Цитадель Арк, считающаяся самым древним археологическим памятником Бухары, согласно данным раскопок, основание крепости относится к IV–III векам до нашей эры. Её мощные стены, облицованные жёлтым кирпичом, возвышаются над центральной площадью города, поражая своим внешним видом и напоминая о былой неприступности.
Мы осматривали эту твердыню только снаружи, поскольку внутри, если верить нашему экскурсоводу, практически ничего исторического не осталось.
Вообще, если я правильно понял, так, как крепость выглядит в настоящее время, она не выглядела практически никогда, в том смысле, что её стены постоянно находились в процессе достраивания или реконструкции. Источники из интернета утверждают, что разрушениям Арк подвергался не менее пяти раз, а самый крупный ремонт проводился в 1164-1165 годах, то есть ещё до разрушения Бухары монголами в марте 1220 года.
Возможно, я ошибаюсь, ведь есть сведения, что укреплением стен и ворот Арка занимались и в эпоху Тимуридов, во времена правления Улугбека, и позже, но архивные фотографии конца XIX века наводят на мысль, что на деле всё было не так уж и радужно.
Последние серьёзные разрушения крепости были нанесены во время осады города войсками Красной Армии и свержения последнего эмира Бухары Сейида Алим-хана в 1920 году.
Пару слов о мечети, построенной в Санкт-Петербурге в 1923 году при его участии я вставлял в статье про мавзолей Гур Эмир.
Сейид Алим-хан в своё время закончил Санкт-Петербургский Николаевский кадетский корпус. Хорошее военное образование, плюс высокие и практически непробиваемые для артиллерии стены цитадели, давали эмиру превосходство над штурмующими крепость красноармейцами, поэтому командующий войсками Туркестанского фронта М. В. Фрунзе даёт приказ о бомбардировке Арка с самолётов. Такую информацию до нас довела наш экскурсовод, есть на эту тему и некоторые другие сведения в интернете, а вот в описании Бухарской операции 1920 года упоминается только артиллерия, об авиации же нет ни слова.
В общем, за достоверность сказанного выше не ручаюсь, однако, говорят, что в результате штурма основная часть крепости превратилась в руины, и территория за стенами теперь представляет собой, за небольшим исключением, практически голый пустырь.
Из других источников в сети можно узнать, что основные разрушения Арка — не от артобстрелов и авиационных налётов, а от того, что его здания были в 20-30-х годах прошлого века были разобраны самими же бухарцами на стройматериалы. Скажу так — не такая уж и неправдоподобная версия, особенно учитывая тот факт, что подобные ситуации характерны для многих городов, в которых нам довелось в своих путешествиях побывать.
В любом случае, после установления советской власти и образования Бухарской Народной Советской Республики отреставрировали одну из стен цитадели, масштабная же реконструкция Арка была проведена к 2500-летию Бухары, праздновавшегося в 2000 году.
Внешний вид у крепости для далёкого от традиций среднеазиатской архитектуры туриста, каковыми мы являемся, несколько неожиданный: и формой выдающихся вперёд башен, и наклоном стен от подножия к верху, и отсутствием в верхней части бойниц.
Самая внезапная деталь — торчащие из стен торцы брёвен, идущие ровными рядами от низа и доверху. Нам объяснили, что это не только вмонтированные в кладку детали конструкции, укрепляющей стены, но и средство защиты от сырости. Дерево, высыхающее под лучами палящего солнца, вытягивало влагу и из обожжённого кирпича, которым стены облицованы, и, в большей степени, из внутренней их части, состоящей из кирпича-сырца.
Видимо, во времена, когда Бухара строилась в низкой болотистой равнине Зеравшана, это было актуально, хотя не исключаю, что и сейчас в зимнее время года влажность воздуха в этих местах весьма высока.
Кроме западной стены цитадели, восстановлена также южная, а вот на восточной мы можем видеть довольно большой участок укреплений с отсутствующей облицовкой. Не могу сказать, обрушился ли он во время боевых действий, или это просто сделало время, но как объект для сравнения «было-стало» и для понимания устройства пирога стены вполне познавательно.
На сегодня Арк — один из основных узнаваемых символов не только Бухары, но и всего Узбекистана, и, как знать, может быть, в будущем он предстанет перед жителями и гостями города во всей своей красе, с восстановленными мечетями, медресе, зданиями государственных служб и, конечно же, дворцом бухарских эмиров.
Но даже если такого не произойдёт, то всё равно грандиозная крепость достойна того, чтобы посмотреть на неё хотя бы снаружи, как это сделали мы.
А следующая точка в нашей экскурсии — архитектурный ансамбль Пои-Калян.
Комментарии и отзывы 0
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.