В том году купил Андрюше катушку Shimano Catana 1000 FC скажем так для знакомства с рыбалкой. Покупка была спонтанной и, честно говоря, не очень много ждал от нее в плане надежности, как говорится, побалуется и поменяем. Так получилось, что рыбачил он ей в том году и немного в этом не мало и условия были моментами не самые лучшие, но катушка так и не подвела ни разу сбросом петель или отказом на воде, при этом у нее очень небольшой вес и в детские руки очень неплохо легла. Перед сезоном ротанинга решил проверить ее состояние и заодно сделать техобслуживание и как оказалось не все так радужно.

Под нагрузкой катушка все еще ведет себя не плохо, но при этом при вращение ручки без нагрузки вибрации ротора просто кошмар и немного идет рокот, но он не постоянен. Продольный люфт ведущей оси не очень большой, но при этом присутствует также поперечный люфт, плюс при покачивание ротора такая же беда — люфт. Конечно первая мысль была искать новую катушку, но Андрюшка уж очень хотел такую же и уж очень просил починить именно свою.

План прост, сначала разберем посмотрим и попробуем устранить люфты (конечно при условии, что главная пара не пострадала).
Процесс разборки не стал фотографировать и решил основные этапы сборки показать в конце (последовательность такая же, но в обратном порядке).

А вот и виновник люфтов на ведущей оси, выработка посадочных мест. Причем на снимке видно, что пострадала правая часть и уже началось и слева.

А вот и виновник «торжества» вот такая втулочка взамен подшипника (к слову не редкость у катушек Shimano в частности) установленная на заводе. Что хотелось бы отметить, что эта втулка не только «сожрала» посадочное место на оси, но еще и немного разбила посадочное место в корпусе. Сразу хотел бы заметить, что о ее наличии знал и до этого и именно поэтому раз в несколько рыбалок смазывал прокапывая масло, но как видите эта полумера не возымела какого-то серьезного эффекта.

Голубенька втулочка вместо подшипника

Вторая часть проблемы это ведомая ось, на ней тоже появился небольшой износ и в этом узле тоже не очень уж хорошо, так как вторичный вал с одной стороны удерживается подшипником, а с другой без каких-либо втулок в корпус. Увы фотографии с износом нет, но наверно и не важно это.

Для восстановления не стал использовать разного рода подмотки, а использовал холодную сварку и ремонтную краску от автомобиля.

Дело в том, что холодная сварка как на снимке не растекается и очень неплохо держится на обезжиренной поверхности валов, но при этом на истирание и по шумам при вращение — не самое лучшее решение. Именно поэтому данным составом восстановил только посадочное место под подшипник, а вот краска на истирание показала более достойный результат и ее слой прекрасно держится на холодной сварке как на грунте.
Вот как выглядела ось после нанесения холодной сварки:

Форму придавал нанесением состава и прокатыванием оси в голубой втулке, после чего зубочисткой удалял излишки состава (в этом плане совсем не сложная манипуляция, так как холодная сварка не жидкая).
Финишное покрытие наносил краской (конечно после каждого этапа сушка феном и шлифовки).
Вот результат:

Абсолютно также убрал люфт и на ведомом вале. После чего собрал катушку и в принципе был доволен временным решением. Почему временным? Так ведь причину так и не устранил и был почти уверен, что хватит данного решения (без замены втулки на подшипник) на несколько рыбалок.
Первый этап закончен и к слову без проблем провели несколько неплохих выходов на ротанов.

Ах да, конечно же провел смазку катушки вот таким комплектом (о нем чуть позже):

Для второго этапа были заказаны гибридные подшипники, класс точности ABEC 7 и размер 7x13x4 и 4x7x2,5 (для ролика).
На днях получил посылку, значит приступаем к второму этапу и начнем с избавления от заглушки.
Вскроем катушку и оценим повторно состояние. Когда раскручивал катушку выдвинул шток привода шпули, чтобы при снятие корпуса случайно не сдернуть ведущий вал.
Далее шток выставил в положение при котором он не будет мешать снять первичный вал и краской пометил ведущую и ведомою шестерню. Именно в этом положении будем собирать катушку обратно.

Состояние ведущего вала (привет от втулки):

А вот на ведомом валу задумка сработала:

Процесс снятия обгонной муфты фотографировать не стал (все просто откручиваем три самореза) и снимаем.
Сам процесс сборки начнем с замены втулки на подшипник с ведомого вала (размер одинаков). При установке подшипник ставил на сантехническую ленту (для плотной посадки, после установки излишки ленты убирал):

Далее ставим шестеренку привода шпули. Обратите внимание, что у нее не круглая форма и есть метики как и на ведущем вале. Метки установленные на валах (краской) и штаные метки должны совпадать. Дополнительно под каретку поставил тоненькое силиконовое колечко (немного уберем свободный ход штока, но колечко очень тоненькое иначе шток будет ходить с трудом).

Ставим ведомый вал и возвращаем шток с кареткой.

Предварительно на зубья нанес смазку из тюбика и шток прокапал жидкой смазкой. При данной разборке не проводил промывку. До этого все за исключением корпуса и подшипников промывал в бензине калоша. Для корпуса использовал очиститель из комплекта. Вообще если речь идет о металлических деталях то калоша самое-то, а вот для резины и пластика я бы поостерегся. Подшипники разбирал (у Шимано они обслуживаемые) и промывал в бензине закладывая новую смазку. Если подшипнике сравнительно новые можно прокапать жидким маслом. А вот промывать подшипники в бензине без разбора категорически не советую результат будет плачевным (но я думаю это и понятно).

Далее ставим обгонную муфту (но фотографии втулка муфты одета не до конца, но показано какой стороной ее ставить):

И собственно устанавливаем ведущий вал соблюдая метки (штатные и установленные нами).

Этот этап самый сложный, так как совместить все метки не так уж и просто. Штатные метки в приоритете и задача усложняется тем, что когда ставим видны только метки на ведущем валу. Установили и осторожно прокручиваем катушку за ведомый вал, при этом никаких заеданий не должно быть. Заедание есть, снимаем вал и ставим за ново. Есть сомнения, снимаем вал и повторяем установки.

Когда корпус закрутили не спешим сразу крутить ручку, необходимо установить ротор или заглушку как на снимке (само собой закрутив гайкой). Дело в том что, ведомый вал имеет осевой люфт и именно его мы выбираем. Из моих трех катушек всего одна позволяет этого не делать, но по факту тестовые прокручивания делаю только с установленным ротором.

Закручиваю саморезы затягивая из попеременно тем самым добиваясь равномерного прилегания корпуса без перекосов. Несколько слов по регулировочным шайбам. Алгоритм прост. Первое прокручивание ручкой делаю с усилием как-бы вдавливая ручку в корпус. Если есть рык разбираю и ставлю шайбу под ведущий вал рядом с приводом шпули. Собираем опять если с этим прокручиванием хорошо выбираем люфт (не полностью) установкой шайб с другой стороны (там достаточно разобрать корпус). Процедура нудная и требующая нескольких сборов-разборов.

И в качестве бонуса заменим втулку на подшипник в ролике:

Слева втулка и гибридный подшипник (то что ставим), сам ролик и справа втулка и шайба пластиковые от стандартного ролика (нам не понадобятся).
Собираем ролик+втулка+подшипник и дополнительно используем две шайбы для убирания зазора плюс одна штатная шайба.

Вроде все и надеюсь, что катушка еще свое послужит и будет радовать моего компаньона.
В ближайшие дни проверим на ротанинге.