Шижегда — загадочное слово, от которого веет дославянской, еще стариной и языческой, магией. С трудом найдя это название речушки на карте, захотелось увидеть её воочию и увиденное сразу покорило и заколдовало. Этой природной красоты, почти не тронутой человеком, да еще совсем не далеко от крупных промышленных центров, остается все меньше и тем большая ответственности ложится на людей, в плане сохранения этих заповедных мест.

Скупые строки справочника говорят: р. Шижегда принадлежит к Окскому бассейну. Длина реки всего 57 км. Впадает в реку Клязьмa.

В междуречье Уводи и Тезы несет свои прозрачные воды эта, местами похожая на большой ручей, волшебная речушка. Пробирается через не проходимые болота и топи. Неспешно нанизывая на себя, как алмазы на нить, проточные плёсы или огибая соседние озера, с не менее загадочными названиями древнего, когда то живущего здесь, народа : Кивехро, Ламхоро, Качехоро, Печхало, Пурхало.

Эти топографические историзмы чередуются с русскими названиями местных озер : Долгое, Сорокино, Ореховое, Березовое и др. Вместе они образуют совершенно уникальную пойму левого берега Клязьмы.

Речка, проявляя упорство и своенравие, иногда почти пропадает, растворяясь в болотах и впадая в большие озера, но, все же, не успокаиваясь, находит выход из их плена и протоками собирается вновь в неудержимый звонкий поток в конце концов достигающий Клязьмы в районе Венецкой заводи.

Трудно подобрать слова современного русского языка, чтобы описать всю волшебную красоту этой реки. Она завораживает и берет в плен с первого его посещения.
Она прекрасна в любое время года. Весной оглушает многоголосьем птичьего гомона и бобриными шлепками. Летом гудит комариным звоном и настораживает кабаньим хрюканьем. Осенью печалит журавлиным курлыканьем и шуршанием опавших листьев. Зимой, изредка, тишину нарушает лишь лосиный зов и гортанное клацанье хозяина этих мест — черного ворона.

Места эти, в нижнем течении реки, малолюдны. За порядком следят и защищают от залетного, не всегда доброго люда, еще живущие тут под прикрытием древней угорской магии и современного законодательства мавки и лешие, водяные и егеря здешнего Боброво-выхухолевого гос. Заказника.

От них не спрячешь темных мыслей и намерений. Стражи леса и реки обязательно накажут нарушителя спокойствия: проколют или перевернут лодку, закружат в протоках, запутают в водорослях и камышовых зарослях, окатят холодной водичкой от внезапного удара бобинного хвоста или напугают пристальным лосиным взглядом, сквозь ольховые ветки, а то и просто обругают по матери, если совсем обнаглел и прогонят, выписав штраф, для ускорения и долгой памяти.

Но коль ты скромный, добрый человек и ведешь себя правильно, а не считаешься вершиной развития, тогда, изредка, могут и пропустить и даже не заметишь их:
— Дыши, смотри, запоминай и наслаждайся. Живы красотой!
Только не злоупотребляй — не части, будь добр. Дай природе и красоте, тоже, спокойно жить.

У каждого заядлого рыбака есть своя заветная речка, на которой он -как дома. Для меня это Шижегда.
Что меня сюда всегда тянет, когда вокруг большие реки : Клязьма и Ока и такие же лесные и красивые Лух и Суворощь? Кто знает...
Может зов предков? Может просто отдыхаешь душевно? Тут ощущаю себя частью природы. Просто мелкой ее частью И мне от этого хорошо. Мне спокойно и радостно, настороженно и боязливо одновременно. Душевно от окружающей красоты и тишины и боязливо за ее будущее, когда, вдруг, натыкаешься на браконьерские сети или слышишь выстрел охотничьих ружей. Все это грустно и осознается как приговор человеческой жадности, глупости и жестокости, от которой и хочется спрятаться в таких ранимых заповедных местах.

Конечно, попал туда в поисках новых рыбных мест, но гонимый не жаждой добычи, а инстинктом приключений. Теперь езжу как в гости к старому знакомому, а не за угощениями и подарками, которые дает мне этот старый друг.

Она, иногда, щедро раздает щук и окуней почти на каждом забросе, или радует поклевками на поппер местной, жадной как пиранья, красноперки. Иногда радует всего парой, за целый день, выходов и атакой краснокожего шнурка, вдруг решившего внести разнообразие в процесс медитации и созерцания, как будто напоминая: — Хватит глазеть и фоткать все вокруг! И рот закрой! Ты рыбу ловить приехал или чо? Вот и лови рыбу!!! И отпускать не забывай!