Что вам рассказать про рыбные места «на северах»?
Скажу так: рыбы там полно, но добираться до нее так далеко, сложно и муторно, что не приведи Бог!

(закусочная «вдали от жен» — у черта на куличиках!)

А без хороших, друзей на месте — так вообще невозможно.
Вот из Москвы я прилетаю в Челябинск, а дальше? Дальше меня как раз и забирают друзья, с которыми нам предстоит проехать 1350км на машине, проплыть 120км на пароме и еще сотню на кораблике…

На этом кораблике мы будем жить, с него уходить на рыбалку.

Где живет «озверин»?

Теперь посчитаем: 1350км от Челябинска до Нягани мы на хороших машинах «пролетаем» где-то за 15 часов нон-стопом.

Тяжеловато, но терпимо, благо два водителя сменяют друг друга при малейших признаках усталости.

Следующие 120км по Оби мы проходим на пароме за… 13 часов! Ведь скорость этого «современного» плавсредства, как и пол столетия назад, не превышает 8-9км/ч. Наш паром — это баржа, сплошь заставленная автомобилями.

Хочешь — сиди в машине, хочешь — стой. А хочешь — падай, если ты, например, дальнобойщик и в кабине тебе есть куда «упасть».

Летом солнце жарит прямо в кабину, если ветер и непогодь — то баржу заливает так, что высунуться страшно…

В прошлом году вон баржа вообще вмерзла в лед. Людей сняли, а машины — только когда зимник открыли…

Оставшиеся 100 километров, на чудном кораблике 50-60ых годов производства, мы проходим еще за 12,5 часов и вот мы на месте — можно ловить рыбу!

Только «чистого» времени в пути, вместе с самолетом, набирается 43 часа, а «грязного»... Лучше и не вспоминать.

Вот это-то бездарно потерянное из-за неспешной «северной техники» время в буквальном смысле вымораживает!
Интересно, где-то в мире есть еще нечто с мотором, что часами плывет или едет со скоростью 8-9км/ч?

Ну может верблюд в пустыне, так он ходит ногами и к тому же без мотора…

Единственный способ ускорить процесс — это притащить с собой катер с быстрым, современным движком, что и сделали одни из наших друзей.

Загрузив катер под завязку, они ушли вперед и, пролетев «сотку» за 2 часа, ждали нас на кораблике, пока мы пол суток «телепались» на барже и в нас медленно вселялся озверин...

Ну ладно, дело делается, а сказка сказывается, и вот, притащив с собой несколько ПВХшек, моторы, продукты и другие вещи, коих набралась целая машина и прицеп, преодолев все трудности и расстояния, мы оказались на реке Северная Сосьва…

Вода цвета кофе с молоком и берега, заселенные кедрами и медведями — вот вам и вся северная красота.

Но что-то есть в этом особенное — недружелюбное, завлекающее и по-настоящему дикое.

Наш кораблик раскочегарился в шестом часу утра. Пройдя на нем пару часов, мы не выдержали -надули лодки и ушли далеко вперед, на наши рыбные места. Кораблик же плыл себе потихоньку и к вечеру нас нагнал…

Эскадра выдвигается

В состав нашей «эскадры» входили: катер с 70 лошадками за бортом, ПВХ с 9,9л. с. и раздолбанная казанка, которую мы взяли у местного жителя и оборудовали своим мотором.

Чтобы двигаться более резво, в катер сели 4 человека (включая меня), на казанке угнездились двое и один на ПВХ — так все спокойно выходили на глиссер и могли идти на максимальной скорости. Силы были не равны — на катере мы очень резво убежали далеко вперед и смогли первыми начать рыбалку…

Еще в прошлом году на Сосьве мы провели очень удачное испытание прототипов необычных, химических расцветок блесен DAM. В этом сезоне блесны уже поступили в продажу и стали нашим основным оружием.

Первый же заброс ядовито-зеленой блесны принес мне поклевку: кто-то ударил, но ударил слишком звонко для щуки. Да и сопротивление рыбы было какое-то странное, щуке вовсе не свойственное. До самого конца я не понимал, кого тяну и был искренне удивлен, увидев очень приличного язя!

