Крупные ельцы уверенно берутся водяным кнутом на овода. Выбирается подходящее место для заброса около прибрежных кустов или деревьев, с которых в воду падают насекомые, и насадка посылается на воду с таким расчетом, чтобы течение сносило ее, пока леска не вытянется в прямую линию. Насекомое наверняка привлечет внимание ходящих в полводы рыб. Вот овод исчезает с поверхности. Подсечка, и елец на крючке.

Берут особо крупные экземпляры на серую кобылку (кузнечика). Держутся они на глубоких участках, в зарослях растительности. Здесь шнур должен лететь особенно метко в небольшие «окна», что делается опытным нахлыстовиком.

Еще большую тонкость и ловкость требует ловля водяным кнутом жереха. Когда он не "бьет" (оглушая верховодок), то хватает приманку лишь в быстрой пенной струе или при волне в ветреную погоду. При "бое" же он соблазняется сидящей на крючке стрекозой или крупным кузнечиком. Но снасть при этом должна быть предельно тонкой, переход от шнура к крючку очень плавным, а забросы дальними и сверхточными.

Особенно интересно уженье семги (по лицензии) нахлыстом. Выбор удилища и шнура зависит исключительно от условий лова и опыта рыболова. Разумеется, особенно хорошо удилище длиной до 5 метров. Им эффективно облавливать сложные места в реке и надежно вываживать рыбу. А это под силу "тяжеловесам" от водяного кнута.

Мушки применяются фантазийные, т. е. не имеющие прототипов в природе (см. рис. 1). Но у каждого рыболова есть свои «секретные» изделия, отличающиеся художественными достоинствами.

Рис. 1 — Лососевая мушка (фантазийная).

При умеренном течении заброс совершается метров на тридцать поперек течения, несколько выше предполагаемой стоянки рыбы. Затем рыболов медленно спускается на несколько шагов, подергивая мушку. Семга замечает насадку на расстоянии до двух метров. Если же насадка не привлекает внимания рыб, ее стоит немедленно заменить (см. рис. 2).

Рис. 2 — Движение нахлыстовика вслед за мушкой.

Приобретая необходимый опыт, нахлыстовик вырабатывает собственное поведение при ухудшении клева. Но чаще всего ему сопутствует удача.