены, в бой отправился проверенный мной на Москва-реке по окуню, и принесший неплохого судака ребристый твистер, копия релаксовского Турботвистера.
Сперва в таком же тёмно-розовом цвете.

А когда и он сошёл на нет, подключился цвет непонятно-коричневый.

Потом и этот закончился, и настала очередь цвета несозревшей дыни, что ли :unknown: Лёшка своим цветам названий не даёт, а даже если и даёт, то рецептуру раз к разу не соблюдает, поэтому повторяемость расцветок стремится к нулю. :D

Когда турботвистеры приказали долго жить, настала пора двухдюймовой копии Свингимпакта, в цвете то ли медузы, то ли сопли. :D

Этого добра у меня было много, но хотелось ещё чего-нибудь попробовать, поэтому в ход пошли Лунтики, так Костя @founder обозвал копию фишаповского Флита.
Помните двух подряд пойманных горбыльчиков? Вот это — на Лунтика! Прикреплю фотку ещё раз.

Ну и до раков дошла очередь. Лёшкиного производства у меня было два — в прозрачно-оранжевом и матово-розовом цвете. Оба выжили, и вернулись со мной в Москву.

Ну и косадаковского Конга в последние две рыбалки гонял в хвост и в гриву! Тоже работал, и в жёлтом с блёстками

И в красном с блёстками.

На красного было поймано вот такое радиационно-ядовитое чудо, первый раз такую расцветку увидел.
В руки брать было не противно, но к столу я её приглашать не стал. :no:

Рыба — не друг, рыба — еда!

Ну да, рыбу я ем, и не просто так, а с удовольствием!
Не всю подряд, понятное дело, горбыльчиков отпустил, смариду отпустил. Брал, в общем, только скорпену нормального размера.
Вот это же — нормальный размер? Я считаю что да! :yes:

На тарелке размер понятнее смотрится.

А без голов и плавников — кулинарнее. :D

Миша @Bigmihha фотки бы намного художественнее сделал, ну а я уже — как умею, извините.
Жарили, обваляв в манке, перемешанной с кукурузной мукой. Очень вкусно!

Заморозили ещё килограмма полтора, и домой привезли. Будем жарить, да море Чёрное вспоминать. :drinks:

Прощай, Адлер!

Ну что в итоге сказать про мой скомканный отпуск? Подпорчен он, конечно, был и погодой, и болезнями...
Но всё равно, старались получить от отдыха по максимуму.
Я, как и в минувшие разы, провожал закаты.

Встречал рассветы.

Смотрел на облака над морем.

Встречал набегающие волны.

Но осталось ощущение неудовлетворённости, даже не сделал напоследок традиционную фотографию с Лизкой на руках.
Вернее сделать пытался, но радости на лицах не получилось. :D
Не могу закончить как обычно словами «Замечательный был отпуск». Скажу так — нормально отдохнули!
Ну и — прощай, Адлер! Ты не виноват, что так вышло, но в любом случае этот прилёт изначально планировался как последний.