Бобруйской крепости мы посвятили не очень много времени, туда, я так думаю, лучше бы было наведаться с экскурсоводом, поскольку на месте информацию можно получить, только обращаясь к интернету.
И да, я, впрочем, как и большинство простых людей, к коим отношу и моих читателей, в фортификации разбираюсь слабо, и это «слабо» находится очень близко к отметке «не разбираюсь», поэтому умные термины из этой военной науки хоть и буду применять, но давая небольшие пояснения, которые сам только что почерпнул из всемирной паутины. Ну так, чтобы лишний раз не заставлять вас туда лазить.
Итак, Бобруйская крепость. На большинстве фотографий к статьям, рассказывающим о ней, в том числе и в Википедии, фигурирует здание с башенкой, что на моей фотографии ниже.
На самом деле, это строение — лишь малая часть всего фортификационного сооружения, и называется оно «Горжевой редюит 5-го полигона».
Вот и началось, да? Горжевой... Редюит...
В переводе на общедоступный, горжа — это открытая тыльная часть оборонительного сооружения, я бы, с точки зрения дилетанта, назвал бы так — место, находящееся внутри крепостных стен.
Редюит — это последний шанс обороняющихся, цитадель, в которую отступят защитники крепости, если неприятель прорвёт основную линию обороны, в нашем случае — равелин, торец которого виден на переднем плане на фото. Равелин — защитное сооружение, чаще всего напоминающее собой треугольник, которое находится вне крепостных стен.
Вот здесь можно получше рассмотреть как выглядела Бобруйская крепость в 1919 году, так, надеюсь, намного нагляднее и понятнее, а то своими текстовыми объяснениями я уже и вас запутал, и сам скоро запутаюсь.
Ещё парочка снимков горжевого редюита 5-го полигона.
Редюит, о котором идёт речь, на фотографии, представленной ниже, виден в верхней левой части, в нижнем левом углу — точно такой же, но, видимо, 6-го полигона, только он, увы, до нашего времени не сохранился. Перед обоими редюитами видны треугольники равелинов.
Судя по надписи Narodowe Archiwum Cyfrowe, фото это из польских архивов.
Вот так сейчас выглядит этот редюит с равелином с высоты. Справа видно ещё одно сооружение — редюит входящего плацдарма, углубляться в нюансы не будем, остановимся на том, что он тоже предназначался для защитных целей, этого нам для общего понимания будет достаточно. Ведь не собираемся же мы докторскую диссертацию по фортификации писать, правда?
Ну и к истории возникновения крепости надо уже, наверное, обратиться, чтобы хоть в первом приближении, так сказать, понять, с какой целью её тут возвели. Зайдём в редюит через открытые, изрисованные краской из баллончиков двери и побродим внутри, посмотрим, заодно окунёмся в прошлое.
В 1810 году, понимая, что нападение Наполеона на Россию неизбежно, Барклай де Толли, будучи в ту пору военным министром, представил императору Александру I два плана действий на случай войны. Согласно первому, русские войска должны были атаковать первыми и бить француза на землях Пруссии и в Варшавском герцогстве, выдавливая через Германию обратно во Францию, второй вариант предполагал затяжную оборонительную операцию, использование тактики «выжженной земли» и заманивание противника вглубь своей территории. Как мы знаем, в итоге именно по второму сценарию события и развивались.
Согласно плана, изложенного в записке «О защите западных пределов России», которую Барклай де Толли представил Императору, предлагалось возвести новые оборонительные укрепления в западных областях Российской империи, заложив крепости в Динабурге (теперешний Даугавпилс) и Рогачёве. Генерал-майор инженерного корпуса Карл Опперман после осмотра западной границы настоял на строительстве одной из крепостей не в Рогачёве, а в Бобруйске, на реке Березине. Окончательный генеральный план Бобруйской крепости был утверждён Александром I 20 июня 1810.
Самая подходящая для строительства грандиозного фортификационного сооружения территория была занята жилыми домами, религиозными и хозяйственными строениями города, существовавшего на этом месте уже почти четыре с половиной сотни лет, однако это не смутило Оппермана, всё подчистую было снесено, горожанам же взамен выделили свободную землю вокруг возводящейся новой крепости.
