Проживая в этой стране, с этими людьми, я убеждаюсь в том, что благополучия мы достигнем... Скорее всего, не достигнем вообще, или это произойдет через несколько десятков лет. Что самое обидное, я могу до этого просто не дожить. Такие выводы я сделал после непродолжительного диалога с рыболовом, который проживает в сельской местности Харьковской области. Коротко (ну может быть, не совсем) перескажу вам все о чем он мне поведал.

Рядом с поселком, где проживает Вова, есть небольшое озеро естественного происхождения. Сейчас питается грунтовыми водами, раньше, когда уровень в речке (Северский Донец) не регулировался, в весенний период озеро соединялось с рекой. В него заходило много рыбы. Часть через некоторое время возвращалась в реку, но очень много особей облюбовывали озеро и оставались в нем круглый год. Местные рыболовы сразу после паводка начинали активно ловить рыбу самыми разными способами. Кто-то спиннинговал (достаточно по-простому), кто-то сидел на берегу с поплавочной удочкой (таких было большинство), кто-то ловил на донную снасть, часами ожидая поклевки крупного леща или сазана. Были и самые умные. Ночью баловались экранами, паучками и дорожками. На количестве рыбы, а соответственно на качестве рыбалки это сильно не сказывалось, потому, как каждую весну озеро облюбовывали новые жильцы, а крупные трофеи просто-напросто не попадались с сети.

Но затем настало такое время, когда уровень воды начал жестко регулироваться и паводки прекратились. Из-за интенсивного рыболовного пресса и местных браконьеров, поголовье рыбы резко уменьшилось. Когда клев стал уж совсем плохой, честные рыболовы провели ряд бесед и воспитательных мероприятий с любителями халявной рыбки. Надо сказать, что толк от этого был — сетки ставить практически перестали. Клев лучше не стал (естественное возобновление популяции — процесс долгий). Радовало лишь одно. Стабильно ловился крупный сазан и лещ! Трофеи попадались почти всем, хоть и не часто...

Однажды Вова с соседом сидели на берегу водоема и ловили карася и сазана на так называемые спутники (разновидность донной снасти). Вдруг к противоположному берегу подьехал черный джип и оттуда вылезли два мужика. Они расстелили на земле покрывало, достали из багажника много всякого оборудования и начали облачаться в черные обтягивающие костюмы. Затем надели ласты, взяли в руки арбалеты для подводной охоты и попятились в воду. Плавали около 40 минут. Ныряли, выныривали в разных точках водоема, периодически подплывали друг к другу и о чем-то общались. А когда начали выходить из воды, Вова с соседом ахнули: у каждого в руках был кукан, а на нем — сазаны и щуки, весом далеко за 2 кг. Было и пару лещей, шириною с добротную сковородку. Мужики прикинули, и пришли к выводу: на двух куканах их трофеи за весь сезон открытой воды. Ну а подвохи сложил рыбу в мешки, немного посидели на берегу и снова отправились на охоту. Плавали около получаса. По истечению этого времени, у них в активе было приблизительно такое же количество рыбы. Больше уже не ныряли — начали готовить шашлык. Через три дня история повторилась, с той лишь разницей, что подвохи приехали охотится втроем, пробыли на водоеме намного дольше. Рыболовы решились поговорить с ними, предъявить им претензии, припугнуть, что напишут жалобу. Но ребята в грубой форме послали местных рыболовов и популярно объяснили им, что охотятся они без аквалангов, так что все законно. А еще сказали, что если будут выпендриваться и что-то доказывать, то подъедут большой компанией и настучат умникам по голове. Для того, чтобы остаться безнаказанными, власти хватит.

Мужики почувствовали себя обос…ыми с ног до головы. После того диалога подвохи приезжали на озеро еще пару раз (может быть и больше, но видели их всего дважды). После их визитов, поимка рыбы больше 500 грамм стала событием, а трофеи не попадались вообще. На данный момент рыба клюет на озере плохо и только мелкая. Прежде чем восстановится прежняя популяция, пройдет как минимум 3-5 лет, при уловии минимального рыболовного пресса и благоприятных природных условий. До трофейных размеров рыба вырастет лет через 10-15, потому как акватория довольно маленькая и кормовая база очень скудная. Единственный шанс на скорое возрождение — паводок. Он будет вряд ли — уровень теперь тщательно регулируется. Но опять же — лучше, чтобы его не было, потому как высокая вода — это колоссальные убытки...

Вот такая ситуация, друзья. Что я думаю по этому поводу? Мыслей на самом деле много. В первую очередь осуждаю подвохов. Зачем выбивать всю рыбу на вот таких вот маленьких озерах?! Два-три капитальных визита — и озеру трындец (что, собственно, и произошло). Ну ладно бы семья голодала... Так нет — приехали на джипе, что уже само по себе свидетельствует о достатке. Конечно, их можно оправдать тем, что двигает ими азарт, они приехали получать удовольствие. Если уж так, то пускай едут на большую реку, где рыбы много и акватория огромна. Ну а удовольствие можно, по-моему, получать просто от процесса и достаточно заохотить одну-две рыбешки...

История с этим озером не единственная в своем роде. Общались некоторое время назад с Сержиком. Так вот он рассказал, как подвохи выбили всех сомов на зимовальных ямах и местные ничего не могли поделать. Сержик, если читаешь эти строки, прошу для общественности рассказать эту историю в подробностях! В общем, проблема очевидна и она заключается в человеческой жадности и жестокости. Но раз она есть ее надо решать. Вот только как, если подвохи у нас в законе и нормы отстрела практически никак не регулируются?! Что-то измениться только если внести серьезные изменения в законодательстве. Я не являюсь сторонником того, чтобы запретить подводную охоту полностью. Это занятие лично мне кажется очень даже интересным и я не исключаю того, что в будущем не приобщусь к этому увлечению. Я за то, чтобы жестко ограничить нормы отстрела, а так же запретить подводную охоту на малых водоемах. Даже можно было бы производить подводную охоту по лицензии. Хочешь понырять и что-то подстрелить — приобретай лицензию, где четко будет написано, рыбу какого вида, и в каком количестве можешь убить. А за нарушение — уголовную ответственность. Нарушил — отсиди годок-второй. С нами по-другому нельзя: морали нет, а заплатить штраф для многих не проблема.

Мысли это мои и я знаю, что они в некоторой степени утопические. Кстати, таковыми они кажутся, только, потому, что никто из нас не верит в то, что в головах людей и в законодательстве могут произойти какие-то изменения. Это меня больше всего печалит... Ни хвоста, друзья.