Мы слышали, что тут водятся крупные язи, но ловить не ловили... На теле рыбы были нешуточные раны — следы зубов местных злобных «крокодилов».

Радостные помчались дальше и… на середине реки сели на песчаную мель! Будь она неладна, хорошо хоть не повредили ничего. Сняться получилось только когда один из нас, в самых высоких сапогах, спрыгнул за борт и оттащил катер на глубокое место. При этом, конечно, зачерпнул полные сапоги воды, чем здорово развеселил всю нашу неблагодарную братию.

Визжим, как дети!

В общем-то, мы оказались на тех же местах, что и в прошлом году, только на этот раз вода была выше, а «на улице» гораздо теплее.

Что могло измениться в таких условиях и есть ли сейчас рыба в этих местах — мы не знали. Первые забросы отозвались странным «молчанием».

Двигаемся в поисках рыбы и натыкаемся на очень интересное местечко: песок и ровная глубина около полутора метров, а затем резко возникает каменная гряда с приличным свалом.

У нас повелось так, что на всех новых местах мы начинаем ловить на блесны. Я уже писал, что воблерами ловить здесь тоже можно, но результативность меньше…

Для себя я выбрал блесну DAM Effzett Standart 45гр. — соотношение площади блесны к ее весу, позволяет облавливать как неглубокие места (ведь блесна прекрасно держит горизонт даже при медленной проводке), так и дает возможность «пробить» глубокую гряду или бровку.

Именно ведя блесну с мели на глубину, и даже чиркая ею по камням на дне, мы смогли разбудить местных «крокодилов»…

Щуки клевали зачетные!

При поклевке они не трясли головой, не делали свечек и не бегали как угорелые из стороны в сторону. Они просто вальяжно и неудержимо барражировали где-то в глубине, и первые минуты тебе оставалось только любоваться тем, как твой шнур, под невероятным натяжением, медленно, словно масло режет воду…

От такой рыбалки мы, взрослые мужики, в буквальном смысле визжали, как дети!

Даешь крупнее!

На следующий день, немного утолив рыбацкий голод, я решаюсь на эксперименты с приманками размера Big Size. Для этого у меня припасены: пара 140мм джерков Effzett Jerkstar, гибридные приманки Effzett Kick-S Minnow 200мм и, самое главное, очень забавные силиконовые сомики Effzett Catfish 200мм.

Я забыл упомянуть, что в лодку я брал два комплекта снастей.
Первый, скажем так, общеходовой: спиннинг Sakura Trinis Neo до 40гр, катушка Mitchell RZ со шнуром Sakura 8X-Sensibraid 0,16мм и титановые поводки DAM 30см. Это самый универсальный вариант для севера — когда можно кидать практически любые блесны и вытаскивать абсолютно любых монстров.

Второй комплект шел исключительно под крупные и тяжелые приманки: кастинг до 100гр + мульт + толстенный шнур, диаметр которого я даже уже и не помню. И обязательно специально джерковые, толстые, стальные поводки DAM.

Зная здешнюю глубину, я понимал, что медленно тонущий джерк тут не совсем к месту, но ради эксперимента закидываю и его, в надежде, что щука может подняться за крупной приманкой и из глубины.

Ожидания оправдываются, но не до конца — я начал ловить относительно мелких (килограмма по четыре) щук, которые так глубоко заглатывали 140мм приманку, что извлечение джерка превращалось в небольшую операцию…

Сомики—гипнотизеры

Следующими на очереди были «мягкие сомики» Effzett Catfish — у меня было два варианта: с шадовым хвостом и с хвостом как у твистера.
Несмотря на то, что сомики выглядят очень мило (одни их усики заставляют непроизвольно улыбаться),

Они являются настоящими машинами для поимки трофейной щуки!