Таким образом, был город на Березине...
А стал городом у западных границ крепости.
К июню 1812 года крепость уже была готова встретить неприятеля, её гарнизон состоял из 4 тысяч человек (по другим данным — из 5), на вооружение поставлено более 300 орудий.
К июлю, когда войска Наполеона подошли к Бобруйску, у обороняющихся имелся запас боеприпасов на год, продовольствия — на полгода, из расчёта на 8 тысяч человек, это позволило пятитысячному гарнизону выдержать блокаду крепости, продолжавшуюся до ноября, аж до отступления французской армии из России.
Таким образом, Бобруйская крепость, хоть и не подверглась серьёзному штурму, однако значительно ослабила силы неприятеля на величину блокадного корпуса, который составлял около 20 тысяч человек.
После войны 1812 года, учитывая выяснившееся в ходе боевых действий значение крепости, было решено её достроить, что, собственно, и проводилось до середины XIX века и было закончено уже при Николае I. Гарнизон в 1847 году уже состоял из 13,5 тысяч человек, на артвооружении находилось 27 24-фунтовых и 28 6-фунтовых пушек и 53 24-фунтовых карронады.
Однако уже к 1868 году бобруйская твердыня стала утрачивать своё значение, поскольку находилась в тылах обороны, и была в штатной ведомости понижена с 1-го класса до 2-го, а в 1886-м вообще переведена в статус крепости-склада.
Правда, намного раньше, ещё в 1826 году, подземные помещения равелинов были превращены в казематы, в которых после подавления восстания на Сенатской площади Санкт-Петербурга отбывали наказание некоторые из декабристов. Интересна судьба одного из них — подполковника Василия Норова, который в 1823 году служил в 18-м егерском полку в Бобруйской крепости, а после ареста был отправлен сперва в Свеаборгскую крепость, затем в Выборгскую, после неё в Шлиссельбургскую, а в октябре 1827 года по особому высочайшему повелению — в Бобруйскую крепость. На воинской службе он здесь пробыл чуть больше года, а на каторжных работах — без малого восемь лет.
Потеряв своё значение как оборонительное сооружение, крепость, превращённая в склад и частично в тюрьму, перестала поддерживаться в надлежащем состоянии и понемногу начала ветшать и разрушаться. Перед Первой мировой войной известный промышленник и меценат Савва Мамонтов собирался выкупить её у правительства, чтобы устроить там сеть текстильных фабрик, однако сделка так и не состоялась.
Вид с верхней площадки горжевого редюита на угол равелина.
Во времена советско-польской войны в 1919—1920 годах на территории крепости размещался лагерь для военнопленных, и это было только начало страшных страниц в летописи цитадели, во время Великой Отечественной немецкие оккупанты разместили на этой территории шталаг №131, где только с июня 1941-го по июнь 1944-го было уничтожено более 40 тысяч человек.
О лагере у меня будет отдельная небольшая статья.
В горжевом редюите 5-го полигона Бобруйской крепости.
После войны крепости вернули её первоначальное назначение, здесь до начала 2000-х дислоцировался Бобруйский гарнизон.
Сегодня остатки цитадели потихоньку разрушаются, хотя некоторые из них, если судить по фотографиям, активно используются, как, например, один из редутов входящего плацдарма, где предприимчивыми бобруйчанами проводится для желающих квест «Форт Бобр Ярд».
Отличное решение, я считаю. Намного лучше, чем медленное превращение в руины стен, в которых ещё чувствуется былое величие и мощь.
Комментарии и отзывы 4
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
Уж ты ж прям Миядзаки пахнуло
На «Ходячий замок» Миядзаки вдохновила избушка на курьих ножках, на «Небесный замок Лапута» — Бобруйская крепость.
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20 .
В таком месте интересно полазить.
Если я правильно понял, то подобных этому редюиту зданий разбросано по территории бывшей крепости штук 25, или около того. Да уж, там лазить — не перелазить.
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.