Под их силиконовыми телами скрывается цельный металлический каркас с острейшими крюками SUMO, которые крепятся к «скелету» на мощнейшем вертлюге и куске проволоки с загибом. Эта проволока втыкается в тело приманки и прижимает крюк ближе к телу, но при поклевке отсоединяется. Получается, что щука кусает только тройник, а мягкое тельце сомика почти не страдает. В конце концов, несколько десятков щук сумели таки попортить приманку, но я ее без проблем «заварил» зажигалкой и сомик стал почти как новый.

Итак, первым я взял «твистерного» сомика и решил посмотреть, как он играет — провести его на поверхности пару метров. Я прямо загляделся! Сомик меня загипнотизировал, настолько здорово и живо играл его хвостик. Я кидал и смотрел, смотрел и кидал…

Наконец, я пересилил себя и опустил это чудо на дно реки, где вел его настолько медленно, насколько мог…

Можете не верить, но иногда я еле-еле удерживал свой спин с тестом до 100гр в руках — настолько яростно атаковали мою приманку.

Ох, и сильны эти северные щуки!

При вываживании я даже упирал спиннинг себе в живот и выкачивал щук, словно настоящих морских монстров. Ей-Богу не вру! Можете убедиться — и сейчас весь живот в синяках!

Человек лисе не товарищ

Если в прошлом году к нам на палубу забрался медведь, то в этом году все ограничилось любопытной лисицей. «Огневка» подошла к нашему кораблику и, нисколько не пугаясь направленного на нее фонарика, что-то выискивала и копала на берегу.

Я не удивлюсь, если эта лиса и людей-то никогда не видела. Только после того, как я окликнул ее: «Привет, дружище», лиса встрепенулась и резво убежала. Мы подкинули ей подарок — щучью голову, но она не вернулась. Похоже, никакие мы ей не друзья…

Облом с трофейным окунем

Ловить щук, даже больших, тоже приедается... От других рыбаков и от капитана мы слышали, что вверх по течению водится крупный окунь. Прямо таки трофейный: по килограмму и более. Ну как не половить таких красавцев?!

Наш капитан дал полный вперед и за каких-то четыре с половиной часа мы промчались 35 километров до окуневых мест. И вот перед нами самый настоящий перекат!

Здесь в прошлые годы тучами ходили полосатые разбойники: на середине реки здоровенный галечно-песчаный остров, слева русло, а справа — совсем мелкий перекат, уходящий в глубину на метр — полтора.

Каково же было наше разочарование, когда мы поняли, что кроме мелкой щуки (до 3кг) тут почти никто не живет.

Окунь попадался очень и очень редко и размером был с… ладошку!

Ну что за наваждение такое.
Оставалась надежда на вечер,

когда крупные щуки могут выйти на отмели для кормежки…

Зеленая против морковки

Я уже упоминал о том, что всю нашу прошлую поездку мы тестировали новые, экспериментальные расцветки блесен DAM. Тогда главным фаворитом стала ядовито- зеленая.

Зеленая прекрасно отрабатывала и в этом году, побеждая «классику», но интересный факт: когда к вечеру на перекате товарищ ради эксперимента поставил «оранжевую морковку» (тоже из новых цветов) он практически сразу поймал щуку достойных размеров!

Я тоже поставил оранжевую и тоже сразу поймал приличный экземпляр!

Совпадение или нет?

Похабное название

Морковная ли, или какая другая блесна, но щука на перекате была не та, что на нашем основном месте, а крупного окуня так и не было вовсе. Решаем подняться по течению на большом и быстроходном катере.

Ориентиром нам служило резкое сужение реки под названием «Марьина дыра».

Это ж надо было такое название влепить! Ну, мужики, ну похабники!

Здесь с рыбой было еще хуже и мы, в ее поисках, вновь пошли выше, пока не увидели деревеньку из десятка домов. Интересуемся у мужиков — где тут рыба и есть ли мобильная связь?
Конечно, мы получили исчерпывающие ответы из разряда: да вот же река — тут и рыба… А связь? Связь тут не далеко — еще 70км вверх по течению….
Ясно, понятно, до свидания…
Поколесив по округе и поймав кучу мелкой щуки и только одного нормального язя, мы решили вернуться на базу.

Обидно, но получилось, что еще один драгоценный день был потрачен впустую.

Щуки ждут, а капитан нет

Время, отведенное на рыбалку, уходит, а тут еще капитан куда-то уплыл по своим делам, приказав помощнику стоять на месте, с якоря не сниматься и никуда без него не двигаться. Ну что ту поделаешь? Придется самим утром идти до проверенных мест, а вечером возвращаться…

Щуки, в отличие от капитана, ждали нас на старом месте и клевать принялись с прежним азартом.

Я начинаю рыбалку здоровенным, двадцати сантиметровым силиконовым гибридом со сложным внутренним каркасом и лепестком на хвосте — Effzett Kick-S Minnow. Ох, и весело им ловить! Несколько «ступенек» и здоровенная щука зажирает его целиком, что называется с потрохами — двумя крюками и вращалкой...

Щучья пасть воистину огромна, глотка бездонна, а аппетит ненасытный!

В средних размеров щуке, что мы приготовили на обед, был найден крупный, не переваренный чебак, а она еще успела опередить товарок и съесть одну из наших блесен…

Ловить на крупные приманки здорово, но несколько утомительно, да и вдвоем в надувной лодке махать 150 граммами не комфортно…

Я вновь возвращаюсь к блеснам, тем более, что мой напарник успешно повторил трюк прошлого года: разъединил 45ти граммовую блесну DAM Twin и получил две половинки по 22гр весом каждая. Блесна стала в два раза легче и ее можно кидать любым спиннингом. Самое же главное — площадь самой блесны осталась большая, а это просто идеально для ловли с очень длинными паузами, когда блесна как настоящий осенний лист неспешно парит около дна.

Именно на такой длинной паузе товарищ и подцепил очередного гиганта!
Какая это, скажу я вам, была борьба…

Спиннинг Sakura Sportism Neo (35гр) гнулся в дугу, щука несколько раз уходила под лодку и товарищ почти до самой катушки опускал спиннинг в воду! Все гнется, все визжит! Класс!!
Но, невзирая на легкие снасти и упорную борьбу, гигант был покорен и занял свое почетное место в нашем фотоархиве.

Похожая ситуация повторилась и на соседнем катере — мы увидели, как наши друзья буквально бегают от одного борта к другому, что-то кричат, пытаясь подсачить матерую щуку.

Великолепный трофей!

К сожалению, восьмидесятимиллиметровая половинка от DAM TWIN так глубоко пролетела в пасть щуке, что спасти ее не удалось, и фото мы сделали уже на берегу.

Жилка испытателя у меня, видимо, в крови. Ну не интересно мне «как все». Я нахожу в коробке самую большую колебалку Sakura Skoon Fat изумительно реалистичной окуневой расцветки… Забрасываю ее в воду, кладу на дно и поднимаю резкими, длинными рывками.

И вновь на падении у меня клюнул заключительный, пожалуй, самый злобный мой крокодил этой поездки!

Что еще можно пожелать в этой жизни?!

Таков был завершающий день нашего приключения на севере Ханты-Мансийского автономного округа.

Дальше нам предстояло собрать вещи, сложить спиннинги и отмыть лодки от щучей слизи. Впереди нас вновь ждали десятки часов кораблей, паромов и автомобилей.

P.S.

Уже на пароме с нами приключилась комичная ситуация. От скуки и полного безделья мы смотрели в машине какой-то дурацкий сериал… Кто-то из нас засыпал, кто-то выходил размяться…

Но никто, никто не вспомнил о том, что надо хотя бы на часок завести машину...

И вот, на очередной серии все гаснет, а аккумулятор даже не «хрюкает»!

Мы в панике…

Слава Богу, оказалось, что мы такие не одни, ситуация для команды парома привычная и у нее припасено «реанимационное» зарядное устройство.
Было смешно и немного обидно! Ведь мы, закоренелые покорители севера, попались на типичной ошибке туристов-любителей.